Значение дидактической игры в экологическом развитии и воспитании ребёнка.
статья по окружающему миру (средняя группа)
Предлагаю вашему вниманию методическую разработку из опыта работы по экологическому воспитанию детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_didakticheskoy_igry_v_ekologicheskom_razvitii_i_vospitanii_rebyonka.docx | 23.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение дидактической игры в экологическом развитии и воспитании ребёнка.
Дидактическая игра является одним из видов игровой деятельности, представляет собой познавательную, расширяющую и систематизирующую представления об окружающем мире, влияющую на развитие любознательности, познавательных процессов и способностей дошкольника, является для маленького человека наиболее подходящей формой развития.
Основная особенность дидактических игр заключается в том, что в них познавательная деятельность сочетается с игровой.
Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми.
Значит, дидактическая игра поможет ему чему – то научиться в лёгкой непринуждённой форме. Игра отвечает естественным потребностям ребёнка, способствует нормальному развитию психических познавательных процессов: восприятия, мышления, речи, памяти, воображения.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно – печатные и словесные игры).
Игры с предметами, большая группа игр и упражнений с дидактическими игрушками и материалами (матрёшками, башенками, геометрическими формами и т.д.) характеризуется тем, что обучающее и игровое начало заложено в самих игрушках и материалах, в их специальной конструкции. В играх этого типа имеются свои дидактические задачи (различать величину, форму и т.д.) и цель игры для ребёнка (собрать целую игрушку, выполнить задание), разнообразные действия (собирать, складывать, нанизывать) и определённые правила (например, нанизывать кольца по возрастанию величины, раскладывать по форме). Игры с дидактическими игрушками и материалами предназначены больше для маленьких детей. Они не требуют обязательного взаимодействия с другим ребёнком, предполагают характерную для малышей повторность действий. Их ценность не только в том, что дети познают специально выделенные, нарочито подчёркнутые в игрушке, материале свойства – цвет, форму, величину и др. Благодаря заложенному в обучающих игрушках и материалах принципу самоконтроля, они позволяют организовать более или менее длительную самостоятельную деятельность детей, развивать умения занимать себя, играть рядом с другими, не мешая им, а значит, помогают организовывать жизнь группы.
Особенно любимы детьми настольно – печатные игры. В процессе этих игр дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с их изображением на картинках, например, «Домино», «Лото», «Чьи детки?» формируют речь, закрепляют знания детей о растениях, животных и их детёнышах, овощах и фруктах. С накоплением существительных в словаре детей появляются обобщающие понятия (одежда, посуда, мебель, игрушки, животные, растения).
Настольно – печатные игры отвечают особенностям наглядно – действенного мышления детей. Чтобы поддержать интерес детей к играм и формировать обобщённые представления о признаках предметов, следует предлагать им решение одной и той же задачи на разном дидактическом материале.
Особенность игр заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей, в практической, интересной деятельности и не требует приложения больших усилий, так как задействованными оказываются непроизвольное внимание и запоминание.
Дидактическая игра служит закреплению знаний, полученных детьми в детском саду, и активизации словаря. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей.
С помощью настольно – печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.
Словесные – дидактические игры - это комплексный метод обучения дошкольников, который включает в себя и самостоятельно выстроенную игровую деятельность, и обучение основам сюжетно – ролевой игры.
Поскольку игра является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста, то выбор данного метода для развития ребёнка более чем оправдан.
Словесные дидактические игры подразделяют на игры – занятия и автодидактические игры. Суть первого вида заключается в том, что при использовании данного метода главная роль принадлежит педагогу, он направляет детей на поиск решения познавательных задач, применяет разнообразные приёмы и методы, повышая интерес детей к занятию, создаёт игровую ситуацию с проблемой, выход из которой находят сами дошкольники. Подобным образом воспитатель не только доносит до ребёнка определённые знания, но и обучает детей игре.
Одной из задач педагога выступает создание условий для того, чтобы дети могли перенести полученные на занятиях знания в самостоятельные игры.
Словесные дидактические игры, используемые как форма обучения детей, включают в себя две составляющие: познавательное и занимательное. В ходе занятия воспитатель является и наставником, и полноценным участником игры, он так же, как и дети, включен в игровой процесс. Для углубления и закрепления знаний дошкольников, педагог задает наводящие вопросы, загадывает загадки, стимулирует познавательную активность детей, направляет детей на поиск решения выхода из созданной ситуации.
Словесные дидактические игры делятся на:
- игры – путешествия (они призваны усилить впечатление, придать познавательного содержания, обратить внимание детей на то, что существует рядом, но они этого не замечают);
- игры – поручения («Собери в корзинку кубики такого –то цвета», «Достань из мешочка предметы круглой формы»), побуждают детей к осмыслению следующего действия, что требует умения сопоставлять знания с обстоятельствами или предложенными условиями, устанавливать причинные связи, активной работы воображения;
- игры – загадки (развивают способность к анализу);
- игры – беседы (основой является общение воспитателя с детьми, детей между собой, которое предстаёт как игровое обучение и игровая деятельность).
Актуальность применения дидактических игр в развитии и воспитании детей дошкольного возраста обусловлена тем, что игра занимает важное место в жизни ребёнка. Всё большее количество родителей и педагогов заинтересованы интеллектуальном развитии своих детей. А между тем, дидактическая игра является важным средством и творческого развития детей, и развития их социальных навыков.
Дошкольное детство представляет собой начальный этап формирования личности, ценностной ориентации в окружающем его природном и социальном мире. Дидактическая игра, как и любая развивающая игра, представляет собой вид деятельности, который организуется педагогом с целью обучения или развития детей. Её особенностью является то, что она позволяет узнать, что – то новое, она активизирует психические процессы, вызывает интерес к процессу познания.
Дидактическая игра, является ценным средством воспитания умственной активности детей. Игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь.
Дидактических игр большое множество и при их организации следует учитывать возрастные особенности детей. Игры можно включать как в непосредственно – образовательную деятельность, так и в совместную деятельность с детьми. Научившись играть в определённую игру, дети могут играть в неё самостоятельно.
Важная цель дидактической игры – обеспечить развитие познавательных процессов дошкольников.
Для успешного использования дидактических игр в практике обучения и воспитания дошкольников, следует соблюдать ряд условий:
- педагог должен не только объяснить и проконтролировать выполнение действий ребёнка в игре или при выполнении различных заданий, но и оказать ему помощь, разъяснить;
- воспитателям и родителям важно побуждать у детей интерес и желание к активному использованию обучающих, развивающих игр;
- дидактические игры лучше всего организовывать по небольшим подгруппам дошкольников, учитывая их интеллектуальные способности;
- важно заинтересовать детей игрой, используя необычный сюжет или дидактический материал;
- важно разнообразить дидактические игры, подключая самих детей к их придумыванию;
- игра не должна быть слишком сложной или слишком простой, важно, чтобы ребёнок почувствовал успех в игре;
- взрослые обязательно должны выслушать впечатления детей об игре, об увиденном и услышанном на занятии, на экскурсии или прогулке.
Дидактические игры должны развивать любознательность, умение самостоятельно решать умственные задачи, способствовать созданию стойких игровых коллективов, объединённых общими интересами, взаимными симпатиями, товарищескими взаимоотношениями. Дидактические игры, при умелой их организации и правильном руководстве являются эффективным средством развития и воспитания детей среднего и старшего возраста.
Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию:
1. «Где спрятался зайчик!»
Цель: описать, назвать, растения по характерным признакам и из связи с окружающей средой. Составлять описательные загадки и отгадывать загадки о растениях.
Правила игры: назвать растение можно только после описания какого-либо признака поочередно.
Ход игры:
Игру проводят в парке, в лесу, в сквере. Из группы детей выбирают водящего, остальные делятся на две подгруппы. Водящий прячет зайчика под какое-либо растение (Дерево, кустарник) так, чтобы остальные дети не видели, куда спрятана игрушка. Затем водящий описывает растение (если затрудняется, то воспитатель помогает). Какая группа догадается быстрее, под каким растением зайчик, та идет его искать. Например, игрушка спрятана под дубом. Ведущий задает 1-й подгруппе загадку: «Это дерево, у него крепкий, могучий ствол» (Ответы детей 1-й подгруппы), 2-й подгруппе: «Листья у этого дерева осенью становятся коричневыми» (Отвечают дети 2-й подгруппы). И т.д.
Загадки-описания идут, пока не догадается одна из подгрупп.
2. «Где растет?»
Цель: учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.
Правила игры: разобрать овощи и фрукты, и разложить одни в огород другие в сад (имитация – картинки сада и огорода). Выигрывает та команда, которая быстро разберет все предметы по местам.
Ход игры:
Среди детей делятся на две команды-бригады: овощеводы и садоводы. Овощи и фрукты (можно муляжи) раскладываются на столе. По сигналу воспитателя дети разбирают овощи и фрукты к соответствующим с картинкам. Та бригада, которая первой закончила работу, выигрывает. Дети, не участвующие в бригадах проверяют правильность отбора.
После этого объявляется команда–победительница. Игра продолжается с другими командами.
3.«Цветочный магазин»
Цель: закреплять знания детей о растениях (луга, комнатных, садовых), закреплять умение находить нужный цветок по описанию. Научить группировать растения по виду.
