Организация проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении
консультация (подготовительная группа) на тему

Мухаметханиева Ляйсан Минзагитовна

В настоящее время в ДОУ активно внедряются инновационные технологии. Одной из таких технологий является проектная деятельность(метод проектов).

        Проект (от лат. рrojectus – брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) – это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени и направленная на достижение заранее определённого результата или цели. Результатом проектной деятельности является создание уникального продукта, к качеству которого предъявляются определённые требования.

       Уникальность деятельности при работе по педагогической технологии заключается в свободном выборе формы работы с детьми (в том числе и нетрадиционных), в использовании разнообразных методических и педагогических приёмов, направленных не столько на развитие определённых навыков работы с различными материалами, сколько на объединение общих усилий для достижения единой цели.

        Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.

         В настоящее время проекты классифицируются по разным признакам: по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации.

         Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности.

В практике дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:  

       - исследовательский - осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.).

       - ролево-игровые - проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы;

        - информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, витражи и т.п.;

       - творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников [1].

         Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр., например «Театральная неделя».

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты.

        Кроме того, используются и такие виды проектов, как:

       - комплексные, например «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;

       - межгрупповые, например «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;

       - творческие, например «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;

        - групповые, например «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;

      - индивидуальные, например «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;

      - исследовательские, например «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

Другими признаками классификации являются:

     - состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.);

- продолжительность: краткосрочный - несколько занятий, 1-2 недели; средней продолжительности - 1-3 месяца; долгосрочный - до 1 года (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).

          Основной целью проектной деятельности в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

        Задачи развития:

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

- развитие познавательных способностей;

- развитие творческого воображения;

- развитие творческого мышления;

- развитие коммуникативных навыков.

        Задачи проектной  деятельности специфичны для каждого возраста.

       В младшем дошкольном возрасте – это:

       - вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

        - активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

        - формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

       В старшем дошкольном возрасте – это:

        - формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

       - развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

       - формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

       - стимулирование желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

        В процессе внедрения проектного метода в ДОУ воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Воспитатель  - основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы.

       Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

        - занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;

        - комплексные блочно-тематические занятия;

        - интеграция: частичная или полная;

       - метод проектов, как форма организации образовательного пространства; как метод развития творческого познавательного мышления [2].

        Работа в данном направлении реализуется через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создания предметно- развивающей  среды в соответствии с требованиями метода проектов. Внедрение в практику указанной технологии, предъявляет к педагогу определенные требования, как к творческой личности, и специального обучения для повышения педагогического профессионализма, т.к. научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов как технологией и как деятельностью по сомоорганизации профессионального пространства.

          План работы воспитателя по подготовке проекта может быть такой:

      1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

      2. Разработка плана достижения цели (обсуждается план с родителями).

      3.Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

     4. Составление плана-схемы проекта.

     5. Сбор, накопление материала.

     6. Включение в план проекта занятий, игр и др. видов детской деятельности.

       7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.

      8. Презентация проекта, открытое занятие [3].

               Основные этапы метода проектов включают:

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:

- к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

- в каких источниках можно найти информацию;

- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

- с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта - практическая часть.

4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов [4].

Этапы работы над проектом:

 Деятельность педагога

 Деятельность детей

   Первый  этап:

  Формулирует проблему (цель). Определяется продукт проекта.

 Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

 Формулирует задачу.

 Вхождение в проблему.

 Вживание в игровую ситуацию.

 Принятие задачи.

 Дополнение задач проекта.

  2 этап

 Помогает в решении задачи.

 Помогает спланировать деятельность, организует деятельность.

 Объединение детей в рабочие группы.

3 этап

  Практическая помощь (по необходимости).  Направляет и контролирует осуществление проекта.

  Формирование специфических знаний, умений навыков.

  4 этап

  Подготовка к презентации.

Презентация.

 Продукт деятельности готовят к презентации.

 Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

      Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ.

       Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

        Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

         Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

 

Список литературы

1.  Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С.Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.    

2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие // Л.С. Кисилева, Т.А. Данилина, Т.С.Лагода и др. - М.: АРКТИ, 2003 - С.16.

 

3.  Прокофьева Л.Б. Взгляд на качество образования с позиций методологического подхода.  Сборник научных трудов / Л.Б.Прокофьева, Г.А.Воронина; под ред. И.М.Осмоловской. - М.: ИТиИП РАО, 2004. - С.503.   

4.  Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л.Тимофеева. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 201

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_konkursa.docx27.4 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Русский Байтуган

Камышлинского района Самарской области

                       

Организация проектной деятельности

в дошкольном образовательном учреждении  

                                                                 Подготовила ст.воспитатель:

                                                              Мухаметханиева Ляйсан Минзагитовна

     В настоящее время в ДОУ активно внедряются инновационные технологии. Одной из таких технологий является проектная деятельность(метод проектов).

        Проект (от лат. рrojectus – брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) – это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени и направленная на достижение заранее определённого результата или цели. Результатом проектной деятельности является создание уникального продукта, к качеству которого предъявляются определённые требования.

       Уникальность деятельности при работе по педагогической технологии заключается в свободном выборе формы работы с детьми (в том числе и нетрадиционных), в использовании разнообразных методических и педагогических приёмов, направленных не столько на развитие определённых навыков работы с различными материалами, сколько на объединение общих усилий для достижения единой цели.

        Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.

         В настоящее время проекты классифицируются по разным признакам: по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации.

         Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности.

В практике дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:  

       - исследовательский - осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.).

       - ролево-игровые - проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы;

        - информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, витражи и т.п.;

       - творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников [1].

         Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр., например «Театральная неделя».

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты.

        Кроме того, используются и такие виды проектов, как:

       - комплексные, например «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;

       - межгрупповые, например «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;

       - творческие, например «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;

        - групповые, например «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;

      - индивидуальные, например «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;

      - исследовательские, например «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

Другими признаками классификации являются:

     - состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.);

- продолжительность: краткосрочный - несколько занятий, 1-2 недели; средней продолжительности - 1-3 месяца; долгосрочный - до 1 года (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).

          Основной целью проектной деятельности в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

        Задачи развития:

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

- развитие познавательных способностей;

- развитие творческого воображения;

- развитие творческого мышления;

- развитие коммуникативных навыков.

        Задачи проектной  деятельности специфичны для каждого возраста.

       В младшем дошкольном возрасте – это:

       - вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

        - активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

        - формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

       В старшем дошкольном возрасте – это:

        - формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

       - развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

       - формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

       - стимулирование желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

        В процессе внедрения проектного метода в ДОУ воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Воспитатель  - основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы.

       Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

        - занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;

        - комплексные блочно-тематические занятия;

        - интеграция: частичная или полная;

       - метод проектов, как форма организации образовательного пространства; как метод развития творческого познавательного мышления [2].

        Работа в данном направлении реализуется через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создания предметно- развивающей  среды в соответствии с требованиями метода проектов. Внедрение в практику указанной технологии, предъявляет к педагогу определенные требования, как к творческой личности, и специального обучения для повышения педагогического профессионализма, т.к. научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов как технологией и как деятельностью по сомоорганизации профессионального пространства.

          План работы воспитателя по подготовке проекта может быть такой:

      1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

      2. Разработка плана достижения цели (обсуждается план с родителями).

      3.Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

     4. Составление плана-схемы проекта.

     5. Сбор, накопление материала.

     6. Включение в план проекта занятий, игр и др. видов детской деятельности.

       7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.

      8. Презентация проекта, открытое занятие [3].

               Основные этапы метода проектов включают:

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:

- к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

- в каких источниках можно найти информацию;

- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

- с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта - практическая часть.

4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов [4].

Этапы работы над проектом:

 Деятельность педагога

 Деятельность детей

   Первый  этап:

  Формулирует проблему (цель). Определяется продукт проекта.

 Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

 Формулирует задачу.

 Вхождение в проблему.

 Вживание в игровую ситуацию.

 Принятие задачи.

 Дополнение задач проекта.

  2 этап

 Помогает в решении задачи.

 Помогает спланировать деятельность, организует деятельность.

 Объединение детей в рабочие группы.

3 этап

  Практическая помощь (по необходимости).  Направляет и контролирует осуществление проекта.

  Формирование специфических знаний, умений навыков.

  4 этап

  Подготовка к презентации.

Презентация.

 Продукт деятельности готовят к презентации.

 Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

      Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ.

       Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

        Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

         Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Список литературы

1.  Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С.Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.    

2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие // Л.С. Кисилева, Т.А. Данилина, Т.С.Лагода и др. - М.: АРКТИ, 2003 - С.16.

3.  Прокофьева Л.Б. Взгляд на качество образования с позиций методологического подхода.  Сборник научных трудов / Л.Б.Прокофьева, Г.А.Воронина; под ред. И.М.Осмоловской. - М.: ИТиИП РАО, 2004. - С.503.    

4.  Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л.Тимофеева. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. - 80 с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация «Проектный метод в деятельности дошкольного образовательного учреждения»

Дошкольное воспитание, как первая ступень образования, за последнее время прошло сложный путь вписывания в новые реалии. Одной из приоритетных задач, провозглашенных реформой образования, является мас...

«Проектный метод в деятельности дошкольного образовательного учреждения»

Консультация для педагогов ДОУ: «Проектный метод в деятельности дошкольного образовательного учреждения»...

Консультация для педагогов на тему: «Проектный метод в деятельности дошкольного образовательного учреждения»

Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возм...

Статья на тему:"Организация проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации"

В настоящее время, наиболее ярким, развивающим, интересным, значимым методом, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность – форма организации совместно...

Организация проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации

В Законе РФ «Об образовании», национальной доктрине образования РФ, концепции модернизации российского образования обозначены современные требования, предъявляемые к образованию подрастающ...