"Путешествие по русским народным сказкам"
план-конспект занятия (старшая группа)

Конспект НОД в старшей группе "Путешествие по русским народным сказкам"

Цель: обобщение и систематизация знаний детей о русских народных сказках, развитие эмоционально-нравственной сферы детей, морально-этических представлений.

 Образовательные задачи:

    обобщить знания детей о русских народных сказках, их героях, характерных качествах;
    формировать интерес к русскому народному творчеству;
    познакомить детей с одним из признаков русской народной сказки — троекратным повтором, с особым значением числа "три".

Развивающие задачи:

    развивать у детей мышление, внимание, память, речь;
    развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику;
    развивать инициативу и умение действовать согласованно;

Воспитательные задачи:

    вызвать у детей желание общаться с книгой;
    воспитывать доброе и дружелюбное отношение друг к другу;
    воспитывать чувство любви к Родине через приобщение к русскому народному творчеству.

 

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная.

Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие детей.

 
Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие".


Активизация словаря: лексическая работа со словом "яга", понятием "устное народное творчество", "троекратное повторение".
 

Материалы к занятию: книга с белыми листами, печка, ухват, чугун, горшок, сковорода, чудесный мешочек, с предметами (золотое яичко, ложка, скалка), яблонька, яблоки, корзиночка, мостик, речка, презентация, пазлы, книга с картинками, раскраски.

 
Предварительная работа:

1. Чтение, рассказывание русских народных сказок.
2. Рассматривание иллюстраций к сказкам.
3. Просмотр мультфильмов по теме: "Русские народные сказки".

4. Проведение дидактических игр: "Узнай сказку по картинкам", "Чей головной убор?", "Из какой сказки герой?", "Собери сказку", "Что сначала, что потом?".
5. Разгадывание загадок.

 
Методы и приемы:

Словесные:

беседа;

обращение к опыту детей;

загадывание загадок;

педагогическая оценка, поощрения;

сюрпризный момент

 
Наглядные:

демонстрация слайдов, рассматривание иллюстраций

 

Практические:

решение проблемных ситуаций;

поисковые действия;

дидактические игры;

 
Содержание деятельности:
 

Дети заходят, становятся в круг.

Дети: Здравствуйте.

– Здравствуйте! - вы нам сказали

– Здравствуйте! - ответим мы.

Нас две ниточки связали:

Теплоты и доброты.

 
- Ребята, смотрите, какая большая красивая книга. Как выдумаете, что в ней написано?

Сказки.

- А почему вы так думаете?

 
- Вы любите сказки? Почему вы их любите?

(Ответы детей: интересные, увлекательные, мудрые, умные, волшебные. и т.д.)

 
- Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными?

(ответы детей: потому что, их сочинил народ)

 
- Когда-то давно книги были не у всех, не все люди умели писать и читать. Но, чтобы не скучать, взрослые сами придумывали сказки и рассказывали их друг другу, своим детям, внукам. Сказки народ передавал от одного человека к другому, из уст в уста. Что такое уста? (Ответ детей)

 
- Уста - это губы.

- Поэтому сказки - это устное народное творчество.
 

- Где же они хранятся? (ответы детей: в голове, в книге)

 
Все, что создано умом,

Все, к чему душа стремится,

Как янтарь на дне морском,

В книгах бережно хранится.

 
- Испокон века книга растит человека, рассказывает истории. Хорошая книга ярче солнышка светит. Ну что, давайте ее почитаем. (Открываю книгу).

- Ой! Что такое?! Здесь ничего нет: ни иллюстраций, ни букв — чистые листы. Куда же всё пропало? Что же делать?

(Дети дают свои версии, как поступить в данной ситуации).

(выпадает записка)

- А это что такое? Записка... От кого?

Ну-ка, почитаем:

Не ждала и не гадала?

Книгу я заколдовала.

Унесла из книги сказки,

Чтоб не знали дети ласки.

- Что ж, теперь не будет сказки? А кто это так сделал? Добрый человек?

- Нет, не добрый, а злой.

- Давайте дальше прочтем, чтоб узнать, кто это.

 
Угадайте-ка, кто я:

Есть избушка у меня,

У неё одно окошко,

И стоит на курьих ножках.

В ступе по лесу летаю,

Малых детушек пугаю.

- Кто это? (Баба Яга).

- Да, это Баба Яга. А вы знаете, что означает слово "Яга"?

- Нет.

- Ягать — это значит кричать, ругаться. За то, что эта Баба всегда кричит, ругается и никого не любит, её так и стали звать.

Коли сказки вам нужны,

Попытайтесь их спасти.

Сделать это тот сумеет,

Кто все преграды одолеет.

