Мастер-класс на тему:«Развитие эмоционально-чувственного восприятия детей старшего дошкольного возраста посредством экосенсорной среды»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Фокина Светлана Анатольевна

Ребенок дошкольного возраста «видит окружающий мир глазами и руками».

Потребность действовать с предметами, играть с ними неукротима.

Именно поэтому усвоение основ экологических знаний в этом возрасте наиболее продуктивно, т.к. ребенок воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое,  одушевленное. Формирования экологического сознания у детей дошкольного возраста происходит с помощью различных средств, в том числе, и с помощью чувств.

Сегодня мы окунемся в мир природы-неиссякаемый источник многообразия форм, красок, звуков, и я продемонстрирую вам ряд методов и приемов, направленных на развитие эмоционально-чувственного восприятия объектов природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx26.51 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Малыш»

Мастер-класс

на тему:

«Развитие эмоционально-чувственного восприятия

 детей старшего дошкольного возраста

посредством экосенсорной среды»

   

Воспитатель: Фокина С.А.

Рославль 2023г

Тема: «Развитие эмоционально-чувственного восприятия  детей старшего дошкольного возраста посредством экосенсорной среды»

Цель: показать приемы педагогической техники по развитию эмоционально-чувственного восприятия объектов природы у детей старшего дошкольного возраста .

Ход мероприятия

-Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема моего педагогического опыта

«Развитие эмоционально-чувственного восприятия детей старшего дошкольного возраста посредством экосенсорной среды».

-Ребенок дошкольного возраста «видит окружающий мир глазами и руками».

Потребность действовать с предметами, играть с ними неукротима.

Именно поэтому усвоение основ экологических знаний в этом возрасте наиболее продуктивно, т.к. ребенок воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое,  одушевленное. Формирования экологического сознания у детей дошкольного возраста происходит с помощью различных средств, в том числе, и с помощью чувств.

Сегодня мы окунемся в мир природы-неиссякаемый источник многообразия форм, красок, звуков, и я продемонстрирую вам ряд методов и приемов, направленных на развитие эмоционально-чувственного восприятия объектов природы.

-В этом мне помогут участники фокус-группы.

-Сегодня мы с вами познакомимся с одним из уголков природы, поговорим о его особенностях, обитателях.

-Я предлагаю вам совершить путешествие, а куда именно, вы узнаете, отгадав загадку.

Вот песчаный океан

Раз бархан и два бархан.

Здесь без дождика тоска-

Всюду горы из песка.

-Какие ассоциации возникают у вас при слове пустыня? (Музыка. «Восточная музыка» приглушенно)

-Пустыня…Удивительное место. Горячее, палящее солнце, песчаные горы, пещеры…И даже ветер из песка.(выключить музыку)

(Сенсорные коробки с песком. Открываем песок.)

-Предлагаю  вам внимательнее присмотреться к песку.

До песка можно дотронуться. Положите руки на песок.

Давайте его погладим. Теперь тыльной стороной ладони. Вам нравится? Какой он?(а в пустыне еще и теплый)

-Потрите песок между ладоней.

-  Пересыпем его из одной руки в другую.

- Попробуем удержать в кулаке. получается?

- Насыпьте горку. Получилось?

-Какой песок на ощупь?(Сухой, мягкий, сыпучий, шершавый).

-Как вы думаете, почему пустыню назвали именно «пустыня»?(пусто)

-Пустыня-пустое место, в самом прямом значении этого слова. Как тут можно существовать? Но все же здесь есть жизнь, есть обитатели, которые приспособились к данным условиям.

Д.И. «ЖИВОТНЫЕ ПУСТЫНИ».

-Выберете из предложенных животных только тех, которые живут в пустыне и заполните поле.

-Каких животных вы выбрали?

ОПИСАТЕЛЬНАЯ ЗАГАДКА.

-Но есть еще один обитатель пустыни. Я сейчас вам расскажу о нем. Если вы догадались, о ком идет речь, называете. Если нет, говорите слово «дальше».

1.Шустрый зверек.

2.Маленькие цепкие лапки.

Откладывает в песок маленькие яйца.

4.Хвост.

Показ ящерицы.

-Интересен и растительный мир пустыни. Назовите растения, которые произрастают в таких тяжелых условиях.

-Как же они выживают в пустыне?

-Многие комнатные растения пришли к нам из пустыни(показ): хатиора, крассула, хавортия. Давайте их внимательно рассмотрим.

- Какие у них листья(цвет, форма, текстура)? Почему они именно такие?

-Хочу обратить ваше внимание вот на это растение – аихризон (дерево счастья). Как оно приспособилось к жизни в пустыне?

-Потрите листочки аихризона, понюхайте свои пальцы. Что вы скажете о запахе?

-Чтобы всем этим растениям в комнате было комфортно, нужно создать условия , близкие к естественной среде обитания: бедная песчаная почва, скудный полив, яркое солнце.

-Сегодня я предлагаю вам создать свой уголок пустыни и поместить туда нашу ящерицу, т.к. она уже соскучилась по своей родной среде. А поможет нам карта -схема, которая укажет последовательность действий и варианты расположения растений.

- Нам понадобятся контейнер, черенки засухоустойчивых растений, земля, песок, камни.

1.Сегодня я уже приготовила специальный грунт: мы сажаем растения пустынь, следовательно,  грунт должен быть бедным. Он составлен из земли и песка в равных пропорциях. Дети насыпают по очереди совок песка, совок земли. Из пенопласта сделан дренаж. Для чего он нужен?

