Познавательно -творческий проект "Формирование коммуникативных навыков у детей 3 лет посредством театрализованных игр"
проект (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelno_-tvorcheskiy_proekt_formirovanie_kommunikativnyh_navykov.docx | 47.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань
"Детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по социально-личностному направлению развития детей №11 «Елочка»
Познавательно-творческий проект
«Формирование коммуникативных навыков у детей 3 лет посредством театрализованных игр».
Автор проекта: Сафиюлина Т.В.
г. Нягань
2020 г.
1. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение г. Нягань детский сад №11 «Ёлочка».
2. Проект «Формирование коммуникативных навыков у детей 3 лет посредством театрализованных игр».
3. Тип проекта: познавательно-исследовательский, групповой.
4. Продолжительность: долгосрочный.
5. Сроки реализации: с сентября 2020 г. по май 2021 года.
6. Участники проекта: дети 2 младшей группы №3 «Колокольчики», воспитатели группы, родители.
7. Авторы проекта: Сафиюлина Т.В.
Актуальность.
Работа посвящена проблеме формирования коммуникативных умений у детей 3 лет. Актуальность исследования обусловлена противоречием между необходимостью формирования коммуникативных умений у детей 3 лет и недостаточным использованием театрализованных игр в данном процессе.
Введение.
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.
Театрализованные игры – самый короткий путь к эмоциональному раскрепощению ребенка. В процессе театрализованной игры активизируется словарь ребенка, диалогическая речь, а также ее интонационный строй.
Проблема.
Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является смысловое восприятие, называют коммуникативными способностями.
Отсутствие коммуникативных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом.
Общение является видом деятельности, состоящего из обмена информацией, создания правильной стратегии взаимного действия, понимания и правильного восприятия собеседника. Ежедневно каждый ребенок нуждается в общении, без общения он не сможет правильно развиться как личность, а также не сможет овладеть коммуникативными умениями, ценностными ориентациями, нравственными установками.
Речь является универсальным средством общения по той причине, что с ее помощью можно более качественно и достоверно передать информацию. Коммуникативная деятельность возможна не только посредством речи, но и с помощью других знаковых систем, которые в своей совокупности составляют средства невербальной коммуникации. Основные из них следующие: оптико-кинетическая (жесты, мимика, пантомимика), пара – и экстралингвистическая, организация времени и пространства общения, контакт глаза в глаза.
При формировании у детей 3-4 лет коммуникативных умений посредством театрализованной игры можно выделить противоречие: между необходимостью формирования у детей 3-4 лет коммуникативных умений и недостаточным использованием потенциала театрализованной игры в данном процессе.
Исходя из вышесказанного, цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 3-4 лет коммуникативных умений в процессе театрализованной игры.
Объект исследования: процесс формирования у детей 3-4 лет коммуникативных умений.
Предмет исследования: театрализованные игры как средство формирования у детей 3 лет коммуникативных умений.
Цель: оптимизация коммуникативных навыков детей через театрализованную игру.
Разработаны задачи исследования:
1. Выявить причины нарушения общения между детьми.
2. Осуществлять развивающую работу с детьми, у которых наблюдаются затруднения в общении в условиях театрализованной игры.
3. Организовать детско-родительское сотрудничество в театрализованной деятельности.
4. Обогатить предметно – пространственную среду атрибутами для театрализованной игры.
Ожидаемый результат: Положительная динамика коммуникативных умений и навыков у детей.
Этапы реализации проекта
1 этап - подготовительный
- Выбор темы и разработка педагогического проекта.
- Разработать комплекс театрализованных игр для развития коммуникативной компетентности у дошкольников.
- Организация развивающей среды.
- Подготовить информационную копилку (консультации, анкет, текстов) с целью обогащения опыта родителей по формированию знаний и развития игровых и коммуникативных навыков дошкольников.
- Разработать картотеку театрализованных игр на развитие коммуникативных способностей.
2 этап – основной
– разработать и включить комплекс театрализованных игр в совместную деятельность педагогов и дошкольников в основных режимных моментах дошкольного учреждения;
– обогатить предметно-пространственную среду атрибутами для организации театрализованных игр;
– привлечь родителей к развитию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста посредством театрализованных игр.
3 этап – обобщающий
- Подведение итогов работы с детьми (диагностики).
- Изготовление фотоальбома.
Комплекс театрализованных игр.
№ | Форма работы с детьми | Цели |
Сентябрь | ||
1 | Чтение художественной литературы (сказки, потешки, стихи) с последующим обыгрыванием их с помощью различных видов театра. | Учить детей слушать сказки; рассказывать их вместе с воспитателем; формировать умение обыгрывать их с помощью различных видов театра. |
2 | «В гости к пальчику большому». | Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью. |
3 | Хороводная игра «Огород наш хорош». | Побуждать детей к выражению образов героев в движении, мимике, эмоциях; учить импровизировать под музыку. |
4 | Дидактические игры по сказкам: «Колобок», «Репка», Пазлы по сказкам, «Найди фрагмент». | Формировать у детей интерес к дидактическим играм; развивать умение играть по правилам, соблюдая норму поведения. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми. |
5 | Пантомима «Утренний туалет». | Развивать воображение, выразительность жестов. |
Октябрь | ||
1 | Игра-пантомима «Медвежата». | Развивать пантомимические навыки. |
2 | Упражнения по развитию артикуляционной моторики Упражнение «Лягушки улыбаются», «Хоботок». | Формирование навыка правильного звукопроизношения, умения управлять органами артикуляционного аппарата, слышать себя и окружающих. Тренировка органов артикуляции. |
3 | Беседа «Виды и жанры театра». | Познакомить детей с разновидностями театра (теневой, кукольный, пальчиковый, театр с животными, детский театр, оперы и балета). |
4 | Дидактические игры «Узнай по контуру», «Найди мою тень», Чего (кого) не стало?» | Формировать у детей интерес к дидактическим играм; развивать умение играть по правилам, соблюдая норму поведения. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми. |
Ноябрь | ||
1 | Презентация «Виды и жанры театра». | Познакомить детей с разновидностями театра (кукольный, теневой, оперы и балета и т. д.). |
2 | Театрализованная игра «Угадай по звуку». | Развивать слуховое внимание детей. |
3 | Театрализация сказки «Репка». | Развивать коммуникативные навыки, формировать у детей интерес к театрализованной деятельности, способствовать дружеским взаимоотношениям в группе. |
4 | Игра-импровизация «Снежинки». | Продолжать учить детей импровизировать под музыку; развивать фантазию, ассоциативное мышление; формировать эстетическое восприятие природы; развивать память физических ощущений. |
5 | Разыгрывание ситуации «Не хочу манной каши!» | Учить интонационно выразительно проговаривать фразы. |
Декабрь | ||
1 | Пальчиковая гимнастика «Времена года». | Развивать умение подражать взрослым, учить вслушиваться в речь и понимать ее, повышать речевую активность, и создавать благоприятную эмоциональную атмосферу. |
2 | Игра «Вкусные слова». | Расширять словарный запас, воспитывать умение вежливо общаться, действия с воображаемыми предметами. |
3 | Чтение сказки «Лиса и заяц». | Дать интонационно-образное представление о сказке «Лиса и заяц». |
4 | Этюды «Зайцы веселятся», «Зайцы увидели охотников». | Учить выразительной мимике и движениям в играх-этюдах. |
Январь | ||
1 | Беседа «В стране эмоции». | Развитие эмоциональной сферы дошкольников. |
2 | Дидактическая игра «Эмоции». | Развивать способность по мимике, жестам, интонациям определять эмоциональное состояние человека; развивать логическое и творческое мышление, речевые навыки, умение строить диалог и монолог. |
3 | Театрализация сказки «Теремок». | Учить детей разыгрывать несложный сюжет, по знакомой русской народной сказке. |