Материал: можно использовать карточки от ботанического лото, комнатные растения можно брать настоящие, но не очень крупные.
Ход игры:
Выбирается ведущий, он продавец (вначале ведущий – взрослый. А за тем можно по считалке), остальные дети покупатели. Покупатель должен так описать растение, чтобы продавец сразу догадался о каком растении идет речь.
4. «Съедобное – не съедобное»
Цель: формировать и закреплять знания детей об овощах и фруктах, и ягодах. Развивать память, координацию.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Ведущий называет овощ, фрукт, ягоду или любой предмет, бросает мяч одному из участников, если предмет относится к заданным, то он ловит.
Можно играть со всей группой сразу с помощью хлопков (хлопать, в случае если предмет не относится к заданным)
5.Магазин «Семена»
Цель: Развивать и закреплять знания детей о семенах разных растений. Учить группировать растения по виду, по месту произрастания.
Материал: Вывеска «Семена». На прилавке, в разных коробках с моделями: дерево, цветок, овощ, фрукт, в прозрачных мешочках, находятся разные семена с картинкой этого растения.
Ход игры:
Воспитатель предлагает открыть магазин по продаже семян. В магазине оборудуют четыре отдела. Выбирают продавцов в каждый отдел семян. По ходу игры дети-покупатели подходят к продавцам и называют свою профессию: цветовод, огородник, овощевод, лесник. За тем просят продать семена описанного ими растения и способа их выращивания (по одному в ямку, по одному в бороздку, «щепотью», рассадой).
6. «Наши друзья»
Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных, которые живут в доме (рыбы, птицы, животные), об уходе за ними, об их жилищах, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.
Материал: карточки-лото с изображением животных: попугай, рыбки аквариумной, попугайчиков, хомячка, черепахи и т.д. Маленькие карточки с изображением их жилищ (клетка, террариум, аквариум, ящичек и т.д.), корма.
Ход игры:
Карточки-лото раздаются участникам игры, у ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий берет любую карточку и показывает участникам. Участник, которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна именно для его животного.
Для усложнения можно добавить корточки, не относящиеся к этим животным.
7. «Почтальон принес посылку»
Цель: Формировать и расширять представления детей об овощах, фруктах, грибах и т.д., учить описывать и узнавать предметы по описанию.
Материал: предметы (муляжи). Каждый отдельно упакован в бумажный пакетик. Можно использовать загадки.
Ход игры:
Посылку приносят в группу. Ведущий (воспитатель) раздает посылки каждому ребенку. Дети заглядывают в них и по очереди рассказывают, что они получили по почте. Детям предлагается описать, что находиться в их пакетике по описанию или с помощью загадки.
8. «Чудесный мешочек»
Цель: Формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей.
Материал: Красиво оформленный мешочек, разные игрушки, имитирующие животных, настоящие или муляжи овощей и фруктов.
Ход игры:
Ведущий держит мешочек с предметами, предлагает детям по одному подойти и определить на ощупь предмет, не вытаскивая его, и назовет характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться, что это за предмет, который пока не видят. После этого, ребенок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем ребятам.
9. «Что сначала, что потом?»
Цель: Формировать и закреплять знания детей о степени зрелости овощей, фруктов, о порядке роста разных растений, живых существ (рыб, птиц, земноводных).
Материал: Карточки с разным порядком степени зрелости 3 – 4 – 5 карточек на каждый предмет (например, зеленый, маленький помидор, бурый и красный), порядком роста (семечко, росток, росток более высокий, взрослое растение).
Ход игры:
Детям раздаются карточки с разными порядками. По сигналу ведущего они должны быстро найти и построиться по порядку с нужными картинками по порядку.
10.Магазин «Семена»
Цель: Развивать и закреплять знания детей о семенах разных растений. Учить группировать растения по виду, по месту произрастания.
Материал: Вывеска «Семена». На прилавке, в разных коробках с моделями: дерево, цветок, овощ, фрукт, в прозрачных мешочках, находятся разные семена с картинкой этого растения.
Ход игры:
Воспитатель предлагает открыть магазин по продаже семян. В магазине оборудуют четыре отдела. Выбирают продавцов в каждый отдел семян. По ходу игры дети-покупатели подходят к продавцам и называют свою профессию: цветовод, огородник, овощевод, лесник. За тем просят продать семена описанного ими растения и способа их выращивания (по одному в ямку, по одному в бороздку, «щепотью», рассадой).
11. «Все по домам!»
Цель: Формировать и закреплять знания детей разных растений (деревьев, кустов), по форме их листьев (по плодам, семенам). Закреплять правила поведения в лесу, в парке.
Материал: Засушенные листья разных деревьев (семена, плоды).
