Проект технологий развития представлений о сенсорных эталонах в рисовании у детей младшего дошкольного возраста
проект на тему
Проект технологий развития представлений о сенсорных эталонах в рисовании у детей младшего дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект технологий развития представлений о сенсорных эталонах в рисовании у детей младшего дошкольного возраста
модули | Краткая характеристика модулей |
Целевой модуль | Цель: развитие представлений о сенсорных эталонах в рисовании у детей младшего дошкольного возраста. Задачи: - Развивать объём представлений детей о сенсорных эталонах в рисовании - формировать степень осмысленности и понимания усвоения представлений о сенсорных эталонах в рисовании детей младшего дошкольного возраста - Развивать умения дошкольников оперировать представлениями о сенсорных эталонах в новых условиях. |
Содержательный модуль | Блок 1 «Цвет» Блок 2 «Форма» Блок 3 «Величина» |
Процессуально - деятельностный модуль | 1.Подготовительный этап Дидактическая игра «Разноцветные мячики». Чтение сказки М. Манаковой «Приключение красок» Д/И «Посади жучка на цветочек» Д/И «Заштопай у матрешки сарафан» Д/И «Построим башню Д/И «Чудесный мешочек» Упражнение «Окраска воды» 2. Основной этап специально организованная деятельность по рисованию
3. Итоговый этап Итоговое занятие «Спасение солнышка» Рисование: «Платья матрешкам» (коллективная работа) Средства: обучение, игры, упражнения, беседы, вопросы, демонстрационный, наглядный материал. Формы: непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей. Участники проекта: дети 3-4 лет, педагоги. |
Диагностика -результативный модуль | Результат: повышение уровня развития представлений о сенсорных эталонах в рисовании у детей младшего дошкольного возраста. Д Диагностический материал Л.А. Венгера, Т.М. Бондаренко. |
Цель проекта технологии: развивать представления о сенсорных эталонах в рисовании у детей младшего дошкольного возраста.
Непосредственно образовательная деятельность основывается на следующих принципах:
Принцип научности. Развитие представлений о сенсорных эталонах в детском саду строится на принципе дидактики. Основу содержания изобразительного творчества составляет соответствующая область деятельности взрослых – т.е. изобразительное искусство. Мы можем учить только тому, что они в состоянии усвоить из огромного богатства, накопленного человечеством опыта.
Принцип доступности. Выражается в соответствии учебного материала возрастным особенностям детей.
Принцип сознательности. Предусматривает заинтересованное, а не механическое усвоение детьми умений. Такие умения закрепляются прочно, и дети могут в дальнейшем активно ими пользоваться.
Принцип систематичности и последовательности. Обязывает строить процесс обучения таким образом, чтобы развитие представлений о сенсорных эталонах связывалась со всеми сторонами воспитательной работы и овладение новыми умениями опирались на то, что уже усвоено.
Принцип наглядности. Детям предоставляется возможность непосредственно знакомиться с объектами или их изображениями, когда это необходимо, дается наглядный показ действий по выполнению работы. Наглядность во всех случаях соединяется с чётким пояснением.
Принцип индивидуального подхода. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития.
Использовалась следующая модель проведения специально - организованной деятельности:
1. Вводная часть. Цель вводной части - настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. В этой части проводятся игры - приветствия, игры с именами.
2. Основная часть. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят пальчиковая гимнастика, игры, упражнения, задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения и направленные на развитие представлений о сенсорных эталонах в рисовании младшего дошкольника.
3. Заключительная часть. Основной целью этой части является создание у каждого ребенка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы. Здесь предусматривается проведение общей игры - забавы, обобщение знаний, полученных в ходе непосредственно образовательной деятельности.
На подготовительном (первоначальном) этапе развитие представлений о сенсорных эталонах в рисовании младших дошкольников стоит задача создания интереса к изобразительному искусству.
На данном этапе необходимо выработать исходный уровень общих представлений, требующих для выполнения серий заданий основного блока. На данном этапе использовались различные задания, дидактические игры, упражнения, чтение художественной литературы.
