Методическая разработка конспекта занятия по познавательно - исследовательской деятельности "Нева - главная река Санкт - Петербурга"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект занятия в подготовительной группе по экспериментированию знакомит детей со свойствами воды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neva_-_glavnaya_reka_sankt_-_peterburga.docx | 45.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Нева-главная река Санкт-Петербурга»
Цель: развитие познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство со свойствами воды.
Образовательные:
- Уточнить представления детей о свойствах воды: без цвета, прозрачная, текучая, без запаха, без вкуса.
- Показать, что вода может быть в трех состояниях: жидком, твердом, парообразном.
- Познакомить детей со свойством воды: вода – растворитель
- Обучать детей навыкам проведения простейших опытов.
- Познакомить со способами очистки воды - фильтрованием.
- Продолжать знакомить детей с историей родного города; продолжать знакомить детей с главной рекой Санкт – Петербурга, её особенностями, значением для жителей города;
Развивающие:
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
- Закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками, палочками.
- Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать.
- Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия,
- Развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к воде.
- Воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.
Материал и оборудование: сундук, указ, для проведения опытов -прозрачные стаканчики, одноразовые ложки, миски - плошки, мука, сахар, подсолнечное масло, воронка, марля, одноразовые шапочки на каждого ребенка.
Предварительная работа: Организация тематических онлайн-экскурсий по городу. Беседы о достопримечательностях города. Рассматривание иллюстрационно-дидактического материала о Санкт-Петербурге. Консультации для родителей.
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель: Давайте дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. Доброе утро ребята!
Воспитатель: (на мольберте стоит карта Санкт – Петербурга)
- Посмотрите на наш город. Мы видим много рек, островов. Давайте вспомним, как называется самая большая река нашего города?
Петр I начал строить город своей мечты на реке, которая называлась и называется Нева. Сейчас в современном городе множество рек и каналов, но все равно Нева остается главной рекой нашего города. И город наш часто называют «город над Невой», «город на Неве»
По Неве ходят много речных трамвайчиков с пассажирами. Всем нравится плыть и слушать экскурсоводов, которые рассказывают об истории нашего города и предлагают всем полюбоваться красавицей Невой. А почему её так называют - красавица?
Воспитатель: - Правильно, вдоль реки стоят очень красивые здания, с красивой архитектурой, памятники, а ещё можно спуститься к воде и эти спуски тоже украшают львы, сфинксы, вазы.
Воспитатель: По Неве также ходят большие корабли, и они везут грузы.
(иллюстрации грузовых кораблей, разгрузка в порту).
Да, нашу реку называют труженица, т. к. по ней ходят не только речные трамвайчики, но и огромные грузовые, пассажирские корабли. Даже мосты в нашем городе не простые, а разводные, чтобы пропускать огромные корабли. (иллюстрация разводных мостов).
Воспитатель: Ученые в Неве нашли старинный сундук Петра 1 и передали его нам так как узнали, что мы изучаем историю нашего города. Давайте посмотрим, что же находится в сундуке. Это за указ.
Читаем указ «Повелеваю всем, кто хочет жить в моем городе Санкт - Петербург -
Первое - знать, в каких состояниях бывает вода
И второе, узнать, что происходит с веществами в воде.
Воспитатель: - Ребята, мы много говорили о воде. Посмотрите на эту схему, идавайте вспомним, какие свойства воды вы уже знаете?
1. Вода – это жидкость.
2. Вода не имеет собственной формы.
3. У воды нет вкуса и запаха.
(вода – это жидкость, прозрачная, бесцветная, без запаха, растекается, она принимает форму того сосуда, в который ее наливают, прозрачную воду можно сделать непрозрачной.).
Воспитатель: Нам предстоит трудная задача: узнать, в каких состояниях бывает вода и узнать, что происходит с веществами в воде. Вы готовы?
Воспитатель: из чего состоит вода? (из мелких капелек)
Они соединены друг с другом, но не очень крепко, поэтому вода растекается.
Вода – это какое вещество? (жидкое) это можно изобразить вот такой схемой:
Но вода бывает не только в жидком состоянии.
Воспитатель: Вы все видели, как кипит чайник. Капельки нагреваются, начинают быстро передвигаться, и вода закипает. Что выделятся из чайника? (пар) Значит, пар – это что? (тоже вода.)
Воспитатель: Сильно нагретая вода при высокой температуре превращается в пар. А, пар, остывая, превращается в воду. В природе – пар поднимается
вверх, остывает в воздухе и выпадает на землю в виде осадков.
Назовите, какие бывают осадки (дождь, снег, град, роса и т.п.).
Воспитатель: В паре расстояние между капельками больше, чем в воде, и они быстрее двигаются, «разлетаются». Такое состояние вещества называют газообразным. Газообразное состояние можно изобразить так:
Воспитатель: Ребята, вода бывает в жидком и газообразном состоянии, а ещё в каком. (твёрдом)
Воспитатель: ребята, а как можно получить лед?
( налить воду в формочку и поставить в холодильник.) При низкой, холодной температуре вода замерзает и превращается в твердое вещество – лед.