 
- Что же делать, как тут быть? (ответы детей)

- Нужно обязательно помочь. А не страшно вам? Говорят, "Сам погибай, а друга выручай". Давайте попробуем попасть в сказочную страну. Вы верите в волшебство? Возьмемся за руки и скажем волшебные слова:

Три раза хлопни,

Три раза топни,

Три раза вправо обернись

И в сказке очутись.

 
Раздается волшебный звук

- Ребята, мы попали в сказочную страну. Только куда же нам идти?

Нужно оглядеться, может нам что подскажет.

Переворачиваю записку, а там три значка с цифрами 1, 2, 3.

- Ребята, смотрите, что тут.

- Это карта.

- А здесь цифры.

- Значит идем к цифре один. Что там?

- Печка.

- К печке ближе подойдем,

Все отыщем, все найдем.

 

- Что нам делать, где заданье искать?

- Нужно везде посмотреть: и под печкой, и в печке, и на печке.

- Откуда начнем?

- Что под печкой?

- Дрова!

- Заслонку откроем, заглянем в печку. Что там? (ПОСУДА) Назовите эти предметы.

- Чугун, горшок, сковорода.

- А что там внутри, чтобы это узнать нам надо из печки все это достать. А чем?

- Ухватом.

- Кто хочет попробовать?

(Достают, все пусто).

- Для чего нужна эта посуда?

- В чугуне - щи да кашу варить, в горшке- молоко квасить и топить, а на сковороде- все жарить, да блины и пироги печь.

- Видно, давно печь не топили, обед не варили. Осталось на печную лежанку заглянуть? Смотрите! На печке мешок лежит, интересно, что в нем?

Предлагаю: один на ощупь узнаёт и всем загадку задает.

Словами из сказки он нам говорит,

А вы догадайтесь-ка, что там лежит.

 

Игра "Чудесный мешочек"

 
Ребенок опускает руку в мешок, нащупывает предмет и говорит:

 

1. Дед бил-бил, не разбил,

Баба била-била, не разбила.

 

Воспитатель: Что это?

Яичко! Из сказки "Курочка Ряба".

 

2. Это ... простая - Котова,

Это ...простая - Петина.

А это, не простая- точеная,

Ручка золоченая.

Никому ее не отдам.

 

- Ложка из сказки "Жихарка".

 

3. Пусти переночевать,

Я вас не потесню:

Сама лягу на лавочку,

Хвостик под лавочку,

А ... под печку.

 

Скалочка, "Лисичка со скалочкой"

 

(Таким образом достают все 3 предмета: яичко, ложку, скалочку)

 

Раздается волшебный звук

 

Молодцы, справились с этой задачей. Куда дальше идем?

 

- К яблоньке.

 

- Смотрите, какие румяные яблочки,

А это что?

 

- Корзина!

 

- А в корзине записка:

Яблочки мои созрели,

Урожай пора собрать,

Тот, кто правильно ответит,

Будет яблочко срывать.

- Вспомните, кому и в каких сказках помогали яблонька или яблочко.

Яблочко, нам помоги, сказки эти покажи. Презентация.

 

По полям, лесам бежала,

Братца милого искала:

"Я его не сберегла,

И сама найти должна."

"Гуси-лебеди"

Батюшка ее любил

И на ярмарке купил

блюдце не простое,

что-то наливное. Машенька, "Серебряное блюдечко да наливное яблочко"

 

Так коровушку жалела,

Мяса крошечки не съела.

В сад воды носила,

Яблоньку взрастила.

Хаврошечка из сказки "Крошечка-Хаврошечка"

 

- Вспомните, почему им помогали, какими они вам представляются. Давайте по очереди, не перебивая друг друга, называть положительные черты характера этих сказочных главных героев и срывать с яблоньки по одному яблоку.

Тут так и написано:

Про их характер говорите,

В корзину яблочки кладите.

- Добрая, трудолюбивая, смелая, скромная, приветливая, ласковая, красивая, послушная, внимательная, заботливая и т.д.

Раздается волшебный звук

- Вот Молодцы!

Как много вы знаете, все яблоки собрали.

И с этим заданием справились.

А теперь скорее в путь.

Оглядитесь-ка вокруг.

Куда дальше пойдем?

- К речке!

- А каким образом нам через речку переправиться?

- Перейти, переплыть, переправиться на лодке, по мостику.

- Ой, ребята, смотрите! Что это?

По- моему, стройматериалы.

Как вы думаете, что из него можно сделать?

Правильно, мостик.

- Глядите! Здесь что-то написано:

"Через речку перейдете, если мостик соберёте,

На вопросы отвечайте и дощечку добавляйте".

1-я дощечка:

Вспомните и назовите русские народные пословицы и поговорки?

Например, сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

2- я дощечка:

Назовите волшебные предметы, которые встречаются в сказках:

сапоги-скороходы,

шапка-невидимка,

волшебная палочка и т.д.

3- я дощечка:

Вспомните и назовите слова, которые в сказке повторяются героем несколько раз:

"Маша и медведь":

Не садись на пенек,

Не ешь пирожок.

 

"Сивка-бурка":

Сивка-бурка, вещий каурка,

Встань передо мной,

как лист перед травой.

 

"По-щучьему веленью":

По-щучьему веленью,

По-моему хотенью....

 

Перешли, слышится треск, избушка поворачивается.

Слышите, кажется поблизости где-то Баба-Яга или ее избушка.

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

"В темном лесу есть избушка"


Темный лес, - дети делают круговые движения перед собой.

    лесу избушка – дети показывают руки вперед.
    Стоит задом наперед – дети поворачиваются вокруг себя.
    той избушке есть старушка – грозят пальцем.
    Страшная Яга живет – грозят пальцем другой руки.
    Нос крючком, - показывают пальчиком.
    Глаза большие – показывают.
    Словно угольки горят- покачивают головой.
    Ух, сердитая какая! – бег на месте.
    Дыбом волосы стоят – руки вверх.


- Ну так и есть, смотрите: записка!

"Не стерпела, не смога,

Все картинки порвала.

Если соберете,

В сказки их вернете."

(Перед занятием детям прикреплены кружки трех цветов, на столе тарелочки таких же цветов, на которых лежат разрезные картинки)

- Посмотрите внимательно, к какой тарелочке вам надо подойти, она такого же цвета, как ваша эмблема. Поделитесь на группы и приступайте к выполнению задания.

(Три медведя, три царевича, три девицы)

- Подумайте и скажите, что общего у этих картинок?

- Правильно.

В сказках число "три" непростое — магическое. Давайте вспомним, где в сказках встречается это число.

    Тройка коней, Тридесятое царство, тридевять земель, трехглавый дракон, три богатыря, три желания, три героя (Пузырь, соломинка, лапоть), три сына, действия выполняются по три раза...
    А в нашем путешествии мы встречались с этим числом?
    (ответы детей)

Какие вы молодцы! Все задания выполнили, потому что много знаете и умеете. Не пора ли нам вернуться в детский сад?

 

(Звучит волшебная музыка)

 

Скажем волшебные слова:

Три раза хлопни,

Три раза топни,

Три раза влево повернись,

В детский сад скорей вернись!

(Смотрим в книгу)

 

- Ой, смотрите - чудеса!

Всё на месте! Вот так да!

- Ребята, о каком волшебном числе мы узнали сегодня на занятии?

- Кто запомнил, почему Бабу Ягу так называют. (Что нового вы сегодня узнали?)

- Спасибо вам, милые ребятки за то, что помогли в книгу сказки вернуть. Вы

такие смелые, умелые, умные разумные, а главное — добрые.

В сказках добро всегда побеждает зло.

У доброго человека всегда много друзей, а с ними, с друзьями, жить веселей.

Посмотрите, в книге есть раскраски (лежат картинки), которые можно раскрасить и дома рассказать эту сказку маме и папе.

Мы возьмем книгу и обязательно ее прочитаем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Plain text icon puteshestvie_po_russkim_narodnym_skazkam.txt20.08 КБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

итоговое занятие для детей младшего возраста на тему: "Путешествие по русским народным сказкам"

Данное занятие проводится во второй половине учебного года, когда была организована работа по изучению русских народных сказок, можно данный материал использовать и проводить в виде КВНа. Предварите...

Интегрированное занятие: Развитие речи-социальный мир "Путешествие в русскую народную сказку"

В этом конспекте  занятия закрепляются  знания о старинном русском быте....

Досуг в подготовительной группе. "Путешествие по русским народным сказкам"

Досуг в подготовительной группеТема:  «Путешествие по русским народным сказкам»   ВоспитательМБДОУ №3 «Тополёк»ст. ФастовецкойШлык Н.Н.  Цели:- закрепить знания дет...

Конспект интегрированного занятия для средней группы детского сада «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)

Конспект интегрированного занятия для средней группы детского сада «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)...

Конспект мероприятия по мотивам русских народных сказок Тема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой»

Конспект мероприятия  по мотивам русских народных сказокТема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой» ...

Конспект интегрированного занятия для средней группы «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)

Закрепление знаний детей о порядковом счёте, о количественном счёте используя различные анализаторы, о сравнении чисел. Закрепление знаний о цифрах и геометрических фигурах, о величине предметов, испо...

«Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)

Формировать познавательные способности детей: умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации....