Познавательно -творческий проект "Формирование коммуникативных навыков у детей 3 лет посредством театрализованных игр"
проект (младшая группа)

Театрализованные игры – самый короткий путь к эмоциональному раскрепощению ребенка. В процессе театрализованной игры активизируется словарь ребенка, диалогическая речь, а также ее интонационный строй.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань

"Детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по социально-личностному направлению развития детей №11 «Елочка»

Познавательно-творческий проект

«Формирование коммуникативных навыков у детей 3 лет посредством театрализованных игр».

Автор проекта: Сафиюлина Т.В.

г. Нягань

    2020 г.

1. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение г. Нягань детский сад №11 «Ёлочка».

2. Проект «Формирование коммуникативных навыков у детей 3 лет посредством театрализованных игр».

3. Тип проекта: познавательно-исследовательский, групповой.

4. Продолжительность: долгосрочный.

5. Сроки реализации: с сентября 2020 г. по май 2021 года.

6. Участники проекта: дети 2 младшей группы №3 «Колокольчики», воспитатели группы, родители.

7. Авторы проекта: Сафиюлина Т.В.

Актуальность.

Работа посвящена проблеме формирования коммуникативных умений у детей 3 лет. Актуальность исследования обусловлена противоречием между необходимостью формирования коммуникативных умений у детей 3 лет и недостаточным использованием театрализованных игр в данном процессе.

Введение.

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.

Театрализованные игры – самый короткий путь к эмоциональному раскрепощению ребенка. В процессе театрализованной игры активизируется словарь ребенка, диалогическая речь, а также ее интонационный строй.

Проблема.

Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является смысловое восприятие, называют коммуникативными способностями.

Отсутствие коммуникативных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом.

Общение является видом деятельности, состоящего из обмена информацией, создания правильной стратегии взаимного действия, понимания и правильного восприятия собеседника. Ежедневно каждый ребенок нуждается в общении, без общения он не сможет правильно развиться как личность, а также не сможет овладеть коммуникативными умениями, ценностными ориентациями, нравственными установками.

Речь является универсальным средством общения по той причине, что с ее помощью можно более качественно и достоверно передать информацию. Коммуникативная деятельность возможна не только посредством речи, но и с помощью других знаковых систем, которые в своей совокупности составляют средства невербальной коммуникации. Основные из них следующие: оптико-кинетическая (жесты, мимика, пантомимика), пара – и экстралингвистическая, организация времени и пространства общения, контакт глаза в глаза.

При формировании у детей 3-4 лет коммуникативных умений посредством театрализованной игры можно выделить противоречие: между необходимостью формирования у детей 3-4 лет коммуникативных умений и недостаточным использованием потенциала театрализованной игры в данном процессе.

Исходя из вышесказанного, цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 3-4 лет коммуникативных умений в процессе театрализованной игры.

Объект исследования: процесс формирования у детей 3-4 лет коммуникативных умений.

Предмет исследования: театрализованные игры как средство формирования у детей 3 лет коммуникативных умений.

Цель: оптимизация коммуникативных навыков детей через театрализованную игру.

Разработаны задачи исследования:

1. Выявить причины нарушения общения между детьми.

2. Осуществлять развивающую работу с детьми, у которых наблюдаются затруднения в общении в условиях театрализованной игры.

3. Организовать детско-родительское сотрудничество в театрализованной деятельности.

4. Обогатить предметно – пространственную среду атрибутами для театрализованной игры.

Ожидаемый результат: Положительная динамика коммуникативных умений и навыков у детей.

Этапы реализации проекта

1 этап - подготовительный

- Выбор темы и разработка педагогического проекта.

- Разработать комплекс театрализованных игр для развития коммуникативной компетентности у дошкольников.

- Организация развивающей среды.

- Подготовить информационную копилку (консультации, анкет, текстов) с целью обогащения опыта родителей по формированию знаний и развития игровых и коммуникативных навыков дошкольников.

- Разработать картотеку театрализованных игр на развитие коммуникативных способностей.

