Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности для старшего дошкольного возраста в группе ЗПР «Природные красители»
опыты и эксперименты (старшая группа)
Актуальность опытно-экспериментальной деятельности «Природные красители»:
Окружающая нас природа является одним из важных средств развития детей. Ребенок через ознакомление с окружающей природой учится видеть, слышать, ощупывать, осязать, а это в свою очередь поможет активизировать умственную деятельность детей с ЗПР.
Цель: создать условия для познавательно-исследовательской деятельности детей через экспериментальную деятельность с природными красителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 715.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности для старшего дошкольного возраста в группе ЗПР
«Природные красители»
Учитель-дефектолог группы ЗПР (5-6 лет)
ГБДОУ д.с.№106 Фрунзенского р-на г. Санкт-Петербурга
Лебедева Виктория Сергеевна
Актуальность:
Окружающая нас природа является одним из важных средств развития детей. Ребенок через ознакомление с окружающей природой учится видеть, слышать, ощупывать, осязать, а это в свою очередь поможет активизировать умственную деятельность детей с ЗПР.
Цель:
Создать условия для познавательно-исследовательской деятельности детей через экспериментальную деятельность с природными красителями.
Образовательные задачи:
- Познакомить детей с понятием «природные красители» (калина, черноплодная рябина, свекла, морковь).
- Формировать у детей умение выделять признаки исследуемого объекта, проверяя свои предположения экспериментальным путем, делать выводы.
- Закрепить правила безопасности для работы в «лаборатории».
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать сенсорные ощущения и мелкую моторику пальцев рук.
- Развивать умение делать умозаключения в конце экспериментальной деятельности.
- Совершенствовать наглядно-действенное мышление.
- Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей (природные красители: красный, бордовый, оранжевый, фиолетовый, твердый, мягкий, большой, маленький, больше/меньше, гладкий/шершавый). Использование притяжательных прилагательных: сок из моркови – морковный, из свеклы – свекольный…
- Связывать собственные действия со ритмичными словосочетаниями. Комментировать каждое собственное действие и делать умозаключение: для чего это надо. Пример: «Я тру на терке свеклу, чтобы ее измельчить. Мне нужна измельченная свекла, чтобы получить сок. Мне нужен свекольный сок, чтобы окрасить рис в бордовый цвет. Мне нужен рис бордового цвета, чтобы наполнить сенсорный сундучок. Для чего мне нужен сенсорный сундучок? Чтобы играть. В сенсорном сундучке я сохраню Осень.»
Воспитательные задачи:
- Воспитывать любознательность, интерес к экспериментальной деятельности, желание достигать цели в ходе проведения опытов.
- Совершенствовать умение понимать учебную задачу и самостоятельно выполнять ее.
Методы и приемы:
- Словесный (вопросы к детям, ответы, указания, беседы, пояснения).
- Наглядный (картинки-подсказки, карточки-алгоритмы свойств изучаемого объекта).
- Практический (экспериментирование – опыты, запись результатов опытов на карточках).
Предварительная работа:
- Рассказ педагога о разнообразии красок.
- Просмотр книг о ягодах, овощах и растениях.
- Беседа о том, что такое лаборатория, об ученых и о том, чем они занимаются.
Оснащение педагогического процесса:
- Игрушка Карлсон.
- Картины – подсказки, модели правил.
- Мольберт, ватман с нарисованный тарелкой.
- Заготовки овощей (свекла, морковь), ягоды (калина, черноплодная рябина), рис пропаренный золотистый, белый длиннозерный.
- Контейнер с природными материалами (желуди, шишки, каштаны, ветки дерева без листьев).
Для самостоятельной исследовательской деятельности детей:
- Три тарелочки с овощами, ягодами и рисом на каждого ребенка.
- Влажные салфетки на каждого ребенка.
- Фартуки на каждого ребенка.
- Две глубоких миска на каждого ребенка.
- Листы наблюдения за опытами на каждого ребенка.
- Карандаши для записи результатов.
Ход экспериментального занятия:
1.Подготовительная часть
Дети садятся на коврик, педагог заходит вместе с игрушкой Карлсона:
- Ребята, посмотрите, кто прилетел сегодня к нам в гости? Знаете, кто это?
(Ответы детей: Это Карлсон!)
Карлсон и дети приветствуют друг друга.
Педагог:
- Да, это Карлсон, который живёт на крыше! Он очень любит наблюдать за природой…
Карлсон рассказывает, что очень любит осень, но она заканчивается, листьев на деревьях почти не осталось, становится еще холоднее, птицы уже улетели на юг. Карлсон спрашивает у детей, как называется последний месяц осени. (Ответы детей: ноябрь.) Спрашивает, что наступает после осени? (Ответы детей: зима, декабрь). Карлсон хвалит детей за правильные ответы и просит детей помочь ему:
- Мне так нравится осень! Не хочу, чтобы она заканчивалась! Но листики вянут, опадают и пропадают. А я хочу сохранить частичку осени: яркой и красивой. Вы поможете мне это сделать?
Педагог:
- Думаю, мы сможем тебе помочь… Но для этого нужно отправится в специальное место!
Дети встают с коврика и подходят к столу.
Педагог:
— Ребята проходите, пожалуйста, посмотрите, что у нас на столе?
(Ответы детей: это овощи, ягоды, мисочки, не знаю…).
Педагог называет всё, что лежит на столе: заготовки разных овощей и фруктов, кухонная утварь: терка, сито и толкушка (пестик)…
Педагог задаёт детям вопрос:
- А что будет, если мы попробуем красить не красками, а природными красителями: овощами и ягодами?
Ответы детей.
Педагог:
- Сегодня мы попробуем это сделать и выясним, что же у нас получится.
Педагог показывает изображение лаборатории:
– У меня в руках картина. Что на ней изображено?
(Ответ детей: ученые в лаборатории).
Педагог:
– Правильно. А чем занимаются ученые?
(Ответы детей: Учёные ставят опыты, исследуют и изучают, выясняют, как и что устроено в природе).
– Скажи (имя ребенка каждого) какое у тебя настроение?
(Ответы детей: отличное, весёлое, хорошее, доброе…)
Педагог:
– Посмотрите, у нас получилась замечательная команда. Мы надеемся, что вы станете настоящими исследователями.
– А теперь давайте подарим всем гостям свое настроение под мой счет: «Раз, два, три, настроение подари» (дуют на ладошки.) Молодцы!
– Ребята, а вы любите проводить опыты?
(Ответы детей: да!)
– Тогда мы предлагаем вместе с нами отправиться в научную лабораторию. Присаживайтесь.
- А вы знаете как себя правильно вести в лаборатории?
1. Нельзя трогать приборы и инструменты без разрешения.
2. Не пробовать на вкус и запах вещества.
3. Не проделывать неизвестные опыты.
- В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
-Теперь скажите ребята действительно ли мы готовы отправиться в лабораторию, или нет?
(Звучит энергичная музыка)
2. Основная часть.
Педагог:
- Вот мы и попали в лабораторию.
Карлсон:
- Желаю успехов Вам в ваших научных экспериментах!
На столах лежат карточки.
Педагог:
- Внимательно рассмотрите карточки и скажите, что Вы об этом думаете?
Давайте посмотрим, что изображено на первой картинке? (овощи: морковь, свёкла), на этой? (ягоды-черноплодная рябина, калина).
- Ребята, а вы любите рисовать?
(Ответы детей: Да!)
- А чем вам больше всего нравится рисовать?
(Ответы детей: красками, карандашами, фломастерами, мелками).
- Как вы думаете, чем еще можно рисовать? (Ответы детей)
- Можем ли мы ребята получить краски из растений: овощей и ягод? (показывает карточки).
- Хорошо, только проведя опыты, можем узнать правы мы или нет. Присаживаемся.
- Ребята, обратите внимание, у нас здесь карточки в них мы будем зарисовывать результаты наших опытов.
Рассматриваем карточки:
Овощ/фрукт – кружок цветной – кружок без цвета.
Педагог:
- А сейчас покажу вам на примере, чтобы убедиться в наших предположениях, есть ли красители в растениях, ягодах и овощах. У вас на тарелочках разложены: растения, ягоды, овощи
Опыт № 1: овощи (свекла, морковь).
Педагог:
- Теперь, ребята, берем тарелочку с овощами и посмотрим, что у нас получится? Берем кусочек моркови и проводим по кружочку.
Результат отмечаем в карточке.
Педагог:
- Морковь рисует?
Ответ детей:
- Да
Педагог:
- Значит, напротив картинки с морковью карандашом ставим плюс. А кружок закрасим каким цветом?
Ответ детей:
- Оранжевым!
Педагог:
- Правильно, оранжевым. Молодцы! Ребята этот опыт вы проводите самостоятельно (Мы проверяем). Берем кусочек свеклы и проводим ею по кружочку. Результат отмечаем в карточке (карандашом отмечаем)
Педагог:
- Свёкла рисует?
Ответ детей:
- Да
Педагог:
- Значит, что ставим напротив картинки со свёклой?
Ответ детей:
- Ставим плюс.
Педагог:
- А кружок закрасим каким цветом?
Ответ детей:
- Кружок закрасим тёмно-красным или бордовым.
