Самообразование на тему: «Сказкотерапия, как средство развития речи детей 3-4 лет» 2023 – 2024 учебный год.
материал
Самообразование
на тему:
«Сказкотерапия, как средство развития речи детей 3-4 лет»
2023 – 2024 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_skazkoterapiya.docx | 220.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7» г. Алагир
Самообразование
на тему:
«Сказкотерапия, как средство развития речи детей 3-4 лет»
2023 – 2024 учебный год.
г. Алагир.
Цель:
- содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку.
Задачи:
- развитие умения связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения;
- обогащение словаря;
- развитие умения воспринимать, понимать и эмоционально откликаться на сказку;
- развитие представления об окружающем мире;
- воспитание интереса и любви к народному творчеству;
Актуальность:
В настоящее время, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.
Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.
Язык и речь — это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Этим и обусловлен выбор моей темы.
Само слово СКАЗКА – это устное, художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.
Что же такое сказкотерапия?
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия). Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.
В каких случаях используется сказкотерапия для дошкольников? Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При этом, данный вид терапии также создает условия для работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии.
У каждой группы сказок есть своя детская и взрослая аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных, В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.
Сказки для детей младшего возраста (3-4 года) просты, носят цикличный характер – многократное повторение сюжета с небольшими изменениями. Эта особенность народных сказок позволяет ребенку лучше запомнить её, побуждает интерес, к слову. Сказки являются эффективным средством развития речи у детей младшего дошкольного возраста, поэтому активно использую их в своей работе.
Ожидаемые результаты:
В результате поставленных задач у детей сформировываются следующие знания, умения, навыки:
- знание определенных сказочных сюжетов;
- умение понимать сюжетную линию сказки;
- развивается речь детей; умение излагать сказку связно, последовательно, логично, передавать в пересказе основные моменты сказочного произведения;
Выход темы:
- - консультация для родителей
- - консультация для педагогов
- - картотека дидактических игр по сказкам для младшего возраста
- - картотека мнемотаблиц и алгоритмических схем по сказкам
Формы работы с родителями и детьми:
Родители:
- сотрудничество через консультации,
- родительские собрания,
- беседы,
- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.
Дети:
- чтение и рассказывание сказок,
- дидактические игры по сказкам,
- игры – драматизации сказок,
- мнемотаблицы по сказкам.
- беседы по содержанию сказок.
- художественно-продуктивная деятельность (работа в раскрасках, аппликация, лепка).
- беседы по содержанию сказок.
Ну и конечно же, реализация данного проекта не обошлась без участия родителей. С родителями проводились индивидуальные беседы («Какие сказки читать перед сном»), консультации («Роль сказки в развитии речи ребенка»). Были оформлены папки – передвижки, а также родители привлекались к изготовлению и приобретению дидактического материала.
Отчет по самообразованию за учебный год по теме:
Считаю, что работа по сказкотерапии дала хорошие результаты. Дети научились думать, уважать мнение других и прислушиваться к ним, научились ставить себя на место другого и видеть мир с разных сторон. Дети стали более раскованы, они свободно вступают в контакт со взрослым и со сверстниками. Научились фантазировать, сами организовывают игры по сказкам, их речь стала более выразительной. У детей наблюдается ярко выраженная любознательность, стремление к творчеству.
Проведенная работа показала, что использование сказки в развитии речи должно занимать одно из центральных мест. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи.
В дальнейшем я буду искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Августовская педагогическая конференция Тема «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Слайд 1Подготовили: Зеленина А.И. Воспитатель Рыбась Н. О. Педагог-психолог «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»Слайд 2«Через сказку, фантазию, игру,...
Проект по самообразованию на тему: "Сказкотерапия , как средство развития речи детей 3-5 лет"
Развивать умение детей связно, последовательнои выразительнопересказывать небольшие литературные произведения...
План самообразования на тему: "Сказка как средство развития речи детей 4-5 лет"
Тема: "Сказка как средство развития речи детей 4-5 лет"...
Опыт работы воспитателя ДОУ по теме: "Сказкотерапия как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста"
Сказкотерапия как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста...
Консультация для родителей на тему: «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста».
Что такое сказкотерапия? Первое, что приходит в голову,- лечение сказками. Знание испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. Причем же здесь лечение? Зн...
План работы по самообразованию по теме: «Сказкотерапия, как средство развития речи у дошкольников».
В настоящее время, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психич...
Самообразование на тему "Мнемотехника, как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Использование мнемотехники для решения проблем речевого развития детей дошкольного возраста способно сделать процесс обучения интересным, занимательным и наиболее развивающим. Именно в старшем дошколь...