Ход игры:
Перед прогулкой с детьми закрепляют правила поведения в лесу (парке). Игра проводиться желательно осенью (когда уже есть семена и плоды), можно летом (только по форме листьев). Воспитатель предлагает отправиться в поход. Детям раздаются листья (плоды, семена) разных растений (кустов, деревьев). Дети делятся на отряды. Воспитатель предлагает представить, что у каждого отряда стоит палатка под каким-либо деревом или кустом. Дети гуляют по лесу (парку), по сигналу воспитателя «Пошел дождь. Все по домам!», дети бегут к своим «палаткам». Дети сравнивают свои листья и т.д. с теми, что растут на дереве или кусте, к которому они подбежали.
12. «Собери грибы в лукошко»
Цель: Развивать и закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, о месте их произрастания; о правилах сбора в лесу.
Материал: Плоскостные лукошки, модель, обозначающая лес, фланелеграф, карточки с грибами (съедобными, не съедобными).
Ход игры:
Детям раздаются карточки с грибами. Задача детей назвать свой гриб, описать его, где его можно найти (под березой, в еловом лесу, на поляне, на пеньке и т.д.), какой он: съедобный положить в «лукошко», не съедобный оставить в лесу (объяснить почему).
13. «С какой ветки детки»
Цель: Развивать и закреплять знания детей о деревьях, их семенах и листьях. Закреплять правила поведения в лесу, в парке.
Материал: Засушенные листья разных деревьев (семена, плоды).
Ход игры:
Перед прогулкой с детьми закрепляют правила поведения в лесу (парке). Игра проводиться желательно осенью (когда уже есть семена и плоды), можно летом (только по форме листьев). Дети гуляют по лесу (парку), по сигналу воспитателя «Все детки на ветки!», дети бегут к своим деревьям или кустам. Дети сравнивают свои листья и т.д. с теми, что растут на дереве или кусте, к которому они подбежали.
14. «Когда это бывает?»
Цель: Уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных в разные сезоны года.
Материал: Большие карты-лото с картинкой какого-либо времени года. Маленькие карточки с моделями признаков разных сезонов.
Ход игры:
Игра проводится по типу лото. У ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий показывает карточку с моделью, игроки называют, что это и когда это бывает. Ребенок объясняет, почему эта карточка нужна именно для него. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту. Но игра продолжается до того пока все участники не закроют свои карты.
15. «Угадай по описанию»
Цель: Развивать и закреплять знания о внешнем виде природных объектов (животных, растений, рыб, насекомых и пр.). Развивать память, речь.
Материал: Карточки с разнообразными видами животных, рыб, птиц, насекомых, по числу участников или больше.
Ход игры:
Карточки раздаются детям. Их задача не показывая, описать объект так, чтобы другие смогли угадать, кто изображен у них на карточке. Можно использовать загадки.
16. «Рассели животных по домам»
Цель: Развивать и закреплять знания детей о местах проживания животных, названиях их жилищ. Развивать речь.
Материал: Фланелеграф, разные природные зоны земли (иллюстрации). Маленькие карточки с разнообразными животными, птицами, и т.д.
Ход игры:
На фланелеграфе расположены разные природные зоны земли. У детей маленькие карточки с разнообразными животными, птицами, и т.д. Задача детей назвать свое животное, где оно живет, и поставить около нужной природной зона на фланелеграф.
17. «Четвертый лишний»
Цель: Уточнять и закреплять знания детей о классификациях разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь.
Материал: карточки с разнообразными объектами.
Ход игры:
Выставляются карточки: три – одного вида, а четвертая другого. Задача детей определить лишнюю карточку, и объяснить свой выбор.
Можно усложнить задачу и проводить игру словесно. Называя предметы и объекты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение дидактической игры для всестороннего развития личности ребенка младшего возраста.
в статье раскрывается значение дидактической игры для развития личности ребенка...
Авторские дидактические игры по экологическому развитию для старших дошкольников
Материал будет полезен экологам, педагогам, воспитателям и родителям. Предназначен для старших дошкольников и младших школьников. Игра - перфокарта предназначена для индивидуальной работы. Развивает р...
Дидактические игры по экологическому развитию для старших дошкольников
Закрепление знаний у старших дошкольников о живой и не живой природе....
Сенсорное развитие. Дидактические игры по сенсорному развитию и воспитанию детей младшего дошкольного возраста.
Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира....
Дидактические игры по экологическому развитию для детей 6-7 лет.
Дидактические игры по экологии для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект дидактической игры по экологическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Лесной город»
Материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дидактические игры имеют большое значение в экологическом воспитании дошкольников. Игры формируют правильное отношение к природе....
Дидактические игры по экологическому развитию детей 6-7 лет
Картотека дидактических игр по экологическому развитию детей 6-7 лет....