Развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста посредством арт-терапевтических техник
статья
Становление индивидуальности ребенка, его «Я», начинается очень рано и происходит постепенно, в том числе в процессе осознания им собственных интересов и предпочтений. Для этого педагогам важно обсуждать с детьми тот или иной выбор каждого ребенка в разных жизненных ситуациях и видах деятельности, стараться понять его сокровенные мечты и желания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art-terapiya.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мареш Светлана Владимировна,
педагог-психолог МБУ д/с № 43 «Гнёздышко» г.о. Тольятти
Развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста посредством арт-терапевтических техник
Дошкольное образование в России в основном ориентировано на обеспечение познавательного развития ребёнка. С психологической же точки зрения, специфика развития в дошкольном возрасте заключается не столько в овладении ребенком знаний, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки, эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
Становление индивидуальности ребенка, его «Я», начинается очень рано и происходит постепенно, в том числе в процессе осознания им собственных интересов и предпочтений. Для этого педагогам важно обсуждать с детьми тот или иной выбор каждого ребенка в разных жизненных ситуациях и видах деятельности, стараться понять его сокровенные мечты и желания. Важно также помочь детям познакомиться со вкусами и предпочтениями друг друга, увидеть, что все люди разные. Это закладывает основу для формирования в более старшем возрасте толерантности (терпимости) к другим. При этом важно учить детей тому, что стремление к удовлетворению собственных желаний не должно ущемлять интересы других людей.
Еще одним важным направлением развития личности ребенка является эмоциональное развитие. Известно, что детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в устойчивые привязанности, симпатии или антипатии, на основе которых с годами складываются более глубокие чувства (любовь, ненависть и др.). Именно поэтому эмоциональное развитие ребенка является основой нравственного воспитания. Маленький ребенок отличается особой искренностью и непосредственностью как в общении с другими, так и в проявлении собственных чувств. Если эти качества поддерживать, то дети вырастут добрыми и правдивыми, эмоционально отзывчивыми.
Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние через рисунок. Случается так, что для некоторых людей – это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности. Предоставить такую возможность – задача арт-терапии.
Для детей арт-терапия является одним из наиболее подходящих методов развития эмоционально-личностной сферы, методом психотерапевтической и психологической коррекции поведенческих и характерологических особенностей.
Находясь в творческом пространстве, ребенок получает для себя столь необходимую возможность самовыражения. Арт-терапевтическая атмосфера способствует раскрытию ребенком своего потенциала (выражение своих актуальных чувств, эмоций и переживаний в творческих упражнениях, выражение укоренившихся эмоций, которые ребенок не мог своевременно выразить (страхи, обиды, злость и др.).
В процессе арт-терапии происходит самопознание ребенка (расширение представлений о себе, установление адекватной самооценки, повышение контроля за своими действиями) и социальное познание (познание других людей, разнообразия характеров и стилей поведения человека, механизмов эффективных взаимоотношений с людьми).
В процессе занятий активно развивается воображение (все арт-терапевтические упражнения стимулируют воображение ребенка, включают его фантазию, что способствует проявлению у ребенка творческого подхода к разным задачам, у ребенка появляется новое видение, новое понимание привычных предметов и явлений, что позволяет конструктивнее решать возникающие проблемы и выходить из сложных ситуаций).
В МБУ д/с № 43 «Гнёздышко» г.о. Тольятти педагогом-психологом была разработана и реализована дополнительная общеобразовательная программа социально педагогической направленности по арт-терапии «Мой красочный мир».
Данная программа направлена на всестороннее гармоничное развитие личности ребенка через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия продуктивный и незаменимый способ психологической работы с детьми.
Цель программы:
Развитие эмоционально-личностной сферы ребенка дошкольного возраста как важной составляющей психологического здоровья через использование арт-терапевтических техник.
Задачи:
- Способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений.
- Развивать эмоциональную сферу (обогащать знания об эмоциональных состояниях, уметь определять собственное эмоциональное состояние и уметь управлять своими эмоциями).
- Способствовать формированию адекватной самооценки.
- Учить выражать свои мысли, чувства через творчество.
- Корректировать нежелательные черты характера и поведения (агрессивность, страхи, тревожность).
Программа содержит в себе несколько направлений работы: изотерапия, цветотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, игротерапия, что во многом повышает эффективность достижения поставленной цели.
Изотерапия – одно из направлений арт-терапии; психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства. Изотерапия опирается на психологию творчества и используется в психотерапевтических целях. Щадящая методика такой психотерапевтической практики позволяет успешно использовать изотерапию в работе с детьми.
Используемые упражнения: «Цветик-семицветик», «Рисунок в круге», «Рисование по мокрому листу», «Весёлые кляксы».
