Методическая консультация для воспитателей «Познавательно-речевое развитие дошкольников» Воспитатель: Шашкова Светлана Григорьевна МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин
консультация
Методическая консультация для воспитателей «Познавательно-речевое развитие дошкольников»
Воспитатель: Шашкова Светлана Григорьевна
МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelno-rechevoe_razvitie_doshkolnikov.docx | 19.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая консультация для воспитателей «Познавательно-речевое развитие дошкольников» Воспитатель: Шашкова Светлана Григорьевна МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин |
Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения. В домашних условиях дети много времени проводят около телевизора, компьютера, часто свободное время старших дошкольников отведено посещению различных кружков и студий. Чаще всего родители отмахиваются от детских вопросов, художественная и энциклопедическая литература если даже и читается, то очень редко обсуждается. И поэтому формирование познавательно-речевой деятельности в основном ложится на плечи воспитателей. Известны случаи, когда бедный словарный запас ведет к агрессивному поведению по отношению к окружающим, т.к. ребенок не может выразить словами то, что видит, что знает, что чувствует, а достижения ребенка в познании окружающего мира не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи. Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития традиционны: • Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций. • Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно-поисковая деятельность. • Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова. Основные задачи познавательно-речевой деятельности: 1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь. 2. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми. 3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности. 4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять. 5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности. 6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности. Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной. Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие можно выделить следующие направления: 1. Речь самого педагога, которая имеет обучающую и воспитательную направленность. Главным является качество языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда. Дошкольник, проводящий большую часть времени в детском саду, общаясь с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. А еще ребенок воспринимает нашу речь как образец. Педагог должен говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний. Особенно четко нужно произносить длинные или незнакомые слова, вводимые в детский словарь. 2. Формирование представлений об окружающем мире. Ведь дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Но накопление знаний и преставлений без соответствующего руководства будет поверхностным или ошибочным. Часто ребенок думает, что облака – это вата, потому что они белые, звезды – это лампочки, потому что они светятся. Ведь наблюдая за природными явлениями, он самостоятельно сделал такой вывод. Поэтому главная задача педагога состоит в последовательно увеличение у детей запаса знаний, их упорядочение, систематизация. Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах, их которых они сделаны, где, кем, для чего эти используются. Так же ребёнок приобретает знания о живой и неживой природе, о природных явлениях их взаимосвязях и закономерностях. 3. Развитее любознательности. Любознательность - качество присущее всем детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всё рассмотреть, потрогать, привезти в действие. О наличие у ребёнка этого качество свидетельствуют бесчисленные вопросы. Задача воспитателя поддерживать любознательность ребёнка организую занятия, наблюдения, стараясь вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы. 4. Сенсорное воспитание. Поскольку для ребёнка дошкольника познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, тактильной чувствительности, то есть умение различать и называть качества предметов. 5. Игра. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие. Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога. Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь. Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях. Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам. Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата. В каждой группе должна быть оформлена зона для познавательно-речевого развития детей. Эта зона охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности. Главный принцип её оформления - доступность. Всё, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей. Материал этой зоны должен обязательно содержать в себе: дидактические и настольно-печатные игры разной направленности, иллюстративный материал, разнообразные коллекции, демонстрационный материал, оборудование для экспериментальной деятельности и проведения опытов, мини-библиотеку. Для детей дошкольного возраста познавательно-речевое развитие - это сложный комплексный феномен, включающий в себя формирование умственных процессов. Но если педагог подходит к решению задач этого раздела грамотно и творчески, то проблем в усвоение задач у детей не возникнет. Используемая литература: • М.Н Алексеева. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» • А.Г.Арушанова. «Речь и речевое общение» • А.К.Бондаренко. «Дидактические игры в детском саду» • С.В.Никитин. «Сенсорное воспитание в детском саду» • Ж.Пиаже. «Ребенок и мышление ребенка» • Ф.А. Сохина. «Развитие речи детей дошкольного возраста». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа с родителями Тема: «Зачем играют дети» Воспитатель Шашкова Светлана Григорьевна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин
Беседа с родителями Тема: «Зачем играют дети»Воспитатель Шашкова Светлана ГригорьевнаМАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин...
Конспект образовательной деятельности в группе раннего возраста по изобразительной деятельности + театральной деятельности «Ай - да, репка!» Воспитатель Шашкова Светлана Григорьевна МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин
Конспект образовательной деятельности в группе раннего возраста по изобразительной деятельности + театральной деятельности «Ай - да, репка!»...
Консультация для родителей «Ваш ребенок поступает в детский сад» Воспитатель: Шашкова Светлана Григорьевна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин
Консультация для родителей«Ваш ребенок поступает в детский сад»Воспитатель: Шашкова Светлана ГригорьевнаМАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин...
Консультация для родителей «Ваш ребенок поступает в детский сад» Воспитатель: Шашкова Светлана Григорьевна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин
Консультация для родителей«Ваш ребенок поступает в детский сад»Воспитатель: Шашкова Светлана ГригорьевнаМАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ИГРЫ С ПЕСКОМ И ВОДОЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ" Воспитатель: Шашкова Светлана Григорьевна МАДОУ ЦРР д/с №14 г. Кропоткин
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ"ИГРЫ С ПЕСКОМ И ВОДОЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ"Воспитатель: Шашкова Светлана ГригорьевнаМАДОУ ЦРР д/с №14 г. Кропоткин...
Консультация для родителей «Роль потешек в развитии речи детей» Воспитатель: Шашкова Светлана Григорьевна МАДОУ ЦРР – д/с №14. г. Кропоткин
Консультация для родителей«Роль потешек в развитии речи детей»Воспитатель: Шашкова Светлана ГригорьевнаМАДОУ ЦРР – д/с №14. г. Кропоткин...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в группе раннего возраста «Стоит в поле теремок» Воспитатель Шашкова Светлана Григорьевна МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин
Конспект образовательной деятельностипо развитию речи в группе раннего возраста«Стоит в поле теремок»Воспитатель Шашкова Светлана Григорьевна МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропотки...