Конструктор Полидрон – Гигант, как средство развития конструктивно – модельной деятельности детей
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Игра - лучшая подготовка к будущей жизни, в игре ребенок упражняется и развивает те способности, которые понадобятся ему впоследствии.… В дошкольном возрасте игра охватывает почти все поведение ребенка …
(Л.С. Выготский)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstruktor_polidron.docx | 763.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструктор Полидрон – Гигант, как средство развития конструктивно – модельной деятельности детей
Крылова Наталья Николаевна
Воспитатель МАДОУ «Детского сада №86» Республики Коми
г. Сыктывкара.
Вид проекта: долгосрочный педагогический сроки реализации проекта: в течение учебного года.
г. Сыктывкар
Пояснительная записка
Игра - лучшая подготовка к будущей жизни, в игре ребенок упражняется и развивает те способности, которые понадобятся ему впоследствии.… В дошкольном возрасте игра охватывает почти все поведение ребенка …
(Л.С. Выготский)
Федеральный государственный образовательный стандарт одним из основных принципов дошкольного образования называет формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности и указывает на необходимость построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Конструктор Полидрон соответствует требованиям развивающей предметно пространственной среды, согласно ФГОС ДО и выполняет следующие функции:
Трансформируемость: конструктор Полидрон позволяет изменять пространственную среду в зависимости от образовательной ситуации.
Полифункциональность: Полидрон можно использовать как в организованной образовательной деятельности, как и в самостоятельной деятельности детей, из него можно сделать домик, корабль, ракету, лабиринт и т.д.
Вариативность: Полидрон можно использовать в сюжетно ролевых играх, в театрализованной деятельности, в организованной образовательной деятельности, а также можно использовать для игр и упражнений по физической культуре (лабиринт, преодолей препятствие, перепрыгни кочку и т.д.)
Доступность: дети могут свободно пользоваться конструктором Полидрон в свободной деятельности.
Безопасность: Конструктор безопасный для детей, т.к. изготовлен из пластмассы, углы закругленные, фигуры легкие.
Модель предметно-пространственной развивающей среды включает в себя три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и их изменения во времени.
К предметному содержанию относятся: игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной с взрослым и сверстниками деятельности.
В последнее время выпускаются интересные, на мой взгляд, наборы конструкторов.
Так, в нашем саду были закуплены одни из таких видов конструкторов, где ребята могут создавать объемные сооружения, ведь сейчас все больше внимания уделяется всестороннему развитию ребенка, а конструирование, прежде всего, тесно взаимосвязано с умственным воспитанием, где большая роль при этом принадлежит формированию сенсорных способностей детей.
В процессе конструкторской деятельности формируются обобщенные представления, дети познают, что множество предметов в окружающей действительности составляют группы однородных предметов, объединенных одним понятием: здания, мосты, транспорт и. т. д.
Так же обращается внимание на речь детей, занятия по конструированию способствуют совершенствованию речи, так как в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их, общаясь друг с другом.
Сооружая постройки, нужно воспитывать в детях определенную направленность чувств. В результате развиваются такие качества личности, как взаимовыручка, взаимопомощь, самостоятельность, инициативность, организованность и ответственность при выполнении задачи.
А кому могут быть полезны игры с конструктором? Ответ очень прост: всем! Именно всем девочкам и мальчикам, совсем маленьким детишкам и школьникам, педагогам и родителям!
При работе с конструкторами дети получают абсолютно разностороннее развитие. В этом случае у них активизируются всё, что связано с восприятием формы, осязанием, моторикой, пространственным мышлением, активно формируется и закрепляется облик успешного человека, человека – творца.
Наш детский сад оснащен огромным разнообразием конструкторов: Но сегодня я предлагаю поговорить о современном, совершенно оригинальном конструкторе – Полидрон - Гигант.
Цель проекта: создание условий для внедрения технического конструирования и робототехники в образовательный процесс детского сада через использование конструкторов «нового поколения».
Задачи:
- Учить видеть конструкцию объекта и анализировать её основные части;
- Предлагать детям самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений;
- Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу;
- Определять, какие детали более всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать;
- Продолжать развивать умение планировать процесс возведения постройки;
- Продолжать учить сооружать постройки / конструкции, объединенные общей темой;
- Учить создавать различные модели по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу.
Адаптация конструкторов «нового поколения» в образовательный процесс ДОУ для детей 3 – 7 лет.
Кадровое обеспечение проекта:
- Повышение профессиональной компетенции педагогов по теме;
- Просмотр открытых занятий, мастер классов по техническому конструированию с использованием конструкторов «нового поколения»;
- Презентация опыта работы МАДОУ на муниципальном, региональном, федеральном уровнях;
- Педагогическое просвещение родителей по средством круглых столов, мастер-классов, семинаров, открытых занятий.
Мониторинг эффективности реализации инновационного проекта: систематизация, обобщение опыта, структурирование полученных результатов;
- анкетирование родителей;
- выпуск методических материалов по работе с конструкторами «нового поколения»;
- формирование отчета о результатах работы инновационного проекта;
- определение перспектив дальнейшего развития в заданном направлении.
Срок реализации (общее количество учебных часов, запланированных на весь период реализации педагогического проекта)
Вид проекта: долгосрочный педагогический.
Сроки реализации проекта: с 01.09.2018 г. по 31.05.2019 г.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительно-проектировочный: сентябрь 2018 г. – май 2019 г.
2 этап – практический: сентябрь 2018 г. – май 2019 г.
3 этап – контрольно-аналитический: май - 2019 г.
Наборы конструкторов предназначены как для коллективной (подгрупповой, групповой) работы на занятиях, так и для использования в свободной деятельности дошкольников в соответствии с возрастными и гендерными особенностями детей. В МАДОУ созданы условия, способствующие освоению детьми первоначальных технических знаний, развитию интеллектуальных, творческих способностей детей, а именно:
• Созданы материально-технические условия для овладения детьми конструктивными умениями на этапе дошкольного детства (в группах ДОУ «Центр технического конструирования», специализированный уголок «Технариум»); В рамках оснащения специализированного уголка «Технариум» были закуплены разнообразные виды конструкторов для детей 3 – 7 лет, которые мы используем, как на выносной основе прогулочной территори, для работы в группе, так и при работе в музыкальном зале с подгруппой детей в соответствии с расписанием занятий в ДОУ; в развлечениях с родителями.
• Создана система работы по использованию конструкторов «нового поколения» в непосредственно-образовательной деятельности детей и в свободной деятельности дошкольников;
• Создан и апробирован учебно – тематический план на учебный год
для работы с детьми, проявляющих повышенный интерес к данному виду деятельности;
Формы работы с детьми:
Совместная деятельность (осуществляется как в ходе непрерывной образовательной деятельности, так и в ходе осуществления режимных моментов):
Индивидуальная (ребенок выполняет задание воспитателя. Например: построй домик для своего питомца);
Групповая (индивидуально-коллективная). Воспитателю важно обеспечить взаимодействие детей в процессе ООД (дети могут выполнять различные задания или проявить фантазию подгруппами);
Самостоятельная деятельность (дети сами проявляют фантазию и воображение, разыгрывают различные игровые ситуации).
Ожидаемые результаты:
Программа работы с Полидроном позволяет достичь следующих целевых ориентиров (социально – нормативных характеристик возможных достижений ребенка) и сформировать у детей предпосылки учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
- Воспитанник детского сада проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (игре, познавательно-исследовательской, конструировании);
- Ребенок способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- Воспитанник детского сада обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда;
- Воспитанник детского сада активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
- Воспитанник детского сада способен договариваться, учитывать интересы других;
- Воспитанник детского сада обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
- Воспитанник детского сада владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- У воспитанника детского сада развита крупная и мелкая моторика;
- Воспитанник детского сада проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями;
Начало работы с конструктором «ПОЛИДРОН Супер-Гигант».
Конструктор «ПОЛИДРОН Супер Гигант» мы преподнесли после летних каникул, детям, во время квеста «Здравствуй, детский сад! День знаний», где дети и нашли его помощью карты и необычных заданий. Дети были в таком восторге, что, придя после лета в свою группу, у них такой необычный и огромный строительный материал, они каждый день играют и придумывают, фантазируют и строят.
