Формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей.
материал

Финогенова Ольга Александровна

Формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей.                     

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей.                                                                                                                                   

Дошкольное детство – это неповторимый период в жизни человека, когда формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Это тот период, когда ребёнок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и, конечно же, педагогов.

Главной целью работы дошкольной образовательной организацией являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой задачи невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования четко артикулирует, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Одной из наиболее актуальных проблем современной педагогики становится взаимодействие и сближение дошкольной образовательной организации и семьи, а кроме того и распространение накопленных в этом направлении опыта и технологий.

Значительным препятствием в формировании гармоничной творческой личности является отсутствие единства и согласованности в действиях педагогов ДОО и родителей. В вопросах обучения и воспитания детей необходимо полное взаимопонимание сотрудников дошкольной образовательной организации с родителями, ведь непосредственно в семье у ребенка зарождаются и формируются различные интересы и способности.

В основе взаимодействия ДОО и семьи лежит сотрудничество – совместное определение целей деятельности, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени и в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль, оценка и анализ результатов работы, а в дальнейшем и прогнозирование новых целей, задач и результатов. Родители зачастую допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определенные трудности и проблемы. Потому, задача педагогов дошкольной образовательной организации – содействовать родителям в воспитании детей. Педагоги для достижения этой задачи применяют разнообразные формы взаимодействия ДОО с семьей. Невзирая на то, что в последнее время появились новые, перспективные формы сотрудничества, которые подразумевают активное участие родителей в педагогическом процессе детского сада, чаще всего работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. Вследствие этого, обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере. Потому, проблема поиска новых, нетрадиционных форм взаимодействия ДОО с семьей становится как никогда остро.                          В соответствии с положениями ФГОС ДОО, дошкольная образовательная организация призвана: обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи, содействовать повышению компетентности родителей, помочь семье в воспитании и образовании ребенка, создать условия для участия родителей в образовательной деятельности ДОО.                                                                              Для того чтобы дошкольная образовательная организация стала реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны сотрудничать в вопросах воспитания и обучения ребёнка. И потому, наиболее успешно складываются отношения между семьей и детским садом, если обе стороны понимают необходимость целенаправленного воздействия на ребёнка и доверяют друг другу. Эффективно построить работу в данном направлении возможно только при условии принятия педагогом семьи как субъекта образовательных отношений, поскольку термин «работа с родителями» остался в прошлом.                                                                        Субъект – это активный участник какой-либо совместной деятельности, в процессе которой он само реализуется. Современные ученые и практические работники, говоря об обсуждаемой нами проблеме, чаще всего используют термины «взаимодействие», «сотрудничество» и «партнерство», как правило, отождествляя их, тогда как каждый из них отражает специфику различных составляющих данной работы.                                      Взаимодействие – это непосредственная или опосредованная связь нескольких объектов в некий вид целостности, зачастую совершенно нового вида. Являясь универсальной формой движения, взаимодействие определяет существование и структурную организацию любой системы.                 Взаимосвязь общественного и семейного воспитания осуществляется как непосредственно – в ходе повседневного общения, так и опосредованно – через различные источники информирования (сайт образовательной организации, наглядные формы, тематическая справочная литература, предлагаемая семье педагогом для ознакомления, и др.). Взаимодействие всегда характеризуется согласованностью и слаженностью действий, как целостную систему «семья–ребенок–педагог», в которой каждый участник является равноправным субъектом общения.                                 Сотрудничество – это комплекс взаимовыгодных отношений нескольких субъектов, то есть диалог постоянно, обогащающий всех партнеров и участников. Овладеть искусством вести диалог предстоит обеим сторонам: и родителям, и педагогам. И педагогам, и родителям, необходимо искать позитивные способы и формы общения, которые могут подтолкнуть партнёра по взаимодействию к размышлению, сопереживанию, но такие, которые никак не обижают, не унижают, не вызывают защитной реакции.  Партнерство – это форма организации деятельности сторон, созданная на основе взаимных договоренностей, включающих права, обязанности, ответственность.                                                                                                                         Основные этапы сотрудничества с родителями:                                                    1.Опросы родителей с целью изучения их потребностей. Родителям предлагается ответить на вопросы анкеты. Результаты опроса являются основанием для планирования работы с родителями.                                               2.Востановление между воспитателями и родителями доброжелательных межличностных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество.                                                                                  3.Формирование у родителей более полный образ своего ребенка и правильного его воспитания посредством сообщения им знания о ребенке, например, особенности общения ребенка со сверстниками, отношение ребенка к труду в семье.                                                                            4.Знакомство воспитателей с проблемами семьи. Родители рассказывают о положительных чертах ребенка, о трудностях, тревогах, об отрицательном поведении детей и взрослых. Воспитателям нужно поддерживать партнерские отношения с родителями.                                                  5.Совместное исследование и формирование личности ребенка. Здесь планируется конкретное содержание работы с родителями, выбираются формы сотрудничества отдельно для каждой возрастной группы, учитываются возможности и индивидуальные особенности каждого воспитателя.                                                                                                        На сегодняшний день используются разнообразные разработанные многими педагогами методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.     Традиционным формы взаимодействия с семьёй: родительские собрания, консультации, анкетирование, семинары, организация работы родительского комитета детского сада, Дни открытых дверей, утренники, оформление информационных стендов, буклетов. Также традиционные формы взаимодействия можно условно разделить на три формы: коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.                             Коллективные формы: родительские собрания, конференции, «Круглые столы», инструктаж родителей, разнообразные совместные праздники и досуги, творческие лаборатории.

