Описание педагогического опыта на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с художественной литературой».
методическая разработка

Сегодня тема патриотизма актуальна как никогда. Глядя, на наше общество, очевидна утрата духовно – нравственных ценностей: теряется уважение к прошлому, забываются свои корни. Как следствие такого «воспитания» - беспринципность, безнравственность, искажение исторических фактов. И особенно становится тревожно, когда целое поколение взращено на чуждых идеалах, не имеющих ничего общего и правдивого с нашей историей. Дети меньше помогают старшим, перестают сострадать чужому горю. Недостаточной является и работа с семьей по данному направлению.

Патриотизм – это глубокое социальное чувство, в основе которого лежит любовь к Родине, преданность своему народу, своему дому, детскому саду. Мне, как педагогу, хочется пробудить в детях эти чувства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_ped_opyta_efremushkina_1.docx46.59 КБ

Предварительный просмотр:

Описание педагогического опыта на тему:

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с художественной литературой».

                                                                         

                                                                           

                                                                           

                                                                 

Содержание.

 

  1. Введение…………………………………………………………………3
  2. Технология опыта………………………………………………………5
  3. Результативность опыта………………………………………………10
  4. Список литературы……………………………………………………13

 

Описание педагогического опыта

I. Введение

1.Тема педагогического опыта.

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с художественной литературой.»

2.Актуальность опыта.

Сегодня тема патриотизма актуальна как никогда. Глядя, на наше общество, очевидна утрата духовно – нравственных ценностей: теряется уважение к прошлому, забываются свои корни. Как следствие такого «воспитания» - беспринципность, безнравственность, искажение исторических фактов. И особенно становится тревожно, когда целое поколение взращено на чуждых идеалах, не имеющих ничего общего и правдивого с нашей историей. Дети меньше помогают старшим, перестают сострадать чужому горю. Недостаточной является и работа с семьей по данному направлению.

Патриотизм – это глубокое социальное чувство, в основе которого лежит любовь к Родине, преданность своему народу, своему дому, детскому саду. Мне, как педагогу, хочется пробудить в детях эти чувства.

3. Основная идея опыта.

  1. Дошкольный возраст – это период интенсивного становления личности ребенка. Дошкольник по своей природе обладает достаточной чуткостью, чтобы понять и разделить страдания других, радоваться достижениям своих товарищей, испытывать уважение к представителям старшего поколения. Его восприятие так эмоционально, что может посеять в этом возрасте здоровое зерно патриотизма, а в последующем взрастить из него чувство любви и гордости за свой народ, чувство долга перед Родиной.

Над данной темой я работаю уже не первый год. Я убеждена в том, что дети должны знать свои корни, традиции, заложенные веками, любить свою Родину. Поэтому ведущей идеей моей работы стало нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с художественной литературой.

4. Теоретическая база опыта.

Проблеме воспитания патриотизма посвящено немало научных трудов великих русских ученых. О необходимости формирования патриотизма у подрастающего поколения как средства для сохранения культурных традиций, исторического наследия России говорили такие педагоги как А.С. Макаренко, В.Я. Стоюнин, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский.

А.С. Макаренко, первостепенной задачей считал воспитание у молодежи умений и навыков жить интересами народа, так как, жизненная сфера проявления патриотизма настолько объемна и очень в нем может и не быть места для проявления героизма в чистом виде. Основным критерием патриотических убеждений он видел в общественном труде, педагог писал: «Воспитание советского патриота – это значит воспитать всесторонне развитую личность, активно и сознательно борющуюся за укрепление могущества Родины».

Вопросы патриотического воспитания исследовались и в трудах таких известных педагогов и общественных деятелей, как А.Ф. Афтонасьева, Н.М. Карамзина, А.П. Куницына , А.Н. Радищева и др. Все они были едины во мнении, что важно воспитать в ребенке любовь к народу, родному языку, национальной культуре.

Н.Г. Чернышевский придавал большое значение воспитанию у человека чувства гордости за свою Отчизну. Он считал первостепенным подготовить гражданина, любящего Отечество, принимающего активное участие в жизни общества. Чернышевский говорил: «…необходимо предоставить молодому человеку право нормально и свободно развиваться, внушить ему правильные взгляды на жизнь, твердые представления о добре, правде, долге, воспитать самостоятельность в суждениях, трудолюбие, патриотизм». Известный педагог призывал оценивать в каждом «человеческое достоинство – силою его патриотизма».

5. Новизна опыта.

Новизна опыта заключается в возможности использования новых современных технологий для сопровождения чтения художественной литературы, таких как просмотр презентаций, мультфильмов, прослушивание аудиозаписи. Ведь когда ребёнок слышит или видит самого героя, ему хочется подражать его голосу, его поступкам.

Также я считаю новым - оригинальное построение занятий, основанных на игровой мотивации, удачно подобранных приёмов и методов:

  • рассуждение о прочитанном,
  • постановка игр – драматизаций после прочтения книги,
  • графическое и словесное рисование,
  • словотворчество - сочинение небольших стихотворений, загадок и чистоговорок.

II.Технология опыта.

Работу по нравственно-патриотическому воспитанию своих воспитанников я начала ещё с младшего возраста. Ведь элементарные знания о природе и семье могут усвоить даже маленькие дети. Постепенно мы стали осваивать более сложные темы.

Свою работу я начала с того, что определила цель и задачи.

Цель: воспитание в детях любви, заботливого отношения и преданности к своей семье, друзьям, родному городу, Республике, стране.

Задачи:

Образовательные:

  1. Расширить знания детей о родном городе, республике, стране.
  2. Познакомить с культурными традициями и обычаями мордовского народа.
  3. Познакомить с символикой Республики Мордовия и Российской Федерации.

Развивающие:

  1. Развивать память, внимание, воображение, мышление.
  2. Развивать пассивный и активный словарный запас: названия мордовской одежды, украшений, головных уборов; названия профессий, военных специальностей; названия государственных символов (герб, гимн, флаг).
  3. Развивать умение составлять чистоговорки, загадки.

Воспитательные:

  1. Воспитание уважения и заботливого отношения к членам своей семье, к своим товарищам, к старшим.
  2. Воспитание любви к своей малой Родине: природе родного края, своему городу, республике.
  3. Формирование чувства гордости, уважения к прошлому и настоящему нашей страны, забота о будущем.

С самого начала я разделила весь изучаемый материал на три блока:

  1. Семья, дом, детский сад.
  2. Город Ковылкино, Республика Мордовия: природа родного края, достопримечательности, культурно-исторические ценности мордовского народа, государственные символу Мордовии, столица Мордовии.
  3. Российская Федерация: государственные символы, столица РФ, историческое прошлое времен Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Для того, чтобы сформировать правильное отношение к семейным ценностям, рассказать о теплых и любящих взаимоотношениях между родными, близкими людьми, существует достаточно большое количество произведений художественной литературы для детей дошкольного возраста.

На примере двух стихотворений: Агния Барто «В пустой квартире» и Олега Бундура «Семья», очень просто объяснить детям, что несмотря на все семейные хлопоты, заботы, возможно даже, обиды и ссоры, иметь семью – это огромное счастье и «счастливо жить одному невозможно».

Очень хороши произведения, в которых мораль содержится в подтексте и читатели должны понять ее сами, так, например, как в рассказе Валентины Осеевой «Печенье».  Обсуждение поступка мальчиков, которые не угостили маму и бабушку печеньем, а съели сладости вдвоем, вызвало у моих воспитанников очень бурные эмоции. Каждый ребенок представил, что на месте книжных персонажей, могли оказаться их мамы и бабушки, и только от одной этой мысли им стало обидно и горько за своих родных людей. Никто из ребят, конечно, не признался, что хоть однажды в жизни так поступал. Но хочется надеяться на то, что такие дети посмотрели на себя со стороны и сделали соответствующие выводы.

В стихотворении Акима Якова «Моя родня» хорошо прослеживается мысль, что очень здорово, когда твоя семья большая, что делать подарки также приятно, как и их получать, что настоящие друзья – это тоже близкие тебе люди, с которыми ты можешь разделить свои радости и неудачи, и очень важно дорожить такой дружбой.

Наша страна многонациональна. Изучение истории родного края помогает в дальнейшем с уважением и пониманием относиться к культурным традициям других народов. И как мне кажется, этнокультурное воспитание дошкольников наиболее ярко и доступно может быть реализовано благодаря национальным сказкам, которые являются концентратом духовного богатства народной культуры.

Из бытовых сказок дети узнают как жил мордовский народ, чем занимался, чем питался, какую одежду носил. Образ народа слагается из таких нравственных качеств, как трудолюбие, владение ремёслами, мастерство, мудрость, доброта, отзывчивость, уважение к старшим. Например, сказка «Пахарь, кузнец и плотник» учит тому, что сообща, дружно можно преодолеть любые трудности, чем в одиночку.

В мордовских сказках говорится как о положительных качествах, так и об отрицательных. Персонажи, наделенные дурными качествами, всегда наказывались в сказках. Об этом говорится в мокшанской сказке «Куйгорож». После прочтения дети отметили такие негативные характеристики главной героини, как лень, зависть, вредительство, желание разбогатеть за счет чужого труда, и что баба Акуля напоминает им своей ненасытной жадностью старуху из «Золотой рыбки» А.С. Пушкина.

Говоря о любви к родному краю, мы разучивали с воспитанниками такие стихи, как: «Лучше нет родного края» Платона Воронько, «Что мы Родиной зовём?» Владимира Степанова, стихотворение о Ковылкино ученика Ковылкинской средней школы Глеба Латышева «Мой город мал, но знаменит» и многие другие.

Читая рассказы о родине, написанные М.М.Пришвиным "Моя родина", К.Д. Ушинским "Наше отечество", И.Тургеневым "Деревня", стараюсь привить любовь к родному краю, нашему городу. Так, беседуя о Мордовии, я читаю детям рассказ М.Грошева "Дыхание осени", из его содержания мы узнаём о природе родного края, учимся любить и бережно относиться к ней. Далее дети рисовали на тему "Моя Родина" и мы устроили выставку рисунков.

Во время знакомства с природой вспоминаем правила поведения в лесу. Детям очень нравится сочинять свои чистоговорки. Они уже хорошо усвоили правила их составления. Для начала берём короткое предложение, в котором заложено какое-либо правило поведения. Например: не мусорить в лесу. Выделяем конечный слог в последнем слове – это слог "су" и, используя его многократное повторение в начале предложения, рифмуем высказывание. Получается: су-су-су, су-су-су, я не мусорю в лесу. Или: ай-ай-ай, ай-ай-ай, животных ты не обижай.

В ознакомлении с нашей необъятной страной, со столицей Российской Федерации, городом Москва и ее достопримечательностями мною были подобраны следующие стихотворения о России и Москве: "Поезжай за моря-океаны" М.Исаковского, "Необъятная страна" В. Степанова, "Россия, Россия, Россия" В. Гудимова, "На тихих берегах Москвы" А.С. Пушкина, "Москва" Ю. Левчук, "Красная площадь" И. Токмаковой.

Одной из духовно-нравственных основ патриотического воспитания подрастающего поколения является историческая память о Второй мировой войне. Рассказать дошкольнику о Великой Отечественной войне непросто. Дело в том, что знакомить детей с понятием войны, повествуя при этом о ее кровавом смысле и ужасающей политической подоплеке, о ее жертвах и героях, причинах и последствиях – очень тяжело и сложно. Главное, на мой взгляд, подходить к этой теме следует очень деликатно, нужно тщательно выбирать тематический материал, избегая особого трагизма и повествования о кровавых сценах. Необходимо донести до сознания каждого, что война – это всегда плохо, война никому не нужна.

Детскую литературу о войне можно разделить на два больших блока: это проза и стихи. Произведения о ВОВ для дошкольников рассказывают о детях, переживших это тяжелое время, знакомят наших малышей с подвигом их прабабушек и прадедушек. Но чтобы дети дошкольного возраста усвоили ту информацию, которую они несут, необходима огромная предварительная работа, раскрывающая все необходимые моменты, описывающие некоторые события в литературном произведении.

С какими же книгами знакомим детей? На самом деле их очень много и их содержание вполне доступно пониманию дошкольника. Это: «Поход» Аркадия Гайдара, «Похождения жука – носорога» Константина Паустовского, «Секрет бабушки Бабуры» Анатолия Митяева. Другое произведение «Крайний случай» Ильи Туричина написано в сказочном жанре про храброго солдата Ивана, который дошел до Берлина и спас от смерти маленькую немецкую девочку. В заключении книги говорится о воздвигнутом памятнике главному герою книги. И здесь уже я рассказываю о реальном памятнике. Показываю иллюстрацию памятника «Воину - освободителю», который находится в Берлине.

Рассказать о мужестве и героизме нашего народа во время Великой отечественной войны помогает, конечно же, и поэзия, благодаря своему лаконичному и эпичному языку. Подбираю стихотворения, написанные понятным ребёнку языком: «Кто был на войне» Алексея Смирнова, «Имя» Сергея Погореловского, «У обелиска» Алексея Суркова, "День Победы" Натальи Ивановой и многие, многие другие.

При чтении литературы о войне мои ребятишки сразу затихают, слушают так внимательно, что от напряжения у них потеют ладошки. А с какой выразительностью и гордостью они читают стихи на празднике ко Дню Победы. Глядя на это, я понимаю, что работа, проделанная мной, имеет хороший результат. И главное, чтобы в дальнейшем эти чувства не притупились.

III. Результативность опыта.

По данной теме я работаю третий год, начиная со второго полугодия II младшей группы. И могу сказать, что эта работа не проходит даром. Художественная литература играет огромную роль в воспитании в детях патриотических чувств и нравственных качеств человека. С целью выявления результативности своей работы, два раза в год я провожу диагностическое обследование усвоения детьми материал.

В основе диагностики лежат критерии двух групп: когнитивные и эмоциональные. Когнитивные критерии включают в себя:

  • знания о себе (фамилия, имя, возраст) и близких родственниках (как зовут, кем приходятся по отношению к ребенку, его родителям, кем работают, где проживают);
  • знания о детском саде (как называется детский сад, группа; как зовут воспитателей; люди каких профессий работают в детском саду);
  • знания о родном городе (как называется, адрес проживания, достопримечательности);
  • знания о природе родного края (какие растения произрастают, какие животные, птицы обитают, название реки в нашей местности);
  • знания о республике (название республики, название столицы, название коренных народностей, их традиционные промыслы, названия мордовских сказок);
  • знания о стране (название государства, название столицы, достопримечательности столицы РФ, с кем воевал наш народ в годы ВОВ, в каком городе закончилась война, какой праздник отмечается 9 мая).

Диагностика знаний по данной теме во II младшей группе проводилась по первым трем критериям и к концу 2017-2018 учебного года были сделаны следующие выводу: низкий уровень знаний с 36% уменьшился до 26%, а средний и высокий вырос с 65% до 74%.

Результаты диагностики 2018–2019 учебного года воспитанников 4-5 лет хорошо прослеживаются в диаграммах. Если на начало года по двум последним критериям преобладал процент отрывочных и бессистемных знаний о республике и нашей стране в целом, а высокий уровень вообще отсутствовал, то к концу года процент среднего и высокого уровней знаний о республике достиг 65%, знаний о стране - 60%. Знания о природе родного края так же расширились и систематизировались, улучшив результат на 10%.

Таблица 1.

Таблица 2.

Эмоциональные критерии – это: эмоциональное отношение и проявленный интерес к изучаемому материалу, проявление чувства гордости за свою семью, детский сад, город, республику, страну.

По итогам обследования за прошлый учебный год хочется так же отметить рост высокого и среднего уровней эмоционального восприятия и эмоциональной отзывчивости воспитанников с 75% до 90%.

Ребята с удовольствием участвуют в утренниках, учат стихотворения, поют песни, играют. Им нравится слушать рассказы на военную тему. Очень нравится рисовать картины природы. Все вместе, с большой любовью делаем поделки в подарок своим родным. Дети принимают активное участие в беседах на патриотические темы, делятся полученной информацией из бесед с родственниками.

Для закрепления пройденного материала и для того, чтобы дети прикоснулись к истории, мы проводим экскурсии в музей, библиотеку, к памятнику Погибших Воинов.

Видны результаты работы с родителями. Дети воспринимают мам и пап как союзников, делятся с ними своими переживаниями. Родители стараются понять их чувства, переживания и точку зрения.

IV. Список литературы.

Воронкова С. А., Миргородская Л. В., Старжинская М. А., Червенко Е. В., Рязанова Г. И. Формирование у дошкольников патриотических чувств посредством ознакомления с подвигами русского народа в годы Великой Отечественной войны // Молодой ученый. — 2019. — №14. — С. 232-234.

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателя детского сада // Под ред. А.М. Виноградовой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. — 96 с.

Иванова Т.В. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа // Т.В. Иванова — Волгоград: Корифей, 2008. — 96 с.

Идеи патриотического воспитания в трудах известных советских педагогов // NAUKA – RASTUDENT.RU: электрон.журн. 2015. Май. Режим доступа к журн. URL : http://nauka-rastudent.ru/17/2664/ (дата обращения: 06.12.2019)

Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы» // М.Д.  Маханева  — М.: АРКТИ, 2004. — 72 с.

Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие // М. Д. Маханева  — М.: Сфера, 2010. — 90 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с художественной литературой посредством «Сторисек»

Статья на тему "Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с художественной литературой посредством "Сторисек"...

педагогический опыт по теме: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы"

инновационный педагогический опыт ао теме : "Духовно -нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы"...

Выступление на педагогическом совете "Воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с историей родного поселка"

Воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольниковпосредством ознакомления с историей родного поселка...

Представление своего опыта для педагогов, тема" «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников посредствам ознакомления с художественной литературой»

Современное общество, переживая быстрые и существенные изменения социально-экономических условий жизни, остро чувствует потребность в формировании культуры современного человека. Широкое понятие культ...

Проект по самообразованию на тему: «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с художественными произведениями»

Проект по самообразованию на тему: «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с художественными произведениями»...