«Блоки дьенеша как универсальное средство развития конструктивно-модельных возможностей детей»
проект

Лихтина Эльвира Минневасиловна

Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игровые упражнения по методике Дьенеша доступно знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия: выкладывание по определенным правилам, перестроение, изучает основные сенсорные эталоны, такие как форма, размер, цвет, толщина. Слайд 2

„    Блоки Дьенеша, представляют собой набор из 48 геометрических  фигур:

„    а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);

„    б) трех цветов (красные, синие и желтые фигуры);

„    в) двух размеров (большие и маленькие фигуры);

„    г) двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры). Слайд 3

Тип проекта: познавательно – исследовательский, игровой.

Участники проекта: педагоги,  дети старшего дошкольного возраста.

Сроки реализации: долгосрочный. Слайд 4

„    Актуальность: игры с блоками Дьенеша обеспечивают матиматическое развитие, навыки конструирования и моделирования детей и полностью удовлетворяют к современным требованиям к развивающему обучению. Слайд 5

Цель проекта: Развитие логического мышления в процессе моделирования с блоками Дьенеша. Слайд 6

Задачи: 1. Способствовать развитию у дошкольников логического и комбинаторного мышления, аналитических способностей, формировать начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.
2.  Развивать умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два, три или четыре свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.
3.  Развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, речь, творческое воображение и умение детей креативно мыслить.
4.  Развивать способность к моделированию и конструированию, умение использовать блоки Дьенеша в качестве предметно-схематической модели во всех видах деятельности.
5. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей. Слайд 7

Использование блоков позволяет решить такие задачи:

Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

Развивать пространственные представления.

Развивать логическое мышление

Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их,

обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект17.37 КБ

Предварительный просмотр:

«Блоки дьенеша как универсальное средство развития конструктивно-модельных возможностей детей»

Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игровые упражнения по методике Дьенеша доступно знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия: выкладывание по определенным правилам, перестроение, изучает основные сенсорные эталоны, такие как форма, размер, цвет, толщина. Слайд 2

  • Блоки Дьенеша, представляют собой набор из 48 геометрических  фигур:
  • а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);
  • б) трех цветов (красные, синие и желтые фигуры);
  • в) двух размеров (большие и маленькие фигуры);
  • г) двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры). Слайд 3

Тип проекта: познавательно – исследовательский, игровой.

Участники проекта: педагоги,  дети старшего дошкольного возраста.

Сроки реализации: долгосрочный. Слайд 4

  • Актуальность: игры с блоками Дьенеша обеспечивают матиматическое развитие, навыки конструирования и моделирования детей и полностью удовлетворяют к современным требованиям к развивающему обучению. Слайд 5

Цель проекта: Развитие логического мышления в процессе моделирования с блоками Дьенеша. Слайд 6

Задачи: 1. Способствовать развитию у дошкольников логического и комбинаторного мышления, аналитических способностей, формировать начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.
2.  Развивать умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два, три или четыре свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.
3.  Развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, речь, творческое воображение и умение детей креативно мыслить.
4.  Развивать способность к моделированию и конструированию, умение использовать блоки Дьенеша в качестве предметно-схематической модели во всех видах деятельности.
5. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
Слайд 7

Использование блоков позволяет решить такие задачи:

Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

Развивать пространственные представления.

Развивать логическое мышление

Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их,

обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию. Слайд 8

Предполагаемый результат: развитие умения выделять в геометрических фигурах одновременно три признака цвета, формы и величины.

Развитие способности классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам: цвет, форма, величина.

Развитие способности действия наглядного моделирования, умения давать характеристику геометрических фигур с помощью наглядных моделей.

Развитие способности конструировать по цветной схеме, умение планировать действия, как по анализу схемы, так и по воспроизведению ее в конструкции. Слайд 9

Этапы реализации проекта:

Подготовительный :

Сбор литературы по данной теме;

Разработка содержания;

Подготовить наглядный материал для детей;

Мониторинг на начало проекта

2. Основной :

Рассматривание схем;

Игры «Цепочка», «Раздели фигуры»

Игры  «Составь плоскостные фигуры»;

Игры  «Составь объемную постройку»;

Игры «Составь фигуру по сказке»

Игры «Составь по схеме»

3. Заключительный :

ООД по формированию элементарных математических представлений с элементами конструирования с блоками Дьенеша «путешествие в математической стране»

Мониторинг на конец проекта слайд 10

Мой  опыт работы показал, что использование блоков в познавательном, речевом, содержит так нужную подчас необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям детей дошкольного возраста, что обостряет эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать объяснения.
Используя блоки Дьенеша в экспериментировании, моделировании сказок, наблюдении за объектами природы и других видах деятельности, дети:
• Думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают);
• Удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);
• Фантазируют (предвосхищают, создают самостоятельные новые образы).
• Достигают (целеустремленны, настойчивы, проявляют волю в достижении результата).
Этот эффект объясняется тем, что блоки Дьенеша - это специальный структурированный материал, позволяющий наглядно представить абстрактные понятия и отношения между ними.
• геометрические формы, цвет и величину;
• схемы;
• схемы-правила (цепочки фигур);
Огромный плюс использования игр с блоками Дьенеша, позволяющий широко использовать данный дидактический материал в условиях нашего дошкольного учреждения – это возможность использовать каждую игру с логическими блоками в любой возрастной группе (усложняя или упрощая задания), тем самым предоставляя огромное поле деятельности для творчества педагога.

На экране можете увидеть такие игры как


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие конструктивно-модельных действий у детей дошкольного возраста с использованием универсального математического материала

Развитие конструктивно-модельных действий у детей дошкольного возраста с использованием универсального математического материала...

Конструктор Полидрон – Гигант, как средство развития конструктивно – модельной деятельности детей

Игра - лучшая подготовка к будущей жизни, в игре ребенок упражняется и развивает те способности, которые понадобятся ему впоследствии.… В дошкольном возрасте игра охватывает почти все пов...

Конструирование "Полидрон - как средство развития конструктивно модельной деятельности детей в детском саду".

Конструирование - это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшем образом связано с интеллектуальным развитием ребёнка....

Презентация по познавательному развитию "Блоки Дьенеша как универсальное средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста"

Игры с логическими блоками дают первоначальное представление о таких понятиях, как алгоритм и кодирование информации. Они способствуют развитию речи. Логические блоки являются отличными помощниками на...

Конструктор «Полидрон» как средство развития конструктивно модельной деятельности детей в детском саду

Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием ребёнка.Конструирование в детском саду проводится с детьми все...

Проект «Блоки Дьенеша как дидактические средства развития логического мышления дошкольников»

Цель проекта.Развитие логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, аналитического восприятия и мышления.Задачи.Развивать логическое мышление. Развивать представление о мн...