Инновационные технологии при реализации образовательной области социально - коммуникативное развитие
консультация (старшая группа)

Жеребкова Алла Николаевна

Инновационные технологии при реализации образовательной области социально - коммуникативное развитие

 Одним из 5 приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи. Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:

 1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

 2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.

 4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.

5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.

     На сегодняшний день, мы можем говорить о том, что дети не всегда способны контактировать друг с другом, выражать свои чувства, часто вступают в конфликты, эмоциональная сфера развита не в достаточной степени. Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек, дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека, использование компьютера расширяет возможности интеллектуального развития ребёнка, создаёт условия для обогащения его кругозора. Современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощёнными, открытыми, самостоятельными, инициативными, у них появляется чувство свободы и независимости. Поэтому необходимо стало использование и внедрение инновационных технологий в социально - коммуникативное развитие ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные технологии при реализации образовательной области социально - коммуникативное развитие

 Одним из 5 приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи. Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:

 1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

 2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.

 4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.

5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.

     На сегодняшний день, мы можем говорить о том, что дети не всегда способны контактировать друг с другом, выражать свои чувства, часто вступают в конфликты, эмоциональная сфера развита не в достаточной степени. Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек, дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека, использование компьютера расширяет возможности интеллектуального развития ребёнка, создаёт условия для обогащения его кругозора. Современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощёнными, открытыми, самостоятельными, инициативными, у них появляется чувство свободы и независимости. Поэтому необходимо стало использование и внедрение инновационных технологий в социально - коммуникативное развитие ребенка.

     Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности, которыми являются:

 концептуальность;

 системность;

 управляемость;

 эффективность;

 воспроизводимость.

     Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

   Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы:

 логикой процесса,

 взаимосвязью его частей, целостностью.

     Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

   Эффективность, указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

   Воспроизводимость - подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.             Инновационные технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Хочется отметить, что принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательнообразовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе! ».

    Его цель - содействовать становлению ребенка как личности. «Ребенок не сосуд, а факел, который надо зажечь». Основные направления реализации образовательной области «Социально - коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста».

 • Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей;

 • Патриотическое воспитание;

• Трудовое воспитание;

• Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

      Современные образовательные технологии:

• Здоровьесберегающая технология;

• Технология проектной деятельности;

• Информационно-коммуникационная технология;

• Личностно-ориентированная технология;

• Игровая технология;

 • Кейс-технологии.

Здоровьесберегающие технологии.

       Цель: Обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

     Классификация здоровьесберегающей технологии:

 - медико-профилактическая;

-  физкультурно-оздоровительная;

- обеспечение социально-психологического благополучия ребенка;

- здоровьесбережение и здоровьеобогащение педагогов;

- образовательная;

- обучение здоровому образу жизни;

- педагогическая технология активной сенсорноразвивающей среды.

         Здоровьесберегающие технологии – сюда относятся подвижные игры, пальчиковая гимнастика, спортивные праздники и т.п. Все эти игры тоже направлены на коммуникативное развитие детей, так как любая из них требует изучения правил, построение взаимоотношений в детском коллективе во время игры, выполнение требований и правил игры с целью дальнейшего продолжения взаимодействия между её участниками.

       Технология проектной деятельности.

Цель: Развитие свободной творческой личности ребенка. Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – коммуникативная, исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

      Виды проектов:

- исследовательско - творческие;

- ролевые, игровые;

- ознакомительно-ориентировочные (информационные);

- практико-ориентированные (прикладные);

- творческие.

     Был разратан краткосрочный проект «Мы – дружные ребята!». Цель: Сплочение детского коллектива, создание благоприятной психологической обстановки в детском коллективе для каждого ребёнка в отдельности. На начальном этапе реализации проекта по социально-коммуникативному развитию были проведены серии социометрических диагностик, был разработан план мероприятий, включающий в себя проведение коммуникативных игр, сюжетноролевых игр, проведение продуктивной деятельности: рисования «Мой друг», аппликации «Я и мои друзья». Заключительным этапом реализации краткосрочного проекта «Мы – дружные ребята!» стало проведение спортивного досуга «Мы - самые, смелые, ловкие, умелые!»

       Информационно-коммуникационная технология.

Цель: Развитие социально-коммуникативных навыков у дошкольников через совершенствование информационной культуры и активное использование компьютерной технологии.

    Использование компьютерной технологии помогает:

- привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;

- делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;

-  формировать информационную культуру у детей;

- активизировать познавательный интерес;

- реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении;

- активизировать социально-коммуникативные навыки у детей.

     Личностно-ориентированная технология.

Цель: Развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; максимальное развитие индивидуальных коммуникативных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

Принципы личностно-ориентированной технологии:

- Построение доверительных отношений с ребёнком.

 - Общение с ребенком на равных.

- Уважение личности и достоинства ребёнка.

- Построение обучения таким образом, чтобы учитывались индивидуальные особенности каждого конкретного ребенка.

   Игровые технологии.

Цель: Раскрытие личностных социально-коммуникативных способностей детей через актуализацию познавательного опыта в процессе игровой деятельности.

Важнейшие функции игр:

- развлекательная (основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативная: освоение диалектики общения;

- терапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

 - коррекционная: внесение позитивных изменений в структуру личностных коммуникативных способностей;

-  межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей;

-  социализация: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Игры, используемые с целью социально-коммуникативного развития дошкольников.

Творческие игры: 

1. Театрализованные игры:

- Игры – драматизации.

- Режиссёрские игры,

- Сюжетно – ролевые игры;

- Конструкторские игры.

2. Коммуникативные игры:

Игры-ситуации.

 3. Двигательный тренинг: Анималотерапия.

   Рассмотрим театрализованные игры.

Задачи театрализованных игр: Развить художественный вкус, творческие способности, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству. Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, сказочных персонажей, животных и растений. Развивают личностные коммуникативные навыки. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной. Режиссёрская игра дошкольника – это индивидуальная игра, в процессе которой ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами – заместителями. В этой игре ребёнок может быть сам в роли, а может только регулировать взаимоотношения между игрушками, как режиссёр. В основе сценария игры лежит личный опыт ребёнка. Преимущества игры.  Режиссёрские игры позволяют ребёнку упражняться во взаимоотношениях, в общении в процессе действий с куклами. В отличии от партнёра, куклы не требуют от ребёнка высокого уровня общения – с ними проще.  В режиссёрской игре не надо учитывать позицию партнёра, не надо под него подстраиваться. Здесь ребёнок остаётся самим собой, ему не надо подчиняться каким – то общим требованиям, он сам придумывает свои правила и сам их выполняет, проявляет своё творчество, свои знания.

       Сюжетно-ролевая игра. - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Сюжетно-ролевая игра способствует развитию социально-коммуникативных навыков дошкольников: «Семья», «Дом», «Ателье мод», «Поликлинника», «Строим лом».

       Коммуникативные игры.

    Цель использования. Способствование формированию у детей ценных навыков и овладению способами поведения в отношении с другими людьми, развитию коммуникативных качеств и социальной активности дошкольников.

   Задачи коммуникативных игр:

1. Помогать детям преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.

2. Способствовать расширению представлений детей о различных способах коммуникации с окружающими; формированию позитивного отношения к себе и к сверстникам.

3. Способствовать развитию умения сотрудничать, находить общие решения в конфликтных ситуациях.

4. Подвести детей к пониманию необходимости гибко, использовать мимику, пантомимику и голос в общении.

      Коммуникативные игры: «Давайте поздороваемся», «Давайте познакомимся», «Паровозик дружбы», «Угадай, кто это?» и т.д.           Коммуникативно-двигательный тренинг. Данный тренинг направлен на развитие способности к объективному восприятию своего образа, поведенческой пластичности, на увеличение диапазона доступных форм и вариантов внешнего социального поведения, на увеличение степени телесного осознавания. Цели двигательного тренинга: 

1. Расширить способы взаимодействия с окружающими.

2. Увеличить диапазон и потенциал движений.

3. Развитие умения находить свое место в группе через совместную деятельность, что способствует наиболее полному и продуктивному взаимодействию.

      Задачи тренинга:

 1. Развитие поведенческой пластичности.

 2. Снятие телесных напряжений.

3. Повышение самооценки подростка.

4. Улучшение психологического самочувствия (активности, настроения) при взаимодействии с другими людьми.

       Средства достижения (целей и задач):

- Ролевая игра.

- Мимические, жестовые и тактильные методики, невербальные техники

 - Упражнение на установление контактов в общении.

