Сообщение на тему «Формирование уважительного отношения к семье, родителям, семейным традициям и ценностям»
материал
«Воспитание уважительного отношения к своей семье
у детей дошкольного возраста»
Семья оказывает определяющее влияние на становление личности в
дошкольные и первые школьные годы жизни ребенка. Именно в этот период роль семьи в полноценном развитии детей незаменима....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie.docx | 19.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад No17» Энгельсского муниципального района Саратовской области
Сообщение на тему «Формирование уважительного отношения к семье, родителям, семейным традициям и ценностям»
Воспитатель: Кравченко.Д.А
г. Энгельс 2024
«Воспитание уважительного отношения к своей семье
у детей дошкольного возраста»
Семья оказывает определяющее влияние на становление личности в
дошкольные и первые школьные годы жизни ребенка. Именно в этот период роль семьи в полноценном развитии детей незаменима.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой
ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие
впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущенные через детское
восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными
представлениями о том, что им близко и дорого. Оно начинается у ребенка с
отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке,
дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим
окружением. С первых дней своего существования ребенок становится членом
коллектива, семьи. В процессе общения с родителями, первыми своими
воспитателями и наставниками, он растет, развивается, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы и правила поведения. Что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо, дети постигают на опыте семейной жизни.
Семья – это образец формирования межличностных отношений ребенка,
а папа и мама – образцы для подражания. Родственные чувства, сплачивающие членов семьи, не утрачивают своего огромного значения на протяжении всей жизни человека.
Рождение ребенка - это не только большая радость, но и большая ответственность. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. Любовь и поддержка особенно нужны детям, так как дают им чувство уверенности, защищенности, что необходимо для гармоничного развития. В настоящее же время значительно снизилось понимание такой ценности как любовь и уважение к родителям, бабушкам и дедушкам, и на пути нравственного становления личности нередко встречаются многочисленные препятствия, которые приводят к отклонениям в развитии детей. Такие дети отличаются слабостью нравственно-этических знаний, несформированностью нравственных привычек, невоспитанностью нравственных чувств и отсутствием единства между сознанием и поведением.
Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама
семья. В последние годы отмечается проблема снижения педагогической компетентности родителей по воспитанию у детей основ нравственных ценностей – фундамента будущей личности. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в обществе и общественном сознании.
Что мы наблюдаем в большинстве случаев:
- Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях.
- Произошла утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей;
- Крайне низкий уровень нравственной культуры большинства современных родителей говорит о не достаточной компетентности семьи в вопросах нравственного становления и воспитания личности ребёнка;
- Родители смещают акценты в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, в то время как природные закономерности свидетельствуют о том, что возраст от рождения до 8 лет наиболее благоприятен для формирования сенсорной, социальной и нравственной сфер.
«Дошкольный возраст – это время воспитания души, а не образования
ребенка… Духовно-нравственное воспитание дошкольников - это, прежде всего, воспитание чувств по отношению к самым близким им людям:
родителям, братьям, сестрам, воспитателям детского сада, детям группы, Родине».
Тем не менее, современные родители, в большинстве своем, люди грамотные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня, вряд ли, принесет положительные результаты. На наш взгляд, гораздо эффективнее - создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности и
искреннее желание помочь.
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования,
направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ.
В Законе РФ «Об образовании» сказано о том, что именно родители
являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Требования детского сада и семьи должны быть едиными, т.к. воспитатели непосредственно продолжают дело, начатое семьей. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия ДОУ и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся
педагогические знания, развивать креативные способности.
Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше
будущее поколение. Зачастую и педагогам, и родителям наших воспитанников
не хватает взаимопонимания, такта, терпения, даже времени, чтобы услышать и понять друг друга и это всё отражается на воспитании наших детей.
Современные семьи по-разному понимают место ребенка в жизни общества.
Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего малыша, но, к сожалению, далеко не все готовы откликнуться на различные инициативы детского сада. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
И перед педагогами встаёт вопрос: Как заинтересовать родителей в
совместной работе? Как сделать их участниками воспитательного процесса?
Современный детский сад должен представлять собой мобильную
систему, быстро реагирующую на изменения социального состава семей, их
образовательных потребностей и воспитательных запросов. В зависимости от
этого должны меняться и формы, и направления работы. В настоящее время
коллектив нашего образовательного учреждения активно работает над
решением проблемы повышения эффективности взаимодействия с семьями
воспитанников.
Целью ДОУ по организации взаимодействия с родителями является
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей и создание единого
культурно-образовательного пространства «детский сад-семья».
Для того чтобы спланировать работу с родителями, необходимо хорошо
знать семьи своих воспитанников. У каждой семьи есть свои традиции, свои
семейные обряды и материальная культура. Пройдут годы, но ребёнок навсегда в своей памяти сохранит тепло общения, радость сопереживания, которое он с особой силой смог ощутить именно рядом со своими родными и близкими. Поэтому мы начали свою работу по организации взаимодействия с родителями воспитанников со знакомства с их семейными традициями и взглядами на воспитание детей, анализа их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему помогло подобрать те формы организации взаимодействия, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей и их родителей, а соблюдение принципов взаимного доверия; уважения и доброжелательности друг к другу; дифференцированного подхода к каждой семье сделать его эффективным и продуктивным.
Особенно интересны родителям диалоговые и игровые формы
взаимодействия, позволяющие снять барьеры общения и перейти к открытым,
доверительным отношениям: встречи-знакомства, семейные гостиные, мастер-классы, дни добрых дел, семейные вернисажи, совместные походы и экскурсии др.
Одним из важных условий, необходимых для создания социальной
ситуации развития детей является взаимодействие с родителями (законными
представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного
вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством
создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления
потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
В заключении хочется выразить надежду на то, что дальнейшее
сотрудничество с родителями наших воспитанников позволит достигнуть цели духовно-нравственного воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа Тема « Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу взрослых в организации»
Тема проекта: «Кто работает в детском саду»Возрастная группа: дети средней группы.Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, младший воспитатель, родители.Тип проекта: информационно – ...
Взаимодействие ДОО и родителей по формированию уважительного отношения к семье
Методические рекомендации педагогам ДОО по взаимодействию с родителями...
Проект "Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников через положительное отношение к семье и семейным традициям"
quot;Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников через положительное отношение к семье и семейным традициям"...
Методическая разработка «Формирование уважительного отношения к семье у детей дошкольного возраста посредством этических бесед»
Материал поможет воспитателям в организации этических бесед с детьми дошкольного возраста с целью формирования уважительного отношения к семье....
Презентация к ВКР на тему формирования Уважительного отношения к семье у дошкольников
Презентация к ВКР на тему формирования Уважительного отношения к семье у дошкольников...
план по самообразованию по теме «Формирование уважительного отношения к русскому языку через изучение былины»
план по самообразованию...
«Инновационные практики социализации дошкольников по формированию уважительного отношения к семье, родителям, семейным традициям и ценностям».
От того, как прошло его детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняш...