Сенсорный профиль
методическая разработка (младшая группа)

Мурашова Ирина Николаевна

 Индивидуальные маршруты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Таблица31.78 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорный профиль

Ф.И.О. ребенка ______возраст ______________________

Вопросы анкеты

Что можно сделать педагогу и родителям

Игры и/или игровые упражнения (непосредственная деятельность)

Зрительное восприятие

Замечаете ли Вы, что Ваш ребенок:

  • Испытывает трудности при закрашивании рисунков, не выбиваясь за линии контуров, или не может проводить линии, когда рисует, раскрашивает или пишет?
  • Испытывает трудности, собирая мозаику и строит что-либо из кубиков?
  • Не может рассчитать шаги, поднимаясь/спускаясь по лестнице?

  • Не любит незнакомые места, так как боится, что легко может там потеряться?
  • Не видит сходства и различия в узорах или рисунках?

  • С трудом находит что-либо в ящике стола или различает лицо в толпе?
  • Долго возится с пуговицами/молниями на одежде или надевает обувь не на ту ногу?
  • Не может резать ровно по линии и /или склеивать предметы и бумагу в нужном месте?
  • непереносимость яркого света или же темноты;
  • раздражаются от яркого света, легко отвлекается на зрительный стимул, избегают зрительного контакта, возбуждается, если в комнате яркие стены или обои;
  • плохо следят за движущимися объектами, путают схожие буквы, фокусируются на отдельных деталях картины, не замечая ее целиком, не могут следить за строкой при чтении или списывании с доски;
  • проблемы с восприятием глубины - трудности с тем, чтобы бросать и ловить предметы, неуклюжесть.

Предложить трафарет с внутренним закрашиванием.

Предложить для начала собрать пирамидку

Упражнять в ходьбе вперед-назад, перешагивать через припятствие.(сенсорный чулок)

Задачи: Развивать координацию движений, умение через движение показать настроение. Развивать фантазию, внимание

Экскурсия по детскому саду, сначала провести беседу

Упражнять видеть предметы перед собой

Развивать мелкую моторику

Рано еще

Упражнять в бросании мяча в корзину

Закрась кормушку для птиц (форма квадрат)

        Пирамидка из трех элементов                

Упражнение «Шаг вперед, 2 назад»

Упражнение «перешагни кочку»

«Покажи настроение»

«Я хлопаю – ты топаешь»

ение»

Рассказать и показать, что где находится

                        

Д. игра «Найди на картинке, Стол, стул, кровать        

        

Игра «Шнуровка», «Бизиборд», Пальчиковая гимнастика «Семья» Игра с массажным мячиком «Слива»

Игра «Попади в корзину»

Звуковое восприятие

Замечаете ли Вы, что Ваш ребенок:

  • Не всегда отвечает, когда к нему обращаются?

  • Неверно понимает обращённые к нему слова?
  • Путает схожие по звучанию слова (например, «принеси кошку» вместо «принеси ложку»)?

  • Затрудняется повторить за кем-либо слова или предложения?

  • Невнятно говорит: неправильно произносит слова или спотыкается на многосложных словах (например, говорит «сипед» вместо «велосипед»)

  • Частично понимает, но пропускает детали внятно произнесенных описаний, указаний или рассказов?

  • В тишине слышит хорошо, но в шумной обстановке путается?
  • Не может верно указать направление, откуда идёт звук?

  • Не может смотреть и слушать одновременно?

  • На групповых занятиях (играх) несколько отстранен, не интересуется происходящим или вообще избегает групповых мероприятий?
  • Странно отвечает на вопросы, неправильно их понимая?
  • Разговаривает монотонно или очень громко?
  • Демонстрирует высокую чувствительность к шуму и время от времени слышит то, чего не слышат другие?(закрывает уши)
  • Выглядит рассеянным или ошарашенным, если вокруг смеются, шумят или разговаривают все одновременно (например, в кафе)?
  • плохо откликаются на речь, любят слишком громкую музыку или сами создают шум, не понимают, где находится звуковой источник, постоянно переспрашивают;
  • громкость шума преувеличивается, окружающие звуки воспринимаются как искаженные и спутанные;
  • ребенок не распознает определенные звуки.

Нужно встать перед ним, акцентировать внимание, глаза в глаза.

Повторять много раз

Сюжетно ролевая ситуация

Развивать речь

Развивать речь

Читать больше произведений

Упражнение, по команде колокольчика, бросить мяч в корзину                        

        Проиграть на барабане в спальне, спросить где звенит

Показать кукольный театр, развивать внимания,       мышление, слух

Стараться вовлекать, заинтересовать ребенка, дать ему главную роль.

____________

Развивать слух (он не слышит себя)                        

Предложить прослушать ( в коробочках крупы, манка и горох)

------------

----------------

На трех разных инструментах проиграть (Колокольчик, погремушка, барабан) предложить проиграть самому

«Послушай меня»

        Игра « Повтори за мной»                        

        Игра «Накорми Машу ложкой»                

        Артикуляционная гимнастика «Дудочка», «Заборчик», «Чашечка», «Чистим зубки»                         Подражение животным «Как мяукает киска», «Как лает собачка» и тд.

        Артикуляционная гимнастика «Часики», «Качели», «Блинчик», «Лошадка». Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик на прогулку», «Апельсин».                        

Чтение Потешек

                                

Игра «Попади в цель по сигналу»

Упражнение « Где звенит»

Сказка «Курочка ряба»

Игра «Повар» П. игра «Кто быстрее»

« Угадай что звучит»( колокольчик или барабан)

«Тихо-громко»

«Какие инструменты»

Тактильное восприятие

Замечаете ли Вы, что Ваш ребенок:

  • Избегает чужих прикосновений или отворачивает лицо от всего, что находится близко к нему?
  • Не любит мыть лицо и голову?

  • Боится осмотров у стоматологов больше, чем другие дети?
  • Терпеть не может, когда ему стригут волосы или ногти на руках или ногах?
  • Не любит, когда его касаются, даже по-дружески или из чувства симпатии, уворачивается от объятий, даже если его всего лишь похлопывают по плечу, склонен избегать любого физического контакта с друзьями, хотя с удовольствием болтает и общается с ними?
  • Каждый раз реагирует на прикосновения по-разному и странным образом?
  • Негативно реагирует на одевание, определенные виды или особенности одежды (например, на эластичные манжеты, определенную длину рукава, швы и т.д.)?
  • Тревожится сильнее обычного, если к нему подходят сзади или если он не видит происходящего?
  • Сильно беспокоится, когда люди находятся близко к нему (например, в очереди или в толпе)?

  • Испытывает необычную потребность в прикосновении или, наоборот, избегании прикосновений к определенным поверхностям или предметам с конкретной текстурой, таким как одеяла, ковры или мягкие игрушки?
  • Не любит погружать пальцы в песок, макать их в специальные краски, касаться клея и тому подобных материалов?
  • Не любит ходить босиком, особенно по песку или траве?
  • Особенно придирчив к консистенции или температуре пищи?
  • эмоциональное или негативное реагирование даже на легкое прикосновение;
  • уход в себя, если прикосновение кажется ребенку неприятным, ребенок начинает тереть то место, к которому прикасались;
  • сверхреакция на боль, дети делают трагедию из-за малейшей царапины, или очень слабая реакция на боль, может присутствовать аутоагрессия;
  • раздражение на новую одежду, особенно жесткую и колючую, предпочитают строго определенные виды одежды или ткани;
  • избегание игр, в которых можно испачкаться, или наоборот, не обращают внимание на грязь на лице;
  • проблемы с расчесыванием и мытьем головы.