Значит в каком еще состоянии, кроме жидкого и газообразного, может находиться вода? (Вода может находиться в твердом состоянии.)
Воспитатель: В твердом веществе, капельки расположены очень плотно друг к другу и двигаются медленно. Твердое вещество можно изобразить так:
Воспитатель: так в каких трех состояниях может находиться вода? (жидком, газообразном и твердом.)
Воспитатель: Ребята, мы выполнили первую часть указа Петра1, выяснили что вода бывает в трех состояниях - жидком, газообразном и твердом. Чтобы выполнить указ Петра 1 дальше, мы должны узнать, что происходит с разными веществами в воде. Где мы это можем сделать? Где учёные проводят опыты и ставят эксперименты? Я тоже хочу пригласить вас сегодня в лабораторию. Но прежде, чем пройти в лабораторию давайте вспомним правила работы в лаборатории.
- Перед опытами нужно надеть фартуки, нарукавники, шапочки.
- Приступай к опыту только после его объяснения и разрешения воспитателя.
- Не брызгайся водой.
- Ничего не бери в рот.
- Во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не рассыпать, не пролить.
- Содержи рабочее место в чистоте.
Воспитатель: Правила мы вспомнили, но мы не похожи на ученых. Как нам превратиться в таких учёных? (одеть специальную одежду). У вас на спинке стула висят защитные шапочки. Прошу вас пройти в лабораторию одеть шапочки и сесть за столы.
Воспитатель: –Ребята, так вот сегодня мы будем с вами проводить необычные опыты с водой и другими разными веществами, чтобы выполнить указ Петра 1.
Воспитатель: Нам предстоит определить, какие вещества растворяются в воде, а какие нет. А вот какие это вещества, вы узнаете, отгадав загадки.
§ Я бел как снег,
В чести у всех.
В рот попал –
Там и пропал (сахар)
§ Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны (мука)
§ Жёлтое, а не солнце,
Льётся, а не вода,
На сковороде пенится,
Брызгается и шипит (масло)
Воспитатель: Правильно! Сегодня мы будем проводить опыты с такими веществами как сахар, подсолнечное масло, и мука. Выясним какие из них растворяются в воде, а какие нет.
Воспитатель: Результаты мы будем записывать в таблицу. В таблице две колонки со знаками – растворяется или не растворяется. Проведя опыт, мы отметим наши результаты в нужной графе. (квадрате). А как мы можем отметить? Можно нарисовать любой знак в нужной графе. Какой знак можно выбрать? (+ или -).
Воспитатель: Приступим к проведению первого опыта и выясним, растворяется ли сахар в воде?
«ПИЗАНСКАЯ БАШНЯ» (дети)
Для проведения первого опыта нам понадобится: глубокая тарелка, 2 кубика сахара, стакан чистой воды.
Постройте на тарелке башню из 2 -х кубиков сахара, поставив, их друг на друга. Теперь аккуратно налейте 2 ложки воды в тарелку (не на башню!). Понаблюдайте, что происходит. Сначала намокнет основание башни, затем вода будет подниматься вверх, и намокнет следующий кубик. Когда сахар пропитается водой – башня рухнет.
Что вы наблюдаете? Что произошло с сахаром?
Воспитатель: Какой вывод можем сделать ?
Вывод: вода является хорошим растворителем. Молекулы воды проникают в сахар и распространяются среди его молекул, смешиваясь с ними (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара). К тому же молекулы воды очень сильно притягиваются друг к другу, что помогает им подниматься вверх по башне.
Воспитатель: Маша, подойди к нашей таблице и отметь результат нашего эксперимента. Поставь знак «плюс» в нужной графе, напротив сахара поставь плюс в нужной графе.
Опыт№2 «Волшебные капли» (встаем из – за столов около воспитателя)
Давайте проверим как взаимодействует масло с водой, смешается или нет. И выясним что из них легче.
Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет с маслом в воде?
Давайте проверим, ваши предположения.
Для этого нам потребуется: пластиковая бутылка с водой, растительное масло. В бутылку с водой наливаем немного растительного масла. Закрываем крышкой и тщательно все перемешиваем.
Воспитатель: Что вы наблюдаете? Что произошло с маслом в воде?
Воспитатель: Какой вывод можем сделать ?
Воспитатель: – Мы видим, что, сколько бы мы не перемешивали, масло в воде не растворяется, и оно остается на поверхности.
В : Какой вывод можем сделать ? (Масло в воде не расворяется, а остается на поверхности.
Дети отмечают результаты наблюдений, что вода не является растворителем для масла. Плотность воды больше, чем плотность масла, поэтому она выталкивает масло на поверхность.
Воспитатель: Маша, подойди к нашей таблице и отметь результат нашего эксперимента. Поставь знак «плюс» в нужной графе, напротив подсолнечного масла.
Физминутка
Жил когда-то Петр мальчишка,
Ставят руки на пояс, маршируют на месте.
Не простой он был парнишка.
Прикладывают руки к голове, качают головой.
А потом он стал царем.
Ставят руки на пояс,
Был он смел, красив, умен!
Грозят указательным пальцем, притопывая ногами.
Петербург наш основал,
Складывают ладони над головой, «крыша дома».