2 этап – основной

– разработать и включить комплекс театрализованных игр в совместную деятельность педагогов и дошкольников в основных режимных моментах дошкольного учреждения;

– обогатить предметно-пространственную среду атрибутами для организации театрализованных игр;

– привлечь родителей к развитию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста посредством театрализованных игр.

3 этап – обобщающий

- Подведение итогов работы с детьми (диагностики).

- Изготовление фотоальбома.

Комплекс театрализованных игр.

Форма работы с детьми

Цели

Сентябрь

1

Чтение художественной литературы (сказки, потешки, стихи) с последующим обыгрыванием их с помощью различных видов театра.

Учить детей слушать сказки; рассказывать их вместе с воспитателем; формировать умение обыгрывать их с помощью различных видов театра.

2

«В гости к пальчику большому».

Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью.

3

Хороводная игра «Огород наш хорош».

Побуждать детей к выражению образов героев в движении, мимике, эмоциях; учить импровизировать под музыку.

4

Дидактические игры по сказкам: «Колобок», «Репка», Пазлы по сказкам, «Найди фрагмент».

Формировать у детей интерес к дидактическим играм; развивать умение играть по правилам, соблюдая норму поведения.

Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

5

Пантомима «Утренний туалет».

Развивать воображение, выразительность жестов.

Октябрь

1

Игра-пантомима «Медвежата».

Развивать пантомимические навыки.

2

Упражнения по развитию артикуляционной моторики

Упражнение «Лягушки улыбаются»,

«Хоботок».

Формирование навыка правильного звукопроизношения, умения управлять органами артикуляционного аппарата, слышать себя и окружающих. Тренировка органов артикуляции.

3

Беседа «Виды и жанры театра».

Познакомить детей с разновидностями театра (теневой, кукольный, пальчиковый, театр с животными, детский театр, оперы и балета).

4

Дидактические игры «Узнай по контуру», «Найди мою тень»,  Чего (кого) не стало?»

Формировать у детей интерес к дидактическим играм; развивать умение играть по правилам, соблюдая норму поведения.

Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Ноябрь

1

Презентация «Виды и жанры театра».

Познакомить детей с разновидностями театра (кукольный, теневой, оперы и балета и т. д.).

2

Театрализованная игра «Угадай по звуку».

Развивать слуховое внимание детей.

3

Театрализация сказки «Репка».

Развивать коммуникативные навыки, формировать у детей интерес к театрализованной деятельности, способствовать дружеским взаимоотношениям в группе.

4

Игра-импровизация «Снежинки».

Продолжать учить детей импровизировать под музыку; развивать фантазию, ассоциативное мышление; формировать эстетическое восприятие природы; развивать память физических ощущений.

5

Разыгрывание ситуации «Не хочу манной каши!»

Учить интонационно выразительно проговаривать фразы.

Декабрь

1

Пальчиковая гимнастика «Времена года».

Развивать умение подражать взрослым, учить вслушиваться в речь и понимать ее, повышать речевую активность, и создавать благоприятную эмоциональную атмосферу.

2

Игра «Вкусные слова».

Расширять словарный запас, воспитывать умение вежливо общаться, действия с воображаемыми предметами.

3

Чтение сказки «Лиса и заяц».

Дать интонационно-образное представление о сказке «Лиса и заяц».

4

Этюды «Зайцы веселятся», «Зайцы увидели охотников».

Учить выразительной мимике и движениям в играх-этюдах.

Январь

1

Беседа «В стране эмоции».

Развитие эмоциональной сферы дошкольников.

2

Дидактическая игра «Эмоции».

Развивать способность по мимике, жестам, интонациям определять эмоциональное состояние человека;

развивать логическое и творческое мышление, речевые навыки, умение строить диалог и монолог.

3

Театрализация сказки «Теремок».

Учить детей разыгрывать несложный сюжет, по знакомой русской народной сказке.

4

Игра «Измени голос».

Развивать внимание, наблюдательность, воображение детей.

Февраль

1

«Улыбка»

развитие артикуляционного аппарата.

«Трубочка»

развитие артикуляционной моторики.

