Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа
материал (средняя группа)
Развитие ребенка уже с малых лет невозможно без нравственно- патриотического и этнокультурного воспитания, которое, начиная с привития любви к малой родине (родной семье, детскому саду, городу, краю), закладывает ментальные основания всестороннего развития личности и будущего гражданина. Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.docx | 16.98 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
детский сад № 1 городского округа Самара
443028, г. Самара, мкр Крутые ключи, дом 34, тел.: (846) 213-15-71 e-mail: mbdoukk@yandex.ru |
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа
Автор-составитель: Горшкова Ольга Николаевна
воспитатель (средняя группа)
Самара,2020 г.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа
Развитие ребенка уже с малых лет невозможно без нравственно- патриотического и этнокультурного воспитания, которое, начиная с привития любви к малой родине (родной семье, детскому саду, городу, краю), закладывает ментальные основания всестороннего развития личности и будущего гражданина. Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение.
Перед дошкольными образовательными учреждениями государство ставит в числе наиболее важных задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов. За последний период в ряде нормативно-правовых документов федерального и регионального уровня были определены ориентиры и направления этнокультурного и нравственно-патриотическое воспитания подрастающего поколения, в частности:
Одними из своих принципов ФГОС ДО определяют:
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Одной из задач, на которую направлен стандарт это: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Первые годы жизни ребенка – важный этап его воспитания.
∙приобщение детей к языку, литературе и истории своего народа, направленность на сохранение национальных культур;
∙гармоничное включение процесса передачи новому поколению этнокультурного наследия, общечеловеческих, культурных и нравственных ценностей;
∙формирование культуры межнациональных отношений, гармонизацию межнациональных отношений в полиэтническом и поликультурном мегаполисе.
Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников:
1. Формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему.
2. Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, городу, краю, стране.
3. Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны; чувство гордости за своих земляков.
4. Расширять представления о городах Республики; знакомить с символами государства (герб, флаг, гимн).
5. Развивать интерес к традициям своего народа.
6. Развивать бережное отношение к городу, к природе и всему живому.
7. Воспитывать уважение к труду.
«Моя семья»: призван помочь ребенку понять связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков, развивать интерес к своей генеалогии, расширять знания об окружающем мире; воспитывать бережное отношение к живой природе и уважительное отношение к труду взрослых.
«Моя малая родина»: дети знакомятся с национально-культурными особенностями родного города; знакомятся с его достопримечательностями, улицами, знаменитыми людьми, историей возникновения и прошлым родного города; знакомятся с гербом города
«Моя родной край»: предполагает работу с детьми по ознакомлению с родным краем, родной республикой. Дети получают знания о природе и животном мире края, о заповедных местах, знакомятся с гербом и другими символами своей республики; памятники архитектуры и достопримечательности.
«Широка страна моя родная»: самый объемный раздел, который предполагает, что ребенок, владея определенными знаниями о родном крае, стране, знакомится с ее бытом, укладом жизни, национальной самобытностью русского языка, традиционными ценностями.
Для обеспечения реализации этнокультурного направления важно создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей (ФГОС к условиям реализации Программы). Это могут быть и этнографические музеи, мини-музеи, уголки, стенды, ширмы-раскладушки и др.
В ознакомление детей с национальной культурой всё глубже входят электронные образовательные ресурсы. В ходе компьютерных презентаций дети знакомятся с предметами старины, которые не могут увидеть непосредственно, с культурой и искусством своего народа и других народов. Через интернет посещают музеи, выставки. Знакомятся с природой родного края и др.
То есть важно обеспечить широкую направленность содержания образовательно-воспитательного процесса на ознакомление детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребенка, на воспитание целостной гармоничной личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа
Хочу представить вашему вниманию презентацию о цикле мероприятий, проведенных мной в подготовительной группе детского сада, направленных на патриотическое воспитание детей через ознакомление с традици...
Работа воспитателя по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников....
Консультация для воспитателей на тему:Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа.
Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами.Одной из основных задач духовно нравственого воспитания дошкольников является формирование у дет...
Консультация на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа».
Консультация для педагогов....
Доклад на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа»
Доклад на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа»...
Консультация для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа».
Данная консультация создана для формирования чувства причастности к истории Родины , через знакомство с народными праздниками и традициями, в которых фокусируются накопленные веками тончай...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа.
Данная статья может быть использована педагогами дошкольных образовательных организаций по приобщению детей к народной культуре и воспитанию у них патриотических чувств и духовности....