Формирование положительной самооценки, инициативы и позитивной социализации дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.
статья на тему
Какими характеристиками необходимо обладать ребенку на пороге детского сада и школы?
Детская инициатива - целеустремленная деятельность, инициированная самим ребенком, с целью изменения своего
положения и позиции в обществе, на удовлетворение своих интересов и прав, решение собственных проблем, а так же самосовершенствование и развития.
Учителя хотят видеть первоклассника:
· Умеющим задавать вопросы, когда что-то не понимает;
· Проявляющим интерес к новому;
· Умел взаимодействовать с детьми и взрослыми.
Это значит, что при столкновении с трудностями в достижении цели или при обнаружении дефицита в знаниях, ребенок не останавливает свою деятельность, а ищет возможности преодоления препятствий или незнания.
ТАКОЕ ПОВЕДЕНИЕ НЕВОЗМОЖНО
· БЕЗ опыта позитивной социализации
· БЕЗ инициативности, как черты личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 69.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.А.Каратун
Старший воспитатель
МБДОУ д/с №12 «Колосок», г. Улан-Удэ
Формирование положительной самооценки, инициативы и позитивной социализации дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.
«Что такое инициатива?
Это то, что человек делает так, как надо,
хотя его об этом не просят»
Элберт Грин Хаббарт.
Что характерно для инициативной личности?
- - произвольность поведения;
- - самостоятельность;
- - развитая эмоционально волевая сфера;
- - инициатива в различных видах деятельности;
- - стремление к самореализации;
- - общительность;
- - творческий подход к деятельности;
- - высокий уровень умственных способностей;
- - познавательная активность.
«Единственная возможность научить ребёнка жить в существующих условиях, это создать ему условия для полного овладения своими собственными способностями»
Инициатива - (от.франц. initiative, от лат. initium — начало), почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии.
В педагогическом словаре отмечается, что понятие «инициатива» можно определить как почин, «первый шаг».
Инициатива - (от.франц. initiative, от лат. initium — начало), почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии.
В педагогическом словаре отмечается, что понятие «инициатива» можно определить как почин, «первый шаг».
Инициативность проявляется во всех видах деятельности детей:
- В общении;
- В предметной деятельности;
- В игре;
- В экспериментировании.
Инициативность – является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, особенно творческой. Связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью.
Инициативный ребенок стремиться к организации разнообразных игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения. Он умеет найти занятие, соответствующее его собственному пожеланию, активно включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.
Все дети от природы ИНИЦИАТИВНЫ.
Инициатива – врожденное качество, которое толкает ребенка с интересом познавать окружающий мир.
В условиях, где взрослые все время одергивают ребенка, инициатива не развивается («Помолчи», «Не ходи туда», «Стой здесь» «Сиди тут», «Не трогай», «Брось»)
Инициативность требует доброжелательного отношения взрослых, которые должны всеми силами поддерживать и развивать эту ценную черту личности.
Инициативность ребенка может заблокироваться, если родители, воспитатели не будут позволять действовать самостоятельно, если они постоянно используют запреты и чрезмерно наказывают
Инициативность активнее всего формируется в дошкольном возрасте, начиная с кризиса трех лет и появления феномена "я сам", наиболее благоприятный, период - это возраст от 3 до 5 лет.
Инициатива детей в этом возрасте сама находит выход в различных играх и физической активности, педагогам важно не запрещать этот процесс.
Чем отличается инициатива от самостоятельности?
Самостоятельность ребенка - это осуществление самим ребенком какой-то деятельности, делание, процесс.
Инициативность - это такое свойство характера, когда происходит толчок, запуск деятельности.
Поэтому инициативность - это внутреннее побуждение к чему-то новому, невозможность терпеть текущее неизменное положение дел, это внутренний порыв к изменениям и движению.
По мнению С.Ю. Головина «Словарь практического психолога»
Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека
Инициативность и импульсивность. Одно и тоже? Отличие заключается в том, что:
Импульсивность часто бессознательна, человек поддается импульсу под влиянием влечения, страсти, внезапного желания.
Инициатива же чаще осознанна, т.к. ребенок просчитывает определенные будущие шаги, а потому она требует определенного уровня развития памяти, мышления и воли, умения планировать
Инициативное действие всегда осознанно, целенаправленно и учитывает социальные рамки.
В «Справочнике по психологии и психиатрии детей и подростков» инициативность определяется, как «характеристика деятельности, поведения и личности человека, означающая способность действовать по внутреннему побуждению, в отличие от реактивности — поведении, осуществляемом на внешние стимулы.
Какими характеристиками необходимо обладать ребенку на пороге детского сада и школы?
Детская инициатива - целеустремленная деятельность, инициированная самим ребенком, с целью изменения своего
положения и позиции в обществе, на удовлетворение своих интересов и прав, решение собственных проблем, а так же самосовершенствование и развития.
Учителя хотят видеть первоклассника:
- Умеющим задавать вопросы, когда что-то не понимает;
- Проявляющим интерес к новому;
- Умел взаимодействовать с детьми и взрослыми.
Это значит, что при столкновении с трудностями в достижении цели или при обнаружении дефицита в знаниях, ребенок не останавливает свою деятельность, а ищет возможности преодоления препятствий или незнания.
ТАКОЕ ПОВЕДЕНИЕ НЕВОЗМОЖНО
- БЕЗ опыта позитивной социализации
- БЕЗ инициативности, как черты личности.
