Методическая разработка: конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Осенний марафон»
опыты и эксперименты (подготовительная группа)
Детство – это самый незабываемый отрезок жизни человека, когда он активно познает окружающий мир. Всё, что нам удается изучить в детстве, становится частью бесценного опыта, помогающего ориентироваться во взрослой жизни. В последние годы в связи с реализацией федерального государственного стандарта в дошкольном образовании произошли существенные изменения.
Главным образом изменился подход к образовательной деятельности дошкольников. Одним из ведущих методов при проведении образовательных ситуаций, является игра.
Среди широко используемых в практике игровых технологий можно выделить квест- технологию, которая только еще начинает использоваться педагогами. Интерес к этому виду образовательных технологий связан с признанием педагогическим сообществом роли и возможностей детской игры в решении задач разностороннего развития и воспитания детей на этапе дошкольного детства. Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Для воспитывающего взрослого содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи. Образовательная деятельность в формате квест - становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.
Через данную квест-игру дети получают большой объем информации об осени, явлениях природы, который хотелось бы обобщить в игровой форме для большей мотивации к познанию окружающего мира, поддержанию интереса к экспериментированию
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 7
села Кухаривка МО Ейский район
Методическая разработка:
конспект НОД
по познавательно-исследовательской деятельности
в подготовительной к школе группе
Тема: «Осенний марафон»
(квест-игра)
Автор-составитель:
Туливетрова Ольга Александровна, воспитатель
- с. Кухаривка, 2020 год-
Возраст воспитанников: старший дошкольный (6-7 лет).
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.
Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Актуальность: Детство – это самый незабываемый отрезок жизни человека, когда он активно познает окружающий мир. Всё, что нам удается изучить в детстве, становится частью бесценного опыта, помогающего ориентироваться во взрослой жизни. В последние годы в связи с реализацией федерального государственного стандарта в дошкольном образовании произошли существенные изменения.
Главным образом изменился подход к образовательной деятельности дошкольников. Одним из ведущих методов при проведении образовательных ситуаций, является игра.
Среди широко используемых в практике игровых технологий можно выделить квест- технологию, которая только еще начинает использоваться педагогами. Интерес к этому виду образовательных технологий связан с признанием педагогическим сообществом роли и возможностей детской игры в решении задач разностороннего развития и воспитания детей на этапе дошкольного детства. Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Для воспитывающего взрослого содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи. Образовательная деятельность в формате квест - становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.
Через данную квест-игру дети получают большой объем информации об осени, явлениях природы, который хотелось бы обобщить в игровой форме для большей мотивации к познанию окружающего мира, поддержанию интереса к экспериментированию
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
• Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь (словарь: черешок, кромка, листопад, хлорофилл)
• Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)
• Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
• Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
• В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
• Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом, вызвать эмоциональный отклик на совершаемые действия.
Методы и приёмы:
- наглядные: показ, рассматривание, использование ТСО (демонстрация слайдов схемы – карты);
- игровые: квест-игра, сюрпризный момент, выполнение игровых действий, создание игровых ситуаций, чудесное появление объекта.
- словесные: беседа, рассказ педагога, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка, чтение художественной литературы;
- практические: анализ и решение проблемной ситуации, опыт, экспериментирование, действия моторного характера;
Используемые формы организации познавательной деятельности детей: групповая, подгрупповая и индивидуальная.
Оборудование: колокольчик, письмо, мультимедийное оборудование (проектор, экран), презентация, корзина с муляжами овощей и фруктов, доска с буквами, осенние листья с буквами, картинки – символы лаборатории, осенние листья, лупы, шапочки учёных, зеленые листья, кусочки белой ткани и деревянные кубики по числу детей, осенние листья с деревьев разного размера, доска Воскобовича с выложенным контуром Осени, картинки с изображением природных явлений разных времен года, музыкальное сопровождение, героиня Осень, корзина с яблоками.