        Предложить мягкие игрушки (мишка, зайка, белочка)                        

        Налить в тазик воды и поиграть                        

                                

---------------

-----------------

Тонель узкий, игра сендвич с подушкой, мяч фитбол прокатывать по ребенку

                                

Использовать шарф, одеяло, желет утяжелители.

-------

----------

Предложить изучить разные вида ткани( гладкие, шершавые, плотные и тд)        

Развитие мелкой моторики «Сухой бассейн»

----------------

-------------

-------------

--        -----------                        

---------------

На прогулке игры с песком

Упражнение «Обними игрушку»

        «Плыви караблик»        , «Умоем куклу», «Постираем одежду»                

Упражнение Проползи через тонель

        Игра «Сендвич»                        

        Упражнение «Катать мяч по ребенку»                        

Упражнение «Обними меня» (объятия одеялом в разных положениях тела)

Упражнение «В норке» (в положении лёжа, ребёнок полностью укрывается пледом)

Упражнение «Стойкий оловянный солдатик» (в жилете)

(стойка на одной ноге, руки по швам)

Упражнение «Мишка на севере» (утяжелительный шарф)

Ребёнок сидит с утяжелительным шарфом на шее, (упражнение выполняется без речевой нагрузки).

1.Упражнение «Спрятанные сокровища»

2. Упражнение «Достань, что назову»

Упражнение «Найди предмет»

«Сделаем куличики»

Вестибулярное восприятие

Замечаете ли Вы, что Ваш ребенок:

  • В целом развивается типично, но сталкивается с трудностями, учась читать или считать?
  • Постоянно хочет играть /долго играет в подвижные игры, включающие раскачивание, бег, прыжки, и не устает дольше других детей?
  • Не может удержать взгляд на движущемся предмете или, переписывая текст с доски в тетрадь, «теряется» в строчках?
  • Не особенно ловок в спортивных играх?
  • Чаще сверстников падает и иногда терпит неудачу, пытаясь предупредить падение (или вовсе не пытается удержаться от падения)?
  • Становится тяжелым, когда Вы пытаетесь помочь ему переместиться в нужное положение и сохранить равновесие?
  • Не может сидеть прямо или скрючивается, сидя за столом?
  • Плохо справляется с заданиями, в которых задействованы обе руки или обе стороны тела, например, с разрезанием бумаги ножницами (здесь надо держать одной рукой лист, а другой резать), прыжками с разведением рук и ног, завязыванием шнурков, ездой на велосипеде и т.д.?
  • Меняет руки, выполняя задание (например, при письме), хотя ему уже больше 6 лет?
  • Путает право и лево, верх и низ?
  • Переворачивает буквы зеркально, например, Я и R, или пишет не слева направо, а в иных направлениях?
  • Избегает пересекать среднюю линию своего тела: например, предпочитает повернуться всем телом вместо того, чтобы протянуть руку поперек осевой линии тела?

  • Демонстрирует резкие и неритмичные движения?

  • Выглядит неорганизованным или «потерянным в пространстве»?

  • медленно и осторожно двигаются, часто просто сидят на месте, или наоборот, испытывают потребность в постоянном движении, имеется потребность раскачиваться, качаться, вращаться;
  • испытывают дискомфорт в лифте, на эскалаторе, укачиваются при езде в машине;
  • боятся упасть, даже если такой угрозы нет;

  • пугаются, когда находятся вниз головой или ноги не стоят на земле.

Рано еще

--------

-------

----------

--------

-------

------

-----------

Оборудование «Подвесные качели»

 

Оборудование «Подвесные качели»

        Оборудование «Подвесные качели»

                        

------------

---------

Оборудование «Подвесные качели»

        

«Возьми предмет»

Задачи: Развитие умения захватывать предметы с пола, с рук тренера; выполнять ОРУ для ру

Игровое правило:

Ребёнок лежит на животе, руки опущены вниз, ноги прямые.

