Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Бумага и её свойства»
план-конспект занятия

Долбуш Татьяна Александровна

Аннотация

Актуальность. Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познавательной деятельности состоит не только в том, чтобы вооружить дошкольников знаниями, умениями, навыками, но и содействовать становлению мировоззрения, нравственных, эстетических качеств личности, развивать познавательные способности, приобщать к поисковой и творческой деятельности. Появляется уникальная возможность продемонстрировать свой талант в определенных видах деятельности, стремится к самостоятельности, проявляя познавательную активность.

Практическая значимость занятий по развитию познавательно-исследовательской способностей дошкольников в том, что на наших занятиях мы стараемся осуществлять личностно – ориентированное взаимодействие с ребенком, детей между собой. Такие занятия воспринимаются детьми как естественное продолжение их игровой деятельности. В старшем возрасте экспериментирование осознанное. Дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают открытия, что в свою очередь развивает мышление и творческие способности. Дети осознают, что всё можно узнать самостоятельно, и осмысленно пользуются этим для приобретения новых знаний. У них появляются новые способы познания.

Инновационная направленность. Новизна заключается в личностно-развивающей стратегии взаимодействия педагога с ребенком, специфических способах общения, основанных на гуманистических взглядах на ребенка.

Степень распространения представленных материалов. Сценарии занятий эффективно используются педагогами МДОАУ «Детский сад №10».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7.docx15.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  образовательной деятельности в старшей группе

 «Бумага и её свойства»

Программное содержание:

 Уточнить представление детей о бумаге, дать знания о её свойствах, процессе изготовления и её применении. Упражнять в классификации предметов, изготовленных из разных материалов. Развивать связную речь посредством полных ответов на вопросы. Воспитывать у детей бережное отношение к книгам.

Словарная работа: картон, бумажная, рвётся, тонкая, плотная, гладкая, шероховатая, писчая.

Индивидуальная работа: учить отвечать полными ответами на вопросы, учить делать выводы.

Оборудование: образцы бумаги разного вида, материалы для дидактической игры «Что из чего сделано?», картинки для показа во время рассказа воспитателя, материалы для опытов.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришёл Старичок-Лесовичок. И пришёл он не случайно, ведь речь на занятии пойдёт о предмете, которым он очень дорожит. Хотите узнать что это?

Дети: Да.

Воспитатель: Хорошо. Сначала отгадайте загадку, которую вам загадает Старичок-Лесовичок:

Не куст, а с листочками,

Не рубаха, а сшита,

Не человек, а рассказывает?

(Книга)

Воспитатель: А как вы думаете, из чего сделана книга?

(Из бумаги)

Воспитатель: Старичок-Лесовичок шепнул мне на ушко, что его любимая книжка про Буратино. Мы с вами тоже читали эту книжку. Давайте вспомним, из чего сделан Буратино?

(Из полена, дерева)

Воспитатель: Почему дерево и бумагу называют родственниками?

Воспитатель: Потому, что бумагу делают из дерева. Как её делают, я расскажу позже, а сейчас мы с вами поговорим о бумаге и её свойствах. У вас на столах лежат образцы разной бумаги. Посмотрите на неё и скажите, какая бывает бумага?

(Тонкая, плотная, картон, гладкая, белая, цветная)

Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь мы с вами с помощью опытов узнаем свойства бумаги.

ОПЫТ № 1

Воспитатель берёт яркую игрушку, сажает её на стол. Сначала воспитатель берёт стекло и через него дети рассматривают игрушку. Почему мы видим игрушку? Потому, что стекло прозрачное.

А теперь вместо стекла мы берём лист бумаги. Видно через бумагу игрушку? Нет. А почему? Потому, что бумага не прозрачная.

Это первое свойство бумаги, которое мы узнали. Ребята, какая бумага?

Вывод: Бумага не прозрачная.

ОПЫТ № 2.

- Сейчас мы проведём второй опыт. На столе стоят два стакана с водой. В один стакан я опущу металлический предмет (ложку), а в другой – бумажный (салфетку). Что произошло с ложкой? Ничего. А что случилось с бумажной салфеткой? Она промокла насквозь.

- Как вы думаете, ребята, если на улице пойдёт дождь, мы будем прятаться под бумажным зонтиком? Нет. А почему? Потому, что бумага промокает и пропускает воду.

- Это второе свойство бумаги. Ребята, какая бумага?

Вывод: Бумага промокает.

ОПЫТ № 3.

- У меня есть две ленточки. Одна бумажная, а вторая из ткани. Сейчас две девочки попытаются завязать эти ленточки кукле Маше. (Ленточка из ткани завязывается, а из бумаги рвётся).

- Это третье свойство бумаги. Ребята, какая бумага?

Вывод: Бумага легко рвётся.

Воспитатель: Итак, мы с вами провели три опыта и узнали о некоторых свойствах бумаги. Какие вы знаете свойства бумаги?

(Рвётся, не прочная, промокает, пропускает воду, не прозрачная)

- А сейчас Старичок-Лесовичок предлагает вам немного отдохнуть:

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на стульчик сесть опять.

Воспитатель: В начале занятия я обещала вам рассказать, как делают бумагу.

(сопровождается показом картинок)

В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Но им тоже нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. Одни народы писали на сырых глиняных плитках, другие – на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой. Некоторые писали на пальмовых листьях. Ещё писали на коже животных. Её очищали от шерсти и жира, растягивали, высушивали и писали. Такую кожу называли пергамент. А на Руси писали на берёзовой коре – бересте.

Впервые бумага была изобретена в древнем Китае две тысячи лет назад. Они делали бумагу так: в большой каменный сосуд клали кору деревьев, щепки, наливали воду и долго растирали, пока не получалась каша без комков. Потом эту кашу выливали на рамку с сеточкой из шёлковых ниток и трясли, пока каша не разольётся по всей сетке ровным тонким слоем. Вода стекала, и на сетке оставался тонкий лист бумаги. Его снимали, сушили.

В наше время бумагу делают приблизительно так же. Только всё это выполняет специальная машина для производства бумаги.

Воспитатель: А теперь давайте сыграем в игру «Что из чего сделано?» У вас на столах лежат конверты с картинками разных предметов. Положите их перед собой и внимательно рассмотрите. Сейчас я буду показывать какой-нибудь предмет, а вы подумайте, из чего он сделан, и на своих картинках найдите предмет, сделанный из того же материала.

Стакан – стеклянный;

Ложка – металлическая;

Салфетка – бумажная;

Дощечка – деревянная.

Подведение итогов:

- О чем мы сегодня с вами говорили?

- Какими свойствами обладает бумага?

(Рвётся, не прочная, промокает, пропускает воду, не прозрачная,)

Воспитатель отмечает работу детей, раздаёт им призы.

Старичок-Лесовичок угощает всех детей сладкими подарками

и прощается с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Волшебное свойство магнита ».

Цель:способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах;учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;разв...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: «Знакомство со свойствами песка»

Как создать условия для развития познавательно-исследовательской  активности посредством ознакомления детей со свойствами песка....

Конспект исследовательской деятельности в младшей группе Бумага и ее свойства

дети самостоятельно через проблемную ситуацию (завернуть конфету в фантик) исследуют свойства писчей бумаги. Они ее рвут, мнут, сжимают и т.д....

ОД по опытно-экспериментальной деятельности детей подготовительной группы «Бумага и её свойства»

Познакомить детей с появлением бумаги, с ее производством, видами, использованием в быту; воспитывать экономное, бережное отношение к бумаге....