Педагог:
- Правильно, бордовым. Молодцы!
Опыт №2: ягоды: (черноплодная рябина, калина)
Педагог:
- У вас на столе лежат пакетики, берем ягоду, кладём на пакет, сверху ягоды салфетку, а салфетку накрываем второй половинкой пакета, и ладошкой давим ягоду. Раскрываем пакет, окрасилась ли цветом салфетка? Зарисовываем результат кисточкой.
Педагог:
- Черноплодная рябина какого цвета?
Ответы детей:
- Черноплодная рябина фиолетового цвета.
Педагог:
- Значит, что ставим напротив картинки с черноплодной рябиной?
Ответы детей:
- Ставим плюс.
Педагог:
- А кружок закрасим каким цветом?
Ответы детей:
- Фиолетовым.
Педагог:
- Правильно, фиолетовым. Молодцы!
Педагог:
- Малина какая цветом?
Дети:
- Малина – красная.
Педагог:
- Значит, что ставим напротив картинки с калиной?
Ответы детей:
- Ставим плюс.
Педагог:
- А кружок закрасим каким цветом?
Дети:
- Красным.
Педагог:
- Правильно, красным. Молодцы!
Педагог:
- Ребята, а сейчас посмотрим на доску и сравним наши лабораторные листы. У всех ли получились одинаковые результаты? (ответы детей). Оказывается ребята, и продукты могут красить собственным соком. Вытираем руки, выходим и встаем в круг. Расскажите, что мы с вами узнали, проведя эти опыты?
Ответы детей.
3. Заключительная часть
- Сегодня мы с вами узнали, что можно рисовать не только красками и карандашами, но и природными красками это соком овощей, и ягод. Ребята, вам понравилось в лаборатории? (Ответы детей) Что интересного и нового вы узнали? (Ответы детей). Ребята, можно эти краски назвать природными? Почему? (Ответы детей). А какие краски вам больше всего вам понравились? (Ответы детей) Трудно было вам? В чём трудность? (Ответы детей). Давайте вспомним названия всех кухонных принадлежностей, которыми мы пользовались. (Ответы детей).
Педагог:
- Ребята наши лабораторные листы с результатами, мы передадим Карлсону. Вот мы и раскрыли тайну природных красок. Сохраним осень в сундучке для Карлсона.
Карлсон:
- Ребята спасибо за работу! Теперь у меня есть осенний сундучок, с которым я всегда могу поиграть!
Педагог и дети:
- И тебе спасибо, Карлсон! До свидания!
Карлсон:
- До свидания!
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/12/17/20241030_091848.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/12/17/20241102_092343.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/12/17/20241102_094031.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/12/17/izobrazhenie_whatsapp_2024-12-17_v_13.48.53_8b56ffb4.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/10/picture-336213-1384034083.jpg)
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (старший дошкольный возраст подготовительная группа) "Кругосветное путешествие"
Это занятие продолжает знакомить детей с материками и океанами, животным миром различных материков, а также воспитывает у детей любовь и бережное отношение к природе. Формирует представление о разнооб...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/01/picture-1027233-1522589483.jpg)
Реализация опытно - экспериментального проекта для детей старшего дошкольного возраста "Планета Динозавров"
Проект доступен и интересен детям.Он повышает интерес детей к окружающей действительности.Тема выбрана с учётом возрастных особенностей детей старшего возраста и объёма информации, которая может быть ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/31/picture-1417835-1661944596.jpg)
Конспект занятия по сенсорно - познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша «Путешествие по сказкам».
Цели и задачи:Углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас, вспоминая знакомые сказки.Развивать внимание, память, наблюдательность, мышление.Развивать умение вып...
Опытно-экспериментальная работа с детьми старшего дошкольного возраста «Роль тепла в жизни растений»
quot;Роль тепла в жизни растений"...
Конспект занятия по опытно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Свойства соленой воды»
Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, экспериментирование с солью, изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.Задачи: Расширять представления д...
Конспект занятия по художественно-изобразительной деятельности для старшего дошкольного возраста. Тема: «Дружные муравьи» (Интегрированное занятие)
Тема: «Дружные муравьи»Средства выразительности: фактура, цвет.Задачи: расширять представления об окружающем мире;- создавать эскиз, используя простой карандаш, восковой мелок;-продолжать ...
Конспект занятия по художественно-изобразительной деятельности для старшего дошкольного возраста. Тема: «Портрет времени года» РИСОВАНИЕ В ТЕХНИКЕ «НАБРЫЗГ»
Тема: «Портрет времени года»Средства выразительности: цвет, фактура.Задачи: развивать природную наблюдательность, умение анализировать цветовую гамму, наблюдаемую в природе расширить ...