Был во всем профессионал!
Руками делают ножницы
Создал Армию и флот,
Отдают честь правой рукой, затем «нос корабля»
Он лечил простой народ.
Ставят руки на пояс, наклоны вправо, влево
Был отличным кузнецом
Стучат кулачек о кулачек, с продвижением вверх.
Плотником и столяром.
Имитируют движения рубанком, и стучат молотком.
Мы царя благодарим,
Ставят руки на пояс, кивки головой
Память о царе храним!
Поднимают руки вверх и одновременно голову вверх.
Город мой тебя люблю!
Приседания,
За красивую Неву,
Делают волнообразные движения рук по сторонам.
За прекрасные дворцы,
Скрещивают ладони над головой «крыша дома».
За высокие мосты,
Поднимаются на носки, руки округло над головой.
Это все любимый ты!
Маршируют и руки вверх.
Опыт№3
Воспитатель: Ребята, сейчас мы проверим, растворяется ли мука в воде как сахар или не растворяется как масло. Как вы думаете?
Приступим к выполнению нашего опыта.
У вас на столах стакан с чистой с водой и блюдечки с мукой. Возьмите ложку и положите в стакан с водой 2 ложки муки. Перемешайте воду ложкой в стакане..
Что вы наблюдаете?
Что произошло с мукой? Какая стала вода?
Воспитатель: Какой вывод можем сделать? Мука не растворяется в воде.
Воспитатель: Ребята! Посмотрите на шу таблицу и посмотрите какой вывод мы можем сделать? (Вода является растворителем, но не для всех веществ).
Вода является растворителем определенных веществ, сахара и муки, а масло в ней не растворяется. (вода растворяет одни вещества, а некоторые нет).
Воспитатель: Так как вода растворяет в себе много веществ, то её надо фильтровать, потому что в ней могут встречаться частички грязи, водоросли, микробы. Поэтому воду очищают на специальных водоочистительных станциях с помощью сложных фильтров и только потом она попадает в водопровод. А вы хотите изготовить простой фильтр и очистить воду воду?
Воспитатель: Я хочу чтобы следующий опыт по очистке воды провели мои помощники. Ребята, подойдите ко мне, посмотрите внимательно. Посмотрите на схему, что нам надо сделать. Взять стакан с водой. Положить в стакан с чистой водой комочек земли, перемешать. Что стала с водой? Вода стала грязной, мутной, она помутнела. Но её можно очистить. В качестве фильтра я использую марлю. Положу её в воронку, перелью помутневшую воду от земли через воронку в другой стакан. Посмотрите, что стало с водой. Правильно, она стала чистой. Вывод: грязную воду можно фильтровать, и она станет чистой (грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой).
Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы встречаемся каждый день. Вода, которая попадает в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут в реке. Затем вода попадает на водоочистительную станцию, где с помощью сложных фильтров очищают воду от песка, грязи, микробов. И только после очистки вода попадает в водопровод.
Воспитатель: Ребята, мы выполнили указ царя, а теперь нам надо снова превратиться в ребят и вернуться в детский сад. Что нам надо для этого сделать?
Воспитатель: Что вам показалось трудным сегодня? Что было легко? Что узнали нового?
Я хочу поблагодарить вас за хорошую работу, вы теперь стали опытными исследователями и вручить вам медали.
Давайте попрощаемся с нашими гостями. До свидания!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка.Конспект занятия по познавательному развитию "День защитника Отечества"
Учитывая возраст детей занятие подготовлено в форме развлечения. Потребуется яркий демонстрационный материал(возможно мультимедиа).Послужит хорошим тоном и творческой предпосылкой для раскрытия ...
Методическая разработка: конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Осенний марафон»
Детство – это самый незабываемый отрезок жизни человека, когда он активно познает окружающий мир. Всё, что нам удается изучить в детстве, становится частью бесценного опыта, помогающего ориентир...
Методическая разработка. Конспект занятия по познавательному развитию с использованием ИКТ в средней группе «Путешествие по правилам дорожного движения».
Конспект непрерывной образовательной деятельности с использованием ИКТ в средней группе «Путешествие по правилам дорожного движения» и прилагаемая к нему презентация для проведения данного...
Методическая разработка конспекта занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в средней группе на тему: "Счет до двух, знакомство с цифрами 1, 2."
Методическая разработка конспекта занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в средней группе на тему: "Счет до двух, знакомство с цифрами 1, 2."...
Методическая разработка конспект занятия по познавательному развитию. Тема: "У нас в гостях веселый светофор!"
Методическая разработка для детей дошкольного возраста по закреплению правил дорожного движения. Тема: "У нас в гостях веселый светофор!"....
«Методическая разработка конспекта НОД по теме «Зонт-как символ города Санкт-Петербург» для воспитанников средней группы ДОУ»
Методическая разработка конспекта НОД по Петербурговедению, с частичным использованием фасилитированой дискуссии. Для средней Группы ДОУ...
Методическая разработка Конспект Занятия по познавательному развитию "Мифические жители Санкт-Петербурга"
Познакомить детей с мифическими скульптурами Санкт-Петербурга....