Методическая разработка семинара для родителей Семейные традиции как одно из средств формирования семейных ценностей
методическая разработка

Сойко Александра Владимировна

Обогащение представлений родителей (законных представителей) о роли семейных традиций в воспитании ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_seminara_dlya_roditeley.docx31.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 16 «Тополек» г.Енисейска Красноярского края

   Методическая разработка семинара для родителей

Семейные традиции как одно из средств формирования семейных ценностей

Выполнила:

                                                                                             воспитатель Сойко А.В.

г.Енисейск

Тема: Семейные традиции как одна из средств формирования семейных ценностей.

Цель: обогащение представлений родителей (законных представителей) о роли семейных традиций в воспитании ребенка.

Задачи:

  1. актуализировать имеющиеся представления родителей о семейных традициях;
  2. включить родителей в совместную деятельность по определению значимости семейных традиций в воспитании детей;
  3. помочь родителям зафиксировать возможные семейные традиции и способы их формирования.

 

Категория участников: родители (законные представители) детей дошкольных групп.

Оборудование и материалы: столы; стулья; карточки с понятиями; карточки с описанными ситуациями; песочные часы.

Предполагаемые результаты:

Родители задумались о влиянии совместных дел (в том числе традиций) в семье на формирование семейных ценностей ребенка; возможно, определили   варианты семейных традиций, актуальных для своей семьи.  

Актуальность темы:

Приобщение детей к социокультурным  нормам, традициям семьи невозможно без обеспечения преемственности между воспитательными  подходами педагогов и семьи.

Важно, чтобы родители понимали важность вовлечения детей в совместную деятельность, создания  условий  для участия ребенка в значимом для него и важном для семьи деле,  совместного  переживания радости успехов друг друга, как основы ценностных отношений в семье.

В то же время в рамках запуска детско - взрослого поисково - творческого проекта «Моя семья - история!», возникшего на основе интереса детей, на основании детских высказываний мы предположили, что  в большей части семей совместные дела происходят от случая к случаю и не носят системный характер.

Для объективного анализа имеющейся ситуации был проведен анонимный письменный опрос семей воспитанников с применением разработанной педагогами анкеты (Приложение 1). Анализ результатов опроса показал, что действительно у родителей нет осознанного отношения к интересам своих детей, организации свободного времени всей семьи в соответствии с этими интересами; понимания значимости совместно проживаемых событий в воспитании детей. Стало очевидно, что тема актуальна и важна «здесь и сейчас».

Форма семинара: родительская студия.

  1. Пролог.

Анонсом темы послужили:

- модель трех вопросов по теме проекта «Моя семья – история»;

- стенд с высказываниями детей об их совместных делах с родителями;

- приглашение на мероприятие: для активных семей, всегда стремящихся поделиться своим опытом – приглашение – вопрос «Семейные ценности = семейные традиции? А как у вас?»; для семей, интересующихся воспитанием своих детей, но ожидающих готовых «рецептов» воспитания приглашение «Рецепты формирования семейных ценностей»; для семей, которые чаще игнорируют родительские собрания, приглашение – провокация «Что нужно делать, чтобы Ваш ребенок Вас уважал?»

Работа студии организуется в групповой комнате.

В начале семинара педагог предлагает участникам, стоя в кругу, поприветствовать друг друга, но сделать это таким образом, чтобы не повторяться. Родители и педагог приветствуют друг друга разными способами (н-р: слово - приветствие, мимика - приветствие, жест – приветствие и тп.).

Для дальнейшего взаимодействия и включенности всех участников студии в деятельность педагог напоминает тему родительской студии и предлагает взять по одной карточке всем участникам студии. На обсуждение выносится вопрос - задание: определить, что из предложенных вариантов, прописанных на карточке,  может оказать влияние на воспитание ребенка, каким образом. По условию задания необходимо объединиться в группу (группы) не менее 2-х человек. Возможно образование разного количества групп по разным основаниям: написанное является традицией; не является традицией; не оказывает никакого воспитательного воздействия; воспитывает те или иные качества;…. В ходе деятельности родители могут произвольно перемещаться, после объединения в группы определить себе место (по желанию используя имеющиеся в группе столы и стулья), чтобы удобно было осуществлять дальнейшее общение всех участников студии, В ходе данной деятельности педагогу должно быть важно, не столько то, чтобы события разворачивались по задуманному сценарию,  а то, что происходит обмен мнениями о понятиях, позволяющих задуматься о значимости совместных семейных дел (в том числе традиций) в формировании семейных ценностей. На выполнение задания предоставляется 5-7 минут.

На карточках понятия: поход в лес за грибами; пикник; катание на санках с горы; постройка во дворе снежных фигур; создание осеннего гербария; празднование Дня рождения, Нового года, Пасхи, Дня победы; игры в шахматы, лото, шашки; уборка урожая; трудовые поручения; участие в социальных общественных акциях; прогулки по городу; поход в кинотеатр, театр, концерт.

