Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста посредством арт-терапии
презентация по рисованию
Выступление на педагогический совет
Тема: «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста посредством арт-терапии» .
Подготовила
воспитатель:
Фесенко С.И
Проект «Дети в приоритете» призван, в первую очередь, нивелировать негативные факторы, снижающие качество реализации требований ФГОС к психолого-педагогическим условиям и организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации.
Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка, поддержка инициативы и самостоятельности, формирование положительной самооценки детей будут способствовать разрешению вызова «отбор детей по талантам, а не развитие таланта в каждом».
Отдельным блоком проекта станут мероприятия, направленные на формирование образа «доброжелательного» ребенка, основанные на принципах гуманистического воспитания и личностно-ориентированного подхода. В практику работы детских садов будут введены технологии развития эмоционального интеллекта детей, «доброжелательные технологии» и групповые традиции «рефлексивный круг», «клубный час», «утро радостных встреч», возрастет вовлеченность педагогов, воспитанников и родителей дошкольных организаций в мероприятия социально-ориентированной направленности, волонтерские акции.
Понятие «эмоциональный интеллект (EQ)» не является новым в педагогике. Об этом писали многие учёные, но использовали другие термины. Кроме того, существует ряд взаимосвязанных с эмоциональным интеллектом качеств, в том числе эмпатия, которое первоначально означает процесс эмоционального проникновения в состояние другого человека.
Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П.Саловеем.
Эмоциональный интеллект (EQ) – способность человека управлять самим собой и другими людьми.
Гармоничное восприятие и использование своих эмоций открывает новые горизонты в различных сферах общения. Выстраивать отношения в любых условиях – смысл развития эмоционального интеллекта.
Сегодня уже доказано, что на формирование эмоционального интеллекта влияет развитие таких личностных свойств, как эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе и эмпатия. Таким образом, развивая эти качества ребенка, можно повысить уровень его эмоционального интеллекта. Этим обоснована необходимость разработки системы педагогических мероприятий, которая направлена на развитие эмоциональной сферы дошкольника, воспитание доброжелательного отношения к сверстнику.
Что получает каждый из нас в результате развития эмоционального интеллекта:
1. Понимание и осознание эмоций освобождает нас от страхов и предрассудков, поэтому нам легче мыслить нестандартно, легче принимать решения;
2. Обладая высоким эмоциональным интеллектом, мы способны вести за собой, т.к. внушаем людям доверие, надёжность, вдохновение;
3. У нас много энергии благодаря эмоциональной гармонии.
Эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни и карьере каждого человека. Однако для того, чтобы этот уникальный вид интеллекта проявлялся и сработал, он должен развиваться не путём тренингов и семинаров во взрослой жизни, а ещё в детском саду через осознание дошкольником роли и значимости окружающих его людей.
Эмоциональный интеллект - это явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению.
Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
- умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;
- способностью сознательно влиять на свои эмоции;
- умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
- способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
- умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения
- способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
Фундамент эмоционального разума закладывается в детстве. Поэтому в образовательной деятельности включаются занятия с пластилином, рисование красками, карандашами, вырезанием из бумаги, прослушиванием сказок и классической музыки.
Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Уже изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чем и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно. Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. В настоящее время все больше вызывает к себе интерес проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Восточная мудрость говорит, что "картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов". По мнению В.С. Мухиной и других исследователей, рисунок для детей является не искусством, а речью. Каждая линия и каждый цвет имеют свой характер, свое настроение. Ребенок передает с их помощью все, что у него происходит внутри. Все это указывает на то, что нетрадиционная техника рисования- есть ни что иное, как педагогическая арт-терапия, которая тесно связана с развитием эмоциональной сферы ребенка, и является одной из разновидностей развития эмоционального интеллекта.
Здесь эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности - художественного творчества.
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует:
- -интеллектуальному развитию ребенка;
- - коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;
- - развивает уверенность в своих силах;
- - развивает пространственное мышление;
- - учит детей свободно выражать свой замысел;
- - развивает мелкую моторику рук.
Арт-терапия относительно новое направление в российской педагогической практике, которое объединяет арт-терапию и обучение. Арт–терапия имеет мощный потенциал, актуализация которого позволяет менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности. Давно известно, что с помощью сказки маленький человек учится самоконтролю, преодолевать различные жизненные преграды, познает многообразный мир. Рисуя, ребенок учится самовыражению, развивается творчески. Работая с пластилином, ребенок развивает мышление и воображение. А музыка помогает расслабиться и снять эмоциональное напряжение. Совместные занятия с бумагой и выполнение коллажа учат детей сплочению, сотрудничеству.
Итак, арт – терапевтические подходы используемые в программе, способствуют благоприятному развитию личности и эмоционального интеллекта детей. Используются следующие виды арт-технологий: изотерапия, цветотерапия, игротерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, танцевально-двигательная терапия.
Поэтому изобразительная и художественно-продуктивная деятельность есть ничто иное, как опосредованное развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. В этой деятельности создаются условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное, происходит гармонизация состояния, приобретение уверенности в собственных силах, самореализация, развитие эмоциональной сферы средствами коллективной творческой деятельности, где дети приобретают навыки взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_emotsionalnogo_intellekta_u_doshkolnikov.pptx | 1.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П.Саловеем .- “способность тщательного постижения, оценки и выражения эмоций; способность понимания эмоций и эмоциональных знаний; способность управления эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту” личности»
Что такое эмоциональный интеллект (EQ)? ЭТО СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА : распознавать эмоции; понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные управлять своими эмоциями для решения практических задач.
Почему эмоции так важны? Жизнь на 10% состоит из того, что происходит со мной, и на 90% из того, как я на это реагирую.
Базовые эмоции
! Арт – терапия – средство эмоционального развития дошкольников
Что такое Арт-терапия ? Арт терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.
Термин " арт-терапия " ( Art Therapy ) был введен художником Адрианом Хиллом в 1938 г. Арт-терапия давно уже покинула кабинет медика-психотерапевта, а также врача-реабилитолога и вышла в самые широкие народные массы. Она и диагностирует состояние человека, и лечит, и приносит то глубокое позитивное «ощущение себя», которое мы называем «счастьем»... А всё потому, что арт-терапия удовлетворяет самую главную фундаментальную потребность человека — потребность в самоактуализации ...
Виды арт-терапии 1. Изотерапия 2. Сказкотерапия . 3. Музыкотерапия. 4. Танцевальная терапия. 5. Куклотерапия . 6. Цветотерапия . 7. Песочная терапия .
Изотерапия (рисование, лепка, аппликация) - коррекция посредством изобразительной деятельности Проведение рисуночной терапии с детьми может осуществляться педагогом - психологом на занятиях, педагогом или самим родителем.
Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и педагогами. Выражение себя через искусство является безболезненным способом выражения чувств. Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные .
Умение ребенка позитивно общаться, позволяет ему комфортно жить в обществе. Л. С. Выготский
Таким образом, эмоции и эмоциональный интеллект — это настоящие помощники не только в жизни, но и в обучении ребенка.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа по дополнительному образованию детей дошкольного возраста «Азбука культурного поведения» (для детей дошкольного возраста)
Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человече...
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
Социализация детей дошкольного возраста. Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста.
Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии соб...
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»
В статье рассматривается вид деятельности дошкольников - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...
Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)
Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...
Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»
Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...