1 этап: способствует формированию
у детей внутренней мотивации к деятельности
Содержание | Обратная связь на высказывание детей/примечание |
Воспитатель стоит у окна и звенит колокольчиком: - Мой звоночек звенит, заливается И ребята вокруг собираются Собрались все дети вкруг Ты мой друг и я твой друг Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнёмся Здравствуйте, ребята! | Здравствуйте! |
Ребята, сегодня принесли письмо, на нем написано, что оно адресовано ребятам подготовительной группы, то есть вам. Раскрывает и читает письмо от осени. Дорогие ребята! Одни говорят, что осень заканчивается, другие говорят, что еще очень тепло и она не наступила. Я не знаю, что делать. Как же мне украсить свое платье? Посоветуйте, пожалуйста. Я не могу понять, наступила осень, кончается осень, или нет? Только прошу вас, найдите убедительные доказательства. В помощь вам посылаю карту поиска доказательств. | Как хорошо, что вы так думаете! |
2 этап: способствует планированию детьми
их деятельности
Содержание | Обратная связь на высказывание детей/примечание |
На экране появляется схема – карта. Этот вопрос очень даже интересный. Что вы решили ребята? | Я рада, что вы приняли решение помочь Осени, воспользоваться картой и отправиться на поиски доказательств. |
3 этап: способствует реализации детского замысла
Содержание | Обратная связь на высказывание детей/примечание |
Обращаем внимание на пункт номер 1 на карте, (корзина с осенними дарами и указанием направления движения). Что мы должны сделать, что бы найти корзину? В какую мы должны двигаться сторону? Найдите в нашем зале данный объект. Подходим к корзине, воспитатель достает лист, на нем написано задание Задание: назвать приметы осени, которые определяют время года – ответы детей сопровождаются слайд -презентацией | Как быстро вы сориентировались! Какие разнообразные приметы вы знаете! У нас здесь есть настоящие знатоки осеннего времени года! |
В старину сентябрь – называли рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? Октябрь – листопадник. Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой, чувствуется приближение зимы.). | Отлично! Да, именно в октябре самые красивые листопады! Ты верно всё подметил! |
Я думаю, что можем двигаться дальше. Куда дальше ведет нас карта? Пункт 2, на нем изображены буквы. Найдите в нашем зале буквы и скорее к ним. Подошли к доске с буквами. | У меня самые ловкие дети, у которых отлично получается ориентироваться по этой загадочной карте! И буквы мои ребятишки тоже знают! |
А знаете ли вы, ребята, что про осень и красоту осенних листьев написано много произведений в разных жанрах, это и рассказы, сказки, стихи. А вы знаете стихи об осени? Сейчас проверим. Возьмите листочки, на обратной стороне которых приклеены буквы. Пусть расскажет стихотворение тот, у кого на листочках только гласные буквы. Дети определяют у кого гласные буквы, называют их и рассказывают заранее выученные стихи. | Вы безошибочно определили, где гласные, а где согласные буквы! Я очень рада, что мы напомнили эти красивые стихотворения друг другу. |
Ребята, эти произведения являются доказательством того, что осень наступила? | Отлично, что вы так думаете, действительно авторы воспевают красоту осенней природы в этих стихотворениях. |
С заданием справились все верно, можно двигаться дальше. Снова на экране карта, стрелками указано к цифре 3 (картинка символ – лаборатория). Что же нужно отыскать нам в зале? | Действительно, нам нужна лаборатория. |
Но прежде необходимо отдохнуть и зарядиться энергией. Массаж спины «Дождик» Дети становятся в круг спиной к друг другу и выполняют массаж своему товарищу. Дождик бегает по крыше – бом, бом, бом! (похлопывают ладонями) По веселой звонкой крыше – бом, бом, бом! (постукивают пальчиками) Дома, дома посидите – бом, бом, бом! (поколачивают кулачками) Никуда не выходите, – бом, бом, бом! (растирают ребрами ладоней) Почитайте, поиграйте – бом, бом, бом! (растирают плечи) А уйду, тогда гуляйте – бом..бом..бом.. (поглаживают ладонями) | Отлично справились, молодцы! |
Проходила я мимо нашей площадки, там так красиво, деревья в разных красках - Не вы их раскрашивали? Я вот собрала некоторые листья, смотрите, какие они красивые и разные? А вы задумывались, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают? | Листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают. Дети подходят и рассматривают листья Почему вы так считаете? Объясните. |
Обратите внимание на доску, нам здесь представлены указатели в помощь нахождения доказательств для Осени. Исследование №1 (картинка - лупа и лист), исследование №2 (картинка - зеленый лист), исследование №3 (картинка - большой и маленький листик) Что нужно сделать, чтобы добыть еще доказательства? | Мне очень приятно осознавать, что вы умеете самостоятельно принимать такие сложные и ответственные решения. |
Тогда нам нужно стать настоящими учеными, пройти в лабораторию и приготовиться к исследованиям. Надевайте скорее шапочки. | В случае затруднения, воспитатель предлагает, помогает. |
