Конспект занятия-исследования в подготовительной группе "Электричество"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Цель: способствовать развитию у детей познавательной и исследовательской активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

- обобщить знания детей об электрических приборах, закрепить правила безопасного обращения с электроприборами;

- создать условия для образования статического электричества;

- развивать умения ставить перед собой цель, планировать свою работу; осуществлять деятельность по плану, делать выводы;

-развивать логическое мышление детей путем решения смоделированной педагогом проблемной ситуации;

-закреплять в речи детей слова: электричество, электрический ток, статическое электричество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektrichestvo.docx28.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия-исследования

«Электричество"

Автор: Ставерская Анастасия Вячеславовна

Воспитатель, I к.к, стаж работы – 18 лет

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение города Тулуна

«Детский сад «Антошка»

Тулун, 2024г

. Цель: способствовать развитию у детей познавательной и исследовательской активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

- обобщить знания детей об электрических приборах, закрепить правила безопасного обращения с электроприборами;

- создать условия для образования статического электричества;

- развивать умения ставить перед собой цель, планировать свою работу; осуществлять деятельность по плану, делать выводы;

-развивать логическое мышление детей путем решения смоделированной педагогом проблемной ситуации;

-закреплять в речи детей слова: электричество, электрический ток, статическое электричество.

 Материалы и оборудование:

Мультимедийное оборудование, мольберт, карточки для составления правил безопасности при обращении с электроприборами, воздушные шары, меховой кусок, пластиковые ручки по количеству детей, бумага, хлопья геркулес, часы, батарейка.

 

 

Ход совместной деятельности

 

  1. Организационный момент.

Дети заходят в группу, здороваются.

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Кто меня слышит». Я буду обращаться к вам с просьбами, а вы, если услышите меня, должны их исполнить.

Игра «Кто меня слышит»:

- Кто меня слышит, дотроньтесь до носа.

- Кто меня слышит, закройте глазки.        

- Кто         меня слышит, похлопни в ладоши.

- -Кто меня слышит, тот самый хороший!

- Молодцы, ребята, все меня услышали, вы очень внимательные!

2. Мотивационный этап.

Что это за звук? Посмотрите, кажется с нами кто то хочет связаться. Давайте послушаем..

(Слышится звук электричества. На экране появляется мальчик с наэлектризованными волосами – обращается к детям:)

- Здравствуйте ребята, меня зовут Почемуха, я все время задаю вопрос - почему? Поэтому меня так прозвали Почемуха. Я знаю, что у вас в саду очень интересно, сегодня я собирался к вам в гости, но у меня возникло 2 проблемы! Во-первых, я стал причесываться, а мои волосы вдруг перестали меня слушаться. Посмотрите, торчат в разные стороны. И чем больше я их причесываю, тем непослушнее они становятся. А во-вторых, пока я пытался справиться со своими волосами, совершенно забыл про время, а когда посмотрел на часы то увидел, что они не работают, я прислал их вам вместе с письмом! Ребята помогите мне разобраться, почему мои волосы торчат в разные стороны. И что мне сделать, чтобы они снова стали меня слушаться. И подскажите, что же случилось с моими часами? Что надо сделать, чтобы больше никуда не опаздывать?

3. Основной этап.

Воспитатель: Как вы думаете, что случилось у почемучки с волосами? А с часами? (предположение детей, что могло произойти).

Воспитатель: Как мы можем проверить наши предположения?

(Можно узнать из компьютера, можно спросить у взрослых и т.д.)

Воспитатель: Я предлагаю отправиться в уже знакомую нам «Нескучную лабораторию» и проверить наши предложения! А отправимся мы туда сегодня на воздушном шаре. Подходите ко мне, беремся за стропу и полетели…

Воспитатель: Я вижу лабораторию.  Идем на посадку.  Вот мы и прилетели. (слайд с перебоями электричества, тёмная лаборатория)

Воспитатель: Ой, что-то случилось. Как темно! Что же делать ничего не видно?

Воспитатель: Здесь объявление. Что здесь написано?

(Дети пробуют прочитать, воспитатель помогает)

(ЗАКРЫТО НЕТ…)

Воспитатель: Ребята, что бы лаборатория начала свою работу, нам надо догадаться, чего нет в лаборатории и почему она не работает? (предположение детей, если не говорят про электричество, подвести их к этому, загадать загадку).

Вдаль, к деревням, городам

Он идет по проводам,

Светлое величество! Это … (Электричество))

Воспитатель: Правильно, там нет электричества! (экран с лабораторией загорается)

Воспитатель: вот и электричество! Теперь мы можем пройти в лабораторию. И узнать ответы на вопросы. Но для начала, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.

