Позитивная социализация дошкольников: значение, пути достижения.
статья
В статье раскрывается важность социализации детей дошкольного возраста, о необходимости детей находить контакт с социумом, поступать и действовать с учетом интересов окружающих, без вреда для них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._pozitivnaya_sotsializatsiya_doshkolnikov.docx | 16.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЗИТИВНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ:
ЗНАЧЕНИЕ, ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ
МБДОУ «Лознянский детский сад
Ровеньского района Белгородской области»
Детство – это полный незабываемых впечатлений и неповторимых эмоций этап жизни.
Этот период является очень важным в формировании социальных навыков и моделей поведения в различных жизненных ситуациях. В процессе социализации дошкольники готовятся к взрослой жизни, познают основы социальной культуры и традиций общества, в котором они находятся.
Актуальность социального развития детей в современном мире приобретает особое значение с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который направлен на создание условий развития ребенка, открывающих возможности его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видов деятельности.
Социализация детей на сегодняшний день является одним из важнейших направлений на пути формирования личности. Многолетние наблюдения за воспитанниками детского сада подтверждают значение профессиональной помощи в процессе приобщения ребёнка к социуму. В процессе социализации ребенок учится ориентироваться в окружающем его обществе, узнает свою ценность как личности и приучается уважать окружающих, выражает эмоции и показывает отношение к миру через традиции и обычаи общества.
В ФГОС ДО определено, что процесс развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении невозможен без социализации и индивидуализации личности.
Индивидуализация – процесс развития и поддержки отличительных особенностей личности, своеобразия определенного природой и черт, накопленных в жизненных ситуациях самим ребенком при поддержке взрослых (воспитателей).
Социализация – процесс знакомства с традициями, культурными ценностями и нормами, характерными для окружения ребенка. Благодаря социализации дети становятся полноправными членами общества, могут принимать активное участие в его жизни и развитии. Социальное развитие зависит от многих факторов, к примеру: среда, которая его окружает, атмосфера в семье, наследственность, самосознание и т.д.
Важно, чтобы процесс социализации был позитивным. Под позитивной социализацией следует понимать способность ребенка находить контакт с социумом, поступать и действовать с учетом интересов окружающих, без вреда для них.
Позитивная социализация предполагает формирование у детей первичных знаний об обществе и приобщение их к социальной системе.
В качестве приоритетных задач позитивной социализации выступают:
- воспитание у детей первичных положительных коммуникативных и социальных навыков;
- формирование восприятия себя и окружающих в положительном ключе;
- развитие правильной самооценки у детей, умения выражать собственное мнение, делать выбор в различных ситуациях, принимать решения и нести за них ответственность;
- формирование у воспитанников уверенности в себе и своих возможностях;
- создание условий для формирования положительного отношения ребенка к социуму, толерантности к взрослым и сверстникам, их чувствам, взглядам, мыслям и желаниям.
- воспитание у детей потребности в сотрудничестве с окружающими: умение помогать окружающим, совместно планировать деятельность с учетом мнения партнеров, подчиняться и находить компромиссы.
- формирование у ребенка чувства ответственности за окружающих, данное обещание общую работу;
- развитие первичных коммуникативных навыков и умений: определять чувства и эмоции окружающих, показывать свои переживания;
- создание условий для формирования первичных социальных навыков: знакомство с путями выхода из конфликтных ситуаций, поиск компромиссов, умение заводить новые знакомства.
В совокупности обозначенные направления создают основу для учебного процесса.
Социализация детей дошкольного возраста происходит через подражание, копирование.
Наибольшее влияние на процесс приобщения ребенка к социуму оказывают лица из его ближайшего окружения (семья, друзья, соседи и т.д.). Именно их поведение, манеры, отношение к окружающим дети воспринимают за образец. Так, семья является основным институтом социализации, источником первичного социального опыта.
Знакомство дошкольника с традициями, нормами общества и страны происходит не только в организованном, спланированном процессе воспитания и развития, но и, в большинстве случаев, в бытовых, жизненных ситуациях.
Из семьи ребенок берет приемы общения, примеры поведения, учится взаимодействовать с окружением. Именно поэтому важно выстроить взаимодействие между детским садом и семьей на основе сотрудничества. Современные подходы к процессу образования в нашей стране требуют введения новых способов работы с семьями воспитанников, которые можно обозначить как «сотрудничество», «партнерство», «равноправие».
Суть такого взаимодействия выражается в том, что общение происходит «на равных».
Родителям дается возможность принимать более активное участие в процессе образования и управления детским садом. Благодаря объединению усилий со стороны дошкольного учреждения и семьи ребенка, появляется возможность более эффективно достигать общих целей в воспитании и развитии личности.
Развитие социальных качеств ребенка происходит через различные формы деятельности, осуществляемые с учетом возраста детей. Самой приемлемой формой работы для ребенка считается игра. Через создание игровых ситуаций ребенок легче и быстрее воспринимает информацию, которую дает педагог.
Отличительной чертой социальных ценностей можно считать то, что общество их воспринимает как нечто обыденное, само собой разумеющееся. Социальные ценности воспроизводятся бесконтрольно, прослеживаются в поступках людей по отношению к обществу.
В настоящее время требования ФГОС ДО прежде всего обращены к физическому и психическому здоровью детей. На первый план выходит ребенок, как личность. Педагогам, в соответствии со стандартом образования, предстоит пересмотреть традиционные подходы к образованию: приоритетом становится не система полученных знаний, навыков, умений, а создание системы по формированию у ребенка способности быстро ориентироваться в новой ситуации, выстраивать социальные, выходить из сложных ситуаций, через использование всевозможных источников информации. Таким образом, реализация обозначенных задач невозможна без позитивной социализации.
Список литературы:
1. Иванова Н.В. Социальное развитие детей в ДОУ: методическое пособие. – М.: Творческий центр, 2008. – 127 с.
2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
(Утв. Приказом Министерства образования науки РФ от17 октября 2013 г. №1155).
4. http://минобрнауки.рф/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Позитивная социализация дошкольников в условиях введения ФГОС ДО»
Дошкольный возраст – неповторимая и яркая страница в жизни каждого человека. Он является благоприятным периодом для социального развития, и значимым для вхождения ребенка в мир социальных отноше...
Семинар на тему: «Формирование положительной самооценки, инициативы и позитивной социализации дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО».
Eсловия для развития инициативного поведения. Основные направления поддержки детской инициативы. Возрастные особенности проявления детской инициативы. Способы стимулирования иниц...
Взаимодействие ОУ и семьи в процессе формирования позитивной социализации дошкольников
презентация к пед. совету...
«Игровые занимательные технологии как средство позитивной социализации дошкольников» опыт работы
Сущность опыта заключается в создании оптимальных условий для формирования позитивной социализации дошкольников посредством определенной системы игровой занимат...
Формирование положительной самооценки, инициативы и позитивной социализации дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.
Какими характеристиками необходимо обладать ребенку на пороге детского сада и школы? Детская инициатива - целеустремленная деятельность, инициированная самим ребенком, с целью изменения своегопо...
«Игровая деятельность, как средство формирования позитивной социализации дошкольников»
Интерактивная форма работы с педагогическим коллективом. Педсовет - игра. В презентации содержатся игровые задания для актуализации ЗУНов педагогов по теме "Игровая деятельность"....
Позитивная социализация дошкольников путем внедрение технологии «Клубный час»
laquo;Клубный час» – это педагогическая технология, направленная на развитие у детей социализации, самостоятельности и саморегуляции (произвольности) поведения, а так же умения планироват...