По истечению времени педагог предоставляет возможность представителю группы (групп) высказать их мнение, обосновать его.   Участники других групп могут выражать  свое отношение к высказанной точке зрения. Педагог при этом участвует в обсуждении, задавая возникшие по ходу обсуждения провокационные, выясняющие вопросы (н-р: какие вы еще можете добавить аналогичные примеры традиций? На формирование  каких семейных ценностей у ребенка может повлиять такая традиция? В каком случае, на ваш взгляд, это можно назвать традицией, а в каких нет? и т.п.), высказывая свою точку зрения, следит за соблюдением правил коммуникации.

  1. Экспликация.

Продолжая работать в направлении заданной темы студии, педагог сообщает участникам о значимости семейных традиций для формирования  семейных ценностей у детей.  

С.А.Блохина: «С тех пор как существует семья, она играет важную роль в воспитании ребенка. Родителей издавна считают первыми воспитателями своих детей. В семье человек пребывает постоянно, изо дня в день, она влияет на все стороны его жизни. Роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика по своей важности. В семье должна проходить вся его жизнь. Ребенок, живя в семье, переживает всю гамму чувств и взаимоотношений в ней. Это ложится неизгладимой печатью на его душу. Даже в самой «плохой» семье вырабатывается нечто, незаменимое для ребенка. Ребенок изучает мир через семью, в свете семейных отношений. Семья является могучим воспитательным средством».

Бильгильдеева Р.Г.: «Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.
Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека. Вполне естественно, что конкретные формы и проявления этого контакта широко варьируют, в зависимости от возраста и индивидуальности ребенка».

Одним из средств формирования семейных ценностей  является семейная традиция. Этой точки зрения, изложенной в методическом пособии  «Аспекты и тенденции педагогической науки», придерживаются Шакурова Н.Ю. и Самусенко В.Т.  Авторы рассматривают понятие традиция, как «исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, и соответствующие им обычаи, правила, ценности». Как «хорошую» авторы рассматривают традицию: «обсуждение вопросов семейной жизни. Например, за ужином все члены семьи делятся впечатлениями о прошедшем дне, обмениваются при этом мнениями, строят планы на будущее».

Семейные традиции, по их мнению, – «это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а так же привычки домочадцев». Авторы рекомендуют «придерживаться правил, если вы решили создать новую традицию в своей семье. Это значит, что традиция должна повторяться всегда; событие должно быть ярким, интересным для родных, позитивным; традиция может задействовать зрительные образы, запахи, звуки, что влияет на чувства и восприятие».

Педагог предлагает в группах обсудить полученную на первом и втором этапе работы студии информацию в течение не более 5-7-и минут,  и высказать свою точку зрения в форме «открытого микрофона».  Каждая из групп должна подготовить  некое суждение, лаконичное  по форме и глубокое, конструктивное по своей сути. Воспитатель наблюдает за деятельностью в группах, по ситуации включаясь в ход обсуждения, помогает выстроить логику выступления (тезис — аргументы для его обоснования — иллюстрация фактами, примерами — выводы, предложения). В ходе работы «Открытого микрофона»  следит за соблюдением правил коммуникации.

  1. Пробы.

На данном этапе педагог предлагает отразить полученный и имеющийся опыт на практике, продолжая работать в группах (уже сформировавшихся или объединившись вновь по желанию). В студии начинает работать «Рубрика советов». Участникам студии предлагается решить семейные ситуации, которые описаны в карточках – задачах (Приложение 2), подготовленных педагогом заранее (карточки с задачами по одной для каждой группы)  и  «дать совет», как поступить родителям в той или иной ситуации, могла бы в данной семье сложиться какая-либо традиция. Например, «Вова приглашает родителей посмотреть с ним мультфильм, родители предлагают Вове сделать это самостоятельно, ведь они же уже «немаленькие»». Какие советы по формированию семейных ценностей Вы можете дать семье Васи? После решения задач в командах, они обмениваются мнениями (обсуждение проходит в форме, описанной в прологе студии).

  1. Дисскусия.

Для того чтобы определить общее впечатление о работе студии педагог предлагает участникам ответить на вопросы:

- на какие «свои» вопросы вы нашли ответ сегодня в студии;

- что помогло в поиске ответа и принятии решения по поводу той или иной ситуации.

Затем предлагает, посоветовавшись в группах, сформулировать вопрос, на который они, возможно, ожидали получить ответ в ходе работы студии, но не получили. У участников студии, которые в силу личностных особенностей не озвучили вслух вопрос, интересующий именно их, но не прозвучавший, имеется возможность написать его и опустить в импровизированный почтовый ящик.

Благодарит за активную содержательную  деятельность.

Литература.

  1. Бильгильдеева Р.Г. Особенности семейного воспитания/ дистанционный модуль кафедры социально-педагогических проблем ИРО РТ. 
  2. Блохина, С. А. Роль семьи в развитии личности / С. А. Блохина. — Текст : непосредственный, электронный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).
  3. Шакурова Н.Ю., Самусенко В.Т/ Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт- Петербург, апрель 2019г.)


Приложение 1

Анкета для родителей

 Тема «Семейные традиции».

Уважаемые родители!

В рамках реализуемого проекта «Моя семья-история» просим ответить на следующие вопросы:

 

1. В чём Вы видите свою роль в формировании семейных ценностей?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.  Какие традиционные увлечения есть у членов Вашей семьи?

Спорт, рыбалка, домашние животные;

Шитье, шахматы, чтение;

Рукоделие, пение, музицирование;

Коллекционирование, сочинение стихов (рассказов, сказок)

Другое ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Какие увлечения есть у Вашего ребенка (во что любит играть)?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

4. К каким из Ваших увлечений подключаете своего ребенка?

____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.К каким из увлечений Вашего ребенка подключаетесь Вы?

____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Как происходит приобщение ребенка к тем ценностям, которых придерживается ваша семья?

  • Через нормы и правила, установленные в семье и которых все должны придерживаться
  • Воспитательные беседы с ребенком о том, почему это важно и т.д.
  • Личный пример и проецирование этих ценностей на свою жизнь

Другое: _______________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

5.     Хотели бы Вы, чтобы ваши дети переняли ваши семейные традиции в свои будущие семьи?

  • Да;
  • Нет;
  • Другое: ______________________________________________________________________

Ваши предложения педагогическому коллективу дошкольного образовательного учреждения _________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

Варианты карточек - задач для работы в группах

  1. Шестилетняя Ксюша часто просит у мамы самостоятельно выполнить поручения по дому, но мама Ксюши «все быстренько» делает сама, чтобы не тратить много времени на уборку и готовку. Какой совет можно дать маме Ксюши с учетом обсуждаемой темы?
  2. Мама и папа в семье Ивановых зачастую «приносят домой» незаконченную в офисе работу, а чтобы их дочка Марина не скучала, дают ей свои смартфоны. Так у Марины появились свои виртуальные «дела». Какой совет вы предложите родителям Марины с учетом обсуждаемой темы?

  1. Каждое лето родители близнецов Коли и Сережи едут в отпуск, отправляя мальчиков в деревню к бабушке. Родители объясняют сыновьям: «Вот вырастите большими, тоже будете ездить куда захотите!». На формирование каких семейных ценностей мог бы повлиять совместный отдых?

  1. Мама Даши тревожится о том, что ее дочь не хочет прибирать игрушки,  последнее время Даша даже перестала пользоваться ими во время игр, чтобы не тратить время на уборку. Что можно посоветовать маме Даши с учетом обсуждаемой темы?
  2. Вова приглашает родителей посмотреть всем вместе мультфильм, родители предлагают Вове сделать это самостоятельно, ведь они же уже «немаленькие». Какой совет можно предложить семье с учетом обсуждаемой темы?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: консультация для родителей. Тема: Русские народные подвижные игры - средство повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста

В. Н. Сорока- Росинский: « Без игры ребенок не может нормально расти и развиваться так же, как и нормальный взрослый человек не может существовать без труда. Игра для ребенка не забава, а естественное...

Диспут для родителей «Музыкальная игра – как одно из средств формирования речи детей раннего дошкольного возраста»

Материал может использоваться в качестве выступления на родительском собрании, на заседании педагогической мастерской, как материал из опыта работы музыкального руководителя....

Методическая разработка. Семинар-практикум для воспитателей Чтение в семейном кругу как источник формирования интереса к художественной литературе.

  Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитани...

Методическая разработка мастер-класса для педагогических работников «Карты Проппа как средство формирования навыка пересказа сказок у детей дошкольного возраста»

Представленная методическая разработка мастер-класса для педагогических работников направлена на расширение представлений педагогов об использовании карт Проппа как средства формирования навыка переск...

Методическая разработка семинара для родителей «Нужна ли для детской игры всякая всячина»

Обогащение представлений родителей об использовании бросового материала в игровой деятельности детей старшего  дошкольного возраста...

Методическая разработка семинара для родителей Семейные традиции как одно из средств формирования семейных ценностей

Включить родителей в совместную деятельность по определению значимости семейных традиций в воспитании детей...

Методическая разработка семинара для родителей "Семейные традиции как одно из средств формирования семейных ценностей"

В материале представлен опыт по обогащению представлений родителей (законных представителей) о роли семейных традиций в воспитании ребенка.  ...