Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении
учебно-методический материал (средняя группа)

Ильина Татьяна Владимировна

Проектная деятельность – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, игровая, познавательная, творческая деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие детской инициативы, свободной творческой личности ребенка.

Использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Кроме того, делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Следовательно, данная проблема является актуальной не только для детского сада, но и для общества в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении

Проектная деятельность – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, игровая, познавательная, творческая деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие детской инициативы, свободной творческой личности ребенка.

Использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Кроме того, делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Следовательно, данная проблема является актуальной не только для детского сада, но и для общества в целом.

Главная особенность проектной  деятельности заключается в том, что она осуществляется в пространстве возможностей, где нормы четко не заданы, не определены. В этом случае, в отличие от традиционного образования, и педагог, и ребенок попадают в ситуацию неопределенности, т.е. технология проектной деятельности ориентирована на исследование как можно большего количество заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути. Роль педагога в проектной деятельности, в этом случае, возрастает. Он становиться не столько носителем содержания образования дошкольников, сколько собственно педагогом. Другими словами, он становиться специалистом по проектированию социальной ситуации развития детей. От педагога требуется умение видеть как всю группу детей, так и каждого ребенка. Педагог должен не только заранее продумывать возможные варианты социальной ситуации развития, но и постоянно импровизировать. Следовательно, взрослые должны не только уделять внимание формированию ЗУН дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через  совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры.

Основной целью проектной деятельности в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

1) обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

2) развитие познавательных способностей;

3) развитие творческого воображения;

4) развитие творческого мышления;

5) развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты),

В старшем дошкольном возрасте – это:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной

инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с

помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение

конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

 

Задачи проектной деятельности:

- Обучение планированию (ребенок должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы).

- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов.

- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

- Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Проектная деятельность требует большой самостоятельности от детей, что еще не под силу дошкольникам в силу возраста, поэтому мы будем рассматривать в неразрывной связи проектную деятельность дошкольников и метод проектов, как форму организации проектной деятельности дошкольников.

В настоящее время проекты в ДОУ, классифицируют по следующим признакам:

По составу участников: индивидуальные, групповые и фронтальные.

По срокам реализации: краткосрочные (мини-проекты 1-4 недели); среднесрочные (от 1 месяца); долгосрочные проекты (полугодие, учебный год).

По тематике: исследовательские, творческие и нормативные проекты.

В практике современных дошкольных учреждений, в соответствии с ФГОС, выделяют три вида проектов, каждый из которых обладает своими особенностями и характерными этапами реализации:

1. Исследовательский проект: дети проводят исследование и экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, плакатов, стендов, детского дизайна, носит индивидуальный характер. В процессе работы над исследовательскими проектами обогащаются знания детей. Дошкольники начинают добывать их самостоятельно, привлекая все доступные средства. Исследовательские проекты не только обогащают дошкольников знаниями и стимулируют их познавательную активность, но и влияют на содержание сюжетно-ролевых игр. Реализация исследовательского проекта занимает около месяца и включает в себя 4 этапа:

1 этап: предполагает создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи.

2 этап: ребенок приступает к реализации проекта, то есть отвечает на поставленный вопрос (опрос членов семьи и взрослых, совместный поиск информации в энциклопедиях, интернете, ТВ-передачах и т.д.). Результаты заносятся в специальный альбом. Ребенку не обойтись без помощи взрослых, но взрослые должны помнить, что они должны выполнять вспомогательную функцию, следуя замыслу ребенка, т.к. именно он является автором проекта.

3 этап: презентация проекта – ребенок показывает и рассказывает взрослым и сверстникам о выполнении своего проекта или полученных результатах, о том, что у него получилось и что ему удалось узнать.

4 этап: организация выставки проектов и придумывание различных заданий и интеллектуальных игр для закрепления и систематизации знаний, полученных в ходе работы над проектами. По окончании выставки проекты включаются в библиотеку группы детского сада, сшиваются в книжку и находятся в свободном доступе.

2. Творческий проект: в ходе творческой проектной деятельности создается новый творческий продукт, который осуществляется коллективно или совместно с родителями. При выполнении коллективного  проекта каждый ребенок предлагает свою идею проекта, но для реализации выбирается только одна.  Отличительной чертой творческих проектов является долгосрочность и включает в себя следующие этапы:

1 этап: обсуждение возможных тем проектов, связанных со значимыми социальными ситуациями в жизни детей и взрослых, это могут быть праздники, сезонные изменения, социальные вопросы (оказание помощи пожилым людям).

2 этап: определяются мотивы участия детей в предстоящей деятельности. Дети делятся своими идеями по поводу предстоящего проекта.

3 этап: дети высказывают свои идеи реализации проекта.

4 этап: воспитатель предлагает детям зарисовать свои идеи, а затем подумать о том, что необходимо для их реализации.

5 этап: дети демонстрируют свои работы сверстникам, рассказывают о своих рисунках, отвечают на вопросы. Обсуждение может проходить  в течение нескольких занятий, поэтому у дошкольника появляется возможность доработать свою идею и качественно изменить содержание рисунка. В заключении выбирается идея, которая будет реализовываться в ходе творческого проекта.

6 этап: связан с информированием родителей. Для этого идея проекта (рисунок) и название вывешиваются на стенд.

7 этап: педагог вместе с детьми организует работу по реализации общего замысла.

8 этап: педагоги продумывают, как представить полученный продукт.

9 этап: презентация продукта творческого проекта.

3. Нормативный проект: нормативная проектная деятельность подразумевает проект по созданию свода правил, по которым должны жить дети в детском саду. Правила оформляются в виде книжки, которая заполняется по мере выполнения нормативных проектов. Нормативный проект предполагает создание новой нормы, регулирующей поведение детей в группе детского сада. В качестве ситуаций, в которых норма необходима, выступают типичные, повторяющиеся ситуации конфликтного взаимодействия. В нормативной проектной деятельности можно выделить следующие этапы:

1 этап: воспитатель выявляет  такие ситуации, в которых проявляются нежелательные формы поведения детей и которые достаточно часто повторяются.

2 этап: педагог инициирует обсуждение вариантов поведения в той или иной ситуации и тех нежелательных последствий, к которым они могут привести.

3 этап: педагог просит изобразить в рисунке нежелательные последствия неприемлемого поведения.

4 этап: педагог просить детей рассказать о своих рисунках и о тех последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация.

5 этап: педагог предлагает детям подумать над тем, как нужно вести себя, чтобы избежать нежелательных последствий. После того как каждый ребенок  выскажет свое мнение, воспитатель просит детей выбрать одно из предложений в качестве правила.

6 этап: воспитатель просит детей зарисовать это правило так, чтобы оно было понятно всем. При этом правило ни в коем случае не должно быть запрещающим, поскольку иначе оно будет подавлять, а не побуждать инициативу детей.

7 этап: дети объясняют, что они нарисовали. В ходе обсуждения педагог предлагает создать «знак» правила. «Знак» должен содержать указание на признак ситуации и адекватный способ действия.

8 этап: связан с оформлением правила и внесением его в книгу правил. Дети изображают «знак» правила в книгу правил, а педагог подписывает под ним соответствующее правило.

Нормативный проект не снимает раз и навсегда все конфликтные ситуации в группе. Именно поэтому существует книга правил, к которой дети обращаются самостоятельно или по подсказке педагога. В детском саду таких правил не много (10-12), но их фиксация позволяет существенно снизить конфликтность между детьми.

Ценность нормативной проектной деятельности состоит в том, что она основана на разрешении реальных конфликтных ситуаций и представляет собой наглядный способ продуктивного выхода из них с сохранением детской инициативы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы по проблеме"Повышение профессиональной компетентности педагогов в организации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении"

опыт  работы  преднозначен для  старших  воспитателей  и  воспитателей  работающих  по  проектной  технологииИнформация  об  опытеУсловия...

Организация проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Консультация  посвящена вопросу организации проектной деятельности в детском саду, рассматриваются виды проектов, этапы работы над проектом, даются рекомендации по разработке проектов....

Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении

Основной целью использования проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития познавательных способностей, тво...

Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении

«Организация проектной деятельности дошкольников в группе детского сада (на основе интеграции образовательных областей)»...

Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении.

Для того чтобы дошкольное образовательное учреждение успешно работало, должно использовать современные методики и интеграционные технологии. На сегодняшний день, метод проектов широко распространен, п...

Квалификационная работа "Методическое руководство проектной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении"

В работе представлены теоретические предпосылки методического руководства проектной деятельностью в ДОУ и практическая работа по выявлению эффективности методического руководства проектной деятельност...

Организация проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

В настоящее время в ДОУ активно внедряются инновационные технологии. Одной из таких технологий является проектная деятельность(метод проектов).        Проект (от лат...