Гражданское воспитание детей старшего дошкольного возраста через создание единого воспитательного пространства
методическая разработка (старшая группа)
Гражданское воспитание детей старшего дошкольного возраста через создание единого воспитательного пространства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya.docx | 25.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Гражданское воспитание детей старшего дошкольного возраста через создание единого воспитательного пространства
Т.С. Левинская , воспитатель
первой квалификационной категории
МДОУ Тисульский детский сад №1 «Колосок»
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства бесконечной любви к Родине».
В. А. Сухомлинский
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они детям? Исходя из своего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному поселку, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Цель дошкольного образования – воспитание духовно-нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества.
Для достижения данной цели в ДОУ реализуется программа инновационной деятельности по гражданскому воспитанию.
Задачи программы:
-Формировать чувство привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
-Формировать у детей чувство любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
-Воспитание чувств патриотизма, уважения и благодарности к подвигу соотечественников в годы Великой Отечественной Войны, к воинам Российской Армии.
Данная программа рассчитана на старший дошкольный возраст, но мы начинаем закладывать основы гражданственности и патриотизма уже с младшего дошкольного возраста, связывая воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка.
Содержание инновационной деятельности по реализации поставленных задач в старшей группе строится на основе парциальной программы «Мы живем в России» Н.Г. Зеленовой, Л.Е.Осиповой. Данная парциальная программа состоит из 5 блоков, по которым мы и осуществляем работу.
1 блок: «Родная семья»
Для воспитания любви и привязанности к своей семье, родному дому, своим близким, был оформлен альбом «Моя семья», в создании которого приняли активное участие не только дети, но и их родители. Проведение совместных праздников: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Красна изба пирогами, а семья – традициями», «Когда семья вместе – тогда и душа на месте» - способствует тому, что у детей воспитывается гуманное отношение к членам семьи, их занятиям, формируются представления о семейных ценностях и традициях.
Большая работа проводится по знакомству детей с генеалогическим древом. И как итог, презентация генеалогических древ прошла на семейном празднике «Моя родословная», которая вызвала большой интерес, как у детей, так и у родителей.
Одной из важных задач является воспитание в детях толерантности, умения замечать боль других, совершать по собственной воле добрые поступки.
Совсем недавно 3 декабря в рамках проведения Международного дня инвалида ребята предложили и совместно с родителями изготовили и подарили фликеры – снеговички детям с ограниченными возможностями здоровья.
Особо хочется отметить праздник «День Матери», который по доброй традиции уже не первый год отмечается в нашем ДОУ. В этот день дети с особым трепетом и восторгом танцуют и поют песни для своих любимых мам. А от искреннего прочтения стихотворений «Прости меня мама!», «Я буду любить тебя всегда!», на глазах многих присутствующих мам выступают слезы.
2 блок: «Родной город».
Этот блок знакомит воспитанников с родным поселком, его историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, трудовой деятельностью людей, живущих в Тисуле.
Экскурсии детей в районный краеведческий музей помогают познакомить с русским бытом, историей России в новогодних игрушках. Совместное мероприятие с отделом детской районной библиотеки «В гостях у Винни-Пуха» способствовало закреплению знаний детей о художественной литературе.
Прививаем любовь детей не только к мировой художественной литературе, но и знакомим и заучиваем произведения местных авторов. В октябре в нашем саду прошел конкурс чтецов «Моя Родина – Россия!», победители которого представляли детский сад на районном конкурсе чтецов «Поэзия – язык души». В результате наши воспитанницы заняли 1 и 3 места, выступив с произведениями местных поэтов. Также проводим конкурсы рисунков «Мой любимый уголок родного села», «Мой любимый дворик», где активными участниками являются дети и родители. Ну, а цикл непрерывной образовательной деятельности о родном поселке способствует формированию чувства гордости за свой поселок, его историю.
3 блок: «Родная страна»
Для углубления знаний детей о государственной символике мы создали и реализовали проект «Флаг России».
Цель проекта: вызвать интерес детей и взрослых к государственной символике.
В ходе реализации проекта воспитанники рассматривали карту России, иллюстрации с разными климатическими зонами, заучивали стихотворение З. Александровой «Родина», пословицу «Нет земли краше, чем Родина наша». Особый интерес детей старшего дошкольного возраста вызывают дидактические игры: «Составь Российский флаг», «Узнай наш герб».
В августе традиционным, для нашего детского сада, прошел праздник «День Российского государственного флага». Ребята старшей и подготовительной групп, выстроившись в стройные колонны с флажками в цвета Российского триколора, прошествовали мимо зрителей. Дети с трепетом слушали гимн РФ, а также пели песни: «Дружба крепкая», «О Родине».