«Быстро-медленно»

Задачи: Развитие умения сохранять равновесие, балансировать телом при раскачивании «вперёд-назад», «влево-вправо», «по кругу».         

«Летаем в темноте»

Задачи: Развитие умения сохранять равновесие,балансировать телом при раскачивании «вперёд-назад», «влево-вправо», «по кругу».

Игровое правило:

Ребёнок сидит с закрытыми глазами, держится двумя руками за поручни.

«Птичка»

Задачи: Развитие умения сохранять равновесие, балансировать телом при раскачивании «вперёд-назад», «влево-вправо», «по кругу».

Игровое правило:

Ребёнок лежит на животе, руки в стороны, ноги прямые

                

Гравитационное восприятие.

Замечаете ли Вы, что Ваш ребенок

  • Становится тревожным, будучи оторван от земли, или упорно старается сохранять вертикальное положение, стремясь к тому, чтобы ноги всегда находились внизу?

  • Очень боится упасть, боится высоты?

  • Боится ездить на эскалаторе и в лифте?
  • Реагирует на движение или изменение положения головы появлением симптомов стресса?
  • Избегает наклонять голову вниз или в сторону, и ему не нравится кувыркаться через голову или просто переворачиваться, лежа на полу?
  • Не получает, в отличие от сверстников, большого удовольствия от игры на детской площадке с гимнастическими снарядами, не любит движущихся игрушек и не играет в них?
  • Избегает прыгать с высоты, но если и прыгает, то прыжок отнимает у него много времени и сил?

  • Медленно ходит по лестнице, чаще других детей хватается за перила?

  • Никуда не поднимается, даже когда имеет возможность держаться обеими руками?
  • Пугается подъема по наклонной поверхности, словно вопреки реальности высота ему кажется слишком большой?
  • Особенно боится потерять равновесие?

  • Ошибается в оценке пространства и расстояний?
  • Тревожится, если его внезапно потянут за плечи, когда он сидит?

  • Избегает игр, предполагающих непредсказуемое перемещение окружающих, особенно тех, что угрожают его равновесию (пятнашки, футбол, «вышибалы»)?

  • Выглядит тревожным, незащищенным, попадая на открытое пространство?

  • чрезмерная близость - ребенок встает слишком близко к другим людям, плохо понимает концепцию личного телесного пространства;

  • проблемы с навигацией по помещению и избеганием препятствий, такие дети постоянно натыкаются на мебель, часто сталкиваются с другими людьми;

  • шлепают ногами во время ходьбы

  • не понимают, какую силу надо приложить, чтобы сдвинуть предмет, не могут оценить вес предмета, поэтому часто ломают предметы, не могут рассчитать силу нажима и поэтому рвут бумагу, когда рисуют

  • трут руки о стол, кусают и сосут пальцы, щелкают суставами
  • жуют несъедобные предметы;

  • трудно поднимаются и спускаются по ступеньками;
  • плохо удерживают позу.

Оборудование «Балансир»

Оборудование «Балансир»

-----------

Оборудование: Балансир, гимнастическая палка.

----------

-------------

Оборудование: Балансир, гимнастическая палка.

        

        

        

-----------

        -------------

Оборудование :Балансир                        

----------

Оборудование: утяжелительное одеяло.

-------------

Оборудование: утяжелительное одеяло.

Оборудование: утяжелительный шарф.

Оборудование: подушки, сшитые между собой, различны по цвету.

------

Оборудование: Настенные сенсорные коробочки, предметы, различные по цвету, форме, размеру, фактуре, тяжести

-------

---------

Оборудование: Балансир, гимнастическая палка

«Сохрани равновесие»

Задачи: Развитие вестибулярного аппарата, общей моторики тела. Формирование умения регулировать мышечное состояние тела.

Игровое действие:

Ноги вместе в центре балансира, руки направлены в стороны.