Целевые ориентиры дошкольного образования, согласно ФГОС ДО предполагают социальные и психологические характеристики личности ребенка.
На этапе завершения дошкольного образования:
● ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
● ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты.
ФГОС ДО, предполагает оставлять за детьми самостоятельный выбор видов деятельности.
Выбор широкого спектра специфических для дошкольников видов деятельности осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы и способности ребенка. (ситуация выбора имеет важное значение для успешной социализации ребенка, которому в школьном возрасте и во взрослой жизни постоянно придется соприкасаться с необходимостью выбора)
Задача педагога в этом случае:
- Помочь ребёнку определиться с выбором;
- Направить и увлечь его той деятельностью, в которой ребенок в большей степени способен удовлетворить свой образовательный круг интересов;
- Способствовать нахождению и овладению ребенком определенным способам деятельности.
Компетенции и ценности воспитателя необходимые для развития детской инициативности. (Т.И. Юстус)
Игровая компетентность педагога. Взрослый должен:
- уметь играть сам и получать удовольствие от игры;
- уметь создать условия для детской игры;
- уметь включиться в игровую деятельность детей для ее фасилитации; (Фасилитатор (англ. facilitator, от лат. facilis — «лёгкий, удобный») — это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию);
- уметь наблюдать за свободной игрой детей и оценивать уровень развития игровых способностей.
Работа с интересами ребенка. Взрослый:
- умеет удивляться и удивлять;
- умеет услышать и поддержать детское любопытство;
- способен изменить образовательную деятельность так, чтобы она способствовала поиску ответов на детские вопросы;
- гибок в отношении планов дня и организации конкретной познавательной деятельности;
- способен предъявить детский интерес родителям и включить их в работу;
- умеет оформить результаты.
Управление предметно-развивающей средой группы. Взрослый:
- умеет преобразовывать пространство группы в соответствии с новыми задачами;
- имеет собственный стиль организации пространства;
- способен удерживать одновременную работу малых детских групп в разных зонах;
- умеет сотрудничать с детьми в оформлении пространства группы.
- Основные направления поддержки детской инициативы:
Основные направления поддержки детской инициативы:
Основные направления поддержки детской инициативы
Педагог должен:
- При организации жизни детей выбрать позицию, которая дает возможность ребенку самостоятельного накопления чувственного опыта и его осмысления
- Организовать ситуации для познания детьми отношений и взаимосвязей между предметами.
- В процессе обучения сохранять у ребенка чувство комфортности и уверенности в собственных силах.
- Психологически перестроиться на позицию педагога с личностно-ориентированным взаимодействием с ребенком в процессе образовательной области.
- Организовать процесс обучения, содержанием которого является формирование у ребенка средств и способов приобретения знаний в ходе специально организованной самостоятельной деятельности.
- Делать акценты на фиксации успеха, достигнутого ребенком.
Все эти направления:
Создают положительный эмоциональный фон для проведения образовательного процесса в ДО. Способствуют возникновение познавательной инициативы.
2-3 года
- В знакомстве детей с групповой комнатой, другими помещениями детского сада и территорией участка (повышение самостоятельности);
- В стимулировании к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладыши, подбор по форме и размеру, открывание и закрывание, разбор игрушек и т.п.);
- В поощрении интереса ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в режимные моменты;
- В определении простых и понятных детям норм и правил жизни группы и в четком исполнении правил поведения всеми детьми;
- В проведении режимных моментов в эмоционально позитивном настроении;
- В избегании ситуации спешки и потарапливания детей;
- В создании для ребенка по его указанию изображения и поделки (с целью поддержания инициативы в продуктивной деятельности);
- В доступном расположении всех игрушек и материалов;
- В одобрении занятий двигательной, игровой, изобразительной деятельностью;
- В выражении положительной оценки и одобрении любому результату труда ребенка.
3-4 года
Преимущественной сферой проявления детской инициативы является игровая и продуктивная деятельность.
Для поддержки детской инициативы следует:
- Организовывать условия для воплощения собственных планов и замыслов каждого ребенка;
- Озвучивать детям их реальные и возможные в будущем достижения;
- Подмечать и предавать публичной огласке любые успехи ребенка;
- Всячески поощрять самостоятельность детей и постоянно расширять ее сферу;
- Оказывать помощь в поиске способов реализации собственных поставленных целевых ориентиров;
- Поощрять стремление научиться делать что-нибудь и поддерживать у ребенка ощущение радости от постоянно возрастающей умелости;
- Проявлять терпение и снисходительность к затруднениям ребенка;
3-4 года
Преимущественной сферой проявления детской инициативы является игровая и продуктивная деятельность.
Для поддержки детской инициативы следует:
- Организовывать условия для воплощения собственных планов и замыслов каждого ребенка;
- Озвучивать детям их реальные и возможные в будущем достижения;
- Подмечать и предавать публичной огласке любые успехи ребенка;
- Всячески поощрять самостоятельность детей и постоянно расширять ее сферу;
- Оказывать помощь в поиске способов реализации собственных поставленных целевых ориентиров;
- Поощрять стремление научиться делать что-нибудь и поддерживать у ребенка ощущение радости от постоянно возрастающей умелости;
- Проявлять терпение и снисходительность к затруднениям ребенка;
Уважать индивидуальность каждого ребенка и позволить действовать ему в своем темпе;жать индивидуальность каждого ребенка и позволить действовать ему в своем темпе;
4-5 лет
Преимущественными сферами проявления детской инициативы являются :
- Познавательная деятельность,
- Расширение информационного кругозора;
- Игровая деятельность со сверстниками
Для поддержки детской инициативы педагогу следует:
- Оказывать поддержку в стремлении детей делать собственные умозаключения, относиться к этим попыткам внимательно, с уважением;
- Создать условия для осуществления возможности для детей переодеваться и наряжаться, примерять на себя разные роли ( иметь в каждой группе набор атрибутов и элементов костюмов для ряжения, технические средства, обеспечивающие стремление детей петь, двигаться и танцевать под музыку);
- Обеспечить детям возможность конструировать из различных материалов себе игровые зоны для сюжетных игр;
- При острой необходимость осуждать негативный поступок ребенка с глазу на глаз, но ни в коем случае не допускать критики его личности, его качеств;
- Не допускать диктата, навязывания в выборе деятельности (сюжеты игр);
- Непременно участвовать в играх детей по их приглашению ( или при их добровольном согласии), в качестве партнера, равноправного участника, но не лидера игры;
- Привлекать детей к оформлению группы к мероприятиям. Обсуждать с ними все возможные предложения по украшению, выражению собственной эстетической оценки воспринимаемого, не навязывать детям свое мнение;
- Вызывать интерес детей к планированию жизни группы на день, основываясь на их пожелания, опираясь на мнение и желание детей во время занятий, читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку и т.п.
5-6 лет
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте является:
- Внеситуативно-личностное общение со взрослыми и сверстниками;
- Информационно познавательная инициатива.
Действия педагога для поддержки детской инициативы:
- Создает в группе положительный психологический климат, проявляет любовь и заботу ко всем детям в равной мере, выражает радость при встрече, использует ласку и доброе слово для выражения своего отношения к ребенку;
- С уважением относится к индивидуальным вкусам и привычкам детей;
- Одобряет желание детей создавать что-либо по собственному замыслу, обращает внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (родителям, друзьям и т.п.)
- Создает условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
- Помогает в решении проблем организации игры только при необходимости;
- Привлекает детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу (обсуждает совместные проекты);
- Создает условия и выделяет время для самостоятельной творческой, познавательной детей по личным интересам.
6-7 лет
- Обращается к детям с просьбой продемонстрировать свои достижения, с целью стимулирования сверстников , добиваться таких же результатов;
- Поддерживает у детей чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;
- Создает условия для различной самостоятельной творческой деятельности детей, учитывая их интересы и запросы, предоставлять детям на данный вид деятельности определенное время;
- Помогает решать проблемы при организации игр, исключительно при острой необходимости;
- Планирует жизнь группы на день, неделю, месяц, совместно с детьми, обязательно учитывая интересы детей и реализовывая их пожелания и предложения;
- Вызывает желание у ребенка представлять результаты детского творчества другим детям, родителям, педагогам( концерты, выставки и т.п.)
Характеристика уровней сформированной инициативности дошкольника
Уровень | Критерии | Характеристика |
Безынициативный | Самостоятельность мышления | Ребенок может действовать тогда,когда непосредственно перед работой получает подробную инструкцию, как именно надо действовать |
Интеллектуальная активность | При добросовестной и энергичной работе ребенок остается в рамках первоначально найденного способа решеня; | |
Уровень познавательного интереса | Ситуативный интерес учащегося к внешней стороне явлений, к занимательным фактам | |
Дивергентное мышление | Ребенок не склонен к сравнениям и аналогиям, не умеет быстро анализировать и выбирать пути решения, не рефлексирует результаты собственных действий | |
Формально инициативный | Самостоятельность мышления | Ребенок нуждается в предварительных инструкциях, если не дан четкий алгоритм, то он какое-то время может пытаться найти способ, каким надо действовать |
Интеллектуальная активность | Дошкольников этого уровня отличает в той или иной степени спонтанной инициативы, не стимулированной ни внешними факторами, ни неудовлетворительностью результатами деятельности. | |
Уровень познавательного интереса | Интерес ребенка к накоплению информации, фактов, постижение им сущности познания только при помощи педагога. | |
Дивергентное мышление | Ребенок достаточно быстро находит аналогии, может творчески подойти к работе над заданием, склонен конструировать. | |
Инициативный | Самостоятельность мышления | Ребенок полностью овладел своими интеллектуальными операциями, обычно сразу видит, какой способ действия надо использовать. |
Интеллектуальная активность | Обнаруженная ребенком закономерность становится для него не творческой находкой,а самостоятельной проблемой. | |
Уровень познавательного интереса | Интерес дошкольника к сущности явлений и процессов, к установлению причинно-следственных связей, закономерностей. | |
Дивергентное мышление | Ребенок готов творчески подойти к работе над задачей, умеет рефлексировать основания поиска, приводящего к обнаружению верного решения |
Как стимулировать инициативное поведение ребенка?
Создайте благоприятную атмосферу.
Необходимо создать доброжелательное отношение педагога, отказ от оценочного отношения и критических замечаний в строну ребенка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления ( его определяют такие качества как, быстрота, гибкость, оригинальность, точность)
Обогатите предметно-пространственную развивающую среду
Разнообразие окружающей ребенка среды новыми для него предметами и стимулами развивает его познавательную инициативу, самостоятельность и творческую активность.
