Работа по здоровьесбережению
материал
Предварительный просмотр:
Работа по здоровьесбережению Чтобы у ребёнка с самого раннего возраста было стремление к физической активности и здоровому образу жизни, были разработаны Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. Программа физического развития дошкольников ФГОС направлена на оздоровление, гармоничное формирование молодого организма, профилактику негативных эмоций, установление нравственных и волевых качеств. В первую очередь необходимы расширение опыта в движениях и подготовка ребенка к школе. Основные задачи физического развития дошкольников по ФГОС: - выработка координации движений, гибкости, выносливости, равновесия; - укрепление позвоночника и мышечного корсета; - накопление физического опыта; - необходимость в движении и его совершенствовании; - положительное представление о закаливании и здоровье; - стремление к активным играм. Также туда входят формирование понятия о гигиене, здоровье, закаливании, развитие глазомера и ознакомление с отдельными видами спорта. Физическое развитие ДОУ по ФГОС должно основываться на следующих принципах: - полноценное проживание каждого жизненного этапа дошкольного возраста; - построение доверительных отношений; - поддержание активной детской инициативы в спортивных занятиях; - соответствие требований к дошкольнику в зависимости от возрастной категории; - построении программы на общих принципах с индивидуальным подходом к каждому малышу с учетом его физических возможностей. Для выполнения поставленных целей и задач физического воспитания по ФГОС в ДОУ должны быть созданы специальные условия: - зал для спортивных занятий; - инвентарь для физической культуры (мячи, скакалки, обручи, гантели); - площадка для занятий на свежем воздухе; - игровое оборудование с турниками, качелями, горками и песочницей. Обучение движениям должно быть систематическим и опережать уже имеющиеся навыки для развития новых. Работники ДОУ должны контролировать уровень нагрузки ребёнка и чередовать его с обязательным отдыхом, психологическим и творческим обучением. Всё это по ФГОС должно отвечать необходимым требованиям СанПиНа. Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и целостного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач: - развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); - накопление и обогащение двигательного опыта у детей (овладение основными движениями); - формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Для осуществления оздоровительно-профилактической работы в ДОУ используются здоровьесберегающие технологии: - динамические паузы, - подвижные игры, - релаксации, - пальчиковая гимнастика, - дыхательная гимнастика, - гимнастика для глаз, - гимнастика корригирующая, - самомассаж, - коммуникативные игры. Вся работа по физическому воспитанию и оздоровлению детей выстраивается с широким применением игровой деятельности, а вся двигательно-игровая деятельность ребенка считается основой его физического развития, обучения, оздоровления и воспитания. Всё это осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий. Физическое развитие по ФГОС ДО включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: - двигательной, направленной на развитие координации и гибкости; - формирование опорно-двигательной системы; - развитие равновесия; - развитие крупной и мелкой моторики рук; - выполнение основных движение (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты); - формирование представлений о некоторых видах спорта; - овладение подвижными играми с правилами; - становление ценностей ЗОЖ. Основные требования ФГОС и СанПиН касательно физического развития детей были учтены при разработке проекта программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, которая взята за основу в нашем детском саду. Мы проводим постоянную работу по укреплению здоровья детей. В игровых и спальных комнатах, спортивном и музыкальном залах, а также в кабинетах психолога и логопеда обеспечен оптимальный температурный режим; в группах раннего возрасты полы с подогревом. В процессе образовательной деятельности обеспечен режим двигательной активности. Для каждого возраста педагоги разрабатывают определенную программу игровых упражнений, которые постепенно развивают необходимые навыки. Кроме игровых занятий, включают элементы таких видов спорта, как баскетбол, волейбол, футбол, бадминтон, хоккей. Спортивный зал оснащён всем необходимым инвентарём. На территории детского сада имеется спортивная площадка, где дети приобретают и развивают навыки хождения по буму и спрыгивания с него, подтягивания, виса и раскачивания на перекладине, забрасывания предметов на расстоянии. Как воспитатели мы осознаём важность физического развития ребёнка. В своей педагогической практике мы также придерживаемся основных требований ФГОС. Сейчас у нас подготовительная к школе группа. И все 5 лет ставим перед собой такие целевые ориентиры, как формировать начальные представления о здоровом образе жизни, формировать правильную осанку, совершенствовать двигательные умения и навыки, развивать активность и самостоятельность в подвижных играх. Такая структура позволяет видеть временную перспективу развития качеств ребенка, даёт возможность вдумчивее подходить к выбору программного содержания данной образовательной области. Мы строим свою работу так, что образовательная область «Физическое развитие» интегрирует со всеми остальными образовательными областями. Так интеграция с образовательной областью «Познавательное развитие» решается посредством формирования навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарём, активизации мышления детей, при усвоении нового материала и закреплении знаний об окружающем мире через подвижные игры и упражнения. При интеграции с образовательной областью «Речевое развитие» у детей активизируется фантазия, развиваются творческие способности в процессе двигательной деятельности, создается эмоциональный настрой на развитие интереса и желания заниматься спортом, формируется правильное дыхание, развивается фонематический слух. Интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» решается через взаимодействие и помощь друг другу во время эстафет, умение действовать в коллективе и оценивании результатов игр и соревнований, где формируются первичные представления о собственных возможностях. В процессе занимательной двигательной активности развивается и закрепляется навык свободного общения со взрослыми и детьми через проговаривание действий и называние упражнений, поощрение речевой активности. Интеграция с образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие» позволяет решать такую педагогическую задачу, как развитие воображения. Для освоения двигательных эталонов в творческой форме используются художественные произведения, музыкально-ритмическая деятельность. Музыка создает положительный эмоциональный фон для утренней гимнастики, помогает детям запомнить движения, выразительно передать их характер. В качестве музыкального оформления используются фонограммы музыкальных сказок, музыка из мультфильмов. Интегрированная организованная образовательная деятельность позволяет расширить познавательный материал, даёт возможность сочетать различные виды деятельности, направленные на обогащение знаний, умений и навыков детей, развитие их творческих способностей. Каждое утро в нашей группе начинается с утренней гимнастики, являющейся одним из важных компонентов двигательного режима. Проводится она с музыкальным сопровождением и обязательным произнесением речёвок, что, естественно, влияет на развитие речи. Комплекс утренней гимнастики повторяется в течение двух недель. В хорошую погоду занятия проводят на открытом воздухе. Мы выбираем ту форму гимнастики, которая соответствует возрастным особенностям дошкольников. Это может быть бег, танцевальная аэробика под музыку, игровые состязания, упражнения со скакалкой или обручем. Также физкультминутки являются обязательной частью образовательного процесса. Любая организованная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, у них снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на её эффективность. В тот момент, когда у детей появляются первые признаки переутомления, мы провести физкультминутку. Это общеразвивающие упражнения: упражнения для рук, наклоны, приседания, прыжки, подскоки, ходьба с текстовым сопровождением или танцевальные, импровизационные движения с музыкальным сопровождением. Во время большого перерыва между занятиями мы считаем целесообразным проводить двигательные разминки, так называемые динамические паузы, которые состоят из 3-4 общеразвивающих упражнений, или же произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий. 6-8 минут выделяем для активного движения и 1-2 минуты для упражнений на расслабление. Прогулка - один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Здесь наиболее ярко проявляются особенности двигательной активности детей. Мы стараемся регулировать двигательную деятельность детей на прогулке, поэтому каждый ребёнок находится в поле зрения взрослого. В процессе данного режимного момента ежедневно проводятся подвижные игры и физические упражнения, основными задачами которых являются дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями; совершенствование имеющихся у детей навыков в основных движениях путём применения их в изменяющихся игровых ситуациях; развитие двигательных качеств: ловкости, быстроты, выносливости; воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками. Наиболее успешное решение этих задач достигается путём использования игр и физических упражнений, соответствующих двигательным возможностям детей, а также требующих от них определенного физического и умственного напряжения и более высоких морально-волевых качеств. Для поддержания интереса детей к подвижным играм мы усложняем их содержание, правила и задания, стараемся подбирать такие игры, которые требуется от детей проявление выдержки, волевых усилий и вместе с тем быстроты и ловкости движений. Кроме подвижных игр, на прогулке мы широко используем разнообразные упражнения в основных видах движений: бег и ходьба, прыжки, метание, бросание и ловля мяча. Во время пребывания детей на спортивной площадке мы отводим значительное место спортивным упражнениям, способствующим формированию разнообразных двигательных навыков и качеств. Они планируются по-разному в зависимости от времени года. Обязательным ежедневным компонентом режимных моментов является гимнастика пробуждения, которая позволяет поднять активность детей, улучшить эмоциональный настрой, провести профилактику нарушений осанки и плоскостопия. Во время бодрящей гимнастики мы часто используем приём самомассажа для дозированного механического воздействия на кожу и подлежащие ткани тела, эффектом которого является усиление циркуляции крови, лимфы и тканевой жидкости. Мы учим детей выполнять поглаживающие, разминающие, постукивающие, похлопывающие движения в направлении кровотока - от периферии к центру. И, конечно же, хождение по «дорожке здоровья», в качестве которой используем резиновые коврики для ванной комнаты. Самостоятельную двигательную деятельность детей мы организуем в разное время дня: утром до завтрака, в перерыве между занятиями, в свободное время после дневного сна, во время прогулки. При планировании самостоятельной двигательной деятельности мы позаботились о создании физкультурно-игровой среды: выделили достаточное для активного движения пространство, имеем достаточно разнообразные физкультурные пособия. Также довольно-таки часто нами используется