Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа
презентация к занятию (подготовительная группа) по теме
Хочу представить вашему вниманию презентацию о цикле мероприятий, проведенных мной в подготовительной группе детского сада, направленных на патриотическое воспитание детей через ознакомление с традициями, культурой, фольклором, памятниками старины своей страны в целом и родного края в частности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_v_dou._prezentatsiya.ppt | 2.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
воспитатель МБДОУ «Детский сад №105» «РАДУГА» Г.Владимир Захарина Светлана Александровна
Проект «Мой Владимирский край. Моя Малая Родина. Моя большая любовь.»
Актуальность Федеральные государственные требования ориентированы на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать духовные и культурные ценности своего народа, гордиться и восхищаться ими. В последние годы в обществе очень возросло внимание к духовному богатству культурного наследия. Это является стремлением народа к национальному возрождению. Но, к сожалению, стоит признать, что современные дети испытывают дефицит знаний о родном городе, стране, о национальной культуре, традициях, промыслах. Но именно в дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающий его мир эмоционально, приобретает гордость за свою страну, у него формируется устойчивый внутренний мир, закладываются предпосылки гражданских качеств. Иными словами, дошкольный возраст - благодатная почва для воспитания патриотизма. А чувство патриотизма необходимо любому народу.
Патриотизм - это любовь и преданность отечеству. И именно чувство любви к своему городу, краю, восхищение своей народной культурой, интерес к национальным традициям – это и есть начало патриотизма.
Цели проекта Воспитание любви к родной стране через любовь к родному краю, через знакомство с его историей, старинными праздниками, традициями, фольклором, художественными промыслами, декоративно-прикладным искусством. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному краю, культурному наследию своего народа, своей стране.
Задачи проекта Приобщать дошкольников к истокам русской народной культуры. Расширять кругозор детей. Формировать чувство любви к Малой и Великой Родине, уважение к истории и традициям своего народа в целом и края в частности. Развивать нравственные качества личности детей.
Формы работы Считаю, что приобщение к народной культуре и истории должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности детей. А так же уверена, что наиболее эффективными и результативными будут такие методы работы, которые будут вызывать интерес, восхищение, восторг, увлеченность и желание дальнейшего познания. НЕПОСРЕДСВЕННО ФОРМЫ РАБОТЫ: ИОС (игровая обучающая ситуация), беседа, целевая экскурсия, дидактическая игра, фотосессия, театрализованное представление, народная игра, организация мини-музея, народный праздник, викторина, творческая мастерская, работа с родителями.
ИОС (игровая обучающая ситуация) Тема. «Хоть и холоден батюшка Сентябрь – да сыт». Вид ИОС . Ситуация-проблема. Цели: Формировать представление об осени на основе знакомства с народным земледельческим календарем. Расширять словарный запас детей, активизировать их речевую деятельность . Развивать эмоциональную сферу.
Целевая экскурсия. Тема. «Бабуся Ягуся в русских сказках» Цель. Прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству. Развивать эмоциональную сферу детей.
Целевая экскурсия . Тема. «Кузница» Цель. Познакомить детей в одним из многочисленных народных промыслов края. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному творчеству.
Целевая экскурсия Тема. «Дымов. Керамика.» Цель. Познакомить детей с гончарными традициями Владимирского края. Воспитывать интерес к народным промыслам.
Целевая экскурсия. Тема . «Владимир златоглавый» Цель. Познакомить детей с архитектурными памятниками города. Приобщить их к историческому наследию края.
Дидактическая игра. Дидактические игры имеют большое значение для развития внимания, мышления, памяти, других мыслительных процессов. Проводятся они в легкой и непринужденной форме, но все носят обучающий характер. Я использую целый комплекс ДИ, включая их во все учебные и не учебные виды деятельности детей. Конечно же, все они направлены на ознакомление с русской культурой, декоративно-прикладным искусством, русским фольклором, национальной одеждой, праздниками, музыкальными инструментами.
Фотосессия. Большой интерес вызвала у детей такая форма работы, как фотосессия в русских народных костюмах. Тема. «Русские красавицы и красавцы» Цель. Показать красоту русского костюма.
Наш театр «Теремок» Очень нравится детям быть маленькими актерами. Часто мы ставим кукольные спектакли, разыгрываем русские народные сказки с использованием плоскостного театра, пробуем инсценировки сказок.