Конструктор содержит достаточно фигур, чтобы построить дом - «небоскреб», «корабль», «лабиринт» «крепость» или любую конструкцию в соответствии с замыслом ребенка. Дети могут конструировать различные сооружения не только с воспитателем, но и самостоятельно, проявляя свою фантазию. Участвуя в строительстве, ребята больше узнают о формах, пространстве, прочности конструкций.
Набор подходит как для внутреннего «группового», так и наружного «улица» применения, детали в этом наборе сделаны из прочного пластика и являются легкими и безопасными.
Хотим отметить, что детали этого конструктора очень яркие, прочные и легко крепятся друг к другу. Детям нравится с ним играть.
Список литературы:
1.http://xn--d1ahikbdcm.xn--p1ai/static/single/-rus-common-/whatis
Полидрон–раскрой творческий потенциал.
2.https://infourok.ru/statya-primenenie-nabora-polidron-dlya-sozdaniya-igrovogo-razvivayuschego-prostranstva-dlya-detey-doshkolnogo-vozrasta-1498357.html
Статья «Применение набора ПОЛИДРОН для создания игрового развивающего пространства для детей дошкольного возраста».
3.https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy trud/2016/04/03/soobshchenie-iz-opyta-raboty-ispolzovanie
Методическая разработка по конструированию: СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Учебно – тематический план на учебный год
№ п/п | Наименование темы | Вид занятия, продолжительность | Краткое содержание занятия | |
Сентябрь | 1 неделя | «Здравствуй, Детский сад! День знаний» | Квест - развлечение | Работа с математическими картами, головоломками, конструкторами. |
Сентябрь | 2 неделя | «Знакомство с Полидроном» | Свободная деятельность | Познакомить детей с инструкцией и составом набора. Соединять и разъединять детали. |
Сентябрь | 3 неделя | «Автомобиль» | Конструирование, ручной труд | Развивать конструкторские навыки, учить детей к совместной деятельности. Научить анализировать постройки, рисунки, элементарные чертежи, выделяя основные части, функциональное назначение |
Сентябрь | 4неделя | «Гоночная машина» | Конструирование, ручной труд | Отбор необходимых деталей по цветам и количеству геометрических фигур. Просмотр презентации, осваивая технику планирования, моделирования |
Октябрь | 1 неделя | «Деревце» | Формирование целостной картины мира | Сформировать представление о строительных деталях, их названиях, свойствах (форма, величина,устойчивость).Развивать конструкторские способности, а так же пространственное мышление |
Октябрь | 2 неделя | «Палисадник перед домом» | Свободная деятельность | Приобщать детей к совместной деятельности, обыгрывая постройку с помощью фигур. |
Октябрь | 3 неделя | «Поезд с пассажирами» | Конструирование, ручной труд | Самостоятельное конструирование детей по схеме. Побуждать к созданию новых вариантов уже знакомых построек, приобщать к совместной деятельности. |
Октябрь | 4 неделя | «Разноцветный коврик» | Художественно – эстетическое творчество | Совершенствовать конструкторские навыки, развить умение комбинировать детали, сочетая их по форме, величине, цвету. |
Ноябрь | 1 неделя | «Пожарная машина» | Конструирование, ручной труд | Отбор необходимых деталей по цветам и количеству геометрических фигур. Просмотр презентации. |
Ноябрь | 2 неделя | Продолжение темы «Пожарная машина» | Конструирование, ручной труд | Конструирование по цветам и количеству геометрических фигур, работа в микрогруппах. Анализ схемы постройки. |
Ноябрь | 2 неделя | «Лодка» | Свободная деятельность | Дать детям обобщенные представления о будущей постройке, в анализе образцов. Отбор необходимых деталей, конструирование постройки. |
Ноябрь | 3 неделя | «Детская горка» | Свободная деятельность | Просмотр презентации, осваивая технику планирования, моделирования. Отбор необходимых деталей по цветам и количеству геометрических фигур, работа в микрогруппах. |
Декабрь | 1 неделя | «Парк аттракцион» | Свободная деятельность | Обыгрывание готовых построек с фигурками. |
Декабрь | 2 неделя | «Свободное конструирование» | Свободная деятельность | Упражнять в преобразовании конструкций по заданным условиям. |
Декабрь | 3 неделя | «Свободное конструирование» | Свободная деятельность | Побуждать к поиску собственных решений, уточнять представления детей о геометрических фигурах. Обыгрывание постройки с помощью фигурок. |
