«Искусство сотрудничества детского сада с семьей»
консультация

Орехова Светлана Ивановна

Мастер-класс направлен на повышение компетентности педагогов в вопросе взаимодействия с семьями воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс

на тему «Искусство сотрудничества детского сада с семьей»

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я очень рада встрече с вами. Предлагаю создать паутинку приветствий. Передавая клубок поприветствуйте друг друга по-разному. Вот в такой веселой компании мы и отправимся с вами в МК. Главными героями нашего МК станут песок, волшебные  шнурки, бусы и шары.

Тема моего мастер класса «Искусство сотрудничества детского сада с семьей» была и будет актуальна, я считаю, всегда.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как изменить такое положение?

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Наш детский сад в течение многих лет проводит планомерную работу с родителями подчиненную единой цели – созданию единого образовательно-оздоровительного пространства детский сад-семья. При этом решаются приоритетные задачи:

-Повышение педагогической культуры родителей;

-Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания;

-Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

Существует множество различных форм работы с семьей:

  1. Традиционные: родительские собрания, консультации. Анкетирование. Творческие конкурсы. Проектная деятельность. Семейный клуб. Театральные гостиные. Совместные выходные.
  2. Нетрадиционные: мастер-классы, КВН, Ток-шоу, почта доверия, педагогическое поле чудес, почта доверия, проведение тренинга и деловой игры.

Работу над проблемой взаимодействия детского сада и семьи и вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ я веду по четырем направлениям.

1.Информационно – аналитическое направление.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка, выявления наиболее приемлемых  и эффективных форм работы с родителями я провожу анкетирование. На основе собранных данных я анализирую специфику семьи, вырабатываю тактику своего общения с каждым родителем. Это помогает  мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учитывать ее индивидуальные особенности. Согласно полученным данным наиболее популярными считаются мероприятия с участием детей и родителей (90%); общие родительские собрания (35%); родительские клубы, конференции(30%).

2. Познавательное направление

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Совместная работа специалистов ДОУ (муз. руководитель,  инструктор по физической культуре, медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равно ответственными участниками образовательного процесса.

Исходя из цели всего учреждения, я сформулировала свои цели:

  1.Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

  2.Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.

  3.Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

Для достижения цели, я использую активные формы и методы работы с родителями:

   общие и групповые родительские собрания;

   консультации;

   родительские гостиные

   выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

   дни открытых дверей;

   участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

   оформление фотомонтажей;

   совместное создание предметно-развивающей среды;

   работа с родительским комитетом группы;

 В результате повышается уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

Самым трудным и ответственным моментом является проведение родительских собраний. Но именно они помогают объединить родителей, нацелить их на эффективную помощь команде детского сада, своей группе, активно включиться в процесс воспитания детей. Родительским собраниям уделяю особое внимание, тщательно готовлюсь к их проведению, готовлю выставку детских работ или фото стенд, где использую фотографии из жизни группы, анализирую каждое собрание. На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе.  Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу. Неплохо прошло родительское собрание по теме: «Игрушки  в жизни наших детей».

Не плохо себя зарекомендовали родительские гостиные. С большим успехом всегда проходит «День открытых дверей.  Родители активно посещают занятия и другие мероприятия с участием детей. Пишут отзывы, пожелания педагогам. Эта форма работы им особенно нравится, так как позволяет увидеть реальные достижения своего ребенка.

В течение года организуем выставки совместного творчества детей и родителей: «Рисуем вместе с папами», поделки из природного материала, «Осенняя фантазия», «Идет волшебница зима». Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые становятся традиционными, вызывают интерес малышей и желание мам и пап заниматься своими детьми изобразительным искусством.

3. Наглядно – информационное направление

Пропаганду педагогических знаний я через систему наглядной агитации.

Наглядно-информационное направление включает в себя:

   родительские уголки;

   папки-передвижки;

   семейный и групповые альбомы;

   фотовыставки;

В своей группе я оформила  «Уголок  для родителей», где помещаю  консультативные материалы по всем разделам программы.

В специализированных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей, в них раскрываются наиболее актуальные темы для родителей, такие как: «Как преодолеть рассеянность у ребенка?», «Как организовать домашние занятия по рисованию?»,  «Как правильно общаться с детьми?»  и многие другие.

По вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников родителям оформила  «Уголок здоровья», где родители могут получить всю интересующую информацию.

Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала мне активизировать родителей я использую, рубрики:

 «Чем и как занять ребенка дома» (разные специалисты предлагают родителя полезную информацию по решению проблем в вопросах воспитания детей);

«Говорят дети» (ответы детей на предложенные вопросы по какой- либо теме); «Спасибо вам за помощь» (в этой рубрике размещаются фамилии родителей, которые оказали детскому саду различную помощь, например, в оформлении пособий, участие в субботниках, различных мероприятиях);

«Это интересно» (помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания);

Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

4. Досуговое направление

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям  увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях,  апробировать разные подходы.