2.Мы готовы посадить растения. Подумайте, как их можно расположить. Может быть, вам помогут схемы.

3.Ручкой  ложки делаем лунки.

4.Ставим в лунку черенок, придерживая левой рукой, правой присыпаем низ черенка землей.

(Звучит музыка)

5.Дополним получившийся макет природными объектами.

Фокус-группа делает макет уголка пустыни(композицию из засухоустойчивых комнатных растений).

-А вы когда-нибудь слышали, как звучит пустыня?

-Хотите послушать? Закройте глаза.

Звуки пустыни: ветер, буря, «поющие пески».

Участники фокус-группы угадывают «Что звучит».

Поющие пески» - уникальный природный феномен. Ветер переносит большую массу песка. Создается невероятно мелодичный красивый звук.)

-Сегодня я познакомила вас с маленькой песчинкой такого удивительного мира как пустыня.

Фокус -группа присаживается.

Благодарю фокус-группу.

КОММЕНТАРИИ

-Уважаемые коллеги, я не хотела прерываться на каждом этапе данной деятельности и давать комментарии, чтобы не портить целостность восприятия, созданную особую атмосферу, т.к. моя основная задача – развитие эмоционально-чувственной сферы. Поэтому об актуальности выбранных мною методов, приемов и средств я расскажу сейчас.

В конкретный игровой сюжет я постаралась объединить игры, задания и упражнения, грамотный подбор которых позволили задействовать все анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный и обонятельный.

Учитывая, что ведущий вид деятельности дошкольников игра, активно использую игровые методы.

-Дидактическая игра «Животные пустыни» имеет много вариантов. Например, на ознакомительном этапе кладем только животных пустыни, как вариант «4-й лишний» и т.д. Выбираем в зависимости от места занятия в системе.

-Мною были использованы описательные загадки. Работать с загадками можно по-разному. Сегодня я попросила вас назвать ответ, а можно… попросить нарисовать отгадку( аудитория предлагает свои варианты ответов). Использование описательных загадок-обращение к личному опыту детей с целью вызвать в памяти соответствующие впечатления, образы.

-Несмотря на то, что бОльшая часть информации, содержащаяся в мире вокруг нас, рассчитана на визуальное восприятие, нужно учить детей «слушать тишину природы». Но этот удивительный мир звуков способен открыться перед ребенком лишь в том случае, если у него будет развито слуховое восприятие. На занятиях я активно использую игры и упражнения на развитие слухового восприятия.

-Не секрет, что ребенок дошкольник получает информацию о мире с помощью органов чувств, ощупывая, рассматривая предметы, познавая их свойства. Важно создать среду, в которой ребенок сможет получить как можно больше самых разнообразных ощущений. Универсальной вещью для тактильных игр являются сенсорные коробки, наполненные различным материалом. В нашем случае наполнителем являлся мелкофракционный кварцевый песок, который выступал предметом исследования.

Воздействуя на чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания ладоней, оказывал приятные тактильные ощущения, обладал успокаивающим эффектом.

-Исследование комнатных растений позволяет развивать не только аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетании цветов. Расчленять форму предметов, выделять отдельные величины, но и воздействовать на эмоции своими эстетическими качествами.

-Одним  из эффективных методов, открывающих новые возможности при решении задач по познавательному развитию дошкольников,  является метод макетирования. Макетирование – это творческая конструктивная деятельность детей. Создание и использование макетов в предметно-пространственной среде отвечает принципу интеграции образовательных областей. Примером выступило создание макета «уголок пустыни».

-Надеюсь,  я  вас убедила в том, что погружение детей в специально созданную экосенсорную среду способствует развитию эмоционально-чувственного восприятия детей и открывает большие возможности для решения широкого спектра воспитательно-образовательных задач.

-Вы согласны со мной?

Благодарю за внимание, творческих  вам идей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для родителей на тему: «Развитие познавательных психических процессов в старшем дошкольном возрасте на этапе подготовке детей к школьному обучению»

     Психологическая готовность к школе предполагает, в первую очередь, достаточный уровень развития у ребенка познавательных психических процессов: внимания, мышления, памяти, в...

Мастер-класс для родителей Тема: «Развитие детей дошкольного возраста посредством инновационной образова-тельной технологии «ТИКО – моделирования»

Пояснительная записка: в данном приложении представлен Мастер-класс для родителей «Развитие детей дошкольного возраста посредством инновационной образовательной технологии «ТИКО &nda...

мастер-класс для педагогов тема: «Развитие мелкой моторики и воображения у детей старшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования»

Теоретическая частьМелкая моторика -  это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трёх систем: нервной, мышечн...

мастер-класс для педагогов тема: «Развитие мелкой моторики и воображения у детей старшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования»

Теоретическая частьМелкая моторика -  это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трёх систем: нервной, мышечн...

Мастер-класс с родителями на тему: «Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста»

В методической разработке раскрывается суть технологии межполушарного взаимодействия у детей, и ее роли в развитии дошкольников. Представлены эффективные игры, способствующие развитию межполушарн...

Мастер-класс на тему: «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством применения нетрадиционной техники рисования – ЭБРУ»

Мастер-класс на тему:«Развитие творческого воображения  у детей старшего дошкольного возраста посредством применения нетрадиционной техники рисования – ЭБРУ»Воображение интенсив...