Цветотерапия – метод психологической коррекции при помощи цвета. В рамках традиционной психологии неоднократно проводились исследования по воздействию того или иного цвета на психологическое состояние. Цветотерапия использует данные этих исследований в практических целях для формирования гармоничного состояния в ходе занятий цветотерапией. Используя это направление, на занятиях проходило знакомство с эмоциями. Используемые упражнения: «Какого цвета грусть», «Цвет моей радости» «Какого цвета злость», «Сказочный желтый цвет», «Волшебный красный цвет» и т.п.
Сказкотерапия - психологическое воздействие сказками. Сказкотерапия разнопланово использует потенциал сказок, открывающий воображение, позволяющий метафорически выражать те или иные жизненные сценарии. Используемые сказки: «Мишка Смешное ушко», «Чудо кактус» и др.
Музыкотерапия – одно из направлений арт-терапии, реализует психотерапию при помощи музыки. Музыкотерапия помогает преодолеть внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии.
Процесс творчества детей сопровождался музыкальными программами «Малыш в лесу», «Малыш и птичка», «Малыш у озера».
Песочная терапия - один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.
Используемые упражнения: «Путешествие пальчиков», «Узоры на песке», «Волшебная страна».
Игротерапия — вид психотерапии, в которой используется терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие.
Используемые игры: «Солнечный зайчик», Мой друг…», «Я сегодня…», «Настроение» и др.
Структура каждого занятия состояла из следующих этапов:
- Этап - Ритуал приветствия.
Позволял детям эмоционально раскрепоститься, настроиться на продуктивное взаимодействие со взрослым и сверстниками.
- Этап - Основной.
Совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач конкретного занятия (изотерапия, игротерапия, сказкотерапия, музыкатерапия, песочная терапия):
- снятие тревожности;
-повышение самооценки, уверенности в себе и в своих способностях;
- формирование социально-коммуникативных навыков;
-нивелирование негативных поведенческих проявлений и эмоциональных состояний (злость, раздражительность, агрессивность, импульсивность).
- Этап - Рефлексия.
На каждом занятии проводилась оценка детьми собственного эмоционального состояния (беседы, вопросы).
Использовались следующие виды оценки:
- эмоциональная (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему);
- смысловая (почему это важно, зачем мы это делали).
- Этап - Заключительный.
В конце занятия проводился ритуал прощания в кругу (аналогично приветствию).
Следует отметить, что все дети принимали активное участие на занятиях. Многие участники выражали в ходе занятий яркие положительные эмоции. Стремились к положительному результату, погружаясь в работу с материалами для творчества. Часто дети были удивлены итогами работы в процессе занятий.
В процессе занятий ярко просматривалась положительная динамика в эмоциональном состоянии детей с высоким уровнем тревожности и низкой самооценкой. Постепенно дети раскрепощались, повышалась речевая активность, эмоциональный фон становился ярче. Появилась уверенность в себе (решительнее стали проявлять самостоятельность и инициативу в процессе продуктивной деятельности).
В процессе занятий дети были вовлечены в процесс рефлексии своего эмоционального состояния. При отрицательном выборе. Проводился анализ причин и возможные пути изменения эмоционального состояния в положительную сторону.
Результаты итоговой диагностики показали положительную динамику в эмоционально-личностной сфере детей: повышение самооценки у неуверенных детей, снижение частоты проявления негативных поведенческих реакций, снижение уровня тревожности, повышение коммуникативных способностей.
Список литературы:
- Данилина Т.А. Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ. - М. : Айрис-пресс, 2004. - 160с.
- Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии [Текст] Спб, «Речь», 2006г.
- Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. Развивающая сказкотерапия для детей, СПб. «Речь», 2006 г.
- Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006г.
- Копытин А. И., Свистовская Е. Е. Арт - терапия детей и подростков. - М.: Когито - Центр, 2007.
- Копытин А.И. Теория и практика Арт-терапии. СПб.: Питер. 2002
- Копытин А.И., Корт Б. Техники аналитической арт-терапии, Спб, Речь, 2007г.
- Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. Планета чудес. Развивающая сказкотерапия для детей. 224 с. обл. Речь, СПб, 2008г.
- Лебедева Л.Д. Практика Арт-терапии: Подходы, диагностика, система занятий. Спб.: Речь, 2008г.
- Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. Речь.: Спб, 2007 г.
- Сакович Н.А. Технология игры в песок – Игры на мосту. Спб.: «Речь», 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование эмоционально – личностных качеств личности детей дошкольного возраста через развлечения
в материале описаны роль и значение развлечений в эмоционально- личностном развитии детей дошкольного возраста, а также их формы и виды....
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Из опыта работы музыкального руководителя Фролкиной С.Б....
«Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством использования нетрадиционных техник рисования»
Актуальность:Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения является изобразительное творчество, в ...
«Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством приобщения к русской традиционной культуре с исп. технологии сказкотерапии»
Статья на тему: «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством приобщения к русской традиционной культуре с использованием технологии сказкотерапии»...
Развитие художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Дошкольный возраст - яркая неповторимая страница в жизни каждого человека.Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка.Тв...