Инновационные технологии при реализации образовательной области социально - коммуникативное развитие
консультация (старшая группа)
Инновационные технологии при реализации образовательной области социально - коммуникативное развитие
Одним из 5 приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи. Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:
1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.
4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.
5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.
На сегодняшний день, мы можем говорить о том, что дети не всегда способны контактировать друг с другом, выражать свои чувства, часто вступают в конфликты, эмоциональная сфера развита не в достаточной степени. Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек, дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека, использование компьютера расширяет возможности интеллектуального развития ребёнка, создаёт условия для обогащения его кругозора. Современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощёнными, открытыми, самостоятельными, инициативными, у них появляется чувство свободы и независимости. Поэтому необходимо стало использование и внедрение инновационных технологий в социально - коммуникативное развитие ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_tehnologii_pri_realizatsii_obrazovatelnoy_oblasti_sotsialno.docx | 26.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные технологии при реализации образовательной области социально - коммуникативное развитие
Одним из 5 приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи. Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:
1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.
4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.
5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.
На сегодняшний день, мы можем говорить о том, что дети не всегда способны контактировать друг с другом, выражать свои чувства, часто вступают в конфликты, эмоциональная сфера развита не в достаточной степени. Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек, дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека, использование компьютера расширяет возможности интеллектуального развития ребёнка, создаёт условия для обогащения его кругозора. Современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощёнными, открытыми, самостоятельными, инициативными, у них появляется чувство свободы и независимости. Поэтому необходимо стало использование и внедрение инновационных технологий в социально - коммуникативное развитие ребенка.
Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности, которыми являются:
∙ концептуальность;
∙ системность;
∙ управляемость;
∙ эффективность;
∙ воспроизводимость.
Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы:
∙ логикой процесса,
∙ взаимосвязью его частей, целостностью.
Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность, указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость - подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами. Инновационные технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Хочется отметить, что принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательнообразовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе! ».
Его цель - содействовать становлению ребенка как личности. «Ребенок не сосуд, а факел, который надо зажечь». Основные направления реализации образовательной области «Социально - коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста».
• Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей;
• Патриотическое воспитание;
• Трудовое воспитание;
• Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Современные образовательные технологии:
• Здоровьесберегающая технология;
• Технология проектной деятельности;
• Информационно-коммуникационная технология;
• Личностно-ориентированная технология;
• Игровая технология;
• Кейс-технологии.
Здоровьесберегающие технологии.
Цель: Обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Классификация здоровьесберегающей технологии:
- медико-профилактическая;
- физкультурно-оздоровительная;
- обеспечение социально-психологического благополучия ребенка;
- здоровьесбережение и здоровьеобогащение педагогов;
- образовательная;
- обучение здоровому образу жизни;
- педагогическая технология активной сенсорноразвивающей среды.
Здоровьесберегающие технологии – сюда относятся подвижные игры, пальчиковая гимнастика, спортивные праздники и т.п. Все эти игры тоже направлены на коммуникативное развитие детей, так как любая из них требует изучения правил, построение взаимоотношений в детском коллективе во время игры, выполнение требований и правил игры с целью дальнейшего продолжения взаимодействия между её участниками.
Технология проектной деятельности.
Цель: Развитие свободной творческой личности ребенка. Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – коммуникативная, исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Виды проектов:
- исследовательско - творческие;
- ролевые, игровые;
- ознакомительно-ориентировочные (информационные);
- практико-ориентированные (прикладные);
- творческие.
Был разратан краткосрочный проект «Мы – дружные ребята!». Цель: Сплочение детского коллектива, создание благоприятной психологической обстановки в детском коллективе для каждого ребёнка в отдельности. На начальном этапе реализации проекта по социально-коммуникативному развитию были проведены серии социометрических диагностик, был разработан план мероприятий, включающий в себя проведение коммуникативных игр, сюжетноролевых игр, проведение продуктивной деятельности: рисования «Мой друг», аппликации «Я и мои друзья». Заключительным этапом реализации краткосрочного проекта «Мы – дружные ребята!» стало проведение спортивного досуга «Мы - самые, смелые, ловкие, умелые!»
Информационно-коммуникационная технология.
Цель: Развитие социально-коммуникативных навыков у дошкольников через совершенствование информационной культуры и активное использование компьютерной технологии.
Использование компьютерной технологии помогает:
- привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
- делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
- формировать информационную культуру у детей;
- активизировать познавательный интерес;
- реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении;
- активизировать социально-коммуникативные навыки у детей.
Личностно-ориентированная технология.
Цель: Развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; максимальное развитие индивидуальных коммуникативных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
Принципы личностно-ориентированной технологии:
- Построение доверительных отношений с ребёнком.
- Общение с ребенком на равных.
- Уважение личности и достоинства ребёнка.
- Построение обучения таким образом, чтобы учитывались индивидуальные особенности каждого конкретного ребенка.
Игровые технологии.
Цель: Раскрытие личностных социально-коммуникативных способностей детей через актуализацию познавательного опыта в процессе игровой деятельности.
Важнейшие функции игр:
- развлекательная (основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативная: освоение диалектики общения;
- терапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- коррекционная: внесение позитивных изменений в структуру личностных коммуникативных способностей;
- межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей;
- социализация: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Игры, используемые с целью социально-коммуникативного развития дошкольников.
Творческие игры:
1. Театрализованные игры:
- Игры – драматизации.
- Режиссёрские игры,
- Сюжетно – ролевые игры;
- Конструкторские игры.
2. Коммуникативные игры:
Игры-ситуации.
3. Двигательный тренинг: Анималотерапия.
Рассмотрим театрализованные игры.
Задачи театрализованных игр: Развить художественный вкус, творческие способности, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству. Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, сказочных персонажей, животных и растений. Развивают личностные коммуникативные навыки. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной. Режиссёрская игра дошкольника – это индивидуальная игра, в процессе которой ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами – заместителями. В этой игре ребёнок может быть сам в роли, а может только регулировать взаимоотношения между игрушками, как режиссёр. В основе сценария игры лежит личный опыт ребёнка. Преимущества игры. ∙ Режиссёрские игры позволяют ребёнку упражняться во взаимоотношениях, в общении в процессе действий с куклами. В отличии от партнёра, куклы не требуют от ребёнка высокого уровня общения – с ними проще. ∙ В режиссёрской игре не надо учитывать позицию партнёра, не надо под него подстраиваться. Здесь ребёнок остаётся самим собой, ему не надо подчиняться каким – то общим требованиям, он сам придумывает свои правила и сам их выполняет, проявляет своё творчество, свои знания.
Сюжетно-ролевая игра. - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Сюжетно-ролевая игра способствует развитию социально-коммуникативных навыков дошкольников: «Семья», «Дом», «Ателье мод», «Поликлинника», «Строим лом».
Коммуникативные игры.
Цель использования. Способствование формированию у детей ценных навыков и овладению способами поведения в отношении с другими людьми, развитию коммуникативных качеств и социальной активности дошкольников.
Задачи коммуникативных игр:
1. Помогать детям преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.
2. Способствовать расширению представлений детей о различных способах коммуникации с окружающими; формированию позитивного отношения к себе и к сверстникам.
3. Способствовать развитию умения сотрудничать, находить общие решения в конфликтных ситуациях.
4. Подвести детей к пониманию необходимости гибко, использовать мимику, пантомимику и голос в общении.
Коммуникативные игры: «Давайте поздороваемся», «Давайте познакомимся», «Паровозик дружбы», «Угадай, кто это?» и т.д. Коммуникативно-двигательный тренинг. Данный тренинг направлен на развитие способности к объективному восприятию своего образа, поведенческой пластичности, на увеличение диапазона доступных форм и вариантов внешнего социального поведения, на увеличение степени телесного осознавания. Цели двигательного тренинга:
1. Расширить способы взаимодействия с окружающими.
2. Увеличить диапазон и потенциал движений.
3. Развитие умения находить свое место в группе через совместную деятельность, что способствует наиболее полному и продуктивному взаимодействию.
Задачи тренинга:
1. Развитие поведенческой пластичности.
2. Снятие телесных напряжений.
3. Повышение самооценки подростка.
4. Улучшение психологического самочувствия (активности, настроения) при взаимодействии с другими людьми.
Средства достижения (целей и задач):
- Ролевая игра.
- Мимические, жестовые и тактильные методики, невербальные техники
- Упражнение на установление контактов в общении.
- Упражнение на объединение и сплочение.
- Упражнение на освобождение от напряжения.
