Позитивная социализация дошкольников: значение, пути достижения.
статья

Орехова Светлана Ивановна

В статье раскрывается важность социализации детей дошкольного возраста, о необходимости детей находить контакт с социумом, поступать и действовать с учетом интересов окружающих, без вреда для них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._pozitivnaya_sotsializatsiya_doshkolnikov.docx16.1 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЗИТИВНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ:

ЗНАЧЕНИЕ, ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ

МБДОУ «Лознянский детский сад

Ровеньского района Белгородской области»

Детство – это полный незабываемых впечатлений и неповторимых эмоций этап жизни.

Этот период является очень важным в формировании социальных навыков и моделей поведения в различных жизненных ситуациях. В процессе социализации дошкольники готовятся к взрослой жизни, познают основы социальной культуры и традиций общества, в котором они находятся.

Актуальность социального развития детей в современном мире приобретает особое значение с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который направлен на создание условий развития ребенка, открывающих возможности его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видов деятельности.

Социализация детей на сегодняшний день является одним из важнейших направлений на пути формирования личности. Многолетние наблюдения за воспитанниками детского сада подтверждают значение профессиональной помощи в процессе приобщения ребёнка к социуму. В процессе социализации ребенок учится ориентироваться в окружающем его обществе, узнает свою ценность как личности и приучается уважать окружающих, выражает эмоции и показывает отношение к миру через традиции и обычаи общества.

В ФГОС ДО определено, что процесс развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении невозможен без социализации и индивидуализации личности.

Индивидуализация – процесс развития и поддержки отличительных особенностей личности, своеобразия определенного природой и черт, накопленных в жизненных ситуациях самим ребенком при поддержке взрослых (воспитателей).

Социализация – процесс знакомства с традициями, культурными ценностями и нормами, характерными для окружения ребенка. Благодаря социализации дети становятся полноправными членами общества, могут принимать активное участие в его жизни и развитии. Социальное развитие зависит от многих факторов, к примеру: среда, которая его окружает, атмосфера в семье, наследственность, самосознание и т.д.

Важно, чтобы процесс социализации был позитивным. Под позитивной социализацией следует понимать способность ребенка находить контакт с социумом, поступать и действовать с учетом интересов окружающих, без вреда для них.

Позитивная социализация предполагает формирование у детей первичных знаний об обществе и приобщение их к социальной системе.

В качестве приоритетных задач позитивной социализации выступают:

- воспитание у детей первичных положительных коммуникативных и социальных навыков;

- формирование восприятия себя и окружающих в положительном ключе;

- развитие правильной самооценки у детей, умения выражать собственное мнение, делать выбор в различных ситуациях, принимать решения и нести за них ответственность;

- формирование у воспитанников уверенности в себе и своих возможностях;

- создание условий для формирования положительного отношения ребенка к социуму, толерантности к взрослым и сверстникам, их чувствам, взглядам, мыслям и желаниям.

- воспитание у детей потребности в сотрудничестве с окружающими: умение помогать окружающим, совместно планировать деятельность с учетом мнения партнеров, подчиняться и находить компромиссы.

- формирование у ребенка чувства ответственности за окружающих, данное обещание общую работу;

- развитие первичных коммуникативных навыков и умений: определять чувства и эмоции окружающих, показывать свои переживания;

- создание условий для формирования первичных социальных навыков: знакомство с путями выхода из конфликтных ситуаций, поиск компромиссов, умение заводить новые знакомства.

В совокупности обозначенные направления создают основу для учебного процесса.

Социализация детей дошкольного возраста происходит через подражание, копирование.

Наибольшее влияние на процесс приобщения ребенка к социуму оказывают лица из его ближайшего окружения (семья, друзья, соседи и т.д.). Именно их поведение, манеры, отношение к окружающим дети воспринимают за образец. Так, семья является основным институтом социализации, источником первичного социального опыта.

Знакомство дошкольника с традициями, нормами общества и страны происходит не только в организованном, спланированном процессе воспитания и развития, но и, в большинстве случаев, в бытовых, жизненных ситуациях.

Из семьи ребенок берет приемы общения, примеры поведения, учится взаимодействовать с окружением. Именно поэтому важно выстроить взаимодействие между детским садом и семьей на основе сотрудничества. Современные подходы к процессу образования в нашей стране требуют введения новых способов работы с семьями воспитанников, которые можно обозначить как «сотрудничество», «партнерство», «равноправие».

Суть такого взаимодействия выражается в том, что общение происходит «на равных».

Родителям дается возможность принимать более активное участие в процессе образования и управления детским садом. Благодаря объединению усилий со стороны дошкольного учреждения и семьи ребенка, появляется возможность более эффективно достигать общих целей в воспитании и развитии личности.

Развитие социальных качеств ребенка происходит через различные формы деятельности, осуществляемые с учетом возраста детей. Самой приемлемой формой работы для ребенка считается игра. Через создание игровых ситуаций ребенок легче и быстрее воспринимает информацию, которую дает педагог.

Отличительной чертой социальных ценностей можно считать то, что общество их воспринимает как нечто обыденное, само собой разумеющееся. Социальные ценности воспроизводятся бесконтрольно, прослеживаются в поступках людей по отношению к обществу.

В настоящее время требования ФГОС ДО прежде всего обращены к физическому и психическому здоровью детей. На первый план выходит ребенок, как личность. Педагогам, в соответствии со стандартом образования, предстоит пересмотреть традиционные подходы к образованию: приоритетом становится не система полученных знаний, навыков, умений, а создание системы по формированию у ребенка способности быстро ориентироваться в новой ситуации, выстраивать социальные, выходить из сложных ситуаций, через использование всевозможных источников информации. Таким образом, реализация обозначенных задач невозможна без позитивной социализации.

Список литературы:

1. Иванова Н.В. Социальное развитие детей в ДОУ: методическое пособие. – М.: Творческий центр, 2008. – 127 с.

2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

(Утв. Приказом Министерства образования науки РФ от17 октября 2013 г. №1155).

4. http://минобрнауки.рф/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Позитивная социализация дошкольников в условиях введения ФГОС ДО»

Дошкольный возраст – неповторимая и яркая страница в жизни каждого человека. Он  является благоприятным периодом для социального развития, и значимым для вхождения ребенка в мир социальных отноше...

Семинар на тему: «Формирование положительной самооценки, инициативы и позитивной социализации дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО».

Eсловия  для развития инициативного поведения. Основные направления поддержки детской инициативы. Возрастные особенности проявления детской инициативы. Способы стимулирования иниц...

«Игровые занимательные технологии как средство позитивной социализации дошкольников» опыт работы

       Сущность опыта заключается в создании оптимальных условий для формирования позитивной социализации дошкольников посредством  определенной системы игровой занимат...

Формирование положительной самооценки, инициативы и позитивной социализации дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.

Какими характеристиками необходимо обладать ребенку на пороге детского сада и школы? Детская инициатива  - целеустремленная деятельность, инициированная самим ребенком, с целью изменения своегопо...

«Игровая деятельность, как средство формирования позитивной социализации дошкольников»

Интерактивная форма работы с педагогическим коллективом. Педсовет - игра. В презентации содержатся игровые задания для актуализации ЗУНов педагогов по теме "Игровая деятельность"....

Позитивная социализация дошкольников путем внедрение технологии «Клубный час»

laquo;Клубный час» – это педагогическая технология, направленная на развитие у детей социализации, самостоятельности и саморегуляции (произвольности) поведения, а так же умения планироват...