Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа.
статья (младшая группа)

Евлампьева Татьяна Валерьевна

Данная статья может быть использована педагогами дошкольных образовательных организаций по приобщению детей к народной культуре и воспитанию у них патриотических чувств и духовности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravst-_patriot_vospit.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

    Развитие ребенка уже с малых лет невозможно без нравственно-патриотического и этнокультурного воспитания, которое, начиная с привития любви к малой родине (родной семье, детскому саду, городу, краю), закладывает ментальные основания всестороннего развития личности и будущего гражданина. Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Эта хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной национальной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального характера.

    Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Перед дошкольными образовательными учреждениями государство ставит в числе наиболее важных задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов. Педагогическая деятельность дошкольного образовательного учреждения сегодня должна быть направлена на совершенствование воспитательно-образовательного процесса и использование новых подходов к воспитанию и обучению детей, а также обновление содержания дошкольного образования на основе системы духовно-нравственных ценностей и идеалов своего народа и внедрение наиболее эффективных форм и методов работы с семьями воспитанников.

    Одними из своих принципов ФГОС ДО определяют:

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,

общества и государства;

- учет этнокультурной ситуации развития детей.

    Одной из задач, на которую направлен образовательный стандарт это: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

    Итоговым целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования является: обладание ребенком начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.

    Таким образом, в ФГОС ДО определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов.

    Первые годы жизни ребенка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют его последующий путь жизни.     В основе этнокультурного воспитания дошкольников должен быть целый комплекс процессов:

• приобщение детей к языку, литературе и истории своего народа, направленность на сохранение национальных культур;

• гармоничное включение процесса передачи новому поколению этнокультурного наследия, общечеловеческих, культурных и нравственных ценностей;

• формирование культуры межнациональных отношений, гармонизацию межнациональных отношений в полиэтническом и поликультурном мегаполисе.

    Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству.

    Построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников:

1. Формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему.

2. Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, городу, краю, стране.

3. Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны; чувство гордости за своих земляков.

4. Расширять представления о городах республики; знакомить с символами государства (герб, флаг, гимн).

5. Развивать интерес к традициям своего народа.

6. Развивать бережное отношение к городу, к природе и всему живому.

7. Воспитывать уважение к труду.

    Вследствие осознания актуальности проблемы патриотического воспитания система работы по ознакомлению с родным краем должна строится с учетом следующих принципов:

- принцип системности;

- принцип природосообразности (позволяет учитывать возрастные особенности дошкольников младшего, среднего и старшего возрастов);

- принцип историзма (реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (наши дни);

- принцип гуманизации (предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, а также ориентироваться на общечеловеческие понятия);

- принцип дифференциации заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка с учетом возраста, пола, опыта, особенностей эмоционально-познавательной сферы и др.

- принцип постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам;

- принцип интегративности как фактор создания эмоционального благополучия ребенка в детском саду, как важнейшее условие его целостного развития, и реализуется в сотрудничестве с семьей, и социумом;

- принцип преемственности определяет содержание краеведческого материала в условиях непрерывного образования (т. е. в связи с начальной школой).
   Приступая к работе по ознакомлению детей с малой Родиной, необходимо определить следующие пути решения поставленных задач:

-подготовка педагогического коллектива -введение и освоение новых форм работы с детьми по данному направлению с учетом доминирующих целей базовой программы, разработка перспективных планов:

- взаимодействие с родителями под девизом: их знания и любовь к родному краю должны передаваться детям;

-взаимодействие с социумом включает в себя тесный контакт с культурнообразовательными учреждениями социума: краеведческим музеем, библиотекой

и др.

- создание микро - и макроразвивающей среды по данной теме, это: уголки природы и города в группах, мини - музей истории и культуры, мини – музей быта народа, пособия и материалы для родительского стенда, подбор наглядного материала по теме, электронные презентации и банк данных.

    Система и последовательность работы с детьми по приобщению их к культуре и истории родного края может быть представлена блоками:

    «Моя семья»: призван помочь ребенку понять связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков, развивать интерес к своей генеалогии, расширять знания об окружающем мире; воспитывать бережное отношение к живой природе и уважительное отношение к труду взрослых.

    «Моя малая родина»: дети знакомятся с национально-культурными особенностями родного города; знакомятся с его достопримечательностями, улицами, знаменитыми людьми, историей возникновения и прошлым родного города; знакомятся с гербом города.

    «Мой родной край»: предполагает работу с детьми по ознакомлению с родным краем, родной республикой. Дети получают знания о природе и животном мире края, о заповедных местах, знакомятся с гербом и другими символами своей республики; памятники архитектуры и достопримечательности.

    «Широка страна моя родная»: самый объемный раздел, который предполагает, что ребенок, владея определенными знаниями о родном крае, стране, знакомится с ее бытом, укладом жизни, национальной самобытностью русского языка, традиционными ценностями.

    Для обеспечения реализации этнокультурного направления важно создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей (ФГОС к условиям реализации Программы). Это могут быть и этнографические музеи, мини-музеи, уголки, стенды, ширмы-раскладушки и др.

    В ознакомление детей с национальной культурой всё глубже входят электронные образовательные ресурсы. В ходе компьютерных презентаций дети знакомятся с предметами старины, которые не могут увидеть непосредственно, с культурой и искусством своего народа и других народов. Через интернет посещают музеи, выставки. Знакомятся с природой родного края и др.

    То есть важно обеспечить широкую направленность содержания образовательно-воспитательного процесса на ознакомление детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребенка, на воспитание целостной гармоничной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа

Хочу представить вашему вниманию презентацию о цикле мероприятий, проведенных мной в подготовительной группе детского сада, направленных на патриотическое воспитание детей через ознакомление с традици...

Консультация для воспитателей на тему:Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа.

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами.Одной из основных задач духовно нравственого воспитания дошкольников является формирование у дет...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа

Развитие ребенка уже с малых лет невозможно без нравственно- патриотического и этнокультурного воспитания, которое, начиная с привития любви к малой родине (родной семье, детскому саду, городу, краю),...

Доклад на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа»

Доклад на тему:  «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа»...

Консультация для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа».

Данная консультация создана  для формирования  чувства причастности к истории Родины , через знакомство с народными праздниками и традициями, в которых фокусируются накопленные веками тончай...