Поощряйте оригинальные высказывания идей ребенка.
Используйте свой личный пример и инициативу к творческому подходу в решении различных проблем.
Чаще используйте вопросы дивергентного типа применительно к самым разным областям и видам деятельности.
Предоставьте детям возможность активно задавать вопросы
Системно и планомерно обогащайте жизненный опыт ребенка через все виды деятельности
Используйте совместные ( развивающие) игры взрослого с ребенком.
( с целью направленной передачи ему игрового опыта)
Своевременно изменяйте предметно-пространственную среду
(с учетом постоянно обогащающегося жизненного и игрового опыта).
Стимулируйте общение взрослого с детьми, постоянно побуждайте ребенка к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решении игровых целевых ориентиров, которые стимулируют вступление ребенка взаимодействие с другими детьми
Не заставляйте и не приучайте ребенка, а помогайте ребенку быть смелей и активней.
Не заставляйте и не приучайте ребенка, а помогайте ребенку быть смелей и активней.
Показывайте положительные эмоции к проявлению любой активности и деятельности, которая исходит от ребенка.
«Капля камень точит": ненавязчиво подсказывайте ребенку, куда можно направить его бьющую энергию. Предлагайте несколько вариантов, а когда он выбирает свой, хвалите за инициативность.
Виды детской инициативы ( Н. А. Короткова и П. Г. Нежнова)
- Творческая инициатива
- Инициатива, как целеполагание и волевое усилие ( в продуктивной деятельности)
- Коммуникативная инициатива ( в совместной деятельности)
- Познавательная активность ( в познавательной и исследовательской деятельности)
Развитие инициативности предполагает:
1. Давать адекватные задания (снимать страх «не справлюсь»), развивать у детей инициативу.
2. Давать задания интересные или такие, в которых у ребенка есть личный интерес что-то делать.
3. Поддерживать инициативу (научить правильно реагировать на собственные ошибки).
Взаимодействие взрослых с детьми
Педагоги и все, кто контактирует с детьми, играют важнейшую роль в развитии у детей:
- Самоуважения и самоуверенности в себе;
- Желания и умения учиться на протяжении всей жизни;
- Умения жить и работать с другими людьми;
- Межкультурной и межличностной толерантности.
- Принцип личностно-ориентированного взаимодействия с детьми находится в центе образования детей дошкольного возраста
- Способ межличностного взаимодействия является важным компонентом образовательной среды и определяется тем, как строятся взаимоотношения между педагогом и детьми
- Личностно-ориентированное взаимодействие взрослых и детей является основным средством для достижения эмоционального благополучия и развития инициативного поведения и личной культуры каждого ребенка.
Построение взаимодействия с детьми
Педагог не является диктующим, всезнающим «источником информации», руководителем, а создает пространство для свободной деятельности детей где:
ДЕТИ:
- Общаются друг с другом;
- Участвуют в обсуждениях;
- Совместно решают проблемы
ПЕДАГОГИ:
- Поддерживают детей;
- Помогают им осмыслить свои действия;
- Учат рефлексировать и оценивать свою деятельность, свое поведение.
Свободная самостоятельная деятельность детей
Педагог представлении в роли создателя развивающей среды
- На включен непосредственно в детскую деятельность;
- Создает образовательную среду;
- Дает детям возможность действовать свободно и самостоятельно.
Педагог воплощает предметно-средовой подход в образовании и обеспечивает лишь «косвенное» присутствие взрослого в детской деятельности.
Какую стратегию выбрать для развития инициативного поведения и самостоятельности?
Выбор подходов зависит от многих факторов:
- От возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- От конкретной образовательной ситуации .
Учебно-дисциплинарная модель- должна занимать сравнительно скромное место в образовательной деятельности детей.
Личностно-ориентированная модель и свободная самостоятельная деятельность- должны занимать основную роль в образовательной деятельности детей дошкольного возраста.
Педагог:
- СТРЕМИТСЯ использовать индивидуальный подход к обучению и воспитанию каждого ребенка;
- УБЕЖДЕН, что все дети особенные и обладают индивидуальными способностями;
- ПОНИМАЕТ, что каждый ребенок развивается в своем темпе, обладает собственными склонностями и интересами;
- УЧИТЫВАЕТ уникальные потребности и потенциальные возможности каждого ребенка
Анализ стиля общения педагогов с детьми показал: Акцентируется внимание на содержание разговора. Упускается форма общения – как мы это делаем.
Содержание разговора и форма общения в одинаковой степени важны для личностно-ориентированного характера взаимодействия с детьми.
Главным фактором развития инициативного поведения и развития инициативного поведения, самостоятельности, чувства собственного достоинства, положительной самооценки и позитивной социализации дошкольного возраста, является именно модель взаимодействия педагога с ребенком.
Каждый педагог выбирает свои приемы воспитательного воздействия, которые проявляются в типичном наборе требований и ожиданием соответствующего поведения воспитанников.
Каждая модель взаимодействия воплощается в характерных формах организации деятельности и общения детей и имеет соответствующие способы реализации отношения педагога к личности ребенка.
Какую стратегию образования выбираем?
- Учебно-дисциплинарная модель
- Личностно-ориентированная модель
- Свобода, самостоятельность, инициативное поведение
и творчество
Учебно-дисциплинарная модель
Педагог представлен в позиции УЧИТЕЛЬ.