музыкально-ритмическая деятельность детей, благотворно влияющую на физическое развитие : происходит общее укрепление здоровья: развитие и рост опорно-двигательного аппарата; развитие органов дыхания, кровообращения, сердечно - сосудистой и нервной систем организма; формируется правильная осанка, повышается работоспособность, жизненный тонус организма, совершенствуется развитие координации движений. Она тесно связана с физической культурой, из которой выбираются основные движения: ходьба, бег, прыжки, которые преобладают в играх, хороводах, плясках. Для развития у детей мелкой моторики, координации движений и внимания, активизации речевых навыков, памяти и мышления мы широко используем пальчиковую гимнастику. Проводимые нами дыхательные упражнения способствуют нормализации дыхания, укрепляют дыхательную мускулатуру, предупреждают застойные явления в лёгких, удаляют мокроту. Статические дыхательные упражнения выполняются детьми без движения конечностей и туловища. Динамические сочетаются с различными движениями. Детям, страдающим заболеванием органов дыхания, помогают упражнения с акцентом на выдох, произнесением различных звуков (по Б. Толкачёву). По достижению детьми старшего дошкольного возраста (со старшей группы) мы частично используем методику парадоксального дыхания А. Н. Стрельниковой (в игровой форме), задержку дыхания (по К. П. Бутейко) и некоторые дыхательные упражнения йогов. Релаксационное дыхание хорошо сочетается с упражнениями мышечной релаксации. Применяется нами и гимнастика для глаз. Эти упражнения для глаз заключаются в основном в фиксации зрения на различных точках, движении взгляда по тренажёрам и некоторых движениях глазными яблоками и веками (по методу йогов). Всё это способствует восстановлению нормального зрения независимо от характера имеющихся нарушений (близорукости или дальнозоркости).
Формирование здорового образа жизни начинается уже с раннего возраста. Вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья, особенно во время адаптационного периода. Оздоровительные мероприятия в детском саду позволяют ребёнку справиться с трудностями привыкания к новой среде, позволяют организовать жизнь ребёнка в дошкольном учреждении так, что приводит к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, сформировать положительное отношение к детскому коллективу сверстников и выработке умений и навыков повседневной жизни. Так в прошлом году я претворила в жизнь валеологический проект «Будь здоров без докторов!», в результате работы над которым у детей появился устойчивый интерес к здоровому образу жизни, они стали понимать важность режима дня, правильного сбалансированного питания, необходимость повседневной двигательной активности , роли зарядки и занятий спортом, узнали, от чего зависит здоровье человека , какие вредные привычки пагубно влияют на его самочувствие , что необходимо делать, чтобы укрепить своё здоровье и постоянно его поддерживать на хорошем уровне. Ещё хочу акцентировать внимание на необходимости закаливания детского организма. Принципы закаливания таковы: постепенность, последовательность, систематичность, комплексность, личностно-ориентированный подход. Мы используем следующие виды закаливания: ежедневные оздоровительные прогулки на свежем воздухе; водные процедуры: умывание, мытьё рук прохладной водой, полоскание рта после каждого приёма пищи и после сна прохладной водой или водой комнатной температуры; воздушные ванны и ходьба по «дорожкам здоровья» после сна; ходьба босиком. Таким образом, физическая культура - не только средство развития собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и важный компонент духовного, нравственного, эстетического воспитания дошкольника. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения - важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков, что и требуют от нас установленные федеральные государственные образовательные стандарты в достижении целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного периода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет "Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях"
Представлена форма педсовета с участием всех специалистов ДОУ....
«Использование нетрадиционной техники рисования в работе по здоровьесбережению»
«Использование нетрадиционной техники рисования в работе по здоровьесбережению»В центре организации образовательного процесса в дошкольном учреждении сегодня - ребенок, его неповторимый внутренн...
Опыт работы по теме:«Комплексное использование профилактических и оздоровительных мероприятий в работе по здоровьесбережению детей старшего дошкольного возраста»
«Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в детском саду и семье… » Н. М. Амосов: Здоровье детей – будущее страны!...
«Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях» (из опыта работы)
Выступление освещает актуальность сохранения и укрепления физического здоровья детей дошкольного возраста, отражает основные аспекты деятельности ДОУ по приоритетному направлению, показывает эффективн...
Консультация для воспитателей Интерактивные и инновационные методы работы с родителями по организации работы по здоровьесбережению дошкольников.
Особое место в ряде здоровьесберегающих технологий по работе с родителями занимает проведение совместных мероприятий, активное вовлечение родителей в образовательный процесс и жизнь группы.Родителям н...
ГОО "Организация работы по здоровьесбережению детей" (из опыта работы ДОУ) (2014 г.)
Проблема оздоровления детей дело не одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива и семьи.Основная цель, которую ставит перед соб...
Организация работы по здоровьесбережению в ДОУ. Опыт работы.
«Забота о здоровье – это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В.А.Сухомлинск...