- Рефлексия (выражение своего состояния на настоящий момент). Анималотерапия (от латинского "animal" - животное) - вид терапии, использующий животных и их образы для работы с дошкольниками. Используются символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки. Анималотеапия призвана преодолеть нарушения эмоциональноличностной сферы детей и недостаточное развитие коммуникативных навыков. коррекционно-развивающие цели:
∙ совершенствование у ребёнка способности адаптироваться к жизненным различным ситуациям;
∙ развитие активного отношения к жизни;
∙ отработка механизмов межличностной коммуникации;
∙ развитие воли и навыков самостоятельности;
∙ коррекция самооценки;
∙ отработка механизмов психологической защиты в ситуации одиночества и разлуки;
∙ снятие психо-мышечного напряжения;
∙ обучение навыкам саморегуляции;
Задачи анималотерапии в работе с дошкольниками: · раскрытие дополнительных возможностей в поведении и личности ребёнка, · коррекционная работа с детьми, испытывающими страхи, трудности в адаптации и общении, имеющими неадекватную самооценку, нарушение в поведении.
Кейс – технологии – это способ организации обучения на основе реальных ситуаций, направленных на формирование у дошкольников новых качеств и умений. Виды кейс – технологии:
- Анализ конкретных ситуаций,
- Кейс – иллюстрации,
- Фото – кейс,
- Проигрывание ролей (ролевое проектирование) Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, изложенной в ситуаци, и, или изображённой на иллюстрации, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы.
Ролевое проектирование – это вид кейс – технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей.
Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации. Важной особенностью данной технологии является:
∙ умение дошкольников принять на себя роль;
∙ умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками;
∙ ролевое взаимодействие.
Этапы кейс – технологии и деятельность детей в процессе ролевого проектирования.
Этапы
Деятельность детей
Знакомство с ситуацией, ее особенностями
Воспринимают предложенную ситуацию
Актуализация знаний
Объединяются парами, распределяют роли, взаимодействуют, сотрудничают, договариваются.
Мозговой штурм
Осуществляют поисковую деятельность.
Презентация
Представляют свои роли, осуществляют презентацию.
Рефлексия
Анализируют, делают выводы.
Умения и навыки, которые формируются у дошкольников посредством кейс – технологии - «ролевое проектирование»:
∙ Умение пользоваться основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.
∙ Умение договариваться, учитывать интересы и чувства других, умение разрешать конфликты.
∙ Умение следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.
∙ Умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей.
∙ Умение принимать собственное решение, опираясь на знания и умения в различных видах деятельности.
∙ Навык владения разными формами и видами игры, различение условной и реальной ситуаций.
∙ Навык владения устной речью, умение использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
∙ Навык положительного отношения к миру.
Пример «Настоящие друзья» Ситуация: « Динису купили новый телевизор. Он очень обрадовался, ему надо унести телевизор и он просит помочь друга. Обсуждение ситуации: Как должен поступить настоящий друг? Обыгрывание ситуаций и обсуждение. Таким образом, эффективность использования педагогических технологий в образовательной работе по социально-коммуникативному развитию дошкольников зависит от уровня специальных знаний и умений педагогов, реализации современных технологий, от уровня сформированности общепедагогических умений, методологической культуры, профессионального развития педагогов в целом. Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без использования современных технологий в работе по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста.
Особое внимание следует обратить на личностно-ориентированный подход в воспитании, на развитие творческой инициативы, индивидуальных качеств и способностей детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего возраста по реализации образовательной области социально-коммуникативное развитие "Умелые руки не знают скуки"
В этой совместной деятельности мы будем формировать положительное отношение к труду и его результатам...
непосредственной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (ребенок в семье и сообществе - формирование гендерной принадлежности) "Девочки и мальчики"
Закрепляются гендерные представления у детей, знания о своей принадлежности к полу, о строении человека, формируются умения различать мальчиков и девочек по внешнему виду и поведению....
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по реализации образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие. Путешествие по сказке "Гуси - Лебеди".
Конспект предназначен для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) общеразвивающей направленности...
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по реализации образовательных областей социально-коммуникативное развитие и познавательное развитие "Незнайка выбирает для себя профессию"
С использованием педагогической технологии...
Реализация образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с использованием социо-игровой технологии.
Основные задачи образовательной области «Социально-коммуникативного развития»- Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая оральные и нравственные ценности;- Развитие общения и...
Консультация «Роль воспитателя в развитии театрализованной деятельности, как одном из средств реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие детей»
План консультации : 1.Понятие театрализованой деятельности. 2. Понятие о режиссерской игре. 3. Роль педагога в развитии театрализованной деятельности. 4.Условия для развития театрализованной дея...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» на те
Конспект непосредственно образовательной деятельности...