Самообразование на тему: «Сказкотерапия, как средство развития речи детей 3-4 лет» 2023 – 2024 учебный год.
материал

Аккалаева Земфира Заурбековна

Самообразование

на тему:

«Сказкотерапия, как средство развития речи детей 3-4 лет»

2023 – 2024 учебный год.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_skazkoterapiya.docx220.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7» г. Алагир

Самообразование

на тему:

«Сказкотерапия, как средство развития речи детей 3-4 лет»

2023 – 2024 учебный год.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG-20231211-WA0009.jpg

г. Алагир.

Цель:

  • содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку.

Задачи:

  • развитие умения связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения;
  • обогащение словаря;
  • развитие умения воспринимать, понимать и эмоционально откликаться на сказку;
  • развитие представления об окружающем мире;
  • воспитание интереса и любви к народному творчеству;

Актуальность:

В настоящее время, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.

Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.

 Язык и речь — это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Этим и обусловлен выбор моей темы.

 Само слово СКАЗКА – это устное, художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

 В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.

Что же такое сказкотерапия?

 Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия). Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.

 В каких случаях используется сказкотерапия для дошкольников? Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При этом, данный вид терапии также создает условия для работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии.

 У каждой группы сказок есть своя детская и взрослая аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных, В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.

 Сказки для детей младшего возраста (3-4 года) просты, носят цикличный характер – многократное повторение сюжета с небольшими изменениями. Эта особенность народных сказок позволяет ребенку лучше запомнить её, побуждает интерес, к слову. Сказки являются эффективным средством развития речи у детей младшего дошкольного возраста, поэтому активно использую их в своей работе.

Ожидаемые результаты:

В результате поставленных задач у детей сформировываются следующие знания, умения, навыки:

  • знание определенных сказочных сюжетов;
  • умение понимать сюжетную линию сказки;
  • развивается речь детей; умение излагать сказку связно, последовательно, логично, передавать в пересказе основные моменты сказочного произведения;

Выход темы:

  • - консультация для родителей
  • - консультация для педагогов
  • - картотека дидактических игр по сказкам для младшего возраста
  • - картотека мнемотаблиц и алгоритмических схем по сказкам

Формы работы с родителями и детьми:

Родители:

  • сотрудничество через консультации,
  • родительские собрания,
  • беседы,
  • совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

Дети:

  • чтение и рассказывание сказок,
  • дидактические игры по сказкам,
  • игры – драматизации сказок,
  • мнемотаблицы по сказкам.
  • беседы по содержанию сказок.
  • художественно-продуктивная деятельность (работа в раскрасках, аппликация, лепка).
  • беседы по содержанию сказок.

Методическая  работа

Формы работы

Сроки

Фома отчета

Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой

Сентябрь

Список использованной литературы

Создание предметно-развивающей среды по теме

В течение года.

Наличие дидактических игр, сюжетных картин

Проведение консультации для родителей «Сказкотерапия»

Январь

Конспект консультации

Подготовка анкет к анкетированию родителей

Март

Анкета

Подготовка и показ кукольного театра

Апрель

Конспект, фотоотчет о мероприятии

Работа с детьми

Формы работы

Сроки

Фома отчета

специальные занятия по теме        

В течение года

Занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (мнемотаблицы, сюжетные картинки по сказкам, круги луллия)

В течение года

1.Беседа-опрос детей по теме: «Какие сказки я знаю»;

2.Консультация для родителей «Какие сказки читать ребёнку на ночь?»

3. Знакомство родителей воспитанников с темой самообразования и привлечение их к работе по насыщению предметно-развивающей среды в группе;

Сентябрь

Картотека

(пополнение развивающей предметно-пространственной среды в группе)

1.Оформление книжного уголка в группе;

2.Создание картотеки пальчиковых игр и загадок по сказкам;

3. Создание картотеки мнемотаблиц по сказкам;

Октябрь

Картотека,

книжный уголок

1.Чтение русской народной сказки «Теремок»;

2. Просмотр мультфильма «Теремок»;

3. Драматизация сказки «Теремок»

4. Пальчиковая игра «Теремок»

Ноябрь

Сценарий,

фотоотчет.