«Улыбка-трубочка»

развитие артикуляционной моторики.

2

«Марш деревянных солдатиков». (П.И. Чайковский).

Учить ритмично двигаться в соответствии с ритмом стиха и музыки.

3

Обыгрывание стихотворения «Солдатики»

Леонид Грушко.

Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма, учить ритмично двигаться в соответствии с ритмом стиха.

4

Рассказывание сказки

С. Маршака «Сказка об умном мышонке».

Познакомить со сказкой  С. Маршака, учить отвечать на вопросы по содержанию.

5

Игра «Мышки в норках».

Вовлечь в игровой сюжет; учить самостоятельно действовать в игре.

Март

1

Сказка на фланелеграфе «Курица с цыплятами».

Познакомить со сказкой Курица с цыплятами» и театром на фланелеграфе.

2

Обыгрывание стихотворения «Пришла весна».

Дать детям представление о пробуждении природы весной.

3

Психогимнастика «Эмоции и природа».

Носит характер рефлексии, расслабления после активной игры. Проводится под успокаивающую музыку.

4

Театрализованная игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем».

Поощрять попытки детей участвовать в коллективном разговоре, принимать совместные решения; развивать творческое воображение; побуждать детей к импровизации.

5

Игра «Пчелы в улье».

 

Развивать логическое и ассоциативное мышление; учить детей интонационно выразительно проговаривать фразы.

Апрель

1

Проговаривание диалога с различными интонациями.

Учить детей интонационно выразительно проговаривать фразы.

2

«Выйдем в сад».

Учить красиво двигаться под спокойную музыку, делая плавные движения.

3

Театрализованная игра «Бабушка Маланья».

Развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.

4

Дидактические игры по сказкам: «Из какой сказки?», «Теремок».

Формировать у детей интерес к дидактическим играм; развивать умение играть по правилам, соблюдая норму поведения.

Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

5

Рассказывание с показом русской народной сказки «Волк и семеро козлят».

Познакомить детей со сказкой, воспитывать у детей умение слушать сказку внимательно, сопереживать героям сказки.

Май

1

Исполнение песни  (с флажками) « В этот славный День Победы».

Создать условия для воспитания у детей нравственно-патриотических чувств, любви к Родине.

2

Игра «Летчики».

Упражнять в звукоподражании; учить выполнять правила.

3

Поздравление детей подготовительных групп (стихотворения).

Развивать театральные способности детей; учить выразительно проговаривать слова стихотворения.

4

Сюжетно – ролевая игра «Моряки».

Формирование умения выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных в сюжет, воспитание дружеских взаимоотношений, чувства коллективизма.

5

Театрализованная игра «Зверята».

Формировать у детей навыки звукоподражания.

Приложение 1 – Театрализация

«Солдатики» Леонид Грушко.

Левой - топ и правой - топ -

Топают солдатики.

- Выше ногу!

Топ да топ -

Маршируют братики.

«Пришла весна!» Трутнева Е.

Пришла весна!

Весна – красна.

С зеленой травкой у окна

Развесила сережки

Березе — белоножке. 

Игра-пантомима «Медвежата».

А вот посмотрите, гора старого валежника. Ой, это берлога! А в ней спят медвежата. Но вот пригрело солнышко, растопило снег. Капельки воды просочились в берлогу. Вода попала на нос, уши, лапы медвежат.

Медвежата потянулись, фыркнули, открыли глаза и стали выбираться из берлоги. Раздвинув лапами сучья, они выбрались на поляну. Лучи солнца слепят глаза. Медвежата прикрывают лапами глазки и рычат от недовольства. Но вскоре глаза привыкли. Медвежата огляделись, понюхали носом свежий воздух и тихо разбрелись по полянке. Сколько здесь интересного! Дальше возможна импровизация.

Весна: Скорее идите ко мне! Послушайте, о чем чирикают воробушки весной!

Пантомима «Утренний туалет».

Воспитатель говорит, дети выполняют:

— Представьте себе, что вы лежите в постели. Но нужно вставать, потянулись, зевнули, почесали затылок. Как не хочется вставать! Но — подъем!