4 | Игра «Измени голос». | Развивать внимание, наблюдательность, воображение детей. |
Февраль | ||
1 | ||
«Улыбка» | развитие артикуляционного аппарата. | |
«Трубочка» | развитие артикуляционной моторики. | |
«Улыбка-трубочка» | развитие артикуляционной моторики. | |
2 | «Марш деревянных солдатиков». (П.И. Чайковский). | Учить ритмично двигаться в соответствии с ритмом стиха и музыки. |
3 | Обыгрывание стихотворения «Солдатики» Леонид Грушко. | Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма, учить ритмично двигаться в соответствии с ритмом стиха. |
4 | Рассказывание сказки С. Маршака «Сказка об умном мышонке». | Познакомить со сказкой С. Маршака, учить отвечать на вопросы по содержанию. |
5 | Игра «Мышки в норках». | Вовлечь в игровой сюжет; учить самостоятельно действовать в игре. |
Март | ||
1 | Сказка на фланелеграфе «Курица с цыплятами». | Познакомить со сказкой Курица с цыплятами» и театром на фланелеграфе. |
2 | Обыгрывание стихотворения «Пришла весна». | Дать детям представление о пробуждении природы весной. |
3 | Психогимнастика «Эмоции и природа». | Носит характер рефлексии, расслабления после активной игры. Проводится под успокаивающую музыку. |
4 | Театрализованная игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем». | Поощрять попытки детей участвовать в коллективном разговоре, принимать совместные решения; развивать творческое воображение; побуждать детей к импровизации. |
5 | Игра «Пчелы в улье».
| Развивать логическое и ассоциативное мышление; учить детей интонационно выразительно проговаривать фразы. |
Апрель | ||
1 | Проговаривание диалога с различными интонациями. | Учить детей интонационно выразительно проговаривать фразы. |
2 | «Выйдем в сад». | Учить красиво двигаться под спокойную музыку, делая плавные движения. |
3 | Театрализованная игра «Бабушка Маланья». | Развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики. |
4 | Дидактические игры по сказкам: «Из какой сказки?», «Теремок». | Формировать у детей интерес к дидактическим играм; развивать умение играть по правилам, соблюдая норму поведения. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми. |
5 | Рассказывание с показом русской народной сказки «Волк и семеро козлят». | Познакомить детей со сказкой, воспитывать у детей умение слушать сказку внимательно, сопереживать героям сказки. |
Май | ||
1 | Исполнение песни (с флажками) « В этот славный День Победы». | Создать условия для воспитания у детей нравственно-патриотических чувств, любви к Родине. |
2 | Игра «Летчики». | Упражнять в звукоподражании; учить выполнять правила. |
3 | Поздравление детей подготовительных групп (стихотворения). | Развивать театральные способности детей; учить выразительно проговаривать слова стихотворения. |
4 | Сюжетно – ролевая игра «Моряки». | Формирование умения выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных в сюжет, воспитание дружеских взаимоотношений, чувства коллективизма. |
5 | Театрализованная игра «Зверята». | Формировать у детей навыки звукоподражания. |
Приложение 1 – Театрализация
«Солдатики» Леонид Грушко.
Левой - топ и правой - топ -
Топают солдатики.
- Выше ногу!
Топ да топ -
Маршируют братики.
«Пришла весна!» Трутнева Е.
Пришла весна!
Весна – красна.
С зеленой травкой у окна
Развесила сережки
Березе — белоножке.
Игра-пантомима «Медвежата».
А вот посмотрите, гора старого валежника. Ой, это берлога! А в ней спят медвежата. Но вот пригрело солнышко, растопило снег. Капельки воды просочились в берлогу. Вода попала на нос, уши, лапы медвежат.
Медвежата потянулись, фыркнули, открыли глаза и стали выбираться из берлоги. Раздвинув лапами сучья, они выбрались на поляну. Лучи солнца слепят глаза. Медвежата прикрывают лапами глазки и рычат от недовольства. Но вскоре глаза привыкли. Медвежата огляделись, понюхали носом свежий воздух и тихо разбрелись по полянке. Сколько здесь интересного! Дальше возможна импровизация.
Весна: Скорее идите ко мне! Послушайте, о чем чирикают воробушки весной!
Пантомима «Утренний туалет».
Воспитатель говорит, дети выполняют:
— Представьте себе, что вы лежите в постели. Но нужно вставать, потянулись, зевнули, почесали затылок. Как не хочется вставать! Но — подъем!
Идемте в ванну. Чистите зубы, умываетесь, причесываетесь, надеваете одежду. Идите завтракать. Фу, опять каша! Но есть надо.
Едите без удовольствия, но вам дают конфету. Ура! Вы разворачиваете ее и кладете за щеку. Да, а фантик где? Правильно, бросаете его в ведро. И бегом на улицу!
Разыгрывание ситуации «Не хочу манной каши!»
Дети делятся на пары. Одним из них будут мамами или папами, другие — детьми.
Мама или папа должны настаивать на том, чтобы ребенок ел манную кашу (геркулес, гречку…), приводя различные доводы.
А ребенок, это блюдо терпеть не может.
Пусть дети попробуют разыграть два варианта разговора.
В одном случае ребенок капризничает, чем раздражает родителей. В другом случае ребенок говорит настолько вежливо и мягко, что родители ему уступают.
Эту же ситуацию можно разыграть с другими персонажами, например, воробьиха и воробышек, но с условием, что общаться они должны только чириканьем; кошка и котенок — мяуканьем; лягушка и лягушонок — кваканьем.
Проговаривание диалога с различными интонациями.
Ребенок: Мед в лесу медведь нашел...
Медведь: Мало меду, много пчел!
Диалог проговаривается всеми детьми. Воспитатель помогает найти нужную интонацию.
Этюды «Зайцы»
I. «Зайцы веселятся»
Под веселую музыку зайцы весело прыгают, согнув в руки – лапки. Прыжки сочетаются с выразительной мимикой и движением – зайцы улыбаются, качают головой.
II. «Зайцы увидели охотников»
Зайцы прыгают под весёлую музыку. Внезапно звучит тревожный сигнал. Зайцы вмиг прижимают руки – ушки к голове и приседают, наклоняют голову.
Сидят со страхом озираются по сторонам. Глаза округлены, брови подняты.
Приложение 2 - Игры
Сюжетно – ролевая игра «Моряки».
Цель: Формирование умения выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных в сюжет, воспитание дружеских взаимоотношений, чувства коллективизма.
Словарная работа: якорь, капитан, корабль, штурвал, рулевой, матрос.
Предварительная работа: чтение художественной литературы о кораблях, моряках, просмотр фотографий о море, моряках, кораблях.
Оборудование: морской воротник, фуражка капитана, медицинский халат, якорь, штурвал, бинокли, строительный материал.
Ход игры:
- Ребята, я предлагаю сегодня вместе отправиться в путешествие. На чём можно отправиться в путешествие? (На самолёте, на поезде, на машине, на корабле)
- Чтобы оправиться в путешествие на корабле, что для этого нужно сделать? (Построить корабль)
- Из чего мы будем стоить корабль? (Из большого строителя и лего)
Дети совместно с воспитателем строят борт корабля, на палубе размещают штурвал, устанавливают трап, якорь, места для пассажиров.
- Вот корабль и готов. А кто бывает на корабле? Кому что надо для работы? (Воспитатель берет на себя роль капитана и помогает распределить роли, кто кем будет. Затем можно и кому-то из детей предложить быть капитаном).
Дети: Капитану - бинокль, матросам - бескозырки, для врача - чемоданчик с инструментами, лекарством, коку – посуда и продукты.
- Что делает капитан? Определяет курс корабля и отдаёт команды. Право руля, лево руля! Полный вперёд! Рулевой у штурвала. Матросы надраивают палубу. Радист сообщает о движения судна. Врач следит за здоровьем команды на корабле. Кок готовит еду для всей команды.
Звучит музыка «Шум моря».
