Консультация для педагогов ДОУ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ С ДОШКОЛЬНИКАМИ»
консультация
Данный материал разработан для повышение педагогической компетентности педагогов в области использования Триз-технологии в работе с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №22 Г. ВЫБОРГА»
Консультация для педагогов ДОУ
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ С ДОШКОЛЬНИКАМИ»
Подготовила и провела:
воспитатель
Воронькова Елена Викторовна
Цель :повышение педагогической компетентности в области использования Триз-технологии в работе с детьми.
Задачи:расширить знания педагогов оТРИЗ- технологии,познакомить с некоторыми видами игр, способствовать возниковению желания использовать игры данной технологии на занятиях с детьми и в режимных моментах.
1. Теоретическая часть. ТРИЗ
Прежде, чем начать консультацию, мне хотелось бы настроить вас на нешаблонное мышление. Послушайте задачу и помогите мне её решить.
В давние времена, когда человека, за денежные долги, могли отправить в тюрьму, жил купец, задолжавший большую сумму денег некоему ростовщику. Последний — старый и уродливый — влюбился в юную дочь купца и предложил сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь.
Отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребии: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в тюрьму, а сама она станет нищей.
Купец и его дочь согласились на это предложение. В то время, Когда ростовщик наклонился за камешками для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить таким образом ее участь и участь ее отца.
Теперь представьте себе, что это вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки? Или же что бы вы ей посоветовали? (возможный ответ: съесть, выбросить камень, который она достанет: в сумке останется черный - значит она достала белый)
Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба.Сегодня ценность не там, где мир воспринимается по схеме: знаю - не знаю, умею - не умею, а там, где есть тезис: ищу и нахожу, думаю и узнаю, тренируюсь и делаю. На первый план выходит личность ребенка, готовность его к самостоятельной деятельности, и задачи педагога - не научить, а побудить, не оценить, а проанализировать.
Способность решать творческие задачи, изобретать и делать открытия, выводы нужно развивать у каждого ребенка с детства. Необходимо развивать в дошкольном детстве творческое мышление, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир. Решением этих задач занимается ТРИЗ-РТВ.
Теоретическая часть.
Для начала давайте определимся с понятием, что такое ТРИЗ.
ТРИЗ” расшифровывается как “теория решения изобретательских задач”. Основателем является советский инженер, писатель и учёный Генрих Альтшуллер и теория решения изобретательских задач и была предназначена в первую очередь в помощь инженерам-изобретателям. Изобретение - это всегда решение какой-то задачи. Множество открытий привели к современной цивилизации.
Технология Г. С. Альтшуллера в течение ряда лет в 70— 80-х годах XX в. широко использовалась в работе с детьми школьного возраста. В детский сад ТРИЗ пришёл в 1987 г. благодаря случаю. Участники одного из семинаров попросили показать занятие по программе ТРИЗ с детьми школьного возраста, но по ошибке слушателей привезли в детский сад в подготовительную группу. Это недоразумение позволило тризовцам «открыть» для себя способности детей-дошкольников и новый возраст приобщения ребенка к решению изобретательских задач. В настоящее время приемы и методы ТРИЗ-РТВ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников смекалки, изобретательских способностей, творческого воображения, диалектического мышления. ТРИЗ помогает формировать творческий стиль мышления.
ТРИЗ-педагогика-это направление в педагогике, которое использует инструменты ТРИЗ(РТВ входит в технологию ТРИЗ,но РТВ –это не ТРИЗ)
Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам:
корректируется первоначальная формулировка задачи;
- строится модель;
- определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы;
- составляется ИКР (идеальный конечный результат);
- выявляются и анализируются физические противоречия;
- прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления. В процессе выполнения предлагаемых заданий детьми не следует подвергать критике их ответы сразу, без объяснения или развития ими идеи. Скорее всего ребенок не смог ее до нас донести, правильно выразить, или мы в ней не разобрались, так как ребенок в отличии от взрослого мыслит непосредственно, не приземлённо. Если мы взрослые пытаемся к решению вопроса подойти с реальной точки зрения, обдумывая каждый шаг, то ребенок не будет задумываться о законах реальной жизни.
Необходимо учить дошкольников анализировать конкретную ситуацию и находить оригинальные пути ее разрешения. Обучение проводится с помощью занятий, игр, сказок, различных тестов.
Девиз тризовцев - "Можно говорить все". И дети говорят, придумывают. Выслушивать нужно каждого желающего. Пусть учатся возражать воспитателю и друг другу, но аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая. Детям нужно давать только положительную оценку: "интересно", "необычно", "любопытно", "хорошо", "молодец" и т.д.
Элементы методики и сегодня применяются в работе с детьми всех возрастных групп.
Примеры: «Да -Нетка», «Хорошо-плохо», «Составь загадку по описанию», «Четвёртый лишний» … «На что похоже», Игра «Кем был раньше?», «Что было раньше»….
Как же ввести элементы ТРИЗ в повседневную жизнь ребенка?
Данную работу необходимо проводить поэтапно:
Цель первого этапа - научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др.
Цель второго этапа - учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками?
Содержание третьего этапа - решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, "Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?".
На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.
3.Сейчас мы познакомимся с некоторыми играми ТРИЗ-РТВ:
Игры, направленные на выявление противоречий
Сущность заключается в восприятии одного и того же предмета в качестве противоположных оценок.
Игра “Хорошо-плохо” По цепочке нужно назвать положительные и отрицательные качества одного и того же предмета или действия предмета. (Пример: “Книга”.Хорошо – из книг узнаешь много интересного . . . Плохо – они быстро рвутся . . .
Педагоги играют в игру.
Н: Сегодня выпал первый снег.
А). 1 вариант игры
Б). 2 вариант игры
Игра «Черное-белое» -взять два листа(игра фронтально)
Например: Беседа «Как появилась ручка»
- Раньше царапали на бересте. Хорошо- Можно было хоть как то писать.
Плохо – Было неудобно, буквы получались не ровными и не аккуратными.
- Потом появилось перо с чернилами. Хорошо – писать стало удобнее.
Плохо – оставались кляксы.
- Затем появилась шариковая ручка. Хорошо – Писать удобно, не оставляет клякс, не нужно постоянно обмакивать в чернила.
Плохо – Нельзя стирать написанное, ошибку не исправить.
Придумайте, новое поколение ручки.
Желательно зарисовать, если что-то придумываешь.
Игры на выявление функционального назначения объектов.
Игра«Повторяка»
Дети выбирают себе образы или получают их от ведущего. Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные дети «примеряют» эту функцию на себя:
Я – лягушка. Я умею прыгать.
Я – машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам.
Я – карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки. И т.д.
Основная сложность данной игры в том, что необходимо найти условия проявления данной несвойственной функции
Педагоги играют в игру.
Игры на сравнение систем
Игра«Теремок» (проводится со средней группы)
Правила игры: детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок выполняет роль едущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «Теремок» сможет туда попасть только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются: «Тук-тук. Кто в теремочке живет?»
Примечание: В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня». Или: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня». Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета), по составным частям, по местонахождению или видовой принадлежности.
Педагоги играют в игру.
Игра«Давай поменяемся»(проводится с середины средней группы)
Правила игры: Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект (можно на одну тему) и говорит, что он умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавших объект.
Ход игры:
Р1: Я – слон. Я могу обливаться водой из хобота.
Р2: Я- еж. Я могу сворачиваться клубком.
Р3: Я – заяц. Я могу быстро скакать.
Затем идет обмен функциями. Еж теперь может обливаться водой из хобота. Как это? А слон объясняет, как он научился быстро скакать, а заяц сворачиваться клубком.
Педагоги играют в игру.
Игра «Почему так произошло?»(со старшей группы)
Цель: учить устанавливать причинные связи между событиями.
Ход: Ведущий называет 2 события, на первый взгляд, не связанные между собой и задаетвопрос: «Объясни, почему так произошло?»
Например: 1.Белка сидела на дереве и упустила шишку.
2.Самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.
Вариант ответа: Белка, сидя на дереве, упустила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца. Заяц выскочил на дорогу. Шофер самосвала увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Шофер заблудился в лесу и самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.
Варианты:
1.Собака погналась за курицей.
2.Школьники не смогли поехать на экскурсию.
1.Молоко выкипело.
2.Самолет совершил вынужденную посадку.
1.Папа раскрыл книгу.
2. Комната наполнилась дымом.
Котенок подошел к блюдечку.
2.Мальчик не выучил урок.
Педагоги играют в игру.
Очень любят дети в играх ТРИЗ прием эмпатии. Эти игры (а их множество в ТРИЗе) развивают нестандартность мышления, умение мыслить «по-другому», высказывать своё мнение. Примеры:
«Ты – муха, которая залетела в дом. На столе стоит банка с вареньем тебе очень хочется варенья, но банка закрыта. Что ты сделаешь? Расскажи».
«Я злая девочка, а ты мама птенца. Уговори меня, чтобы я не взяла в руки твоего птенца ».
На прогулках с дошкольниками рекомендуется использовать различные приемы, активизирующие детскую фантазию: оживление, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т.д. Например, воспитатель обращается к детям: “давайте оживим дерево: кто его мама? Кто его друзья? О чем оно спорит с ветром? Что может нам рассказать дерево?”
Дети представляют себя на месте наблюдаемого: “А что, если ты превратился в цветок? О чем ты мечтаешь? Кого боишься? Кого любишь?”
Педагоги играют в игру.
4.ИТОГ
Молодцы, вы прекрасно справились со всеми заданиями. Используйте различные игры ТРИЗ-РТВ, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов Тема: «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»
материал предназначен для педагогов детских садов....
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Использование рефлексивных техник на занятии с дошкольниками"
31 января 2019 года воспитателем Яшновой Л.Ю. был организован семинар –практикум «Использование рефлексивных техник на занятии с дошкольниками». В ходе семинара педагог познакомил с ...
Консультация для педагогов: Возможности использования полифункциональных игр в познавательном развитии дошкольников
Все педагоги знают, что такое современные образовательные стандарты. Согласно им, предметно-развивающая среда в группе должна быть полифункциональна, легко доступна, содержательно-насыщенна, трансформ...
Консультация для педагогов ДОУ "Использование экологических сказок в работе с дошкольниками"
Сказки- незаменимый помощник в работе с детьми дошкольного возраста. Они учат, расширяют кругозор, воспитывают моральные качества. Педагоги доу используют сказки в разных видах своей деятельности. Нез...
Консультация для педагогов ДОУ. «Использование метода пиктограмм в работе с дошкольниками»
Консультация для педагогов ДОУ. «Использование метода пиктограмм в работе с дошкольниками»Пиктограмма — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений...
Консультация для педагогов ДОУ «Использование проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников»
Консультация для педагогов ДОУ «Использование проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников»...
Консультация для педагогов ДОУ «Использование проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников»
В наши дни проблема окружающей среды чрезвычайно актуальна и привлекает к себе всё больше внимания. Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и ф...