Досуговое направление включает в себя:

   праздники

   развлечения

   спортивные досуги

   совместные проекты

   выпуск семейных газет

   спектакли

Мы с вами видим, что достаточно большой объем работы проводится в сотрудничестве с семьей. Сегодня я хочу показать вам такую форму работы с семьей, как мастер класс. Посвящен МК тому, как не только интересно, но и полезно можно провести время с ребенком. А конкретно я уделила внимание на развитие мелкой моторики рук (это точные и тонкие движения пальцев)

В быту каждому из нас ежеминутно приходится совершать действия мелкой моторики: застегивать пуговицы, завязывать шнурки, держать столовые приборы… В процессе работы, наблюдая за детьми, видны проблемы: слабое развитие кисти рук, слабое запоминание цвета, формы, нарушение моторики рук, у таких детей преобладает медлительность выполнения движений, наблюдается скованность. Понимая важность этой проблемы, я поставила перед собой цель: развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей через различные виды деятельности. Еще В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

Давайте с вами разогреем наши ручки: «Осенние листочки»

1,2,3,4,5 идем листья собирать

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем

Маме осенний букет отнесем!

1.Подходим к первому столу. Перед вами шарики разного размера.  Вот что можно делать с ними: прокатывать, держать в руках, играть. Закрепили форму, переходим к размеру, игра «Домики» (меленькие шары живут в маленьком домике, а большие в большом). Можно с малышом вспомнить сказку «Колобок»

2. На втором столике у нас находится кинетический песок.

Уже давно была известна и непонятна любовь детей к песочнице. Малыши в песочнице начинают дружить со сверстниками, и заводить друзей. В песочнице происходят первые ссоры из-за совочков и ведёрок. Непоседа в песочнице чувствует себя спокойно и комфортно.

Песок привлекает малышей - «строителей» своей необычной структурой и новыми ощущениями, которые испытывают при касании с песком.

Песочная терапия — это рекорд усидчивости для ребёнка любого возраста. Песочная терапия это – возможность у ребёнка самовыражения. Песок, вода, фигурки и предметы способны помочь ребёнку раскрыться. Выразить эмоции и чувства, которые иногда сложно и трудно передать словами. Пескотерапия способна помочь ребёнку разобраться в себе, помочь избавиться от комплексов и страхов. Песок даёт ощущение полной свободы и защищённости.

Чем полезны игры с песком:

- развивают восприятие, внимание, образное мышление, речь, внимание, навыки самоконтроля;

-формируют представления об окружающем мире;

- развивают глазомер и мелкую моторику.

- успокаивают и расслабляют, снимают напряжение и агрессию;

- воспитывают чувство уверенности и успешности;

- помогают познавать внешний и свой внутренний мир.

3. Переходим к 3 столику. Вот перед вами шнурки на которые мы будем нанизывать бусы.  Детям это задание очень нравится и они с удовольствием делают бусы для мамы.

А теперь давайте подведем итоги нашего МК. Перед вами дерево, на которое вам нужно прикрепить листики, а какие листики, вы выберите  сами.

- оранжевый листик- если данный вид работы на ваш взгляд результативный

- зеленый листик – если информативный

- красный – если безрезультатный.

Большое спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа сотрудничества детского сада и семьи «Вместе с ребёнком»

В современной педагогике накоплен большой практический опыт взаимодействия с семьёй: методики изучения семей, технологии организации родительских собраний, проведения дней «открытых дверей» и досугово...

Из опыта сотрудничества детского сада и семьи по проблеме развития коммуникативной компетентности детей с нарушением зрения

Представленный опыт сотрудничества детского сада и семьи описывает возможности работы с семьями детей дошкольного возраста с нарушением зрения: посредством активного взаимодействия с общественными объ...

Технология сотрудничества детского сада и семьи в проекте "День рождения- праздник детства"

Доклад представлен на областной межмуниципальной конференции. В нем представлен опыт работы над проектом "День рождения- праздник детства!" в средней группе....

Методическая рекомендация Тематическая акция - как одна из форм сотрудничества детского сада и семьи Балахонкина Наталья Илларионовна Воспитатель СП ГБОУ гимназии «ОЦ «Гармония» г.о.Отрадный Самарской области «Детский сад №13»

Тематические акции – это одна из интерактивных форм работы с родителями. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности род...

Инновационные формы сотрудничества детского сада и семьи в группах раннего возраста в адаптационный период». МАДОУ « Детский сад « Кроха» г. Малая Вишера. Старший воспитатель : Семеновка И Н. Музыкальный руководитель : Цыбульская Е Б.

: Способствовать  формированию  у педагогов  потребности тесного взаимодействия с семьями воспитанников ,вовлечения родителей в жизнедеятельность ДОУ в адаптационный период детей раннег...

ПОДДЕРЖКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ. ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ. МАСТЕР-КЛАСС КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОУ.

Доклад Дошкольник – активный деятель, для которого творчество – естественное состояние. Серьезным препятствием в формировании гармоничной творческой личности является отсутствие единства и...

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ПРАЗДНИКИ КАК ФОРМА СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТСКОГО САДА И СЕМЕЙ ВОСПИТАННИКОВ

Аннотация. В статье предлагается описание опыта организации детско-родительских праздников как интерактивной формы взаимодействия педагогов и родителей в разностороннем развитии и воспитании дошкольни...