Капитан даёт команду: «Всем приготовиться к отплытию, пройти медицинскую комиссию». Врач осматривает всю команду. Команда после допуска к плаванию заходит на судно. Капитан даёт команду: «Пассажирам занять свои места!». Занимают места на корабле. Капитан отдает команду: «Поднять якорь! Поднять трап! Полный вперёд!». Капитан постоянно отдаёт команды рулевому «Полный вперёд! Лево руля!». Капитан просит кока приготовить обед для команды.
Вот матросы увидали –
Впереди земля.
Капитан велит к причалу,
Штурман - у руля (Дети приставляют ладонь ко лбу, вглядываются вдаль).
Все возвращаются домой, покидают корабль сначала пассажиры, доктор, матросы, последним уходит капитан.
Игра-импровизация «Снежинки».
Воспитатель.
Снежинки, снежинки на землю летят,
(Снежинки летят.)
Искрится их белый красивый наряд.
Снежинки, снежинки, летите смелей,
(Кружась, садятся.)
И тихо на землю ложитесь скорей.
Снежинки, снежинки, пора вам опять
(Машут крылышками.)
Над полем кружиться и в небо взлетать.
Снежинки, снежинки, по ветру летят
(Снежинки летят.)
И падают прямо на щечки ребят.
Хороводная игра «Огород наш хорош».
Воспитатель.
Рано утром я встаю, выхожу на грядки.
(Воспитатель обходит огород.)
Постою, посмотрю, все ли тут в порядке.
Ты, морковка, выходи, на народ посмотри.
(Морковь идет по кругу.)
Песню звонкую споем, хоровод заведем.
Все. Раз-два, каблучок, потанцуй со мной, дружок.
(Дети встают, ведут хоровод.)
Три-четыре, громче пой, потанцуй со мной.
(Морковь пляшет.)
Воспитатель.
Рано утром я встаю, выхожу на грядки.
(Воспитатель обходит огород.)
Постою, посмотрю, все ли тут в порядке.
(Дети сидят на грядке.)
Ты, капуста, давай, выходи смелее,
(Капуста со свёклой идут по кругу.)
И с собой приводи свёклу поскорее.
Все. Раз-два, каблучок, потанцуй со мной, дружок.
(Дети ведут хоровод.)
Три-четыре, громче пой, потанцуй со мной.
(Капуста и свекла пляшут.)
Воспитатель.
Огород наш хорош, не найдешь такого,
(Воспитатель обходит огород.)
Много перца растет, лука молодого.
(Дети сидят на грядке.)
Ты, лучок, выходи, перец за тобою.
(Лук и перец идут по кругу.)
Руки ставь под бочок, вас в салате двое.
Все. Раз-два, каблучок, потанцуй со мной, дружок.
(Дети встают и ведут хоровод.)
Три-четыре, громче пой, потанцуй со мной.
(Лук и перец пляшут.)
Воспитатель хвалит хороший урожай. Дети садятся на стульчики.
Воспитатель берет корзину с овощами и приглашает послушать овощную историю.
Игра "Мышки в норках".
Описание игры: подвижная игра развивает реакцию, внимание, память, хорошо подходит для использования на прогулках в детском саду.
Правила игры:
1. Раскладываются круги («норки») на один меньше, чем количество детей, участвующих в игре.
2. Ведущий собирает детей в цепочку и водит вдали от «норок», приговаривая следующие слова:
«Маленькие мышки собрались гулять,
Вышли на полянку - петь и танцевать – мышка Ира, мышонок Петя, мышка Лена (перечисляются все дети).
Танцевали и плясали, лапки все уж оттоптали!
Стало вдруг совсем темно, вечер постучал в окно.
Надо бы домой бежать, наши норки занимать!»
3. С последним словом ведущего, каждый ребенок должен занять свой круг-«норку». Один круг – один ребенок.
4. Тот, кто не успел занять свою «норку» становится ведущим или выбывает из игры.
Игра «Летчики».
Скажите, где летают самолеты? (Высоко в небе.)
Вы будете пилотами самолета.
Расправьте «крылья»,
заведите «мотор»: «ж – ж - ж», летим…
Самолет летит,
Самолет гудит:
«У – у – у – у!»
