«Работа с родителями по развитию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста посредством арт-терапии с песком»
презентация к уроку (старшая группа)
В дошкольном возрасте происходит становление базовых свойств личности ребенка: самооценки и образа Я, эмоциональной сферы, нравственных ценностей и установок, социально-психологических особенностей в системе отношений между людьми. В Федеральной образовательной программе дошкольного образования охрана и укрепление эмоционального благополучия детей выступает в качестве основной приоритетной задачи дошкольного образования. Застенчивость, тревожность, неуверенность в себе, неспособность самостоятельно принимать решения и справляться с трудностями осложняют жизнь ребенка. Работа над этими проблемами способствовала поиску мной новых способов в работе с детьми. Таким способом для меня стала песочная арт-терапия.
Песочная терапия – это вид арт-терапии, включающий в себя систему игр с песком, что позволяет раскрывать индивидуальность ребенка, разрешать его психологические затруднения, помогает выразить эмоции и чувства.
Песочной терапией занимались многие ведущие психологи. Одна из основателей песочной терапии Маргарет Ловенфельд. Она основала технику построения мира на подносе, используя сухой песок. [2] В России Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева [1] разработала методики, такие как «Волшебная страна чувств», «Карта внутреннего мира», направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы. В настоящее время игра с песком используется многими направлениями психотерапии в индивидуальной и групповой работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhnoy_forum.docx | 17.06 КБ |
okruzhnoy_forum.pptx | 2.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Окружной форум «Развитие образования: от смыслов к действию»
«Работа с родителями по развитию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста посредством арт-терапии с песком»
Колосова Оксана Николаевна,
педагог – психолог
МКДОУ детского сада «Сказка»
пгт Демьяново Подосиновского района
1 слайд
В дошкольном возрасте происходит становление базовых свойств личности ребенка: самооценки и образа Я, эмоциональной сферы, нравственных ценностей и установок, социально-психологических особенностей в системе отношений между людьми. В Федеральной образовательной программе дошкольного образования охрана и укрепление эмоционального благополучия детей выступает в качестве основной приоритетной задачи дошкольного образования. Застенчивость, тревожность, неуверенность в себе, неспособность самостоятельно принимать решения и справляться с трудностями осложняют жизнь ребенка. Работа над этими проблемами способствовала поиску мной новых способов в работе с детьми. Таким способом для меня стала песочная арт-терапия.
Песочная терапия – это вид арт-терапии, включающий в себя систему игр с песком, что позволяет раскрывать индивидуальность ребенка, разрешать его психологические затруднения, помогает выразить эмоции и чувства.
Песочной терапией занимались многие ведущие психологи. Одна из основателей песочной терапии Маргарет Ловенфельд. Она основала технику построения мира на подносе, используя сухой песок. [2] В России Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева [1] разработала методики, такие как «Волшебная страна чувств», «Карта внутреннего мира», направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы. В настоящее время игра с песком используется многими направлениями психотерапии в индивидуальной и групповой работе. 2 слайд
Повысить уровень развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста посредством песочницы мне помогла организованная работа с родителями: индивидуальные консультации по воспитанию и развитию ребенка, стендовая информация, проведение практикумов.
3, 4 слайд
Так, в ходе практикумов я предлагаю родителям упражнения с помощью светового стола на знакомство с основными эмоциями, определение и отражение эмоционального состояния. Это такие упражнения с песком, как «Веселый-грустный-сердитый-испуганный», «Мое настроение», «Я и мои чувства». Важно пояснять родителям, что через такие практические занятия с песком стабилизируется эмоциональное состояние ребенка, развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика рук, речь, произвольность внимания и память.
Упражнения с кинетическим песком родители могут легко использовать в игре. Важно заострить внимание родителей на том, что работа с кинетическим песком развивает эмоционально-волевую сферу детей, коммуникативные навыки, умение выражать эмоции. Родителям были предложены упражнения: «Отпечатки на песке», «Сокровища», «Огород», «Торт», «Змейка», «Цветочек», «Прятки», «Забор для животных». Необходимо пояснять родителям, что в эти игры можно играть с ребенком дома. Они улучшают эмоциональное состояние, внимание, соотнесение речи с предметными действиями. 5 слайд
В качестве упражнения на развитие навыков детей управления своими эмоциями и эмоциональными состояниями я предлагаю такое упражнение, как «Пройди по мостику». Оно показывает, что одна и та же эмоция может быть выражена по-разному, например, радость-восторг, грусть-печаль. Упражнение «Необыкновенные следы» способствует гармонизации эмоциональных состояний ребенка, таких как тревожность, депрессия, стресс.