1.Знакомство со сказкой «Волк и семеро козлят», с помощью кукольного театра;

2. Пальчиковая гимнастика «Козочка»

3.Рассказывание детьми сказки «Репка» с помощью мнемотаблиц;

4. Открытый показ ООД «Путешествие в сказку»

Декабрь

1.Папка передвижка «Зачем детям сказки?»

2 Чтение русской народной сказки «Три медведя»

3.Дидактическая игра «Выложи сказку»

4. Раскраски по сказке «Три медведя»

Январь

1.Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»

2.Слушание аудиозаписи сказки «Заюшкина избушка»

3.Дидактические игры на липучках по сказкам

4. Дидактическая игра по сказкам «Кто лишний?»

Февраль

1. Создание картотеки алгоритмических схем по рассказыванию сказок

2. Показ кукольного театра «Заюшкина избушка» (родители)

Март

Картотека   алгоритмических        схем,

фотоотчет

1. Анкетирование родителей на тему «Сказка в жизни вашего ребёнка»;

2. Драматизация сказки «Теремок», на последнем родительском собрании (дети)

Апрель

Анкета,

фотоотчет

Отчет по самообразованию

Май

Ну и конечно же, реализация данного проекта не обошлась без участия родителей. С родителями проводились индивидуальные беседы («Какие сказки читать перед сном»), консультации («Роль сказки в развитии речи ребенка»). Были оформлены папки – передвижки, а также родители привлекались к изготовлению и приобретению дидактического материала.

Работа с родителями

Формы работы

Сроки

Фома отчета

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

В течение года

Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.

В течение года

Подготовить консультацию для родителей «Развиваем речь через театрализованную деятельность»

Март

Консультация

Анкетирование родителей

Март

Анкета

Показ родителями кукольного театра «Заюшкина избушка»

Апрель

Конспект,

фотоотчет

Отчет по самообразованию за учебный год по теме:

Считаю, что работа по сказкотерапии дала хорошие результаты. Дети научились думать, уважать мнение других и прислушиваться к ним, научились ставить себя на место другого и видеть мир с разных сторон. Дети стали более раскованы, они свободно вступают в контакт со взрослым и со сверстниками. Научились фантазировать, сами организовывают игры по сказкам, их речь стала более выразительной. У детей наблюдается ярко выраженная любознательность, стремление к творчеству.

Проведенная работа показала, что использование сказки в развитии речи должно занимать одно из центральных мест. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи.

В дальнейшем я буду искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Августовская педагогическая конференция Тема «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Слайд 1Подготовили: Зеленина А.И. Воспитатель Рыбась Н. О. Педагог-психолог «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»Слайд 2«Через сказку, фантазию, игру,...

Проект по самообразованию на тему: "Сказкотерапия , как средство развития речи детей 3-5 лет"

Развивать умение детей связно, последовательнои выразительнопересказывать небольшие литературные произведения...

План самообразования на тему: "Сказка как средство развития речи детей 4-5 лет"

Тема: "Сказка как средство развития речи детей 4-5 лет"...

Опыт работы воспитателя ДОУ по теме: "Сказкотерапия как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста"

Сказкотерапия как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста...

Консультация для родителей на тему: «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Что такое сказкотерапия? Первое, что приходит в голову,- лечение сказками.  Знание испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы.  Причем же здесь лечение?  Зн...

План работы по самообразованию по теме: «Сказкотерапия, как средство развития речи у дошкольников».

В настоящее время, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психич...

Самообразование на тему "Мнемотехника, как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Использование мнемотехники для решения проблем речевого развития детей дошкольного возраста способно сделать процесс обучения интересным, занимательным и наиболее развивающим. Именно в старшем дошколь...