Я лечу в Москву!
Командир – пилот
Самолет ведет:
«У – у – у – у!»
Я лечу в Москву!
Игра «Угадай по звуку».
Цель: развивать слуховое внимание детей.
Ход игры:
Приходит Петрушка и приносит разнообразные музыкальные инструменты (барабан, бубен, дудочку, погремушку и др.). Петрушка предлагает детям послушать, как звучит тот или иной инструмент. Затем он дает им задание: «Я буду за ширмой играть на разных инструментах, а вы внимательно слушайте и угадайте, на чем я играю». Петрушка за ширмой играет на инструментах, дети угадывают. Далее Петрушка предлагает поменяться с ними места ми и уже угадавший ребенок загадывает детям загадку.
Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем».
Цель: поощрять попытки детей участвовать в коллективном разговоре, принимать совместные решения; развивать творческое воображение; побуждать детей к импровизации.
Ход игры:
С помощью считалки выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Дети договариваются, что и как будут изображать. Водящий возвращается и спрашивает:
«Где вы были, мальчики и девочки? Что вы делали?»
Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем».
Дети показывают действия, которые придумали.
В процессе игры воспитатель вначале советует, что и как можно изобразить. Когда дети освоятся, он только подсказывает, что изобразить, а как это сделать, они решают сами.
Игра «Бабушка Маланья».
Цель: Развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.
Ход игры:
Дети берутся за руки и идут по кругу, в центре которого — водящий; дети поют потешку и выполняют движения.
У Маланьи, у старушки, (Идут по кругу и поют.)
Жили в маленькой избушке
Семь дочерей,
Семь сыновей,
Все без бровей! (Останавливаются и с помощью мимики и
С такими глазами, жестов изображают то,
С такими ушами, о чем говорится в тексте)
С такими носами,
С такими усами,
С такой головой,
С такой бородой...
Ничего не ели, (Присаживаются на корточки
Целый день сидели. и одной рукой подпирают подбородок)
На него (нее) глядели,
Делали вот так... (Повторяют за ведущим любой жест.)
Игра «Зверята».
Цель: формировать у детей навыки звукоподражания.
Ход игры:
Воспитатель раздает детям шапочки зверей и говорит: «Я буду читать стихотворение о разных животных, а те дети, на ком надета такая шапочка, будут изображать, как эти животные разговаривают».
Все пушистые цыплятки,
Любопытные ребятки.
Мама спросит: «Где же вы?»
Цыплята скажут: «Пи-пи-пи!»
Курочка-хохлаточка по двору гуляла,
Деток созывала: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко!»
Ходит по двору петух,
Аж захватывает дух.
Как увидит он зерно,
Закричит: «Ку-ка-ре-ку!»
Вышел котик погулять,
Решил цыпленка напугать.
Стал подкрадываться сразу
И мяукнул громко: «Мяу!»
Ловко прыгает лягушка,
У ней толстенькое брюшко,
Выпученные глаза,
Говорит она: «Ква-ква!»
Игра «Пчелы в улье».
Загадка:
Что за домик, мне скажите,
В нем летает каждый житель?
Кто в том домике живет,
Запасая сладкий мед? (Пчелы и улей.)
— Как летают и жужжат пчелы?
(Дети, прижав локти к телу, машут ладошками, как крылышками, и со звуком Ж-Ж-Ж перемещаются по группе.)
Дети строят из крупного конструктора (подручного материала) «улей» и собираются в нем. На полу разложены плоские бумажные цветы. Воспитатель читает под музыкальное сопровождение.
Пчелы в поле полетели,
Зажужжали, загудели,
Сели пчелы на цветы,
Пчелка я и пчелка ты.
Дети передвигаются по группе вокруг цветов. Присаживаются возле цветов и «собирают» нектар. Возвращаются в «улей».
— Ребята, какой лесной житель любит мед и часто забирается к пчелам в улей? (Медведь.)
Игра «Вкусные слова».
