Технология игры
учебно-методический материал
Технология игровой деятельности дошкольников через организацию сюжетно-ролевой игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 630.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология игровой деятельности дошкольников через организацию сюжетно-ролевых игр.
(Авторы – Л.С. Новоселова, С.Л. Рубинштейн, Б.П.Никитин, В.В.Воскобович и др.
Материал взят из «Энциклопедии образовательных технологий» Селевко Г.К.)
Человеческая культура возникла и
развёртывается в игре, как игра.
Й. Хейзипга
Игровая деятельность.
Игра наряду с трудом и учением— один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра — это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
• развлекательную (это основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
• коммуникативную: освоение диалектики общения;
• самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
• игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
• диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
• коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
• межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
• социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А. Шмакову):
• свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
• творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
• эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
• наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность её развития.
В структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
В структуру игры как процесса входят:
1. роли, взятые на себя играющими;
2. игровые действия как средство реализации этих ролей;
3. игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
4. реальные отношения между играющими;
5. сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.
Игру как метод обучения и воспитания, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
• в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
• как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
• в качестве технологии урока (занятия) или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
• как технология внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орлёнок», КТДидр.).
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
Виды педагогических игр
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
1. обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
2. познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;
3. репродуктивные, продуктивные, творческие;
4. коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики.
Три большие группы составляют: игры с готовыми «жёсткими» правилами; игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий; игры, которые сочетают и свободную игровую стихию, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по её ходу.
Важнейшие из других методических типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.
По содержанию игры с готовыми правилами различают: все предметные (математические, химические и т.д.), спортивные, подвижные, интеллектуальные (дидактические), строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), лечебные, коррекционные (психологические игры-упражнения), шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые и т.п.
По содержанию «вольные» (свободные) игры различают по той сфере жизни, которые они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные, бытовые игры в профессию, этнографические и т.п.
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с разными средствами передвижения.
И, наконец, по форме (форма есть способ существования и выражения содержания) можно выделить в самостоятельные типовые группы следующие игры: игры-празднества, игровые праздники; игровой фольклор; театральные игровые действия; игровые тренинги и упражнения; игровые анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые импровизации; соревнования, состязания, противоборства, соперничества; конкурсы, эстафеты, старты; свадебные обряды, игровые обычаи; мистификации, розыгрыши, сюрпризы; карнавалы, маскарады; игровые аукционы и т.д.
Классификационные параметры игровых технологий
Уровень и характер применения: все уровни.
Методологический подход: индивидуальный, групповой, личностно-ориентированный.
Характер содержания: все виды + проникающий.
Вид социально-педагогической деятельности: обучающая, воспитательная, развивающая.
Преобладающие методы: развивающие, поисковые, творческие.
Организационные формы: все формы.
Преобладающие средства: практические + наглядные + программированные.
Подход к ребёнку и характер воспитательных взаимодействий: свободное воспитание.
Цели:
• Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
• Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определённых подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
• Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
• Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Концептуальные основы игровых технологий
1. Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.
2. Игра — форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н. Узнадзе).
3. Игра — пространство «внутренней социализации» ребёнка, средство усвоения социальных установок (Л.С. Выготский).
4. Игра — свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А.Н. Леонтьев).
5. Игра — школа жизни и практика развития детей (С.Л. Рубинштейн).
6. Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
7. Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.
8. В возрастной периодизации детей (Д.Б. Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста своё содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра — ведущий вид деятельности для дошкольного возраста.
Особенности игровых технологий
Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст — учебная деятельность, средний — общественно полезная, старший школьный возраст — учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать её в процесс развития ребёнка.
Оптимальное сочетание игры с другими формами учебно-воспитательного процесса — одно из самых сложных действий педагогов.
Развивающий потенциал игры заложен в самой её природе. В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, мистика и реальность, обособленность от обыденного и постоянная связь с ним, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность.
Педагогическая ценность игры заключается в том, что она становится сильнейшим мотивационным фактором, ребёнок руководствуется личностными установками и мотивами.
Игра представляет проигрывание отношений, существующих в человеческой жизни. Именно игровая ситуация с её двуплановым поведением, с возможностью условного вхождения в роли, недоступные для человека в реальной действительности, позволяет ему быть на голову выше своего обычного поведения,
даёт возможность говорить с собой на разных языках, по-разному интерпретируя своё собственное «я».