Индивидуальные формы: тематические консультации, педагогические беседы с родителями, заочные консультации – ящик (конверт) для вопросов родителей, посещение семьи ребенка, переписка с родителями, индивидуальные памятки. Преимущество такой формы работы с родителями состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми, как в группе, так и дома, педагоги намечают конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком.

Наглядно-информационные формы: записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов и занятий, фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки. Хотя эти формы и не подразумевают прямого взаимодействия с родителями, и их скорее можно назвать методами, но без них невозможно грамотно простроить работу с родителями. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье.        

 Нетрадиционным формы: защита семейных проектов, родительский клуб, участие родителей в творческих конкурсах, массовых мероприятиях детского сада, выставках родительских работ по изобразительной деятельности, презентация детского сада, онлайн общение на сайте детского сада в Интернете. Также нетрадиционные формы можно разделить на пять форм: информационно-аналитические, формы досуга, познавательные и наглядно-информационные, форма трудовой деятельности.

1.Информационно – аналитические формы: проведение опросов, анкетирование, «Почтовый ящик». Хотя эти формы не предполагают прямого взаимодействия с родителями, они очень важны в работе педагога. Результаты опросов, анкет помогают выяснить запросы и потребности родителей, узнать больше информации о семье, в которой воспитывается ребёнок.

2.Формы досуга: разнообразные совместные досуги, праздники «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам» и многие другие. Данные формы помогают устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

3.Познавательные формы: семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, педагогическая библиотека для родителей, мастер-класс. Данные формы направлены на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Отдельно стоит заострить внимание на такой форме взаимодействия, как мастер-класс. Мастер – класс – активная форма творческой самореализации педагога, когда учитель-мастер передает свой опыт слушателям путем прямого и комментированного показа приемов работы. Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас».

Потому, мастер- класс помогает решать одну из актуальных задач нашего времени: взаимодействие и сближение образовательного учреждения и семьи, а также распространение накопленных в этом направлении опыта и технологий. Практика проведения мастер-классов позволяет педагогам представлять свои авторские подходы к реализации учебно-воспитательного процесса.

4.Наглядно-информационные формы: информационные стенды,        папки-передвижки, мини-газеты, презентации дошкольной организации,  просмотр видеороликов с записью занятий, различных режимных моментов, разнообразные игры для взрослых, например, «Откуда эти строки?», изготовление игрушки для ребёнка, педагогический совет с участием родителей, посещение семьи и многое другое. Данные формы направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

5.Формы трудовой деятельности: показ для родителей видеофильмов, которые создаются по определенной тематике «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Трудовое воспитание детей в детском саду» и многое другое. В настоящее время педагоги все больше обращаются к новым нетрадиционным формам работы с родителями. Они помогают сделать родителей не пассивными слушателями, а активными участниками воспитательно - образовательного процесса. Родители имеют право принимать участие в организации образовательного процесса, создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы самостоятельно на родительских собраниях, конференциях и других формах. Любая из выше перечисленных форм взаимодействия ДОО с семьей должна предполагать эмоциональность, лаконичность общения и в то же время насыщенность необходимой информацией, подтвержденной примерами из жизни и деятельности детей, всего детского сада.

Необходимо помнить слова А.С. Макаренко о том, что никакое средство не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если мы рассматриваем его отдельно от других средств, от целой системы, от целого комплекса влияний.

Таким образом, взаимодействие педагогов и родителей в дошкольной образовательной организации осуществляется в разнообразных формах: традиционных и нетрадиционных. Каждые из форм взаимодействия с семьёй по-своему полезна и эффективна, и только умело сочетая их вместе, возможно грамотно и оптимально простроить работу с семьями воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ.

В практике современной образовательной организации зачастую используются лишь традиционные формы работы по взаимодействию с семьей, такие как: родительские комитеты, выставки, родительские собрания, р...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей «Современные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей» на тему: ««Десант пап» нетрадиционная форма работы с родителями»

laquo;Современные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей» на тему:««Десант пап» нетрадиционная форма работы с родителями»...