Необходимо обратить внимание родителей, что эти упражнения также можно применять в том числе и с возбужденными, гипперактивными детьми, имеющих нарушения поведения.
Еще один прием, с которым познакомила родителей – снятие эмоционального напряжения. С помощью выкладывания узоров, букв, цифр на песке из различных материалов (камней, бусин), можно снять эмоциональное напряжение ребенка, развить воображение и эмоциональный интеллект, повысить самооценку. Этот прием можно использовать, когда ребенок проявляет упрямство, ему сложно контролировать свои эмоции, наблюдается беспокойство и непоседливость, а также плаксивость, обидчивость или агрессивность.
6 слайд
Таким образом, работа с родителями по развитию эмоционально-волевой сферы детей позволяет обеспечить единство подходов в воспитании ребенка в детском саду и в семье; у родителей появляется готовность к сотрудничеству и взаимодействию с ДОУ, повышается компетентность родителей в развитии эмоционально-волевой сферы.
7 слайд
Список литературы:
- Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – М.: 2009 г.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. - СПБ.: Речь, 2007.
- Сапожникова О.Б. Гарнова Е. В. Песочная терапия в развитии дошкольников.- Сфера, 2021 г.
- Штейнхард Ленор Юнгианская песочная психотерапия. – Изд-во Питер: Питер бук, 2001 / Песочная терапия и арт-терапия, с. 22-24.
8 слайд
- Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Песочная арт-терапия - это вид арт-терапии , включающий в себя систему игр с песком, что позволяет раскрывать индивидуальность ребенка, раскрывает его психологические затруднения, помогает выразить эмоции и чувства. Психологи: основатель Маргарет Ловенфельд , Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева . Цель: повысить уровень эмоционально-волевой сферы дошкольников посредством песочницы.
Индивидуальные консультации по воспитанию и развитию ребенка Стендовая информация Проведение практикумов Организованная работа с родителями
Цель: повысить уровень знаний родителей о развитии эмоционально-волевой сферы ребенка дошкольного возраста. Консультации, стендовая информация для родителей
Практикум для родителей Упражнения на знакомство с основными эмоциями, определение и отражение эмоционального состояния (с помощью светового стола) Цель: стабилизация эмоционального состояния ребенка, тактильной чувствительности, речи, внимания и памяти. Упражнения с кинетическим песком в игре Цель: развивать эмоционально-волевую сферу детей, коммуникативные навыки, умение выражать эмоции.
Практикум для родителей Упражнение на развитие навыков детей управления своими эмоциями Цель: управление своими эмоциями и эмоциональными состояниями Упражнение на развитие гармонизации эмоциональных состояний: тревожность, депрессия, стресс, гиперактивность Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие воображения и эмоционального интеллекта, повышение самооценки
Единство подходов в воспитании в детском саду и в семье У родителей появляется готовность к сотрудничеству и взаимодействию к детскому саду Повышается компетентность родителей в развитии эмоционально-волевой сферы Результат работы с родителями по развитию эмоционально-волевой сферы
Список литературы Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – М.:2009 г. 2. Сапожникова О.Б. Гарнова Е. В. Песочная терапия в развитии дошкольников.- Сфера, 2021 г. 3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. – СПБ.: Речь, 2007. 4. Штейнхард Леон Юнгианская песочная психотерапия. Изд-во Питер: Питер бук, 2021/ Песочная терапия и арт-терапия , с. 22-24 .
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Результаты работы по теме самообразования «Развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
ЦЕЛЬ: Развитие сенсорных способностей дошкольников в процессе использования системы дидактических игрЗАДАЧИ:Познакомить детей с сенсорными эталонами (формирование у детей представлений о формах, ...
Развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста посредством арт-терапевтических техник
Становление индивидуальности ребенка, его «Я», начинается очень рано и происходит постепенно, в том числе в процессе осознания им собственных интересов и предпочтений. Для этого ...
Перспективный план работы с родителями по теме: " Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений." на 2019-2021 учебный год.
Перспективный план работы с родителями по теме: " Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений." на 2019-2021 учебный год....
Перспективный план работы с родителями по теме: " Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений." средний, старший, подготовительный возраст.
Перспективный план работы с родителями по теме: " Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений." средний, старший...
Картотека по развитию эмоционально-волевого компонента у детей дошкольного возраста.
Картотека помогает детям развивать навыки распознавания, выражения и управления своими эмоциями, а также формирует устойчивость воли и умение справляться с трудностями. Регулярные ...
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста посредством арт-терапии
Выступление на педагогический совет Тема: «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста посредством арт-терапии» ....