«Качка»

Задачи: Развитие умения регулировать мышечное состояние тела, вестибулярного аппарата, ориентироваться на своем теле (вправо, влево).

Игровое действие:

Ноги расставлены, колени прямые, руки подняты в стороны. Выполнять покачивание.

«Качка с гимнастической палкой»

Задачи: Развитие умения регулировать мышечное состояние тела, вестибулярного аппарата, согласовывать действия рук и ног, ориентироваться в пространстве.

Игровое действие:

Ноги расставлены, колени прямые, хват рук на ширине плеч, руки опущены. Поднять гимнастическую палку вперед, вверх, опустить в низ.

«Качка с гимнастической палкой» Задачи: Развитие умения регулировать мышечное состояние тела, вестибулярного аппарата, согласовывать действия рук и ног, ориентироваться в пространстве

        «Цапля» Задачи: Развитие умения регулировать мышечное состояние тела, вестибулярного аппарата, согласовывать действия рук и ног, ориентироваться в пространстве

«Обними меня»

Задачи: Снятие психоэмоционального напряжения, чувство тревоги, снижение стресса.Умение регулировать мышечное состояние тела (напряжение, расслабление).Уменьшение нежелательного поведения (крики, вокализации).  

                        

        

«Стойкий оловянный солдатик» (в жилете)

Задачи: Снятие психоэмоционального напряжения, чувство тревоги, снижение стресса.Умение регулировать мышечное состояние тела (напряжение, расслабление).Уменьшение нежелательного поведения (крики, вокализации).

        

«Подай голос» (утяжелительный шарф)

Задачи:Снятие психоэмоционального напряжения, чувство тревоги, снижение стресса.Уменьшение нежелательного поведения (крики, вокализации).Активизация тактильных ощущений голосового аппарата путём вызывания звуков.

                

«Перекаты»

Задачи: Развивать умение согласовывать действия частей тела (рук, ног, глаз). Стимуляция проприцептивной системы, развитие тактильного восприятия. Развитие межполушарного взаимодействия

Игровое правило: Дети лежат на спине на подушках, закрыв глаза, и выполняют различные кинезиологические игровые упражнения

Достань, что назову» Задачи: Обогащение тактильного опыта. Развитие умения выделять существенные признаки. Развитие внимания и словесно – логического мышления.

Качка с гимнастической палкой» Задачи: Развитие умения регулировать мышечное состояние тела, вестибулярного аппарата, согласовывать действия рук и ног, ориентироваться в пространстве


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевой профиль

Речевой «профиль» состояния связной речи (1-ый год обучения)   Слугин Рома...

Определение профиля функциональной асимметрии

Методика определения ведущей руки, глаза, уха....

Особенности профиля латеральной организации мозга старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Введение Глава I   ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФИЛЯ ЛАТЕРАЛЬНОЙ   ОРГАНИЗАЦИИ МОЗГА1. Индивидуальный латеральный профиль2. Типы асимметрий  мозга3. Типы латеральной орган...

Психолого-педагогический профиль дошкольника

Очень удобная диагностика с наблюдением динамики в развитии ребёнка по 12 шкалам основных психических процессов, личностных и коммуникативных качеств. Есть инструкция, помогающая на начальной стадии д...

Организация управленческого воздействия на развитие профессионально-личностной компетентности педагога на основе индивидуального мотивационного профиля

Смещение направления образовательной деятельности в сторону индивидуализации требует внесения изменений в систему оценки качества образования  и коррекции процессов  управления качеством дош...

1.2. Соответствие дополнительного профессионального образования профилю, полученному в межаттестационный период, профилю профессиональной деятельности, стратегическим ориентирам развития образования в автономном округе

1.2. Соответствие дополнительного  профессионального образования  профилю, полученному в  межаттестационный период,  профилю профессиональной  деятельности, стратегическим...

Чек-лист для составления сенсорного профиля ребенка

Чек-лист для составления сенсорного профиля ребенка...