Идемте в ванну. Чистите зубы, умываетесь, причесываетесь, надеваете одежду. Идите завтракать. Фу, опять каша! Но есть надо.

Едите без удовольствия, но вам дают конфету. Ура! Вы разворачиваете ее и кладете за щеку. Да, а фантик где? Правильно, бросаете его в ведро. И бегом на улицу!

Разыгрывание ситуации «Не хочу манной каши!»

Дети делятся на пары. Одним из них будут мамами или папами, другие — детьми.

Мама или папа должны настаивать на том, чтобы ребенок ел манную кашу (геркулес, гречку…), приводя различные доводы.

А ребенок, это блюдо терпеть не может.

Пусть дети попробуют разыграть два варианта разговора.

В одном случае ребенок капризничает, чем раздражает родителей. В другом случае ребенок говорит настолько вежливо и мягко, что родители ему уступают.

Эту же ситуацию можно разыграть с другими персонажами, например, воробьиха и воробышек, но с условием, что общаться они должны только чириканьем; кошка и котенок — мяуканьем; лягушка и лягушонок — кваканьем.

Проговаривание диалога с различными интонациями.

Ребенок: Мед в лесу медведь нашел...

Медведь: Мало меду, много пчел!

Диалог проговаривается всеми детьми. Воспитатель помогает найти нужную интонацию.

Этюды «Зайцы»

I. «Зайцы веселятся»

Под веселую музыку зайцы весело прыгают, согнув в руки – лапки. Прыжки сочетаются с выразительной мимикой и движением – зайцы улыбаются, качают головой.

II. «Зайцы увидели охотников»

Зайцы прыгают под весёлую музыку. Внезапно звучит тревожный сигнал. Зайцы вмиг прижимают руки – ушки к голове и приседают, наклоняют голову.

Сидят со страхом озираются по сторонам. Глаза округлены, брови подняты.

Приложение 2 - Игры

Сюжетно – ролевая игра «Моряки».

Цель: Формирование умения выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных в сюжет, воспитание дружеских взаимоотношений, чувства коллективизма.

Словарная работа: якорь, капитан, корабль, штурвал, рулевой, матрос.

Предварительная работа: чтение художественной литературы о кораблях, моряках, просмотр фотографий о море, моряках, кораблях.

Оборудование: морской воротник, фуражка капитана, медицинский халат, якорь, штурвал, бинокли, строительный материал.

Ход игры:

- Ребята, я предлагаю сегодня вместе отправиться в путешествие. На чём можно отправиться в путешествие? (На самолёте, на поезде, на машине, на корабле)

- Чтобы оправиться в путешествие на корабле, что для этого нужно сделать? (Построить корабль)

- Из чего мы будем стоить корабль? (Из большого строителя и лего)

Дети совместно с воспитателем строят борт корабля, на палубе размещают штурвал, устанавливают трап, якорь, места для пассажиров.

- Вот корабль и готов. А кто бывает на корабле? Кому что надо для работы? (Воспитатель берет на себя роль капитана и помогает распределить роли, кто кем будет. Затем можно и кому-то из детей предложить быть капитаном).

Дети: Капитану - бинокль, матросам - бескозырки, для врача - чемоданчик с инструментами, лекарством, коку – посуда и продукты.

- Что делает капитан? Определяет курс корабля и отдаёт команды. Право руля, лево руля! Полный вперёд! Рулевой у штурвала. Матросы надраивают палубу. Радист сообщает о движения судна. Врач следит за здоровьем команды на корабле. Кок готовит еду для всей команды.

Звучит музыка «Шум моря».

Капитан даёт команду: «Всем приготовиться к отплытию, пройти медицинскую комиссию». Врач осматривает всю команду. Команда после допуска к плаванию заходит на судно. Капитан даёт команду: «Пассажирам занять свои места!». Занимают места на корабле. Капитан отдает команду: «Поднять якорь! Поднять трап! Полный вперёд!». Капитан постоянно отдаёт команды рулевому «Полный вперёд! Лево руля!». Капитан просит кока приготовить обед для команды.