Ход игры:
Дети сидят в кругу, педагог протягивает первому ребенку ладонь с воображаемой, например, конфетой и, называя его по имени, предлагает угощение. Ребенок благодарит и «съедает». Затем кладет на свою ладошку и угощает чем-нибудь вкусным своего соседа. Тот благодарит, «съедает» и угощает третьего ребенка и т.д.
Приложение 3 – Пальчиковые игры
Пальчиковая игра «В гости к пальчику большому».
В гости к пальчику большому
В гости к пальчику большому
(выставляют вверх большие пальцы)
Приходили прямо к дому
(соединяют под углом кончики пальцев обеих рук)
Указательный и средний,
(названные пальцы соединяют с большим пальцем на обеих руках одновременно)
Безымянный и последний,
С ним мизинчик-малышок
(мизинцы выставляют вверх, пальцы сжимают в кулак)
Постучался о порог.
(кулачками стучат друг о дружку)
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.
(ритмично сжимают пальцы на обеих руках)
Пальчиковая игра «Времена года».
(Разводим руки в стороны, поднимаем и опускаем их)
Раскрасавица-Зима снег и вьюгу принесла!
Проговаривая названия месяцев, загибаем пальцы:
А ты пальцы загибай — месяцы запоминай:
Сначала Декабрь, потом Январь,
За ними приходит лютый Февраль!
(Шагаем на месте)
К нам Весна-Красна идёт!
(Загибаем пальцы)
Март с собой тепло несёт.
Там Апрель, а следом — Май.
Ты, смотри, не забывай!
(Соединив ладони, имитируем «плавание»)
В гости Лето к нам пришло,
Солнце, Море принесло!
(И снова загибаем пальцы)
Месяцы: Июнь, Июль,
И, конечно, Август!
(Шагаем на месте)
Вот подкралась Осень к нам.
Мы ей тоже рады!
(Загибаем пальцы, называя месяцы)
Тёплый Сентябрь, дождливый Октябрь,
За ними приходит холодный Ноябрь!
Приложение 4 - Артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика «Улыбка».
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Растянуть губы в стороны, не показывая зубов.
(удерживать до 10).
Артикуляционная гимнастика «Трубочка».
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Вытянуть губы вперед, как хоботок. (удерживать до 10).
Артикуляционная гимнастика «Улыбка-трубочка».
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Чередовать до 10 раз.
Артикуляционное упражнение «Хоботок».
Зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперед, как при звуке у. Дети сидят перед зеркалами. Взрослый произносит стихотворение:
Подражаю я слону:
Губы хоботком тяну…
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять.
* * *
Слон свой длинный
хоботок
Далеко тянул вперед.
Покажи-ка нам, дружок,
Как тянулся хоботок.
Артикуляционное упражнение «Лягушки улыбаются».
Зубы сомкнуты. Губы в улыбке, верхние и нижние резцы видны.
Тянуть губы прямо к ушкам очень
нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются, а глаза у них,
как блюдца.
Как веселые лягушки тянем губки
прямо к ушкам.
Потянули – перестали. И нисколько
не устали.
Разработанный нами комплекс театрализованных игр был направлен на развитие коммуникативных умений.
На данном этапе нами решались следующие задачи: формирование у детей интереса к театру и совместной театрализованной деятельности; раскрепощение детей и развитие их коммуникативных навыков.
Данные формы работы позволили детям научиться строить диалог и устанавливать эмоциональный контакт, культуре речевого общения. Наблюдались значительные улучшения по развитию диалогического общения, эмоциональных проявлений.
Таким образом, поставленная задача была выполнена в полном объеме.
Следующим этапом было обогащение предметно – пространственной среды атрибутами для организации театрализованных игр.
При создании развивающей предметно-пространственной среды создан центр театрализованных игр. Центр был создан руками педагога и родителей. Центр обновлен различными видами театров.
Центр театрализованных игр был пополнен дидактическими играми: «Эмоции», «Лото», «Правильное поведение» и «Плохие и хорошие поступки», способствующими развитию у детей культуры общения.