Молодцы! Проходите, садитесь. 

Воспитатель: как ещё можно назвать электричество? (предположения детей) Электрический ток. Электрический ток — это крошечные заряженные частицы - электроны. Они похожи на множество маленьких сердитых пчелок, которые бегают по проводам и заставляют приборы работать. Они такие маленькие, что их не увидишь даже под микроскопом!

Воспитатель: где вырабатывается ток и как попадает в наши дома? (предположения детей).

Верно, ток вырабатывается на электростанциях и по проводам поступает в наши дома. (показ схемы)

-Что будет, если не станет электричества? (предположения детей. Подвести к тому, что если бы не было электричества, то мы не смогли бы пользоваться электрическими приборами).

-Давайте вспомним, какие приборы нам нужны ежедневно. (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что существуют правила обращения с электроприборами? Я предлагаю вам, создать таблицу «Правила безопасности при обращении с электроприборами», для этого, каждый из вас, возьмёт по одной понравившейся картинке, поместит её в свободное окошко, и объяснит, что нельзя делать и почему (заполнение таблицы с пояснением детей и уточнением воспитателя).

Воспитатель: Давайте поиграем, и вместе покажем электрический ток. Вставайте в круг и повторяйте за мной:

Ток бежит по проводам

Свет несёт в квартиру к нам,

(стучат пальчиками о разные части тела)

Чтоб работали приборы:

Холодильник (гладят живот), мониторы (голова),

Кофемолка (нижняя часть лица), пылесос (верхняя часть лица).

Ток энергию принёс.

(Кулачки стучат друг о друга)

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, для чего мы с вами пришли в лабораторию? (Чтобы помочь Почемухе разобраться, почему у него торчат волосы в разные стороны и не работают часы).

Воспитатель: Правильно. И сейчас мы как настоящие ученые будем разбираться в этом вопросе с помощью опытов.

Опыт №1 (шар и бумага)

Воспитатель: у нас с собой есть шары, давайте их поднесем к подносу с бумагой, что-то происходит?

Воспитатель: а теперь, возьмите шары, потрите об волосы и поднесите их к подносу. Что происходит?  (бумага липнет к шару).

Почему, так произошло? (Дети выдвигают гипотезы.)

Вывод: после того, как потерли шар о волосы, там образовалось электричество. Такое электричество называют статическим. Оно появляется в результате долгого трения одного предмета о другой.

Статическое электричество, живет повсюду. Оно не опасно. С ним можно интересно поиграть, если его поймать в небольшом количестве. Проверим?

Опыт №2 (линейки)

На столах стоят тарелочки с хлопьями, шариковые ручки, кусочек меха.

Воспитатель: Возьмите ручку и поднесите к хлопьям, что то происходит? (ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите на свои столы и скажите, что же нужно сделать, чтобы поймать статическое электричество? (Дети выдвигают гипотезы.)

Воспитатель: Правильно, нужно потереть ручку о мех. Попробуйте поймать статическое электричество и поиграть с ним самостоятельно. (дети выполняют опыт)

Воспитатель: Что, произошло? (хлопья притянулись к ручке. Зашевелились)

Воспитатель: Почему, они зашевелились?  (образовалось статическое электричество)

Воспитатель: Теперь вы поняли, из-за чего у Почемухи волосы торчат в разные стороны? Почему? (в волосах образовалось статическое электричество).

Воспитатель: а как оно там образовалось? (Он причесал, т.е. потер расческой о волосы).

Воспитатель: Как же помочь Почемучке избавиться от статического электричества? (предположения детей).

Воспитатель: Я вам немного помогу. Прогнать статическое электричество можно водой. Как? (дети строят предположения)

Как помочь почемучке прогнать статическое электричество?

(намочить расческу).

Воспитатель: но вода может помочь только при статическом электричестве, а с электричеством в розетках, то есть прямым током, воду использовать нельзя!

Воспитатель: отлично, теперь давайте разберемся со второй проблемой Почемухи. Вы помните, что еще у него случилось? (У него не работают часы).

Воспитатель: да, вот они, смотрите, они не ходят. Не слышно, как тикают, да и стрелка стоит на месте. Что же это такое? (Дети выдвигают свои предположения: нет батарейки, села батарейка и т.д)

– Давайте найдем место, куда нужно вставлять батарейку. Попробуем поставить батарейку. Надо не ошибиться, поставить правильно, плюс к плюсу и минус к минусу. Заработали. Движется стрелка? Как вы думаете, почему начали работать часы? (Дети выдвигают гипотезы)

Воспитатель: верно, когда мы вставили батарейку, через часы прошел электрический ток, и часы заработали. Стрелки движутся, часы тикают. Что же за сила такая скрывается в батарейке? Как вы думаете? (Ответы детей)

Вывод: итак, батарейка – это источник электрического тока.