- Упражнение на объединение и сплочение.

 - Упражнение на освобождение от напряжения.

- Рефлексия (выражение своего состояния на настоящий момент). Анималотерапия (от латинского "animal" - животное) - вид терапии, использующий животных и их образы для работы с дошкольниками. Используются символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки. Анималотеапия призвана преодолеть нарушения эмоциональноличностной сферы детей и недостаточное развитие коммуникативных навыков. коррекционно-развивающие цели:

  совершенствование у ребёнка способности адаптироваться к жизненным различным ситуациям;

 развитие активного отношения к жизни;

 отработка механизмов межличностной коммуникации;

 развитие воли и навыков самостоятельности;

 коррекция самооценки;

 отработка механизмов психологической защиты в ситуации одиночества и разлуки;

 снятие психо-мышечного напряжения;

  обучение навыкам саморегуляции;

   Задачи анималотерапии в работе с дошкольниками: · раскрытие дополнительных возможностей в поведении и личности ребёнка, · коррекционная работа с детьми, испытывающими страхи, трудности в адаптации и общении, имеющими неадекватную самооценку, нарушение в поведении.

       Кейс – технологии – это способ организации обучения на основе реальных ситуаций, направленных на формирование у дошкольников новых качеств и умений. Виды кейс – технологии:

 - Анализ конкретных ситуаций,

 - Кейс – иллюстрации,

 - Фото – кейс,

- Проигрывание ролей (ролевое проектирование) Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, изложенной в ситуаци, и, или изображённой на иллюстрации, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы.

      Ролевое проектирование – это вид кейс – технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей.

       Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации. Важной особенностью данной технологии является:

 умение дошкольников принять на себя роль;

 умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками;

 ролевое взаимодействие.

     Этапы кейс – технологии и деятельность детей в процессе ролевого проектирования.

     Этапы

 Деятельность детей

Знакомство с ситуацией, ее особенностями

Воспринимают предложенную ситуацию

Актуализация знаний

Объединяются парами, распределяют роли, взаимодействуют, сотрудничают, договариваются.

    Мозговой штурм 

Осуществляют поисковую деятельность.

Презентация 

Представляют свои роли, осуществляют презентацию.

Рефлексия 

Анализируют, делают выводы.

     Умения и навыки, которые формируются у дошкольников посредством кейс – технологии - «ролевое проектирование»:

 Умение пользоваться основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.

 Умение договариваться, учитывать интересы и чувства других, умение разрешать конфликты.

 Умение следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.

 Умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей.

  Умение принимать собственное решение, опираясь на знания и умения в различных видах деятельности.

 Навык владения разными формами и видами игры, различение условной и реальной ситуаций.

 Навык владения устной речью, умение использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

 Навык положительного отношения к миру.

Пример «Настоящие друзья» Ситуация: « Динису купили новый телевизор. Он очень обрадовался, ему надо унести телевизор и он просит помочь друга. Обсуждение ситуации: Как должен поступить настоящий друг? Обыгрывание ситуаций и обсуждение. Таким образом, эффективность использования педагогических технологий в образовательной работе по социально-коммуникативному развитию дошкольников зависит от уровня специальных знаний и умений педагогов, реализации современных технологий, от уровня сформированности общепедагогических умений, методологической культуры, профессионального развития педагогов в целом. Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без использования современных технологий в работе по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста.  

      Особое внимание следует обратить на личностно-ориентированный подход в воспитании, на развитие творческой инициативы, индивидуальных качеств и способностей детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

непосредственной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (ребенок в семье и сообществе - формирование гендерной принадлежности) "Девочки и мальчики"

Закрепляются гендерные представления у детей, знания о своей принадлежности к полу, о строении человека, формируются умения различать мальчиков и девочек по внешнему виду и поведению....

Реализация образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с использованием социо-игровой технологии.

Основные задачи образовательной области «Социально-коммуникативного развития»- Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая оральные и нравственные ценности;- Развитие общения и...

Консультация «Роль воспитателя в развитии театрализованной деятельности, как одном из средств реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие детей»

План консультации : 1.Понятие театрализованой деятельности.  2. Понятие о режиссерской игре. 3. Роль педагога в развитии театрализованной деятельности. 4.Условия для развития театрализованной дея...