Для театрализованных постановок центр пополнен атрибутами, костюмами, кукольными персонажами, что позволило детям обыгрывать различные ситуации, создавать новые образы, закрепляя полученные навыки коммуникации в театрализованных играх.
Подобная организация в группе дала возможность приблизиться к позиции ребенка, создала уют для полноценного проживания ребенком дошкольного детства в условиях дошкольной образовательной организации.
Следующим этапом стало привлечение родителей к развитию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста посредством театрализованных игр.
При работе с родителями были использованы такие формы работы как: индивидуальные и групповые консультации («Поведение – показатель воспитанности»; «Театр дома», «Театрализованные игры дома» и другие).
Составлены памятки: «Выходной день дома», «Если у ребенка нет друзей», «Эти удивительные куклы», «Немного истории».
Подводя итог, можно сделать следующие выводы:
– более половины детей к концу учебного года, в достаточной для своего возраста степени, владеют коммуникативными умениями: они легко вступают в процесс общения, инициативны, активны, проявляют интерес к деятельности сверстника, делятся своими интересами.
– в то же время, есть дети, у которых еще имеются трудности в умении организовать общение. Они предпочитают общение только с определенным ребенком. При вступлении в контакт не эмоциональны.
Проделанной нами работы недостаточно для решения проблемы формирования коммуникативных умений у детей 3-4 лет, поэтому ее необходимо продолжить.
Список использованной литературы
1. Генинг А. С. Формирования у детей интереса к русскому фольклору / Образования. 2017. №1. С. 20–22.
2. Горшкова Е. В. Развитие выразительных движений у дошкольников : учебное пособие. М. : Author's club, 2018. 365 с.
3. Левшина Н. И. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности. Детский сад : теория и практика. 2014. № 6 (42). С. 94-103.
4. Макалева О. М. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста : учеб. для студ. учреждений высш. проф. Образования. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Академия, 2017. 186 с.
5. Мещерякова С. Ю. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. М. : Просвещение, 2015. С. 16-17.
6. Минеева Ю. В. Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников // Международный журнал экспериментального образования. 2014. №7. С. 35-37.
7. Мириманова М. С. Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста : учебник : для использования в образовательном процессе образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования по специальности «Дошкольное образование» / 2-е изд., стер. М. : Академия, 2019. 248 с.
8. Новикова Т. А. Дошкольное воспитание // Театрализованная деятельность как условие социализации дошкольника. Братск, 2014. №11. С.27–29.
9. Олейникова О. П. Театр в детском саду: Детство и общество. 2017. №1. С. 125–127.
10. Рябкова И. А. Ролевое замещение в игре дошкольников в условиях разной предметной среды : автореферат дис. кандидата психологических наук : 19.00.13 / Место защиты : Психол. ин-т РАО. М. 2019. 28 с.
11. Устьянцева Э. А. Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных умений дошкольника: электронный // Международный студенческий научный вестник, 2017. № 4. URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17406 (дата обращения: 17.02.2020).
12. Шубина И. Б. Драматургия и режиссура зрелищных форм. Соучастие в зрелище, или Игра в миф : учебно-методическое пособие. СПб. : Лань : Планета музыки, cop. 2019. 238 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности»
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытия...
Обобщение собственного педагогического опыта по теме: "Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность...
Консультация для родителей "Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности".
Эта информация поможет родителям понять смысл и необходимомть включения детей в театрализованную деятельность....
Презентация "Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением речи посредством театрализованной деятельности"
quot;Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением речи посредством театрализованной деятельности"...
ОПЫТ РАБОТЫ Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством игр и элементов театрализованной деятельности.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №8» города Сим Ашинского района Челябинской области...
Календарно-тематическое планирование по развитию познавательных процессов и коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с ТНР
Календарно-тематическое планирование по развитию познавательных процессов и коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с ТНР...
Календарно-тематическое планирование по развитию познавательных процессов и коммуникативных навыков у детей 6-7 лет
Календарно-тематическое планирование по развитию познавательных процессов и коммуникативных навыков у детей 6-7 лет...