План самообразования
материал
Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
Актуальность данной темы в том, что культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим. Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план самообразования | 57.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10 комбинированного вида» города Бузулука.
План по самообразованию.
Соловых Надежда Петровна
Тема: «Воспитание культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания
у детей раннего возраста»
ВВЕДЕНИЕ
Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
Актуальность данной темы в том, что культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим. Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья.
Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях. Особое внимание в дошкольных учреждениях уделяется формированию нового навыка, привычки, когда у детей появляются новые обязанности, новые вещи, новый вид деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, из правильной последовательности.
В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.
Проблемами воспитания культурно-гигиенических навыков детей занимались такие отечественные авторы, как Выготский Л.С., Забрамная С.Д., Шипицина Л.М.
Наши отечественные педагоги В.Г. Нечаева, В.А. Горабчева и др., психологи В.С. Мухина, С.Г. Якобсон и др. доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать не только правила, но и нормы поведения и взаимоотношений. При этом, конечно, действует фактор специфики возраста, который ограничивает и объем правил и норм, и глубину их осознания.
Известно, что усвоенные в детстве социальные формы поведения во многом определяют в дальнейшем социальную адаптацию ребенка.
Именно поэтому в дошкольных учреждениях осуществляется кропотливая повседневная работа по формированию культурно-гигиенических навыков и самообслуживанию.
АКТУАЛЬНОСТЬ И ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия – благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.
В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Образовательная область здоровье требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.
Работая с детьми с детьми 1 младшей группы детского сада, я заметила, что у большинства детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма.
С первых дней поступления ребенка в группу я начала работать с родителями. Выяснилось, что 60% родителей не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей и, считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами. Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам. Объясняют они это тем, что утром спешат на работу, а вечером устают, и медлительность детей их раздражает. Для того чтобы родители поняли важность воспитания самостоятельности я организовала ряд консультаций, индивидуальные беседы, во время которых объяснила родителям, что семья – первое общество, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, привычки, жизненно необходимые навыки.
Таким образом, проблема воспитания КГН стоит достаточно остро. Именно поэтому я решила углубленно работать над этой темой. В этом же направлении я решаю не менее важные задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению здоровья детей, физического, так и психического.
Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
Задачи:
- Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой, носовым платком;
- Формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;
- Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;
- Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;
- Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
- Обогатить предметно-развивающую среду группы.
Педагогические приёмы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:
• прямое обучение;
• показ;
• упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;
• систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены.
Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный методы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы.
В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений.
Гигиенические знания разумны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры.
Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.).
Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.
Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду.
Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.
Перспективный план работы с родителями детей
раннего возраста (2-3 года)
План работы по формированию культурно – гигиенических навыков с детьми.
Месяц | Проводимые мероприятия |
Сентябрь | Диагностика культурно-гигиенических навыков; Цель: выявить знания и умения детей; НОД «Наша группа». Разучить «Три золотых правила мытья рук»: а) перед едой б) после туалета в) после прогулки Цель: расширять и активизировать словарь: мыло, мыльная пена, намылили, смыли, мыльница, вода – чистая, теплая, холодная. Учить детей пользоваться горшком; Находить своё полотенце и уметь им пользоваться; Есть аккуратно, пользоваться ложкой; Учить детей складывать аккуратно одежду в шкафчик; Практическая деятельность «Учимся умываться». Цель: формировать умение мыть руки и лицо, пользоваться мылом и полотенцем; |
Октябрь | НОД «Доброе утро, расчёска!» Чтение А.Барто «Девочка чумазая»; Разучивание потешки «Руки надо чисто мыть…»; Игровое упражнение «Мыльные перчатки». Цель: Продолжать закреплять умение правильно намыливать ручки (до «мыльных барашков»), хорошо смывать, насухо вытирать ручки. Продолжать учить детей пользоваться индивидуальным полотенцем; Продолжать учить детей есть аккуратно, всегда ложкой, а не рукой; Учить замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых; Игровая ситуация "Делаем прическу" Цель: Развитие навыка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху- вниз. Игровая ситуация «Лисичка садится обедать» Цель: развивать речь, активизировать диалоговую речь. Закреплять знания о посуде, прививать культуру поведения за столом. |
Ноябрь | НОД «Как мы кормим Хрюшу и Степашку» Чтение: потешки «Водичка, водичка». Цель: Познакомить детей с потешкой, активизировать речь, воспитывать поведение в туалетной комнате (нельзя толкаться, брызгаться, намыливать глаза). Игровая ситуация «Купаться любят все…» Цель: вызвать у детей интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, побуждать к постоянному их соблюдению; Продолжать учить детей мыть руки последовательно следуя алгоритму умывания; Продолжать учить детей насухо вытирать руки полотенцем; Продолжать учить детей во время одевания на прогулку последовательно одеваться и после прогулки убирать свою одежду и обувь на место; Продолжать совершенствовать навыки культуры поведения за столом (есть аккуратно над тарелочкой, не крошить еду на стол, не крутиться во время еды и не разговаривать во время приёма пищи); Экспериментирование «Свойства воды». Цель: формировать у детей представления о свойствах воды (вода капает, разливается, льется); |
Декабрь | Продолжать учить детей вешать полотенце на место; Учить детей правильно мыть лицо и высмаркивать нос во время умывания; Беседа «Берегите воду». Цель: Дать представление детям о том, что воду необходимо экономить, после умывания хорошо закрывать кран. Продолжать учить есть ложкой и не залезать в тарелку руками; Продолжать учить детей одеваться и раздеваться последовательно, не разбрасывать свою одежду; Воспитывать умение играть игрушками бережно, не разбрасывать их и убирать на место; Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр». Цель: Воспитывать желание самостоятельно следить за чистотой своего тела, правильно совершать процессы умывания. Просмотр м/ф «Мойдодыр»; |
Январь | Сюжетно – ролевая игра «Сделаем Кате новую прическу»; Экспериментирование «Вода теплая и холодная» Цель: формировать у детей представление, что вода бывает теплая и холодная; Чтение: потешки «Чистая водичка»; Чтение отрывка из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо»; Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая». Цель: Вызвать эмоциональный отклик на поведение девочки, активизировать речь детей, выяснить, в чем девочка была не права, и как нужно было. Игровая ситуация «Кукла Катя умывается» Цель: формировать у детей навыки самообслуживания культурно-гигиенические навыки, понимать назначение выполняемых действий, поощрять стремление выполнять их правильно; |
Февраль | Сюжетно – ролевая игра «Накормим куклу Катю обедом»; Продолжать учить последовательно, по алгоритму мыть руки и пользоваться краном и водой; Прививать у детей привычку мыть руки после туалета; Продолжать учить детей сидеть за столом прямо, не разговаривать, не крутиться, есть аккуратно; Прививать привычку самостоятельно пользоваться салфеткой; Учить пользоваться расчёской; Продолжать учить бережно, обращаться с игрушками, убирать их на место; Продолжать учить последовательно, одеваться и раздеваться во время тихого часа, аккуратно вешать одежду на стульчик; Сюжетно-ролевая игра «Семья»: – внесение игровой ситуации «Идём друг к другу в гости». Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе» Рассматривание иллюстраций к сказке.
|
Март | Разучивание потешки «Зеркало любит чистые лица», Продолжать прививать привычку мыть руки с мылом; «Мое полотенце». Цель: Продолжать закреплять у детей понимание того, что вытираться можно только своим, индивидуальным полотенцем\ Формировать умение садиться за стол спокойно; Учить правильно, нести стульчик; Продолжать учить пользоваться индивидуальной расчёской; Воспитывать бережное отношение к игрушкам, умению делиться ими; Дидактическая игра: «Посмотрим в зеркало, как аккуратно мы одеты» Цель: продолжать учить замечать непорядок в одежде и устранять его самостоятельно, с помощью взрослых или других детей. Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам. Дидактические игры «Научим куклу одеваться (раздеваться)»; «Одень куклу»; Рассматривание сюжетных картинок «Дети на прогулке» (в разные времена года). Сюжетная игра «День рождения». Цель: Закреплять навыки культурного поведения в гостях, за столом, активизировать речь, уметь поздравлять именинника, придумывать пожелания. Чтение: Н. Павлова «Чьи башмачки» |
Апрель | НОД «Баю-баюшки-баю, куклу спать я уложу…» Экспериментирование «Вот какая пена». Цель: дать детям представление о мыле: оно белое, душистое; можно намыливать, смывать, образует мыльную пену. Предложить детям попускать мыльные пузыри. Сюжетно – ролевая игра «Салон красоты» Цель: продолжать знакомство с трудом парикмахера. Предложить детям сделать куклам красивые прически, завязать им бантики. Учить пережёвывать пищу с закрытым ртом; Продолжать прививать привычку сидеть за столом красиво, есть аккуратно, не торопясь; Прививать привычку убирать за собой игрушки; Обращать внимание на свой внешний вид; Закреплять навыки вежливой культуры за столом; Продолжать учить складывать одежду; Игровая ситуация «К нам пришла замарашка» Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья»: – внесение игровой ситуации «Кукла Катя хочет спать». Практическое упражнение «Носовой платок» Цель: формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить пользоваться носовым платком, вовремя обращаться за помощью к взрослым. |
Май | Беседа «Чистота - та же красота» Цель: Закреплять у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, развивать основы социального взаимодействия, воспитывать культуру дружеских отношений в детском коллективе. Чтение стихотворения Е. Благиной «Как у нашей Ирки». Цель: воспитывать желание быть опрятным, аккуратным Игровая ситуация «Варвара - краса, длинная коса» Игровая ситуация «Купание куклы Маши» Дидактическое упражнение «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол» Игровая ситуация: «Водичка, водичка…». Цель: закрепить уже имеющиеся у детей культурно-гигиенические навыки. Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку». Сюжетно - ролевые игры: «Дела семейные» – внесение игровой ситуации «Кукла Маша у нас в гостях» Упражнение «Самые аккуратные». Цель: воспитывать опрятность.
|
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Дети
у детей к 3 годам должны быть сформированы культурно-гигиенические навыки согласно его возрасту:
– ребёнок способен самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры в детском саду и дома;
– самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания;
– имеет элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома;
– умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;
– ребёнок с желанием и интересом принимает участие в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.
Родители
– родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков;
– принимают активное, живое участие в жизни группы;
– проявляют личную заинтересованность в согласовании требований к воспитательному процессу;
- высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности воспитательного процесса;
– проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении культурно-гигиенических навыков;
– осознают особенности организации образовательного процесса и их влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств.
- ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2024 – 2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. – СПб., 2007
2. Лихачёва А.А. Встреча с Мойдодыром. //Дошкольное воспитание №9 – 2014. с.56
3.Меремьянина О.Р. Вместе с куклой я расту: методическое пособие. – Барнаул: АКИПКРО, 2008.
4.Ольга Павловна Вологодская «Воспитание самостоятельности у детей. Мама, можно я сам?!»: Центрполиграф; Москва; 2009
5. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева, М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002.
Интернет – ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»
Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...
Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент
В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры
Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...
Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...