Игровые технологии в дошкольном периоде
Ролевой игрой ребёнок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя переживания и начинает в них ориентироваться.
У ребёнка формируются воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребёнку включаться в коллективную деятельность и общение.
В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно значимой и общественно-оцениваемой деятельности учения.
Технология развивающих игр Б.П. Никитина
Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своём разнообразии имеют общую идею и обладают характерными особенностями.
Каждая игра — это набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т.д. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникумом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячами, верёвками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т.д. и т.п.
Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.
Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда двух-трёхлетнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где всё объясняется и где формируются в основном только исполнительские черты в ребёнке.
Методические советы Б.П. Никитина
• Ребёнку не навязывается никакой определённой программы обучения. Он погружается в мир игры, в котором волен выбирать сферу деятельности.
• Ребёнку не объясняется новая игра, он вовлекается в неё с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх.
• Освоение новой игры, как правило, требует активного участия старших; в дальнейшем ребёнок может заниматься самостоятельно.
• Перед ребёнком ставятся задачи, которые постепенно усложняются.
• Ребёнку нельзя подсказывать. Он должен иметь возможность думать самостоятельно.
• Если ребёнок не может справиться с заданием, нужно вернуться к лёгким, уже сделанным заданиям или временно оставить эту игру.
• Если ребёнок достиг «потолка» своих возможностей или утратил интерес к игре, нужно её на время отложить.
• Решение задачи предстает перед ребёнком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.
В развивающих играх — в этом и заключается их главная особенность — удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребёнок может подняться до «потолка» своих возможностей. Это позволило решить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих
способностей:
• развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;
• их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
• поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребёнок развивается наиболее успешно;
• развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Технология театрализованной игры (игры-драматизации)
Ни один праздник, ни одно традиционное мероприятие не обходятся без театрализации. Театр — это устойчивая и социально принятая форма игры.
Театральные формы обучения проникают на уроки, причём не только на уроки литературы и истории, но и на такие, казалось бы, строгие дисциплины, как математика, физика или химия. В этих случаях коллектив руководствуется следующими концептуальными положениями:
• если игра вообще, и драматическая игра в частности, занимает большое место в жизни детей, если стремление к инобытию, к перевоплощению является одной, из основных особенностей детской природы, то, очевидно, школа и воспитание не имеют права проходить мимо этой особенности.
Детское драматическое творчество должно занять видное место в жизни школы, но с тем содержанием и теми формами, которые близки детской душе.
Театр имеет право на существование в школе не в качестве приложения к какому-нибудь предмету, а в качестве самоценного, творческого (значит, и образовательного!) явления.
Воспроизведение избранного ребёнком образа должно быть исключительно делом его собственного драматического творчества, результатом его способности отдаваться драматической иллюзии. Необходимость выдвинуться на первый план не в результате работы (спектакль, вечер, разыгрывание сюжета в оконченном виде), а на самом процессе работы.
Никакого натаскивания, никакой выучки ни в интонации, ни в жесте, ни в мизансцене; никакому обучению «игре» под артиста не должно быть места в школе.
Педагогически правильно, чтобы в работе по драматизации принимали участие не избранные талантливые, но по мере сил и способностей все дети данной возрастной группы.
Драматическая игра ребёнка только игра; игра актёра — зрелище. «Смысл существования в юных годах заключается в игре...» (К. Гроос).
Театр — искусство синтетическое, включающее в работу всех муз. Драматизация (все виды воспроизведения в лицах) становится лучшей школой эстетического воспитания. Она даёт ребёнку огромное количество разнообразных практических навыков и умений, знакомит его со свойствами и употреблением предметов окружающего мира.
Драматизация творчески упражняет и развивает самые разнообразные способности и функции: речь, интонацию, воображение, память, наблюдательность, внимание, ассоциации, технические и художественные способности (работа над сценой, бутафорией, костюмами, декорациями), двигательный ритм, пластичность и т.д., благодаря этому расширяет творческую личность ребёнка.
Драматизация развивает эмоциональную сферу, тем самым обогащая личность; развивает симпатию, сострадание, нравственное чувство, воспитывая способность перевоплощаться в других, жить их жизнью, чувствовать их радость и горе.