Вот матросы увидали –

Впереди земля.

Капитан велит к причалу,

Штурман - у руля (Дети приставляют ладонь ко лбу, вглядываются вдаль).

Все возвращаются домой, покидают корабль сначала пассажиры, доктор, матросы, последним уходит капитан.

Игра-импровизация «Снежинки».

Воспитатель.

Снежинки, снежинки на землю летят,

(Снежинки летят.)

Искрится их белый красивый наряд.

Снежинки, снежинки, летите смелей,

(Кружась, садятся.)

И тихо на землю ложитесь скорей.

Снежинки, снежинки, пора вам опять

(Машут крылышками.)

Над полем кружиться и в небо взлетать.

Снежинки, снежинки, по ветру летят

(Снежинки летят.)

И падают прямо на щечки ребят.

Хороводная игра «Огород наш хорош».

Воспитатель.

Рано утром я встаю, выхожу на грядки.

(Воспитатель обходит огород.)

Постою, посмотрю, все ли тут в порядке.

Ты, морковка, выходи, на народ посмотри.

(Морковь идет по кругу.)

Песню звонкую споем, хоровод заведем.

Все. Раз-два, каблучок, потанцуй со мной, дружок.

(Дети встают, ведут хоровод.)

Три-четыре, громче пой, потанцуй со мной.

(Морковь пляшет.)

Воспитатель.

Рано утром я встаю, выхожу на грядки.

(Воспитатель обходит огород.)

Постою, посмотрю, все ли тут в порядке.

(Дети сидят на грядке.)

Ты, капуста, давай, выходи смелее,

(Капуста со свёклой идут по кругу.)

И с собой приводи свёклу поскорее.

Все. Раз-два, каблучок, потанцуй со мной, дружок.

(Дети ведут хоровод.)

Три-четыре, громче пой, потанцуй со мной.

(Капуста и свекла пляшут.)

Воспитатель.

Огород наш хорош, не найдешь такого,

(Воспитатель обходит огород.)

Много перца растет, лука молодого.

(Дети сидят на грядке.)

Ты, лучок, выходи, перец за тобою.

(Лук и перец идут по кругу.)

Руки ставь под бочок, вас в салате двое.

Все. Раз-два, каблучок, потанцуй со мной, дружок.

(Дети встают и ведут хоровод.)

Три-четыре, громче пой, потанцуй со мной.

(Лук и перец пляшут.)

Воспитатель хвалит хороший урожай. Дети садятся на стульчики.

Воспитатель берет корзину с овощами и приглашает послушать овощную историю.

Игра "Мышки в норках".

Описание игры: подвижная игра развивает реакцию, внимание, память, хорошо подходит для использования на прогулках в детском саду.

Правила игры:

1. Раскладываются круги («норки») на один меньше, чем количество детей, участвующих в игре.

2. Ведущий собирает детей в цепочку и водит вдали от «норок», приговаривая следующие слова:

«Маленькие мышки собрались гулять,

Вышли на полянку - петь и танцевать – мышка Ира, мышонок Петя, мышка Лена (перечисляются все дети).

Танцевали и плясали, лапки все уж оттоптали!

Стало вдруг совсем темно, вечер постучал в окно.

Надо бы домой бежать, наши норки занимать!»

3. С последним словом ведущего, каждый ребенок должен занять свой круг-«норку». Один круг – один ребенок.

4. Тот, кто не успел занять свою «норку» становится ведущим или выбывает из игры.

Игра «Летчики».

   Скажите, где летают самолеты? (Высоко в небе.)

   Вы будете пилотами самолета.

   Расправьте «крылья»,

   заведите «мотор»: «ж – ж - ж», летим…

   Самолет летит,

   Самолет гудит:

      «У – у – у – у!»

       Я лечу в Москву!

       Командир – пилот

      Самолет ведет:

      «У – у – у – у!»

      Я лечу в Москву!  

Игра «Угадай по звуку».