Проблемный вопрос: Вам интересно узнать, как устроен лист? А для того, чтобы получше рассмотреть, чем надо пользоваться? | Для столь юных ученых, вы уже очень много знаете. Исследование №1 строения листа с помощью лупы |
Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой. Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой. Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа. Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка. | Воспитатель, при необходимости, напоминает детям о том, как нужно использовать лупу, чтобы максимально близко рассмотреть листочек. Предлагает детям самостоятельно сделать вывод от увиденного. Вы совершенно правы, точно подмечено. |
Проблемный вопрос: Ребята, вы знаете, почему осенью листья изменяют окраску и опадают? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу, которое вырабатывается в них, благодаря яркому, теплому солнечному свету. | Дети предлагают выяснить, почему же листок зеленый. Исследование №2 «Почему лист зеленый?». Как хорошо, что мои ученые такие любознательные и умные! |
Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений. Ребята, какой вывод мы можем сделать? | Вы совершенно верно подметили! Такой вывод доказывает о наличии хлорофилла в зеленых листьях. |
На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться. Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Какие выводы можно сделать из этого эксперимента? | Эксперимент «Как листья опадают» Ух, ты! Здорово получилось! Сколько доказательств мы собрали. |
Смотрим на нашу карту. Там есть еще указатель. Куда нам нужно двигаться? Подходим к доске Воскобовича задернутой тканью со знаком ? Что бы это означало? | Я согласна с вами, что нужно все эти доказательства применить, чтобы помочь Осени. |
Мы собрали много доказательств, давайте создадим нашу Осень. Ткань открывается, на доске Воскобовича обозначен контур Осени. Ребята, перед вами на столе картинки, обозначающие фрагменты разных времен года, выберите и расположите только те, которые подтверждают временя года – Осень. | Выполняют задание: из лент располагают контур дерева, на него листья, платье девочки украшают шишками, листочками, ягодами рябины и др. Я думаю, что вы на отлично справились с заданиями. Волшебница Осень будет довольна. |
4 этап: способствует проведению детской рефлексии по итогам деятельности
Содержание | Обратная связь на высказывание детей/примечание |
Сюрпризный момент (Звучит музыка) тихонько заходит настоящая Осень). Ребята, благодаря вам, вашим стараниям, вашим найденным доказательствам наша осень ожила. Осень: Здравствуйте, друзья! Благодарю вас за работу. Ребята, давайте расскажем, чем мы занимались сегодня? Что сегодня больше всего понравилось? А что сегодня было трудным для вас? Что нового вы смогли, сегодня, узнать? Как мы справились с задачей? Что было самое забавное? А самое интересное? | Вы верно рассказали Осени о своих приключениях в поисках доказательств того, что сейчас идет осень, стихи про осень читали, проводили опыты. -Спасибо за твое мнение! -Вы правы, в некоторых моментах, было очень непросто! - Это, и правда, было довольно забавно, я соглашусь с вами! |
Осень: теперь мой наряд украшен, я правлю балом, ведь моё время года в самом разгаре. А за ваши знания, исследования и терпение я дарю осеннюю корзину с угощениями. Будете есть, меня вспоминать. До свидания, ребята! | Мне тоже было очень интересно! Мне очень понравилось заниматься с вами! Спасибо за отлично проведённое время! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по познанию окружающего мира для подготовительной к школе группе на тему "Праздник 1 апреля"
Конспект занятия для подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром...
Методическая разработка НОД по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы. Тема :"Путешествие в космос"
НОД способствует формированию математических представлений....
Методическая разработка. Конспект по познавательно-исследовательской деятельности "Свойства воздуха"
Методическая разработка содержит в себе ряд опытов для детей по выявлению свойств воздуха....
Методическая разработка . "Конспект ООД познавательно-исследовательская деятельность Тема: "Песок- свойство песка, цвет, форма."
ТЕМА: Песок- свойство песка, цвет, форма....
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ в подготовительной к школе группе Тема : Хоровод осенних цветов.
Уточнить и систематизировать знания детей о разнообразие семян цветов , их значении в природе и жизни человека....
Методическая разработка."Развитие речи детей старшей и подготовительной к школе группы Пособие "Сборник конспектов образовательной деятельности по лексическим темам""
Своевременное и правильное освоение речи - это одно из важных условий полноценного психического развития: дети с хорошо развитой речью легко вступают в общение с окружающими, могут понятно выраз...