Выступление на педагогическом совете «Культура чтения» в младшем дошкольном возрасте
материал (младшая группа)
Чтение книги – особый вид деятельности, относящийся к одному из средств формирования Человека в человеке.
Актуальным во все времена является формирование читательской компетенции у дошкольников, которое необходимо строить с учётом современных требований и подходов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_chteniya_pedsovet.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
«Культура чтения» в младшем дошкольном возрасте
Чтение книги – особый вид деятельности, относящийся к одному из средств формирования Человека в человеке.
Актуальным во все времена является формирование читательской компетенции у дошкольников, которое необходимо строить с учётом современных требований и подходов. По мнению Л. С. Выготского, именно чтение является важнейшим условием формирования мыслительных способностей. Доказано, что художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи, она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
В настоящее время возникла серьезная проблема: у детей падает интерес к книге. Уже в дошкольном возрасте ее место занимает телевидение, компьютерные игры, гаджеты, которые во многих случаях не могут заменить книгу.
Четверть века назад ребенок приходил в 1 класс, имея словарный запас в 4000-5000 слов. Сегодня это число уменьшилось вдвое.
Чтобы избежать таких проблем, следует начать знакомить ребенка с книгой как можно раньше – задолго до того, как он пойдет в школу и сам научится читать.
Умение воспринимать художественное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста.
В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте детей необходимо учить слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей. Например, после прослушивания сказок «Козлята и волк», «Кот, петух и лиса» можно предложить детям повторить песенки действующих лиц. Усваивая содержание сказки, дети учатся передавать слова разных героев. И даже если они повторяют интонации взрослых, воспитателя, это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.
Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Ребенок хорошо запоминает такие образы, как «петушок – золотой гребешок», «козлятушки – ребятушки», «коза – дереза» и др. Для чтения детям младшего дошкольного возраста рекомендуются рассказы и небольшие стихотворения такие как А. Барто, «Игрушки», З. Александрова «Мой Мишка» и т. п. Младших дошкольников особенно привлекают произведения, отличающие четкой формой, ритмичностью, мелодичностью. При повторном чтении дети запоминают, усваивают смысл, речь обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.
Чтение художественной литературы очень важно продолжать дома с родителями, потому что хорошие результаты можно получить, только объединив усилия педагогов и семьи в этом вопросе.
Для решения этой проблемы в нашей группе мы используем следующие методы:
- Экран чтения произведений детям дома
Отдельно хочется рассказать об опыте использования «экрана чтения». К сожалению, не все родители относятся к этому ответственно, не уделяют этому вопросу должное внимание. Причины: отсутствие знаний о необходимости чтения детям с самого раннего возраста, замена «живого» общения с детьми гаджетами с социальными сетями. С этими родителями мы проводим индивидуальные беседы, консультации на эту тему. Но также хочется отметить родителей - «отличников». Они стараются выполнить задания воспитателей как можно быстрее. Это чаще всего родители старше 30 лет по возрасту. Они понимают необходимость чтения книг детям и уделяют им достаточно своего внимания.
- Консультация для родителей «Читаем дома детям»
- Обсуждение с детьми прочитанных дома произведений
Учитывая возраст воспитанников группы, это, как правило, беседы с уже говорящими детьми, остальные выступают в роли слушателей.
- Ежедневное чтение художественной литературы в детском саду
Этому мы уделяем особое внимание. Используем при этом разные методики (показ игрушек, рассматривание картинок, настольный театр и др.)
- Включение стихотворений, потешек в режимные моменты дня
Например, «Водичка-водичка, умой мое личико…», «Кто у нас хороший?», «Ой качи-качи-качи…» и многие другие.
- Слушание аудиосказок и классической музыки перед дневным сном
Это успокаивает детей и настраивает их на сон.
- Слушание песен из мультфильмов по художественным произведениям
Например, «Антошка», «Чунга-чанга», «От улыбки» и др.
- Дидактические игры
«Назови сказку», «Козлята и волк», «Сравни разных зверят», «Козлята и зайчик», «Курочка-Ряба»
- Использование героев сказок в непосредственно-образовательной деятельности
Например, рисуем зернышки для курочки Рябы, лепим Колобка, репку и т.п.
Дидактическая игра «Назови сказку»
Цель: Помочь детям вспомнить знакомые сказки, потешки.
Развивать умение сопереживать персонажам сказок, песенок, потешек.
Воспитывать любовь, доброжелательность, чуткость к героям сказок и окружающему миру.
Дидактическая игра «Козлята и волк»
Цель: Заканчивать сказку по её началу.
Материал: Фланелеграф и атрибуты к сказке «Коза с козлятами», зайчик
Ход игры: Воспитатель рассказывает начало сказки, демонстрируя фигурки персонажей.
- Слушайте, что было дальше: Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались, попрятались. А это был маленький /показ/… (Дети договаривают: зайчик)
Воспитатель: зайчик говорит….
Дети: не бойтесь меня, это я – маленький зайчик.
Воспитатель: Козлята угостили его….
Дети: морковкой, капустой…
Воспитатель: потом они стали…
И т.д.
Дидактическая игра «Сравни разных зверят».
Цель: учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки.
Количество играющих: 5-6 детей
Игровое правило: отвечает тот ребенок, на кого укажет водящий
Игровое действие: Воспитатель предлагает детям рассмотреть Мишку и мышку.
- Мишка большой, а мышка … (маленькая). Какой еще Мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый). А какая мышка? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.) Что любит Мишка? (Мед, малину), а мышка любит … (сыр, сухарики).
- Лапы у Мишки толстые, а у мышки …(тоненькие). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у мишки … (короткий.
Аналогично можно сравнить и других животных из сказок – лису и зайца, волка и медведя.
Дидактическая игра «Козлята и зайчик».
Цель: Учить детей придумывать новое окончание знакомой сказки
Количество играющих: 4-6 детей
Игровое правило: внимательно слушать собеседника
Игровое действие: Сначала дети вспоминают сказку «Козлята и волк». Ее можно напомнить, используя настольный театр или фланелеграф. Сказка заканчивается, но воспитатель предлагает послушать, что было дальше: «Ушла коза снова в лес. Козлята остались одни дома. Вдруг в дверь снова постучались. Козлята испугались и попрятались. А это был маленький … (показывается игрушка) зайчик. Зайчик говорит: … («Не бойтесь меня, это я – маленький зайчик».) Козлята … (впустили зайчика). Они угостили его … (капустой, морковкой). Малыши поели и стали … (играть, веселиться, резвиться). Зайчик играл … (на барабане), а козлята … (весело прыгали).
Дидактическая игра «Курочка-Ряба»
по сказке «Курочка Ряба»
Цель: Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении.
Количество играющих: подгруппа детей
Игровые правила: курочка должна громко, быстро отвечать на вопросы детей
Игровое действие: воспитатель показывает картинку с изображением рябенькой курочки, предлагает вспомнить сказку «Курочка Ряба». После рассказывания сказки объясняет, почему ее называют «Ряба». Затем предлагает детям поиграть. Считалкой выбирают курочку. Воспитатель надевает ей шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке воспитателя:
- Курочка Ряба, куда ты пошла?
- На речку.
- Курочка Ряба, зачем ты пошла?
- За водичкой.
- Курочка Ряба, зачем тебе водичка?
- Цыпляток поить.
- Курочка Ряба, как твои цыплятки просят пить?
- Пи-пи-пи-пи! (Это произносят все дети.)
При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям: «Давайте все вместе спросим у курочки, куда она пошла?» Дети вместе с воспитателем, стараясь воспроизвести вопросительную интонацию, спрашивают: «Курочка Ряба, куда ты пошла?» и т.д. Лучше выбирать курочкой детей застенчивых, робких, молчаливых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете "О музыкальных способностях детей дошкольного возраста"
«О музыкальных способностях детей дошкольного возраста»...
Выступление на педагогическом совете « Развитие у детей младшего дошкольного возраста умения взаимодействовать друг с другом в сюжетно-ролевых играх».
В данном материале представлены методы и приемы, направленные на развитие у детей младшего дошкольного возраста умения взаимодействовать друг с другом в сюжетно-ролевых играх....
Выступление на педагогическом совете на тему: "Здоровьесбережение детей дошкольного возраста. Звукотерапия."
Проблема здоровья дошкольников в наше время очень актуальна. Чтобы быть здоровым, необходимо овладеть искусством его сохранения и укрепления. В дошкольном учреждении необходимо...
Выступление на педагогическом совете. «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры»
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития всех видов способностей и психических функций, однако особенно важно уделять достаточно внимания развитию творческих способностей. Существ...
Выступление на педагогическом совете "Нетрадиционное рисование с детьми дошкольного возраста"
laquo;В одном мгновенье видеть вечность,Огромный мир — в зерне песка,В единой горсти — бесконечностьИ небо — в чашечке цветка.(Уильям Блейк)»...
Выступление на педагогическом совете" Организация работы с детьми дошкольного возраста 4-5 лет в летний период"
Итоги летней оздоровительной работы...
Выступление на педагогическом совете: "Технологии позитивной социализации ребенка дошкольного возраста"
Доклад "Технологии позитивной социализации ребенка дошкольного возраста" (из опыта работы)...