Об актуальности использования инновационных технологий по развитию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста
консультация по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Бойко Ирина Александровна

Проблемно - игровые и проетные технологии по развитию финансовой грамотности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы «Об актуальности использования инновационных технологий: проблемно-игровая технология, проектная технология по развитию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

Формирование финансовой грамотности - тема новая для дошкольного образования, полностью не изученная, исследования в этой области продолжаются по сей день.

Свою работу я разделила на несколько этапов.

На I этапе я изучила литературу по формированию финансовой грамотности дошкольников, провела анкетирование для родителей и детей, начала создавать развивающую предметно-пространственную среду.

Введением дошкольников в мир экономики занимаются такие авторы:

А.А. Смоленцева «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику»

А. Е. Горяев «Основы финансовой грамотности»

 Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников»

 А.Д. Шатова «Тропинка в экономику».

В своей работе я опиралась на программу Анны Демьяновны Шатовой. Программа преследует своей целью — помочь детям 5–7 лет войти в социальную жизнь; понять, что такое материальные ценности (мир вещей как результат труда людей ); воспитать уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; помочь осознать на доступном уровне взаимосвязь понятии «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества»; научить видеть красоту человеческого творения; сформировать базисные качества экономической деятельности — бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие. Автор пособия, А.Д. Шатова, указывает на важность целенаправленной, систематической работы педагогов в области экономического воспитания.

В первом организационном этапе, прежде чем начать работу по формированию финансовой грамотности, я провела анкетирование для родителей. Было выявлено, что 85% родителей относится положительно к введению в группе нового образовательного курса по финансовой грамотности, 40% объясняет ребенку, откуда в семье появляются деньги, остальные считают, что рано; только 8% родителей обсуждают с детьми доходы и расходы семьи. Проведенное анкетирование показало, что большинство родителей считают полезно внедрять в педагогический процесс экономическое воспитание, высказали мнение, что данная тема сложна, но интересна для детей.

Также я провела беседы с детьми, в процессе которых были выявлены пробелы в их знаниях. Из бесед с дошкольниками 6-7 лет выяснилось, что 73% детей знают, что деньги берутся «с работы у мамы», «взрослые работают и получают денежки». Остальные 27% детей ответили: «не знаю», «в магазине», «в кошельке», «в банке».

В августе, сентябре, октябре велась работа по созданию развивающей предметно-пространственной среды. Были изготовлены ширмы для сюжетно-ролевых игр «Супермаркет», «Банк», «Почта», банковские карты, наборы монет и купюр, чеки, ценники, макет банкомата, банковской кассы, буклеты, приобретены игры «Семейный бюджет», «Потребности», «Монополия».

В плане работы были поставлены следующие задачи:

  • дать простые экономические знания;
  • научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и их разумного использования;
  • научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.).

II этап моей работы – это этап непосредственной деятельности с детьми.

Я использовала разные виды игр: сюжетно – ролевые, дидактические, настольно – печатные, игры – викторины, игры проблемного характера, игровые ситуации, загадки, кроссворды. Игры были включены как в организованную образовательную деятельность, так и предлагались детям в свободное время. Также с детьми заучивали пословицы и поговорки, читали сказки, в которых содержатся идеи нравственных ценностей и отношение к труду.

 

Сюжетно-ролевая игра – один из самых предпочтительных методов для формирования основ финансовой грамотности.

В группе была   организована сюжетно – ролевая игра «Супермаркет». Традиционная игра «Магазин» усложняется: ассортимент продуктов расширяется, их уже нужно взвешивать, вводится роль не просто продавца, а кассира, выдающего чеки, к бумажным купюрам присоединяются монетки. В ходе такой игры важно периодически создавать для детей проблемную ситуацию, требующую выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить часть и постепенно накопить на более крупную покупку?

Для игры была изготовлена ширма, наборы монет и купюр, чеки, ценники, банковские карты. Главная задача игры - повышение финансовой грамотности у дошкольников, а также развитие интереса и уважения к профессии продавца, воспитание внимательного отношения к покупателям, привитие культуры общения. Также воспитанники научились отличать рубли от копеек, узнали, что такое «товар», познакомились с понятиями «полезность», «стоимость», и «цена», «акция», «скидка», откуда берутся товары в магазине, усвоили, что продукт труда становится товаром только в том случае, если он создан для продажи или обмена. 

         

В подготовительной группе детям была предложена новая игра – «Банк». Был создан уголок «Финансовой грамотности», в который вошли лэпбук «Профессии», макет банкомата, макет банковской кассы, банковские карточки, деньги, буклеты. Дети познакомились с новыми понятиями «консультант», «менеджер», «клиент», «администратор», «инкассатор».

Кроме сюжетно – ролевых игр в работе по формированию финансовой грамотности широко используется проектная деятельность. Она позволяет детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. Метод проекта является одним из перспективных и результативных методов, в основе которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников. В нашей группе был реализован проект «Юные финансисты». Для этого в группу приобрели игры «Семейный бюджет», «Потребности», игра «Монополия». Итогом проекта станет создание мини- музея денег, где можно увидеть деньги России и деньги разных стран.  Работа в этом направлении ведется, материал частично собран.

Кроме игр, с детьми проводились викторины «Угадай профессию», «Экономика в сказках».

Еще в своей работе я использовала игры-головоломки. Это занимательный, интересный проблемно-игровой материал, который развивает логическое мышление. Например, отгадать пословицы по картинкам и объяснить их смысл. («Деньги куры не клюют», «Деньги лопатой гребут», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Деньги на ветер не Бросают»).

Также я применяла игровые ситуации с литературными персонажами (ТРИЗ технология). Например, «Без труда не вырастишь и репку». Дети играют персонажей сказки, а в конце сообщается, что героям сказки нужны деньги. Как помочь? Нужно продать репку. Дед отправляется на рынок, продает, получает монеты. В конце вопрос: Как герои смогли получить деньги? Что нужно делать героям, чтобы заработать деньги?

Еще пример игровой ситуации «Поможем Буратино купить канцтовары»

Помимо игр детям предлагалось отгадать загадки (устраивались соревнования по их отгадыванию), пословицы и поговорки (предлагались игры по типу «Продолжи пословицу», «Вспомни начало пословицы» и др), финансовые сказки (находили отражение в играх «Придумай другойконец для сказки», «Что было бы, если…» и др).

  После проведенной работы прослеживается положительная динамика, у большинства детей проявляется ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, они стали бережнее относиться не только к игрушкам. Подобранные игры, беседы, малый фольклорный жанр помогли детям усвоить сложные экономические понятия, позволили не только обучить, но и воспитать дружелюбие и отзывчивость, дух взаимопомощи и сотрудничества, в значительной мере обогатили словарный запас детей экономическими терминами.  

Промежуточная аттестация показывает:

  • Дети овладели новыми экономическими понятиями и категориями (акция, скидка, семейный бюджет, потребности, товар, администратор, консультант, менеджер, кредит).
  • Дети понимают, что расходы семьи можно уменьшить, если быть экономным.
  • Стали проявлять интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство.
  • Могут назвать разные места и учреждения торговли: магазин, супермаркет, ярмарка, интернет-магазин.

Направления деятельности:

  • Продолжить с детьми реализовывать проект мини-музея денег, закреплять понятия и термины по финансовой грамотности.
  • С родителями провести разъяснительную работу о важности формирования финансовой грамотности детей, дать необходимые консультации, сделать буклеты, провести родительское собрание.
  • Продолжить пополнять, обогащать, обновлять развивающую предметно-пространственную среду

III этап работы – подведение итогов: итоговая диагностика и анкетирование (апрель, май)

Игра с педагогами

Викторину «Экономика в сказках»

1. В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка).

2.Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря. (Колосок).

3. В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? (Кот в сапогах).

4. В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? (Как старик корову продавал)

5. В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? (Колобок).

6. В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (Лисичка со скалочкой).

7. Герои, какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном сосуществовании? (Теремок)

8. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получать доход? (Вершки и корешки).

9. В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход? (Морозко, Крошечка-Хаврошечка, Царевна-лягушка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование инновационных технологий в развитии музыкально- ритмических движений детей дошкольного возраста»

В современных условиях вариативности дошкольного образования значительно изменилось содержание педагогической работы с детьми. Сегодня каждый педагог может выбрать программу в соответствии со своими и...

Обобщение инновационного педагогического опыта по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста»

Педагогический проект по обобщению инновационного педагогического опыта.Цель: обеспечение положительной динамики в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с помощью здоровьесб...

Использование инновационных технологий для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Использование инновационных технологий для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста....

Использование инновационных технологий в развитии музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста

В современных условиях вариативности дошкольного образования значительно изменилось содержание педагогической работы с детьми. Сегодня каждый педагог может выбрать программу в соответствии с...

Использование инновационных технологий в развитии компонентов двигательной сферы детей дошкольного возраста с ОНР.

quot;Ум ребенка находится находится на кончиках его пальцев"- это высказывание неслучайно. Давно замечено, что речь ребенка непосредственно связана с развитием мелкой моторики. Поэтому важно уде...