«Инновационные практики социализации дошкольников по формированию уважительного отношения к семье, родителям, семейным традициям и ценностям».
методическая разработка

Видяпина Светлана Анатольевна

От того, как прошло его детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

(Василий Александрович Сухомлинский)

Семья – это неотъемлемая часть общества, которая способствует формированию гармоничной личности.

Родители, бабушки и дедушки закладывают:

умение любить; понимание своих традиций; отношение к людям, в том числе и к противоположному полу; умение ценить помощь и оказывать её самому; линия поведения в обществе и умение жить в нём гармонично.

Семейные традиции это в первую очередь атмосфера дома, уклад жизни и привычки всех членов семьи. Ребенок принимает мир глазами родителей. Они для него пример. Недаром народная мудрость гласит: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример ему». В каждой семье есть свои традиции: увлечение спортом, летний загородный отдых, воскресные прогулки всех членов семьи, совместный обед, ужин, чаепитие и многое другое.

Поэтому задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_noyabr_2024.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 17»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

413100, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Степная, 175а, тел. 95-32-80

 

Сообщение к педагогическому совету:

 «Инновационные практики социализации дошкольников

по формированию уважительного отношения к семье,

 родителям, семейным традициям и ценностям».

Подготовила:

 воспитатель Видяпина С.А.

 

    

 

г. Энгельс

2024 г.

От того, как прошло его детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

(Василий Александрович Сухомлинский)

Семья – это неотъемлемая часть общества, которая способствует формированию гармоничной личности. 

Родители, бабушки и дедушки закладывают:

умение любить; понимание своих традиций; отношение к людям, в том числе и к противоположному полу; умение ценить помощь и оказывать её самому; линия поведения в обществе и умение жить в нём гармонично.

Семейные традиции это в первую очередь атмосфера дома, уклад жизни и привычки всех членов семьи. Ребенок принимает мир глазами родителей. Они для него пример. Недаром народная мудрость гласит: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример ему». В каждой семье есть свои традиции: увлечение спортом, летний загородный отдых, воскресные прогулки всех членов семьи, совместный обед, ужин, чаепитие и многое другое.

Поэтому задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.

Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.

Мы используем различные формы работы, стимулирующие участие родителей в деятельности ДОУ, что тоже способствует укреплению семейных ценностей. Практика показывает, что участие родителей позволяет познакомиться с интересующей темой, погрузить родителей в среду педагогического общения, создать единое образовательное сообщество. Исходя из этого, мы используем следующие формы работы с дошкольниками с семьёй:

организация совместно с родителями спортивных праздников, утренников, досугов («Масленица», «Колядки», «День Победы» (бессмертный полк), «Папа, мама, я – спортивная семья» и др.);

традиция «Встреча с интересными людьми». В рамках этой традиции родители рассказывают о своих профессиях, увлечениях, интересных случаях из своей жизни и жизни своей семьи. Организовывают экскурсии на свое место работы: «На пекарню», «Культурно-спортивный центр», «Почту», «Пожарную часть», «Библиотеку», «Школу», «Магазин», «Автомастерскую» и др.

привлечение родителей к участию в социальных и экологических акциях на уровне ДОУ и городского округа: (Социальные акции: «Добрая суббота», «Неделя добрых дел», «Дети - инвалиды», «Помоги собрать ребёнка в школу», «Засветись»; Экологические акции: «Скворечник», «Береги ёлочку», «Посади дерево»);

- участие родителей совместно с детьми в выставках и конкурсах различного уровня (Дефиле «Дорожные звёздочки», Конкурс рисунков и фотографий «Бабушка рядышком с дедушкой», мини-музей «День Победы», мини-музей «Камни», Родословное древо);

- создание фотоальбомов («Русская изба», «Выходной в кругу моей семьи», «Старинные семейные фото», «Моя семья», «Мои домашние животные», «Наши помощники», «Наши любимые рецепты»), стенгазет («Наши защитники», «лучше мамы друга нет», «бабушки и дедушки»).

организация проектной деятельности: участие родителей, детей и педагогов в совместных проектах («Герой в моей семье», «Здоровье», «Читают дети обо всём на свете», «Школа – вчера, сегодня, завтра» и др.);

Практика показывает, что одним из инновационных путей вовлечения родителей в совместное решение данной проблемы является проектная деятельность, которая способствует более тесному взаимодействию взрослых и детей, проявлению у родителей интереса к проблемам дошкольного учреждения и становлению родителей, как активных участников жизни детского сада, что позволяет более эффективному воспитанию нравственности у детей дошкольного возраста. Проект «Семейные традиции» тому хороший пример!