Народная игра Активно использую подвижные народные игры на прогулках, музыкальных и физкультурных занятиях, во время проведения праздников и в повседневной жизни. По мимо двигательной активности, развития ловкости и других физических качеств, эти игры создают условия для «погружения» в культуру русского народа., способствуют накоплению положительных эмоций.
Наш мини-музей народных промыслов Золотая хохлома Мстерская лаковая миниатюра Гжель
Народный праздник В течение всего года в группе проводится большое количество всевозможных народных праздников. «Осенины», «Колядки», «Рождество», «Масленица», «Пасха» и многие другие. Особенное значение мы придаем праздникам Владимирского края. («День огурца» в Суздале, «День семьи, любви и верности» и «Бои богатырей» в Муроме. На празднике создается атмосфера национального быта.Широко используется фольклор (песенки-потешки, частушки, шутки, загадки, пословицы и поговорки, сказки, былины), звучат народные инструменты. Детям приносит радость не только сам праздник, но и подготовка к нему. В народных праздниках нет зрителей. Все – участники!
Народный праздник.
Народный праздник Владимирского края
Народный праздник Владимирского края
Наша творческая мастерская Все дети по природе своей – творцы и созидатели. Вот почему я активно использую на своих занятиях совместную творческую продуктивную деятельность. Это и шитье, и лепка из глины, и роспись, и изготовление самодельных игрушек из лыка и ткани. Народная традиция учит видеть творчество даже в простых повседневных работах, в ежедневном труде и быте. Эти занятия не только развивают мелкую моторику рук и прививают аккуратность, не только формируют определенные навыки, но и способствуют художественно-эстетическому воспитанию, а так же делает осмысленными все действия детей. Ведь все поделки (даже самые маленькие) делались на Руси со смыслом.
Наша творческая мастерская
Наша творческая мастерская
Работа с родителями Важнейшим условием успешной реализации проекта и вообще всей деятельности педагога является взаимодействие с родителями. Родители должны быть ЕДИНОМЫШЛЕННИКАМИ воспитателя, полноправными участниками образовательного процесса! Для привлечения внимания родителей мной используются различные формы работы с ними: - тематические родительские собрания, - дни открытых дверей, - индивидуальные консультации, - фольклорные праздники, - совместное творчество, - составление тематических альбомов, - совместные экскурсии, - сознание мини-музея, - анкетирование.
Работа с родителями Составление тематических альбомов
Работа с родителями Очень порадовало меня то, что количество родителей, принимавших участие, с каждым нашим мероприятием увеличивалось. А так же анкетирование, проведенное в конце года показало, что 98% родителей поддерживают важность и значимость проделанной работы. (Тогда, как в начале проекта они не считали нравственно-патриотическое воспитание важной частью работы ДОУ.)
Заключение Несомненно, чувство патриотизма многогранно. И итог работы подводить еще рано! Это не конец, а лишь самое начало. Но любой большой и длинный путь начинается с маленького первого шага. Планирую и дальше работать в этом направлении, воспитывая в детях национальное самосознание, любовь и уважение к народной культуре, традициям, промыслам, истории. Основными необходимыми моментами считаю: - дальнейшее создание развивающей среды в группе, - создание творческой атмосферы, - создание условий для детско-взрослого сотрудничества.
Источники Антонова Г.А., Ельцова О.М., Николаева Н.Н. «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа» Новиков С.В. «Справочник дошкольника. История» Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. (под редакцией Кондрыкинской Л.А.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа воспитателя по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников....
Консультация для воспитателей на тему:Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа.
Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами.Одной из основных задач духовно нравственого воспитания дошкольников является формирование у дет...
Сообщение на педагогическом совете «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа» (из опыта работы)
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, ...
Сообщение на педагогическом совете на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа». (из опыта работы).
Детство- каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего познанием человека и Отечества, их красоты и величия. (В.А. Сухомлинский)....
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа
Развитие ребенка уже с малых лет невозможно без нравственно- патриотического и этнокультурного воспитания, которое, начиная с привития любви к малой родине (родной семье, детскому саду, городу, краю),...
Консультация на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа».
Консультация для педагогов....
Доклад на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа»
Доклад на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа»...