Цель: развивать слуховое внимание детей.

Ход игры:

 Приходит Петрушка и приносит разнообразные музыкальные инструменты (барабан, бубен, дудочку, погремушку и др.). Петрушка предлагает детям послушать, как звучит тот или иной инструмент. Затем он дает им задание: «Я буду за ширмой играть на разных инструментах, а вы внимательно слушайте и угадайте, на чем я играю». Петрушка за ширмой играет на инструментах, дети угадывают. Далее Петрушка предлагает поменяться с ними места ми и уже угадавший ребенок загадывает детям загадку.

Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем».

Цель: поощрять попытки детей участвовать в коллективном разговоре, принимать совместные решения; развивать творческое воображение; побуждать детей к импровизации.

Ход игры:

С помощью считалки выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Дети договариваются, что и как будут изображать. Водящий возвращается и спрашивает:

«Где вы были, мальчики и девочки? Что вы делали?»

Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем».

Дети показывают действия, которые придумали.

В процессе игры воспитатель вначале советует, что и как можно изобразить. Когда дети освоятся, он только подсказывает, что изобразить, а как это сделать, они решают сами.

Игра «Бабушка Маланья».

Цель: Развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.

Ход игры:

Дети берутся за руки и идут по кругу, в центре которого — водящий; дети поют потешку и выполняют движения.

У Маланьи, у старушки,        (Идут по кругу и поют.)

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей,

Семь сыновей,

Все без бровей!                          (Останавливаются и с помощью мимики и

С такими глазами,                   жестов изображают то,

С такими ушами,                      о чем говорится в тексте)

С такими носами,                    

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой...

Ничего не ели,                          (Присаживаются на корточки

Целый день сидели.                 и одной рукой подпирают подбородок)

На него (нее) глядели,              

Делали вот так...                       (Повторяют за ведущим любой жест.)

Игра «Зверята».

Цель: формировать у детей навыки звукоподражания.

Ход игры:

Воспитатель раздает детям шапочки зверей и говорит: «Я буду читать стихотворение о разных животных, а те дети, на ком надета такая шапочка, будут изображать, как эти животные разговаривают».

Все пушистые цыплятки,

Любопытные ребятки.

Мама спросит: «Где же вы?»

Цыплята скажут: «Пи-пи-пи!»

Курочка-хохлаточка по двору гуляла,

Деток созывала: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко!»

Ходит по двору петух,

Аж захватывает дух.

Как увидит он зерно,

Закричит: «Ку-ка-ре-ку!»

Вышел котик погулять,

Решил цыпленка напугать.

Стал подкрадываться сразу

И мяукнул громко: «Мяу!»

Ловко прыгает лягушка,

У ней толстенькое брюшко,

Выпученные глаза,

Говорит она: «Ква-ква!»

Игра «Пчелы в улье».

 Загадка:

Что за домик, мне скажите,          

В нем летает каждый житель?

Кто в том домике живет,

Запасая сладкий мед? (Пчелы и улей.)

— Как летают и жужжат пчелы?

(Дети, прижав локти к телу, машут ладошками, как крылышками, и со звуком Ж-Ж-Ж перемещаются по группе.)

Дети строят из крупного конструктора (подручного материала) «улей» и собираются в нем. На полу разложены плоские бумажные цветы. Воспитатель читает под музыкальное сопровождение.

Пчелы в поле полетели,            

Зажужжали, загудели,  

Сели пчелы на цветы,            

Пчелка я и пчелка ты.

Дети передвигаются по группе вокруг цветов. Присаживаются возле цветов и «собирают» нектар. Возвращаются в «улей».

— Ребята, какой лесной житель любит мед и часто забирается к пчелам в улей? (Медведь.)

Игра «Вкусные слова».

Ход игры:

Дети сидят в кругу, педагог протягивает первому ребенку ладонь с воображаемой, например, конфетой и, называя его по имени, предлагает угощение. Ребенок благодарит и «съедает». Затем кладет на свою ладошку и угощает чем-нибудь вкусным своего соседа. Тот благодарит, «съедает» и угощает третьего ребенка и т.д.

Приложение 3 – Пальчиковые игры

Пальчиковая игра «В гости к пальчику большому».

В гости к пальчику большому

В гости к пальчику большому

(выставляют вверх большие пальцы)

Приходили прямо к дому

(соединяют под углом кончики пальцев обеих рук)

Указательный и средний,

(названные пальцы соединяют с большим пальцем на обеих руках одновременно)

Безымянный и последний,

С ним мизинчик-малышок

(мизинцы выставляют вверх, пальцы сжимают в кулак)

Постучался о порог.

(кулачками стучат друг о дружку)

Вместе пальчики-друзья,

Друг без друга им нельзя.

(ритмично сжимают пальцы на обеих руках)

Пальчиковая игра «Времена года».

(Разводим руки в стороны, поднимаем и опускаем их)

Раскрасавица-Зима снег и вьюгу принесла!

Проговаривая названия месяцев, загибаем пальцы:

А ты пальцы загибай — месяцы запоминай:

Сначала Декабрь, потом Январь,

За ними приходит лютый Февраль!

(Шагаем на месте)

К нам Весна-Красна идёт!

(Загибаем пальцы)

Март с собой тепло несёт.

Там Апрель, а следом — Май.

Ты, смотри, не забывай!

(Соединив ладони, имитируем «плавание»)

В гости Лето к нам пришло,

Солнце, Море принесло!

(И снова загибаем пальцы)

Месяцы: Июнь, Июль,

И, конечно, Август!

(Шагаем на месте)

Вот подкралась Осень к нам.

Мы ей тоже рады!

(Загибаем пальцы, называя месяцы)

Тёплый Сентябрь, дождливый Октябрь,

За ними приходит холодный Ноябрь!

Приложение 4 - Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика «Улыбка».

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Растянуть губы в стороны, не показывая зубов.

(удерживать до 10).

Артикуляционная гимнастика «Трубочка».

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Вытянуть губы вперед, как хоботок. (удерживать до 10).

Артикуляционная гимнастика «Улыбка-трубочка».

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Чередовать до 10 раз.

Артикуляционное упражнение «Хоботок».

Зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперед, как при звуке у. Дети сидят перед зеркалами. Взрослый произносит стихотворение:

Подражаю я слону:

Губы хоботком тяну…

Даже если я устану,

Их тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

Свои губы укреплять.

 * * *

Слон свой длинный

 хоботок

Далеко тянул вперед.

Покажи-ка нам, дружок,

Как тянулся хоботок.

Артикуляционное упражнение «Лягушки улыбаются».

Зубы сомкнуты. Губы в улыбке, верхние и нижние резцы видны.

 Тянуть губы прямо к ушкам очень

 нравится лягушкам.

 Улыбаются, смеются, а глаза у них,

 как блюдца.

 Как веселые лягушки тянем губки

 прямо к ушкам.

 Потянули – перестали. И нисколько

 не устали.

Разработанный нами комплекс театрализованных игр был направлен на развитие коммуникативных умений.

На данном этапе нами решались следующие задачи: формирование у детей интереса к театру и совместной театрализованной деятельности; раскрепощение детей и развитие их коммуникативных навыков.

Данные формы работы позволили детям научиться строить диалог и устанавливать эмоциональный контакт, культуре речевого общения. Наблюдались значительные улучшения по развитию диалогического общения, эмоциональных проявлений.

Таким образом, поставленная задача была выполнена в полном объеме.

Следующим этапом было обогащение предметно – пространственной среды атрибутами для организации театрализованных игр.

При создании развивающей предметно-пространственной среды создан центр театрализованных игр. Центр был создан руками педагога и родителей. Центр обновлен различными видами театров.

Центр театрализованных игр был пополнен дидактическими играми: «Эмоции», «Лото», «Правильное поведение» и «Плохие и хорошие поступки», способствующими развитию у детей культуры общения.

Для театрализованных постановок центр пополнен атрибутами, костюмами, кукольными персонажами, что позволило детям обыгрывать различные ситуации, создавать новые образы, закрепляя полученные навыки коммуникации в театрализованных играх.