- Ставит перед детьми определенные задачи;
- Предлагает конкретные способы и средства их разрешения;
- Оценивает правильность действий.
Рекомендуется при специально организованном обучении в форме занятий. (В изолированном виде сосредоточена на систематической передаче шаблонных знаний и умений)
Личностно-ориентированная модель
Педагог представлен в позиции РАВНОГО ПАРТНЕРА
- Включен в деятельность с детьми, «изнутри» этой деятельности вводит свои предложения и не отвергает замыслы и предложения детей.
- Демонстрирует разнообразные способы действий
- Решает возникающие в совместной деятельности проблемы вместе с детьми
- Не ставит жёстких оценок.
Дает детям возможность познавать мир и его целостность, творить и свободно придумывать ( в изолированном виде не всегда может обеспечить системность знаний)
Свободная самостоятельная деятельность детей.
Педагог представлен в роли СОЗДАТЕЛЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
- Не включен непосредственно в детскую деятельность;
- Создает образовательную среду;
- Дает детям возможность действовать свободно и самостоятельно.
Воплощает предметно-средовой подход в образовании и обеспечивает лишь «косвенное» присутствие взрослого в детской деятельности.
(В изолированном виде приводит к бесконтрольной свободе действий ребенка)
Какую стратегию выбрать для развития инициативного поведения и самостоятельности?
Тип взаимодействия
ДИРЕКТИВНОЕ
- Воспитатель дает четкие и конкретные указания детям о том, как действовать, предельно ограничивая область возможных ошибок. (Действия педагога: ДИРЕКТИВА Задача: НАПРАВЛЯТЬ)
- Воспитатель демонстрирует образец детям, которые только наблюдают за его действиями (Действия педагога: ДЕМОНСТРАЦИЯ. Задача: ДЕМОНСТРАЦИЯ)
Воспитатель решает проблемы вместе с детьми (Действия педагога: СОВМЕСТНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ. Задача: СОДЕЙСТВОВАТЬ
ПОСРЕДНИЧЕСКОЕ
1. Воспитатель бросает вызов ребенку или оказывает ему помощь, которая позволяет ему работать на грани его возможностей (Действия педагога: «СТРОИТЕЛЬСТВО ЛЕСОВ». Задача: ПОДТЯГИВАТЬ)
2. Воспитатель представляет ребенку помощь, необходимую для достижения следующего уровня функционирования ( например дополнительное колесико на велосипед, наглядные схемы и т.д.) (Действия педагога: СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ. Задача: ОКАЗАТЬ ПОДДЕРЖКУ)
3. Воспитатель представляет детям кратковременную помощь, позволяющую ребенку выйти на следующий уровень функционирования (поддерживают велосипед рукой во время движения, поправляют захват инструмента, дают недостающий материал и т.п.) (Действия педагога: РАЗОВАЯ ПОМОЩЬ. Задача: ОБЛЕГЧАТЬ)
4. Воспитатель ненавязчиво демонстрирует желаемый способ или намекает, подсказывает, с комментариями и без. (Действие педагога: МОДЕЛИРОВАНИЕ. Задача: МОДЕЛИРОВАТЬ)
НЕДИРЕКТИВНОЕ
Воспитатель уделяет внимание ребенку, положительно оценивает, подбадривает и поддерживает его в том, что он делает. (Действия педагога: ОДОБРЕНИЕ/ ПОДКРЕПЛЕНИЕ. Задача: ОДОБРЯТЬ)
Недирективная модель взаимодействия педагога с детьми подразумевает:
Качественно отличное от общения как со взрослым, общение как с равноценным партнером.
Ребенок, как личность равноценен взрослому, но обладает специфически детскими возрастными и индивидуальными особенностями.
ПЕДАГОГ:
- представляет детям право выбора, учитывая их интересы и потребности;
- рассматривает детей, как равноценных партнеров;
- уважает в каждом ребенке его право на индивидуальную точку зрения, на самостоятельный выбор;
- представляет детям не универсальный образец для подражания, а определенное поле выбора, диапазон принятых в культуре форм поведения.
Недирективная модель взаимодействия педагога с детьми подразумевает:
Качественно отличное от общения как со взрослым, общение как с равноценным партнером.
Ребенок, как личность равноценен взрослому, но обладает специфически детскими возрастными и индивидуальными особенностями.
ПЕДАГОГ:
- представляет детям право выбора, учитывая их интересы и потребности;
- рассматривает детей, как равноценных партнеров;
- уважает в каждом ребенке его право на индивидуальную точку зрения, на самостоятельный выбор;
- представляет детям не универсальный образец для подражания, а определенное поле выбора, диапазон принятых в культуре форм поведения.
Директивная модель взаимодействия приводит к:
- конфликтности;
- недоброжелательности;
- созданию неблагоприятных условий для воспитания дошкольников
Директивной моделью взаимодействия отличаются:
-педагоги, с недостаточным уровнем психологической культуры;
-педагоги, стремящиеся ускорить темп развития детей воспреки их индивидуальным возможностям.
Для недирективной модели взаимодействия характерна:
- потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности;
- умение признать допущенные ошибки;
- стимулирование умственной активности детей;
- мотивация достижения в познавательной деятельности;
- формирование оптимальных условий для улучшения детских взаимоотношений;
создание положительного эмоционального климата в группе
Недирективная модель взаимодействия педагога с воспитанниками обеспечивает:
- дружественное взаимопонимание между педагогом и воспитанником;
- вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе;
- дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности..
Недирективная модель поведения взаимодействия присуща педагогам с демократическим стилем общения
Считается наиболее эффективной и оптимальной моделью взаимодействия для развития детской инициативности, самостоятельности и адекватной самооценки
Для недирективной модели взаимодействия присущи:
- глубокий контакт с воспитанниками;
- проявление уважения и доверия к ним;
- стремление наладить эмоциональный контакт с ребенком;
- отсутствие подавления ребёнка строгостью и наказанием;
- преобладание положительных оценок в общении с детьми.
Директивная модель поведения взаимодействия присуща педагогам с авторитарным стилем общения.
Рекомендации для педагогов, применяющих директивную модель поведения с детьми:
- Проявляют избирательность по отношению к детям;
- Используют запреты и ограничения в отношении детей;
- Злоупотребляют отрицательными оценками;
- Строгость и наказание - основные педагогические средства;
- От детей требуется только послушание;
- Большое количество однообразных воспитательных воздействий.
Рекомендации для педагогов, применяющих директивную модель поведения с детьми:
- Откажитесь от приказов, угроз и физического наказания;
- Не предъявляйте ребенку завышенных требований;
- Замените приказы и требования, просьбами и предложениями;
- Учитывайте интересы и желания ребенка;
- Будьте немного уступчивее по отношению к ребенку;
- Не ограничивайте самостоятельность ребенка;
- Поддерживайте с ребенком теплые и доверительные отношения.
- Недирективная модель взаимодействия позволяет ребенку:
Находить свой собственный, адекватный его индивидуальным особенностям стиль поведения;
- Выходить далеко за пределы усвоения взрослого опыта;
- Накапливать личный опыт в процессе самостоятельного исследования и преобразования окружающего его мира
- Развитие самостоятельности и инициативности детей.
Развитие самостоятельности и инициативности детей
Педагог не является
- Диктатором;
- Всезнающим «источником информации»;
- Руководителем.
Педагог является
- Проводником;
- Фасилитатором;
- «Архитектором»;
- Создателем пространства для свободного творчества детей
Среди показателей самостоятельности специалисты отмечают:
- стремление решать задачи деятельности без помощи и участия других людей;
- умение ставить цель деятельности;
- осуществление элементарного планирования деятельности;
- реализацию задуманного и получение результата, адекватного поставленной цели.
- Педагоги поддерживают детей, помогают им осмыслить свои действия;
- Учат детей рефлексировать и оценивать свою деятельность, свое поведение (ответственность);
- Создают развивающую среду, стимулирующую возможности для личной инициативы;
- Проявляют уважение, когда ребенок проявляет желание не делать чего-либо в настоящий момент, а выражает желание сделать это в другой раз или другим способом;
- Помогают детям учиться выбирать и брать на себя ответственность за свой выбор.
Развитие ответственности и самоконтроля.
Взрослые, которые принимают решения за ребенка – лишают его возможности самореализации, не способствуют развитию ответственности.
Ребенок учится быть ответственным за свои слова и поступки, жить в соответствии с общепринятыми нормами поведения если:
- Участвует в разработке правил группы; (например: «когда кто-то говорит, я внимательно слушаю», кладу обувь только на нижнюю полку в шкафчике, убираю игрушки, после игры» и т.п.)
- Самостоятельно следит за их соблюдением;
- Сам оценивает свое поведение.
Правила общения детей между собой – это не руководящие установки педагога, который контролирует их соблюдение и наказывает нарушителей, а нормы взаимодействия, которых разрабатываются совместно с детьми.
Самостоятельное нахождение способов разрешения конфликтов, учит детей ответственности за свои поступки по отношению к другим.
Развитие у детей чувства уверенности в себе и позитивной самооценки
Взаимодействие со взрослимыми - приобретение детьми информации, способствующую их самопознанию, составлению собственного мнения о себе, выстраивания Я – концепции.
Положительное и отрицательное мнение ребенка о себе зависит от значимых в жизни детей.
Члены семьи, педагоги, другие дети – служат «ЗЕРКАЛОМ», в котором дети видят себя и оценивают, то что они видят.
«Хорошее отражение» - положительная оценка себе.
«Плохое отражение» – негативная оценка к себе.
Цель педагога – создание оптимальных условий для развития личности ребенка, самопознания и максимального повышения детской самооценки.
САМООЦЕНКА – чувство собственной значимости.
Возникает когда ребенок:
- Знает свои сильные стороны;
- Имеет опыт успешного преодоления трудностей.
- Формируется исходя из ежедневной деятельности детей, с постоянным подтверждением их личных заслуг.
Деятельность ребенка успешна – самооценка возрастает.
Ребенок воспринимает себя способным и умеющим справляться с проблемами.
У ребенка ничего не получается – самооценка страдает.
Ребенок с заниженной самооценкой постоянно сталкивается с негативными последствиями своей деятельности, он чувствует недовольство и критику взрослых, отвержение сверстников.
Ребенок думает:
- меня на что любить;
-у меня никогда ничего не получиться
- я неудачник
-я ничего не могу сделать правильно
Причина в том, что взрослые:
- Постоянно ругали его, заставляя испытать стыд и преуменьшая его способности;
- Искренне желали сделать так, чтобы ребенок вел себя правильно, действовал успешно;
- Постоянно указывали ребенку на ошибки, критиковали, рассказывали как надо.
У ребенка полностью исчезает:Желание пробовать;
- Готовность действовать самостоятельно;
- Идти на риск.
- Подорвана уверенность в себе.
Ребенок:
- Легко сдается;
- Не пытается завершить начатое дело и решить проблему;
- Не верит, что на что-то способен.
«Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство». Фридрих Энгельс
Учите детей работать в команде
Стройте общение с детьми, выбирая стратегию поддержки детей и создания СООБЩЕСТВА
- Избегайте соревнования и сравнения детей друг с другом;
- Не задавайте вопросов «Кто больше?», «У кого лучше?», «Кто первый?»
Научите детей эффективно общаться, делиться информацией, самостоятельно решать конфликты.
Педагоги строят сообщество через поощрение детей к тому чтобы они:
- Знали имена друг друга;
- Выясняли кто, чем интересуется и что чувствуют другие дети;
- Устанавливали и соблюдали очередность использования игрового материала;
- Участвовали в групповой деятельности;
- Умели пригласить других детей к играм и занятиям;
- Были дружелюбными и доброжелательными;
- Умели выражать благодарность. Радоваться успехам и достижениям других детей.
Развитие независимого и критического мышления детей
Критическое мышление способность задавать вопросы, вырабатывать аргументы в защиту своего мнения и делать выводы. Критически мыслящий ребенок всегда сможет аргументировано доказать свою позицию, опираясь на логику и на мнение собеседника.
- Не задавайте детям «Учительских вопросов» («А если хорошо подумать?», «А кто знает правильный ответ?»)
- Поощряйте детскую активность самостоятельно задавать вопросы. (Если воспитатель группе часто задает вопросы, дети тоже начнут о многом спрашивать)
- Задавайте детям открытые вопросы, предполагающие более одного «правильного» ответа.
- Обсуждайте с детьми все сделанные выводы и полученные ответы, как верные так и не совсем. Часто обсуждение идеи, которая в результате оказывается не верной, приносит больше пользы, чем обсуждение верного ответа.
Способствуйте тому, чтобы дети сами искали ответы на свои вопросы. (ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ)
Правила педагога профессионала
- Всячески поддерживайте самостоятельность ребенка
Самостоятельно думать, принимать решения, отвечать за их последствия – основные черты творческого поведения. Без этого не может быть творческой личности.
- Не бойтесь неожиданных вопросов
Дети – большие специалисты по части задавания вопросов. Это свидетельство интереса ребенка, а нестандартный вопрос – может быть не что иное, как свидетельство творческого взгляда на мир
- Воспитывайте в себе привычку говорить как можно чаще “Да!”
Воспитание и ограничение тесно связаны в обыденном сознании. Но давайте вдумаемся, всегда ли оправданны те запреты, которые мы ставим ребенку? Проанализируйте свое поведение и найдете много таких ограничений, которые не приносят пользы. Откажитесь от них.
Будьте гибким, умейте следовать ситуации. Всем известно: умный меняет свое мнение, глупый - никогда.
Есть хорошее человеческое качество- упорство, но, достигая крайнего предела, оно превращается в ослиное упрямство. Умный, творческий человек способен отказаться от усвоенной точки зрения и принять новую, если последняя более действенна и справедлива.
Сами будьте инициативны
Общаясь с ребенком, педагог демонстрирует ему образцы инициативного поведения и деятельности. Однако мало самому быть активным, создавать обстановку творчества, надо заботиться о том, чтобы увлечь этим ребенка, сделать творчество его потребностью
Для того чтобы сделать ребенка инициативным и самостоятельным педагог:
- Уделяет ребенку как можно больше времени.
- Всегда находит время, чтобы поговорить с ним о его проблемах и успехах.
- Поддерживает ребенка во всех начинаниях.
- Не предъявляет ребенку завышенных требований.
- Не наказывает ребенка , а хвалит и поощряет.
- Служит для ребенка примером для подражания.
- Спокойно реагирует на шалости или плохое поведение.
- Последователен в воспитании. Устанавливает границы дозволенного и придерживается их. Дети чувствую себя намного уверенней, когда знают, что им можно, а что нельзя.
- Не подкупает, а вознаграждает ! Вознаграждайте хорошее поведение нематериальным поощрением, например, чтением любимой сказки.
- Является для ребенка советником, но не диктует, что ему делать. Уважает его право на собственное мнение.
- Поддерживает с ребенком теплые и доверительные отношения.
Конструктивные личностные ориентации педагога поддерживающего инициативу ребенка
- Одобряет оригинальность мысли и поступки ребенка, если они не причиняют вреда окружающим;
- Не сдерживает желание ребенка изобразить или выполнить что-то по собственной инициативе.
- Признает точку зрения ребенка, какой бы она не была «абсурдной» или «ошибочной» . Не сдерживает инициативу и творчество своими «истинным» мнением.
- Представляет детям большую возможность и не препятствует свободному изложению в рисунках, в словесных, звуковых, тактильных и вкусовых образцах, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в образовательной и свободной деятельности.
- Не ставит оценки детскому творчеству, а лишь обсуждает отдельные содержательные моменты этих работ (безоценочность).
- Не сравнивает ребенка с другими детьми, а только с ним самим и с его прошлым опытом.
- Не усмехается над необычными образами, словами или движениями ребенка, не провоцирует своим критическим смехом у ребенка обиду, не вызывает страх сделать ошибку, а в дальнейшем желание экспериментировать и искать новые решения;
- Позволяет себе играть, творить и даже шалить вместе с детьми. Часто оказывается в качестве рядового участника процесса;
- Не принуждает не навязывает свои образцы и действия, манеру изображения и мышления. Принимает логику воображения ребенка;
- Уделяет большое внимание организации творческого процесса, а не результатам;
- Прививает чувство меры в отношении детей к какому-либо виду деятельности, предоставляя различные интересные задания, психологические разминки, современные здоровьесберегающие технологии;
- Способен своевременно предупредить однообразие, устранить перенапряжение, не вызвать переутомление;
Поддерживает положительную эмоциональную атмосферу в группе. Придерживается в детях спокойную сосредоточенность и радостную атмосферу, придает веру в свои силы и возможности каждого ребенка, сохраняет доброжелательную интонацию голоса.
Главные «недруги» инициативного и самостоятельного ребенка.
Педагог который:
- Проявляет избирательность по отношению к детям;
- Постоянно использует запреты и ограничения в отношении детей;
- Злоупотребляет отрицательными оценками;
- Строгость и наказание его главные педагогические средства;
- Требует от детей только послушание;
- Использует однообразные воспитательные действия
Как исправляем ситуацию?
- Откажитесь от приказов, угроз и физического наказания;
- Не предъявляйте ребенку завышенных требований;
- Замените приказы и требования, просьбами и предложениями;
- Учитывайте интересы и желания ребенка;
- Не ограничивайте самостоятельность ребенка;
- Поддерживайте с детьми теплые и доверительные отношения.
ВЫВОДЫ:
- Дошкольный возраст – важный и ответственный период, который представляет огромные возможности для поддержки и развития у детей всех видов инициативы.
- Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание ребенка в условиях развивающего , а не авторитарного взаимодействия.
- Педагогическое общение , должно быть основано на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченной деятельности, которая является условием полноценного развития ПОЗИТИВНОЙ свободы и САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ.
- Развитие должно быть оптимизировано таким образом, чтобы оно соответствовало уровню развития детей и их индивидуальным интересам, потребностям и возможностям.
Индивидуализация – акцент на инициативность, самостоятельность и личностную активность.
ИТОГ:
Дети, которые проявляют инициативу, и самостоятельность во всех видах деятельности достигают наивысшие социально – нормативные характеристики.
Они наиболее коммуникабельны, творчески развиты, имеют свою точку зрения, являются лидерами в кругу сверстников и успешней обучаются в школе.
Литература
Е.Г. Юдина, Л.С. Виноградова, Л.А. Карунова, Н. В. Мальцева, Е.В. Бодрова, С. С. Славин ПРИМЕРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТКРЫТИЯ»
2. http://www.firo.ru/
3. Т.И. Бабаева г. Санкт – Петербург «Развитие самостоятельности как фактор подготовки детей к обучению в школе».
4. «Развитие воли и произвольности в дошкольном возрасте» М. издательство «Институт практической психологии» Воронеж. 1998. стр 256.
5. Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сборник статей – Российский гос. Пед. Университет им. Герцина, 2000г.
6. Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. // Дошкольное воспитание, 1991 - № 6.
7. Современный дошкольник – особенности игровой деятельности. Дошкольное воспитание. – 2002. №4.
8. Е. Щербакова, В.К. Голицын. К вопросу о развитии познавательной активности. Дошкольное воспитание. – 1991. 310.
9.Дж. Добсон «Не бойтесь быть строгими»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Позитивная социализация дошкольников в условиях введения ФГОС ДО»
Дошкольный возраст – неповторимая и яркая страница в жизни каждого человека. Он является благоприятным периодом для социального развития, и значимым для вхождения ребенка в мир социальных отноше...
Семинар на тему: «Формирование положительной самооценки, инициативы и позитивной социализации дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО».
Eсловия для развития инициативного поведения. Основные направления поддержки детской инициативы. Возрастные особенности проявления детской инициативы. Способы стимулирования иниц...
«Позитивная социализация дошкольников в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
Проблема социального развития ребенка особенно актуальна, т.к. одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание услов...
Практико-ориентированный семинар для педагогов ДОО «Театрализованная деятельность как средство социализации дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Предлагаемый Вашему вниманию семинар проводился для педагогов дошкольных образовательных организаций города с целью распространения опыта работы детского сада в вопросах организации театрализованной д...
Справка об участии в работе методического объединения «Позитивная социализация дошкольников в условиях реализации требований ФГОС ДО» на базе МБДОУ «Детский сад № 25 «Пчелка», 11.02.2020 г.
Справка об участии в работе методического объединения «Позитивная социализация дошкольников в условиях реализации требований ФГОС ДО» на базе МБДОУ «Детский сад № 25 «Пчелка&ra...
Справка об участии в работе методического объединения «Позитивная социализация дошкольников в условиях реализации требований ФГОС ДО» на базе МБДОУ «Детский сад № 25 «Пчелка», 11.02.2020 г.
Справка об участии в работе методического объединения «Позитивная социализация дошкольников в условиях реализации требований ФГОС ДО» на базе МБДОУ «Детский сад № 25 «Пчелка&ra...