Драматизация как метод преподавания даёт ребёнку активное, действенное природосообразное восприятие знаний, вместо сухого усвоения яркий образ, глубокое и живое переживание, она привлекает к работе всю личность ребёнка: ум, чувства, воображение, волю.
Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7лет «Сказочные лабиринты игры» (В.В. Воскобович).
Технология «Сказочные лабиринты игры» представляет собой систему поэтапного включения авторских развивающих игр в деятельность ребёнка и постепенного усложнения образовательного материала. Её принципиальными особенностями являются:
• Эффективное развитие психических процессов внимания, памяти, воображения, мышления, речи.
• Широкий возрастной диапазон участников игр. С одной и той же игрой могут заниматься дети и трёх, и семи лет, а иногда и ученики средней школы. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.
• Многофункциональность развивающих игр. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач.
• Творческий потенциал каждой игры. Развивающие игры В. Воскобовича дают возможность проявлять творчество и детям, и взрослым.
• Игровое обучение. Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы; узнаёт и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
Технология «Сказочные лабиринты игры» включает различные формы организации детского коллектива — занятия, совместную игровую деятельность малышей и взрослых, самостоятельную игру детей.
В условиях учреждения все игры и пособия концентрируются в одном месте — «интеллектуально-игровом центре». Один из вариантов оформления «центра» — объёмный или нарисованный на стене Фиолетовый Лес, «населённый» сказочными персонажами. В. Воскобовичем изобретены сотни игр и заданий: «Геоконт», «Квадраты Воскобовича», «Прозрачный квадрат», «Геовизор», «Конструкторы цифр
и букв», «Шнур-затейник», «Чудо-цветик», «Чудо-лукошко» и многие другие.
В самостоятельных играх тренируются умения, совершенствуются ручная умелость и интеллект и, самое главное, появляется неограниченная возможность придумывать и творить.
Для качественной реализации технологии рекомендуется психологическая диагностика, которая помогает определить уровни интеллектуального развития детей.
Ролевые игры.
Игра для детей — это способ познания мира и своего места в нём, и потому она необходима для развития их личности. Игра — это деятельность, цель которой — сама эта деятельность. При таком подходе к играм, в которые играет большинство взрослых, можно отнести и театр, и кино, и политику, и многое другое. Особое место занимают здесь театральные ролевые игры.
Ролевая игра — это процесс создания игрового мира с погружением в него игрока как самостоятельной личности.
Роль может стать мощным стимулом к самовоспитанию. Многие игроки, которым их роли нравятся, продолжают придерживаться их и в повседневной жизни (например, эльфы очищают от мусора ближайшие леса и парки).
Глобальная цель ролевой игры заключается в том, чтобы устранить несоответствие между отдельно взятой личностью и окружающим её миром.
Возможны два варианта снятия этого противоречия: надо изменить личность, чтобы она стала соответствовать миру, либо преобразовать мир, чтобы в нём стало хорошо данной личности.
Организаторы игры и игроки могут ставить перед собой и конкретные задачи:
• познавательные («как это было?»);
• эстетические («мир прекрасен»);
• обучающие («как это делать?» — в игре можно быть следопытом, корабелом, воином, монахом буддийского монастыря и т.п.);
• этические («это наш мир» — проведение в жизнь некоторой системы моральных ценностей);
• компенсаторные («всё было не так» — игры такого плана предполагают обязательный литературный или, реже, кинематографический источник);
• структурирование времени («как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» — это задача начинающих игроков).
Организация игры начинается с её замысла. Основное внимание при этом должно быть уделено следующим моментам. Во-первых, задуманный мир должен быть целостным, но допускать множество различных ситуаций. Во-вторых, уточняется продолжительность игры.
Определяется форма проведения игры: полигонная или кабинетная. Если игра полигонная, то определяются основные характеристики места игры.
Обычно реальное количество участников бывает в 1,5-3 раза меньше заявленного.
Следующий важный момент — подбор организаторов игры и создание команды мастеров. Её задача — разработка замысла игрового мира, подготовка к игре, контроль за её ходом и (в случае необходимости) защита игрового мира от неадекватных ему действий игроков.
Команда на небольшую игру состоит обычно из 5-7 человек, но не больше 10. Команда должна создать командную легенду — историю изображаемого народа, города и т.п., описание современного состояния (кому сколько лет, кто что делает, в каких родственных или иных отношениях состоит) — и материализовать задуманный имидж команды.
Начало игры должно быть по возможности красивым и эффектным. Часто для этого проводят парад участников игры или устраивают вводное театральное действо.
Рекомендуемая литература
Азаров ЮЛ. Игра и труд. М., 1973.
Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1979.
Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М., 1994.
Баев П.М. Играем на уроках русского языка. М., 1989.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы.. М., 1988.
Газмаи О.С. и др. В школу — с игрой. М., 1991.
Добринская ЕМ.. Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. Л., 1983.
Журавлёв АЛ. Языковые игры на компьютере. М., 1988.
ЗакА.З. Поиск девятого: Игра на поиск закономерностей для детей 6-10 лет. М.: НПО «Перспектива», 1993.
Зак А.З. Путешествия насекомых: Игра на планирование деятельности для детей 6-10 лет. М, 1992.
ЗакА.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 .чет. М: Новая школа, 1996.
Занько С.Ф. и др. Игра и ученье. М., 1992.
Игры для интенсивного обучения /Под ред. В.В. Петрусинского. М.: Прометей, 1991.
Игры — обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В. Петрусинекого. М., 1994.
Капитонов АЛ. Организационно-деятельностная игра в школе // Школьные технологии. 2000. № 2.
Коваленко ВТ. Дидактические игры на уроках математики. М., 1990.
Куприянов Б.В. и др. Организация и методика проведения игр с подростками. М: ВЛА-ДОС, 2001.
Кэрролл Л. Логическая игра. М., 1991.
Литова З.А. Деловые игры в школе // Школьные технологии. 2000. № 2.
Макаренко А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта // Сочинения. Т. V. М., 1958.
Минкин ЕМ. От игры к знаниям. М., 1983.
Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. М., 1990.
Озеркова И.А. Ролевые игры как технология самовоспитания // Школьные технологии. 2000. № 2.
Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. М.: РПА, 1996.
Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М.: Профиздат, 1991.
Прутченков А. С. Школа деловой игры// Школьные технологии. #8470; 1,2; #8470;4.
Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. М.: Народное образование, 1996.
Спиваковский А. С. Игра — это серьёзно. М., 1981.
Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка. М., 1981.
Хейзинга И. В тени завтрашнего дня. М., 1992.
Шмаков С.А. Игры учащихся — феномен культуры. М., 1994.
Шмаков С.А. Культура — досуг — ребёнок. М., 1994.
Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. М.: Педагогическое общество России, 2004.
Эльконип Д.Б. Психология игры. М., 1979.
Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младше
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ "Играем и рассказываем"
"Играем и рассказываем"Чему дети научатся:Внимательно слушать небольшой текст и рассматривать иллюстрации.Отвечать на вопросы фразой.Учавствовать в диалоге принимая на себя роль героя рассказа.Выполня...
Развивающие технологии "Игра-путешествие"
Одной из развивающих технологий в обучении и воспитании детей дошкольного возраста является организация занятий в форме игры-путешествия в реальный мир природных объектов и явлений, в воображаемый м...

Методика коррекции и формирования фонематической стороны речи с использованием специализированной компьютерной технологии «Игры для Тигры» Л.Р. Лизуновой
Упражнения блока «Фонематика» направлены на коррекцию и развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста. Блок состоит из модулей: «Звуки», «Слова», «Анализ», «Синтез»...

Проект "Красавица осень" с применением технологии проектной деятельности, технологии игры и технологии развития художественного творчества.
Проект "Красавица осень"...

Проект "Красавица осень" с применением технологии проектной деятельности, технологии игры и технологии развития художественного творчества.
Проект "Красавица осень"...

Конспект совместной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Берегите глаза!» с использованием здоровьесберегающей технологии, технологии игры и ИКТ для детей старшей группы.
Цель: формирование знаний о ценности здоровья глаз и его сохранности....

Н. А. САКОВИЧ Технология игры в песок н. А. САКОВИЧ Технология игры в песок Игры на мосту.
Концептуальные источники песочной терапии• История и современные тенденции песочной терапии • Психотерапевтические достоинства песочной терапии • Роль психолога в...