«Работа с родителями по развитию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста посредством арт-терапии с песком»
презентация к уроку (старшая группа)

КолосоваОксана Николаевна

В дошкольном возрасте происходит становление базовых свойств личности ребенка: самооценки и образа Я, эмоциональной сферы, нравственных ценностей и установок, социально-психологических особенностей в системе отношений между людьми. В Федеральной образовательной программе дошкольного образования охрана и укрепление эмоционального благополучия детей выступает в качестве основной приоритетной задачи дошкольного образования. Застенчивость, тревожность, неуверенность в себе, неспособность самостоятельно принимать решения и справляться с трудностями осложняют жизнь ребенка. Работа над этими проблемами способствовала поиску мной новых способов в работе с детьми. Таким способом для меня стала песочная арт-терапия.

Песочная терапия – это вид арт-терапии, включающий в себя систему игр с песком, что позволяет раскрывать индивидуальность ребенка, разрешать его психологические затруднения, помогает выразить эмоции и чувства.

Песочной терапией занимались многие ведущие психологи. Одна из основателей песочной терапии Маргарет Ловенфельд.  Она основала технику построения мира на подносе, используя сухой песок. [2] В России Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева [1] разработала методики, такие как «Волшебная страна чувств», «Карта внутреннего мира», направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы. В настоящее время игра с песком используется многими направлениями психотерапии в индивидуальной и групповой работе.        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhnoy_forum.docx17.06 КБ
Файл okruzhnoy_forum.pptx2.38 МБ

Предварительный просмотр:

Окружной форум «Развитие образования: от смыслов к действию»

«Работа с родителями по развитию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста посредством арт-терапии с песком»

                                                                   Колосова Оксана Николаевна,

                                                           педагог – психолог

МКДОУ детского сада «Сказка»

пгт Демьяново Подосиновского района

1 слайд

        В дошкольном возрасте происходит становление базовых свойств личности ребенка: самооценки и образа Я, эмоциональной сферы, нравственных ценностей и установок, социально-психологических особенностей в системе отношений между людьми. В Федеральной образовательной программе дошкольного образования охрана и укрепление эмоционального благополучия детей выступает в качестве основной приоритетной задачи дошкольного образования. Застенчивость, тревожность, неуверенность в себе, неспособность самостоятельно принимать решения и справляться с трудностями осложняют жизнь ребенка. Работа над этими проблемами способствовала поиску мной новых способов в работе с детьми. Таким способом для меня стала песочная арт-терапия.

Песочная терапия – это вид арт-терапии, включающий в себя систему игр с песком, что позволяет раскрывать индивидуальность ребенка, разрешать его психологические затруднения, помогает выразить эмоции и чувства.

Песочной терапией занимались многие ведущие психологи. Одна из основателей песочной терапии Маргарет Ловенфельд.  Она основала технику построения мира на подносе, используя сухой песок. [2] В России Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева [1] разработала методики, такие как «Волшебная страна чувств», «Карта внутреннего мира», направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы. В настоящее время игра с песком используется многими направлениями психотерапии в индивидуальной и групповой работе.                                 2 слайд

Повысить уровень развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста посредством песочницы мне помогла организованная работа с родителями: индивидуальные консультации по воспитанию и развитию ребенка, стендовая информация, проведение практикумов.                    

                                                                                                            3, 4 слайд

           Так, в ходе практикумов я предлагаю родителям упражнения с помощью светового стола на знакомство с основными эмоциями, определение и отражение эмоционального состояния. Это такие упражнения с песком, как «Веселый-грустный-сердитый-испуганный», «Мое настроение», «Я и мои чувства». Важно пояснять родителям, что через такие практические занятия с песком стабилизируется эмоциональное состояние ребенка, развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика рук, речь, произвольность внимания и память.

Упражнения с кинетическим песком  родители могут легко использовать в игре. Важно заострить внимание родителей на том, что работа с кинетическим песком развивает эмоционально-волевую сферу детей, коммуникативные навыки, умение выражать эмоции. Родителям были предложены упражнения: «Отпечатки на песке», «Сокровища», «Огород», «Торт», «Змейка», «Цветочек», «Прятки», «Забор для животных». Необходимо пояснять родителям, что в эти игры можно играть с ребенком дома. Они улучшают эмоциональное состояние, внимание, соотнесение речи с предметными действиями.                                           5 слайд

В качестве упражнения на развитие навыков детей управления своими эмоциями и эмоциональными состояниями я предлагаю такое упражнение, как «Пройди по мостику». Оно показывает, что одна и та же эмоция может быть выражена по-разному, например, радость-восторг, грусть-печаль. Упражнение «Необыкновенные следы» способствует гармонизации эмоциональных состояний ребенка, таких как тревожность, депрессия, стресс.

Необходимо обратить внимание родителей, что эти упражнения также можно применять в том числе и с возбужденными, гипперактивными детьми, имеющих нарушения поведения.

          Еще один прием, с которым познакомила родителей – снятие эмоционального напряжения. С помощью выкладывания узоров, букв, цифр на песке из различных материалов (камней, бусин), можно снять эмоциональное напряжение ребенка, развить воображение и эмоциональный интеллект,  повысить самооценку. Этот прием можно использовать, когда ребенок проявляет упрямство, ему сложно контролировать свои эмоции, наблюдается беспокойство и непоседливость, а также плаксивость, обидчивость или агрессивность.    

                                                                                                                           6 слайд

Таким образом, работа с родителями по развитию эмоционально-волевой сферы детей позволяет обеспечить единство подходов в воспитании ребенка в детском саду и в семье; у родителей появляется готовность к сотрудничеству и взаимодействию с ДОУ, повышается компетентность родителей в развитии эмоционально-волевой сферы.

                                                                                                               7 слайд

Список литературы:

  1. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – М.: 2009 г.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. - СПБ.: Речь, 2007.
  3. Сапожникова О.Б. Гарнова Е. В. Песочная терапия в развитии дошкольников.- Сфера, 2021 г.
  4.  Штейнхард Ленор Юнгианская песочная психотерапия. – Изд-во Питер: Питер бук, 2001 / Песочная терапия и арт-терапия, с. 22-24.

                                                                                                                                                                              8 слайд

- Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с родителями по развитию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста посредством арт-терапии с песком Колосова Оксана Николаевна , педагог-психолог МКДОУ детского сада «Сказка» пгт Демьяново Подосиновского района 13.12.2024 Окружной форум «Развитие образования: от смыслов к действию»

Слайд 2

Песочная арт-терапия - это вид арт-терапии , включающий в себя систему игр с песком, что позволяет раскрывать индивидуальность ребенка, раскрывает его психологические затруднения, помогает выразить эмоции и чувства. Психологи: основатель Маргарет Ловенфельд , Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева . Цель: повысить уровень эмоционально-волевой сферы дошкольников посредством песочницы.

Слайд 3

Индивидуальные консультации по воспитанию и развитию ребенка Стендовая информация Проведение практикумов Организованная работа с родителями

Слайд 4

Цель: повысить уровень знаний родителей о развитии эмоционально-волевой сферы ребенка дошкольного возраста. Консультации, стендовая информация для родителей

Слайд 5

Практикум для родителей Упражнения на знакомство с основными эмоциями, определение и отражение эмоционального состояния (с помощью светового стола) Цель: стабилизация эмоционального состояния ребенка, тактильной чувствительности, речи, внимания и памяти. Упражнения с кинетическим песком в игре Цель: развивать эмоционально-волевую сферу детей, коммуникативные навыки, умение выражать эмоции.

Слайд 6

Практикум для родителей Упражнение на развитие навыков детей управления своими эмоциями Цель: управление своими эмоциями и эмоциональными состояниями Упражнение на развитие гармонизации эмоциональных состояний: тревожность, депрессия, стресс, гиперактивность Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие воображения и эмоционального интеллекта, повышение самооценки

Слайд 7

Единство подходов в воспитании в детском саду и в семье У родителей появляется готовность к сотрудничеству и взаимодействию к детскому саду Повышается компетентность родителей в развитии эмоционально-волевой сферы Результат работы с родителями по развитию эмоционально-волевой сферы

Слайд 8

Список литературы Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – М.:2009 г. 2. Сапожникова О.Б. Гарнова Е. В. Песочная терапия в развитии дошкольников.- Сфера, 2021 г. 3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. – СПБ.: Речь, 2007. 4. Штейнхард Леон Юнгианская песочная психотерапия. Изд-во Питер: Питер бук, 2021/ Песочная терапия и арт-терапия , с. 22-24 .

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты работы по теме самообразования «Развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

ЦЕЛЬ: Развитие сенсорных способностей дошкольников в процессе использования системы дидактических игрЗАДАЧИ:Познакомить детей с сенсорными эталонами (формирование у детей представлений о формах, ...

Развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста посредством арт-терапевтических техник

Становление индивидуальности ребенка, его «Я», начинает­ся очень рано и происходит постепенно, в том числе в процес­се осознания им собственных интересов и предпочтений. Для этого ...

Перспективный план работы с родителями по теме: " Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений." на 2019-2021 учебный год.

Перспективный план работы с родителями по теме:  " Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений." на 2019-2021 учебный год....

Перспективный план работы с родителями по теме: " Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений." средний, старший, подготовительный возраст.

Перспективный план   работы с родителями по теме:  " Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений." средний, старший...

Картотека по развитию эмоционально-волевого компонента у детей дошкольного возраста.

   Картотека помогает детям развивать навыки распознавания, выражения и управления своими эмоциями, а также формирует устойчивость воли и умение справляться с трудностями. Регулярные ...

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста посредством арт-терапии

Выступление на педагогический  совет Тема: «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста посредством  арт-терапии» ....