Декабрь | 4 неделя | «Робот» | Конструирование, ручной труд | Дать детям обобщенные представления о будущей постройке, в анализе образцов. Отбор необходимых деталей. |
Январь | 1неделя | «Свободное конструирование» | Свободная деятельность | Упражнять в преобразовании конструкций по заданным условиям. Самостоятельное применение навыков и умений. |
Январь | 2 неделя | Свободная деятельность | Свободная деятельность | Развить творчество, изобретательность, эстетический вкус в гармоничном сочетании деталей, в красоте и целесообразности оформления постройки дополнительными материалами |
Февраль | 1 неделя | « Мост» | Конструирование, ручной труд | Расширить представления детей о мостах и их значении, строении. Самостоятельное конструирование детей по схеме. |
Февраль | 2 неделя | «Катер» | Формирование целостной картины мира | Просмотр презентации о разных видах судов. Упражнять в построении схематических изображений катера, побуждая к поиску собственных решений. |
Февраль | 3 неделя | «Качеля лодочка» | Конструирование, ручной труд | Анализировать образцы построек подбирая необходимые детали по величине и форме. Определять назначение частей предметов, их пространственное расположение. |
Март | 1 неделя | «Многоэтажный дом» | Конструирование, ручной труд | Закрепить умение огораживать пространства деталями вертикально и горизонтально. Умение делать перекрытия |
Март | 2 неделя | «Мебель» | Свободная деятельность | Побуждать к созданию новых вариантов уже знакомых построек, приобщать к совместной деятельности. Самостоятельное конструирование детей по схеме. |
Март | 3 неделя | «Свободное моделирование» | Свободная деятельность | Развитие самостоятельного мышления, творчества и воображения. |
Апрель | 1 неделя | «Космический корабль» | Конструирование, ручной труд | Развивать сообразительность, стремление к экспериментированию. Определять назначение частей предметов, их пространственное расположение. |
Апрель | 2 неделя | «Ракета» | Свободная деятельность | Создать условия для обыгрывания ранее построенных моделей с использованием магнитных фигурок |
Апрель | 3 неделя | «Ракета – носитель» | Свободная деятельность | Расширять представления детей о различных летательных аппаратах . их назначении. Упражнять в создании схем будущих построек, конструирование. |
Май | 1неделя | «Башня» | Свободная деятельность | Закреплять основные способы соединения деталей. Конструирование по образцу. |
Май | 2 неделя | «Корабль» | Формирование целостной картины мира, конструирование | Развивать умение создавать сложные конструкции. Сборка модели. Работа в микрогруппах. |
Май | 3 неделя | Свободная деятельность | Свободная деятельность | Закреплять конструировать из разнообразных деталей конструктора, имеющие различные способы крепления. Сформировать навыки монтажа и демонтажа. |
Описание фрагмента образовательной деятельности
Образовательная деятельность по конструированию в подготовительной группе на тему: «Корабль»
Цели и задачи:
Обучающие:
- формировать умения следовать устным инструкциям;
- обучать различным приемам работы с конструктором;
- знакомить детей с основными геометрическими понятиями:, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.;
- обогащать словарь ребенка специальными терминами;
- создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги.
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
- развивать мелкую моторику рук и глазомер;
- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
- развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
- развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к конструированию из полидрона;
- формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
- учить аккуратности, умению бережно использовать конструктор.
Материалы и оборудование: конструктор Полидрон - гигант, схема работы.
Ход
Вводная часть.
- Ребята, я хочу вам задать вопрос - загадку, он будет в стихах:
Я раскрываю почки в зеленые листочки
Деревья одеваю, посевы поливаю.
Движения полна, зовут меня …(весна)
Ознакомление с приметами весны.
- Назовите приметы весны. (Солнце светит выше и ярче, тает снег и лед на реках, бегут ручьи, появляются первые цветы - ландыши, подснежники, на деревьях набухают почки, появляются листочки, природа оживает, появляются насекомые, звери тоже просыпаются.)
Воспитатель: Вы любите путешествовать? (Дети: Да)
Воспитатель: Я тоже люблю путешествовать весной. Мне как бывалому капитану, нужна команда. Согласитесь быть моими помощниками- матросами? (Дети: Да)
Воспитатель: Ребята, а что это за звуки? Послушайте - это звуки моря
Воспитатель: Вот мы и оказались на берегу моря. Давайте сядем, посмотрим в бинокль. Видите вдалеке маленькую точку.(Cлайд 2) Вот она приближается. (Слайд 3) Ребята, а что это? (Слайд 4) (Корабль.)
Воспитатель: Корабль это судно, которое плавает по рекам, морям, океанам. (Слайд 5) Скажите, а к какому виду транспорта относится корабль?
(Дети: корабль относится к водному виду транспорта)
Воспитатель: Водный транспорт бывает разный. Посмотрите, (Слайд 6) этот корабль перевозит людей, т.е. пассажиров. Он называется пассажирский. Как называется корабль, который перевозит пассажиров? (Дети: корабль, который перевозит пассажиров называется пассажирский)
Воспитатель: Посмотрите, (Слайд 7) этот корабль, перевозит большие грузы. Такой корабль называется грузовой. Как называется корабль, который перевозит большие грузы? (Дети: корабль, который перевозит грузы, называется грузовой)
- Ребята чтобы стать настоящими моряками я предлагаю вам сделать зарядку. Я буду читать стихотворение и выполнять движения. Ваша задача выполнять движения вместе со мной.
Физминутка « Корабли»
Волны плещут в океане (машут руками, изображая волны)
Что там чудится в тумане? (вытягивают руки вперёд)
Это мачты кораблей (вытягивают руки вверх)
Пусть плывут сюда скорей! (приветственно машут руками)
Мы по берегу гуляем, мореходов поджидаем (ходьба на месте)
Ищем ракушки в песке (наклоны)
И сжимаем в кулаке (дети сжимают кулачки)
Чтоб побольше их собрать - Надо чаще приседать (приседания)
Воспитатель: Да, ребята нелегко служить на флоте. Когда в море происходит поломка корабля, морякам приходится самим его ремонтировать. А я хочу посмотреть какие вы судостроители и приглашаю вас в судомастерскую. Мы будем строить вот такой кораблик (воспитатель выставляет образец большого кораблика, сделанного из бумаги) Задача у вас не простая, но вы не переживайте, я вам буду помогать.
Строить кораблик мы будем вместе.
Собрать машинку, вездеход,
Дворец, ракету, пароход
И даже целый городок
Конструктор «Полидрон» помог.
Водят смело капитаны корабли по океанам.
Интересно плавать им по дорогам голубым.
Воспитатель: Теперь корабль готов к отплытию. Корабли Российского флота стоят на защите морских границ нашей страны. Отважные моряки истинные защитники нашего Отечества.
Какими качествами должен обладать защитник Отечества? (Ответы детей)
Воспитатель: Теперь я вижу, вы готовы стать настоящими моряками и ваш корабль готов к отплытию.
Ребята, вы сегодня были настоящими судостроителями. Правильно отвечали на вопросы, были дисциплинированными. Вы были молодцы и заслужили награду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Современные подходы к развитию конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста»
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯкурсов повышения квалификации по программе «Современные подходы к развитию конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста» (модуль вари...
«Современные подходы к развитию конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста»
laquo;Современные подходы к развитию конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста»...
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ курсов повышения квалификации по программе «Современные подходы к развитию конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста» (модуль вариативной части повышения квалификации по именному образовательному чеку)
Современные подходы ставят перед педагогами дошкольных образовательных учреждений важные и ответственные задачи по руководству продуктивной деятельности детей.В Федеральных государственных требованиях...
Конструирование "Полидрон - как средство развития конструктивно модельной деятельности детей в детском саду".
Конструирование - это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшем образом связано с интеллектуальным развитием ребёнка....
Отчёт из опыта работы :«Развитие конструктивно-модельной деятельности детей раннего возраста»
На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педаго...
Конструктор «Полидрон» как средство развития конструктивно модельной деятельности детей в детском саду
Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием ребёнка.Конструирование в детском саду проводится с детьми все...