В батарейке находится особое химическое вещество. Оно постоянно разделяется на положительные частички и отрицательные. Частички расходятся по разным сторонам батарейки, которые называют «полюсы», когда мы соединяем полюсы батарейки, частички бегут навстречу друг другу, а по пути делают разную полезную работу: крутят моторчик или зажигают свет в лампочке.

Воспитатель: Ребята, так почему не работали часы у Почемухи? (Ответы детей)

Воспитатель: наше время пребывания в Лаборатории заканчивается. Нам пора возвращаться. Беритесь за стропу и полетели. (Под музыку дети возвращаются).

Воспитатель: Вот мы и на месте. 

Почемуха: (видеообращение) Ребята, вы узнали, почему мои волосы меня не слушаются и что мне с ними делать. И что же случилось с моими часами?

(убрать статическое электричество с расчески. А в часы надо вставить новую батарейку).

Почемуха: (видеообращение) спасибо вам ребята. Побегу скорей домой и обрызгаю водой свои волосы. Вы часы мне пришлите назад пожалуйста, я теперь никуда опаздывать не буду! До свидания ребята.

Воспитатель: я отправлю Почемухе часы, но, а нам пора возвращаться в группу. Вам понравилось работа в лаборатории? Мы обязательно продолжим наблюдать за электричеством, узнавать новое и интересное! А чтоб наше настроение оставалось хорошим как можно дольше, мы возьмём с собой воздушный шар, для веселых игр с ребятами! Досвидания!

Электрический ток – это крошечные заряженные частицы – электроны. Они похожи на множество маленьких пчёлок, которые с очень высокой скоростью двигаются по проводам и заставляют приборы работать. Эти частицы – электроны, они такие маленькие, что увидеть их просто невозможно!

А как вы думаете, где вырабатывается электричество и как попадает в наши дома?

Электроэнергия которая поступает в наши дома, вырабатывается электростанциями. Потом через большие, высоковольтные провода ток поступает в трансформаторы (это очень мощный электрощит) или ещё их называют подстанциями, а далее от подстанций по проводам, ток поступает в наши дома, школы, магазины.

после того, как потерли шар о волосы, там образовалось электричество. Такое электричество называют статическим. Оно появляется в результате долгого трения одного предмета о другой.

Статическое электричество, живет повсюду. Оно не опасно. С ним можно интересно поиграть, если его поймать в небольшом количестве. Проверим?

батарейка – это источник электрического тока.

В батарейке находится особое химическое вещество. Оно постоянно разделяется на положительные частички и отрицательные. Частички расходятся по разным сторонам батарейки, которые называют «полюсы», когда мы соединяем полюсы батарейки, частички бегут навстречу друг другу, а по пути делают разную полезную работу: крутят моторчик или зажигают свет в лампочке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия-исследования на тему "Странники морей - айсберги" для детей подготовительной к школе группы

Развитие исследовательских способностей у детей. Формирование научных знаний у детей старшего дошкольного возраста о природе. Знакомство детей с айсбергами....

Конспект занятия – исследования «Если хочешь быть здоров».

Цель : Дать детям элементарные знания о том, как опасные болезнетворные микробы попадают в организм человека.Познакомить с прибором микроскопом: провести исследование с помощью микроскопа - как много ...

Конспект занятия-исследования «Окрашивание соли»

Цель:научить изготавливать разноцветную соль; наполнять декоративную емкость разноцветной солью разными цветами; развивать творчество, фантазию,эстетический вкус.Задачи: показать возможности превращен...

Конспект занятия по математике для подготовительной группыЭто занятие – исследование, групповое.

Это занятие – исследование, групповое. Занятие на закрепление пройденного материала: операции счета, логические задачи, развивающие мышление. Будет интересно для воспитателей дошкольных учрежден...

Конспект занятия "Исследование свойств природных материалов"

Образовательная область: познавательное развитие (познавательно-исследовательская деятельность)Возрастная группа: старшая группаЗадачи:Обучающие: расширять знания детей о свойствах природных материало...

Конспект занятия-исследования «Окрашивание соли»

Цель:научить изготавливать разноцветную соль; наполнять декоративную емкость разноцветной солью разными цветами; развивать творчество, фантазию,эстетический вкус.Задачи: показать возможности превращен...

Конспект занятия – исследования «Царица - Водица»

Образовательные задачи: 1. Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с основными состояниями воды (жидкое, твердое, газообразное); 2. Познакомить детей со свой...