С большим интересом для детей проходила работа по воспитанию детей в духе семейных традиций. Как выяснилось позже, не только дети, но и взрослые, в большинстве своём, мало знают о родных и близких людях.

В результате была организована выставка- презентация, на которой дети представили свой герб, объяснили его символику, продемонстрировали свои таланты.

В работе особенно хорошо зарекомендовали себя нетрадиционные формы взаимодействия. Из нетрадиционных форм досуговое направление в моей работе с семьёй оказалось самым привлекательным, востребованным и полезным. В ходе таких мероприятий, устанавливается положительный эмоциональный контакт между педагогом, родителями и детьми.

Так, современная дошкольная образовательная организация и семья, объединяя свой педагогический потенциал, используя новые формы совместной работы, основанные на социальном партнерстве, создает актуальное образовательное пространство для ребенка.

А главный результат, на который направлена наша работа, - усвоение детьми вечных ценностей, воспитание милосердия, сострадания, любви к родным и близким.

Для дошкольников актуальными являются ценности, связанные с родством: ценность принадлежности к семье, ценность наличия ближних и дальних родственников, ценность семейной истории и семейных традиций.

При формировании семейных ценностей у дошкольников ведущим видом деятельности является игра.

 Можно использовать:

 психологические игры,

ролевые игры,

сказкотерапию,

музыкотерапию и т.д., например, ребенку предлагается сочинить сказку о семье, в которой он расскажет о вымышленных героях, их профессиях и увлечениях.

Для формирования семейных ценностей у дошкольников в дошкольном учреждении можно проводить следующие мероприятия:

1. Семейные художественно – творческие проекты:

       «Герб семьи»;

     «Генеалогическое древо семьи»;

       «Самый счастливый день нашей семьи»;

       «Мой ребёнок с самых пелёнок»;

       «Маленькие открытия в моей большой семье» и т.д.

В проектах образовательных программ дошкольного образования ставятся задачи по формированию семейных ценностей, уважительного отношения к семье и посильного участия в семейных делах у детей на всех этапах дошкольного детства.

2..Выставки семейного творчества:

       «Золотые руки наших мам»;

       «Папа может всё что угодно…»;

       «Чудеса для детей из ненужных вещей».

3. Мини – выставки семейных реликвий:

       «Еще идут старинные часы»;

       «Елочные игрушки наших мам и пап»;

       «Тайны старого чердака».

4. Фотоколлажи:

       «Моя семья – будни и праздники»;

       «Родные, близкие, любимые…»;

       «Здоровый ребенок в здоровой семье».

Главный результат, на который должна быть направлена наша работа, - усвоение детьми вечных ценностей, воспитание милосердия, уважения, любви к родным и близким.

Приобщение детей к семейным традициям — один из основных важных факторов успешной социализации детей раннего возраста. Семейные обычаи и обряды регулируют внутреннюю жизнь семьи, её семейный уклад и формируют очень важные личностные качества ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально значимый проект по формированию уважительного отношения к старости "Без прошлого нет будущего"

БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ БУДУЩЕГО  Уйдя на пенсию,   пожилым не хватает внимания и любви и, в то же время, им самим часто некому дарить свое тепло, заботу, любовь. А в этом остро нуждаются...

Формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения. В «Концепции модернизации российского образования» сформулированы важнейшие цели воспитания: «Фо...

Проектная работа Тема « Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу взрослых в организации»

Тема проекта: «Кто работает в детском саду»Возрастная группа: дети средней группы.Участники проекта: дети средней  группы, воспитатель, младший воспитатель, родители.Тип проекта: информационно – ...

Консультация для родителей по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье у детей дошкольного возраста «Я и моя семья».

Консультация призвана:  - осмыслить основные нравственные ценности;- расширить представления  и обогатить педагогические умения родителей по вопросам нравственного воспитания детей;- вовлечь...

Консультация для родителей формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье у детей дошкольного возраста «Я и моя семья».

Консультация призвана: - осмыслить основные нравственные ценности;- расширить представления  и обогатить педагогические умения родителей по вопросам нравственного воспитания детей;- вовлечь ...

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта (легкой степенью умственной отсталости)

Нарушение интеллектуального развития влечет за собой ряд отклонений в развитии восприятия, межличностных отношений, эмоциональной сферы. У дошкольников с нарушением интеллекта (легкой степенью умствен...