Кроме этого, в преддверии праздника была организована выставка творческих работ семей воспитанников. Фантазии и творчеству не было предела. Флаг РФ был представлен в самых невообразимых формах: это часы и ромашки, лошади, детские ладошки, выложенные в виде флага, полянки цветов и еще много других поделок ,оформленных в цвета триколора. Ну и, конечно же, как символ мира – голубь. В конце праздника все участники получили на память сувенирные флажки!
Особо чтимый праздник нашей страны – День Победы. Все ребята к нему готовятся с особым трепетом: изготавливают подарки ветеранам, труженикам тыла, просматривают видеофильмы о героях ВОВ, наших земляках.
Накануне Дня Великой Победы, 5 мая 2017 года ребята нашего детского сада ходили в гости к ветерану Титаевой Татьяне Константиновне, Поздравили её песнями, стихами и подарили открытки, сделанные своими руками.
Углублять знания о Российской армии, нам помогают папы и дедушки наших воспитанников. Благодаря их помощи, мы создали альбом «Будем в армии служить». В феврале 2017 года, в канун празднования Дня защитника Отечества, совместно с ребятами и родителями была организована выставка военной игрушки.
Также благодаря активной помощи родителей воспитанников патриотический уголок нашей группы пополнился альбомами: «Чем богат Кузбасс», «Наша Родина - Россия», «Альбом памяти», «Как жили люди на Руси». т.д.
4 блок: «Родная природа»
Любовь к природе – одно из проявлений патриотизма. Важно прививать детям умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, поощрять желание детей больше узнать о родной природе.
Разнообразие растительного мира на территории детского сада позволяет знакомить детей с различными видами растений, деревьев, проводить целевые прогулки в разные времена года. Знакомство ребят нашей группы с «Красной книгой» переросло в составление гербария лекарственных растений.
Отличительной чертой нашего детского сада является тематическое деление прогулочных участков. Благодаря этому на территории сада появились: Лесное царство, морское царство, поляна сказок, деревенский дворик, царство радужных цветов, царство удивительных пеньков. Все это помогает разнообразить деятельность детей на прогулке, а также дать природоохранные знания. Для расширения знаний детей о нашем «морском царстве» мы решили создать мини-музей в группе на эту тему, который находится в стадии оформления. Здесь ребята смогут подробнее узнать о жемчужине Кузбасса – Берчикуле , а также о более мелких водоемах области, и конечно же о водоемах нашей страны, мира.
5 блок: «Родная культура»
Этот блок посвящен приобщению ребенка к русским традициям и обычаям. С традициями и обычаями русского народа дети знакомятся в основном, участвуя в народных праздниках «Осенины», «Масленица», «Колядки»; народных играх «Золотые ворота», «Гори, гори ясно», «Тетера», «Ручеек», «Два мороза» и др.
В стадии реализации находится проект «Луч добра и света», цель которого знакомство детей старшего дошкольного возраста с пословицами, поговорками, небылицами через просмотр отечественных мультфильмов 20 века.
Таким образом, задача моей работы – учить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь природу и уважать наследие своего народа. Решая воспитательные задачи, я стараюсь научить своих воспитанников одной из самых трудных вещей в педагогике – труду любви, умению трудиться душой. Глядя на них, я уверена, что наши выпускники вырастут продолжателями семейных традиций своих родителей и настоящими патриотами своей Родины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ СЮЖЕТНОГО ТАНЦА
Описан процесс овладения танцевальными умениями у детей старшего дошкольного возраста...
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ для детей старшего дошкольного возраста через создание предметно-пространственной среды
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников является одним из актуальных и значимых направлений работы учреждений дошкольного образования....
Развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста через создание проблемных ситуаций
•Культура речевого общения дошкольника это выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарно...
"Культура речевого общения детей старшего дошкольного возраста через создание проблемных ситуаций"
Проблема речевого развития у детей старшего дошкольного возраста на сегодняшний день является актуальной. В настоящее время прослеживается утрата лучших речевых традиций, что влечет за собой упадок об...
ШЕРСТЯНАЯ АКВАРЕЛЬ. Опыт работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через создание картин из шерсти.
- создать условия для формирования и развития у детей культуры художественного творчества,-раскрытия творческого потенциала;- учить различным художественным способам работы с шерстью;- учить смешивать...
Моделирование образовательной среды группы, способствующей ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста через создание атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и ...
Творческий проект: «Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста через создание мультфильма по оригинальной сказке с применением элементов ТРИЗ-технологии»
Детская мультипликация – это особый вид искусства, самостоятельный и самоценный. Мультипликация очень близка миру детства, потому что в ней всегда есть игра, полет фантазии и нет ничего невозмож...