Подобная организация в группе дала возможность приблизиться к позиции ребенка, создала уют для полноценного проживания ребенком дошкольного детства в условиях дошкольной образовательной организации.

Следующим этапом стало привлечение родителей к развитию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста посредством театрализованных игр.

При работе с родителями были использованы такие формы работы как: индивидуальные и групповые консультации («Поведение – показатель воспитанности»; «Театр дома», «Театрализованные игры дома» и другие).

Составлены памятки: «Выходной день дома», «Если у ребенка нет друзей», «Эти удивительные куклы», «Немного истории».

Подводя итог, можно сделать следующие выводы:

– более половины детей к концу учебного года, в достаточной для своего возраста степени, владеют коммуникативными умениями: они легко вступают в процесс общения, инициативны, активны, проявляют интерес к деятельности сверстника, делятся своими интересами.

– в то же время, есть дети, у которых еще имеются трудности в умении организовать общение. Они предпочитают общение только с определенным ребенком. При вступлении в контакт не эмоциональны.

Проделанной нами работы недостаточно для решения проблемы формирования коммуникативных умений у детей 3-4 лет, поэтому ее необходимо продолжить.

Список использованной литературы

1. Генинг А. С. Формирования у детей интереса к русскому фольклору / Образования. 2017. №1. С. 20–22.

2. Горшкова Е. В. Развитие выразительных движений у дошкольников : учебное пособие. М. : Author's club, 2018. 365 с.

3. Левшина Н. И. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности. Детский сад : теория и практика. 2014. № 6 (42). С. 94-103.

4. Макалева О. М. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста : учеб. для студ. учреждений высш. проф. Образования. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Академия, 2017. 186 с.

5. Мещерякова С. Ю. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. М. : Просвещение, 2015. С. 16-17.

6. Минеева Ю. В. Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников // Международный журнал экспериментального образования. 2014. №7. С. 35-37.

7. Мириманова М. С. Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста : учебник : для использования в образовательном процессе образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования по специальности «Дошкольное образование» / 2-е изд., стер. М. : Академия, 2019. 248 с.

8. Новикова Т. А. Дошкольное воспитание // Театрализованная деятельность как условие социализации дошкольника. Братск, 2014. №11. С.27–29.

9. Олейникова О. П. Театр в детском саду: Детство и общество. 2017. №1. С. 125–127.

10. Рябкова И. А. Ролевое замещение в игре дошкольников в условиях разной предметной среды : автореферат дис. кандидата психологических наук : 19.00.13 / Место защиты : Психол. ин-т РАО. М. 2019. 28 с.

11. Устьянцева Э. А. Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных умений дошкольника: электронный // Международный студенческий научный вестник, 2017. № 4. URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17406 (дата обращения: 17.02.2020).

12. Шубина И. Б. Драматургия и режиссура зрелищных форм. Соучастие в зрелище, или Игра в миф : учебно-методическое пособие. СПб. : Лань : Планета музыки, cop. 2019. 238 с.

           

       

                 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности»

Можно  утверждать,  что  театрализованная  деятельность  является  источником  развития  чувств,  глубоких  переживаний  и  открытия...

Консультация для родителей "Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности".

Эта информация поможет родителям понять смысл и необходимомть включения детей в театрализованную деятельность....

Презентация "Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением речи посредством театрализованной деятельности"

quot;Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением речи посредством театрализованной деятельности"...

ОПЫТ РАБОТЫ Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством игр и элементов театрализованной деятельности.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №8» города Сим   Ашинского района Челябинской области...

Календарно-тематическое планирование по развитию познавательных процессов и коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с ТНР

Календарно-тематическое планирование по развитию познавательных процессов и коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с ТНР...

Календарно-тематическое планирование по развитию познавательных процессов и коммуникативных навыков у детей 6-7 лет

Календарно-тематическое планирование по развитию познавательных процессов и коммуникативных навыков у детей 6-7 лет...