1.Дидактическая игра «Разноцветные мячики». Цель: развивать представления о сенсорных эталонах в рисовании детей младшего дошкольного возраста; учить детей подбирать предметы по признаку одинаковой окраски; называть цвета.
Игровой материал: 6-8 шариков одинакового размера, окрашенных в разный цвет, коробки по количеству цвета.
Ход игры: шарики смешивают в коробке. Рядом с ребёнком разные по цвету корзинки, ребенку предлагают разобрать шарики по цвету, предложить шарики в коробку такого же цвета. Затем смешать все шарики и выбрать другой цвет.
Инструкция: «шарики перепутались им надо найти домик такого же цвета, что и шарик, помоги найти шарикам домик».
2.Чтение сказки М. Манаковой «Приключение красок»
3.Дидактическая игра «Посади жучка на цветочек» Цель: развивать представления о сенсорных эталонах в рисовании детей младшего дошкольного возраста.
Выявить умения ребенка различать цвета по принципу «такой же – не такой», называть их цвет (красный, желтый, зеленый, синий).
Пособия: разноцветные цветы из картона, жучки того же цвета, что и цветы
Ход игры:
Цветы врассыпную разложены на столе. Ребенку необходимо найти каждому жучку найти свой цветок: «Посади жучка на цветок такого же цвета, как она, чтобы ее не было видно».
После выполнения задания ребенком подвести итог: «Желтый жучок сел на желтый цветок. Все жучки спрятались. Молодец!»
4. Дидактическая игра «Заштопай у матрешки сарафан»
Цель: Выявить умение детей соотносить большие и маленькие формы (круглые, квадратные, прямоугольные) с соответствующими отверстиями и умение соотносить форму с цветом.
Пособия: матрешки, вырезанные из цветного картона, сарафаны которых содержат отверстия разных фигур, фигурки такого же цвета, как у сарафанов.
Ход игры: Педагог обращает внимание детей на матрёшек, а именно на их сарафаны, на фабрике сшили сарафаны с отверстиями их надо заштопать заплатками такого же цвета и фигуркой, как и отверстия в сарафанах. Дети выполняют задания, матрешки благодарят детей.
5. Д/И «Построим башню
Цель: Развитие представлений детей о сенсорных эталонах – величине; определение величины предмета по отношению к другим: «большой», «средний», «маленький»
6. Д/И «Чудесный мешочек»
Цель: Развитие представлений детей младшего дошкольного возраста с сенсорными эталонами – форма;
Правила игры: отгадать предмет на ощупь.
Игровой материал: мешочек из ткани, разные фигуры.
Ход игры: Педагог рассматривает с детьми предметы разной по форме, потом прячет в мешочек, дети по очереди на ощупь отгадывают форму и называют ее.
Инструкция: «Какая фигурка у тебя в руках?»
7. Окраска воды «Три воздушных шарика». Цель: Развитие представлений о светлотных оттенках цветов при использовании белил, составление ряда по светлоте.
Таким образом, в результате работы дети могут овладеть следующими знаниями и умениями: иметь представления о сенсорных эталонах в рисовании детей младшего дошкольного возраста; уметь различать цвета по принципу «такой же – не такой», называть их цвет (красный, желтый, зеленый, синий); узнавать и называть форму предмета; определять и называть величину предмета.
Все это позволит перейти к основному этапу работы, цель которого является: сформировать представление детей о сенсорных эталонах в рисовании детей младшего дошкольного возраста.
Основной этап.
1. Рисование «Красивые, воздушные шары»
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Цель: Развитие представления о сенсорных эталонах в рисовании детей младшего дошкольного возраста.
- Закрепить цвета, умение называть и показывать цвета
- Развитие чувство формы и цвета.
- Развитие мелкой моторики рук.
- Содействовать развитию детского творчества при самостоятельной дорисовке сюжета.
-Воспитание аккуратности при работе с красками. (Конспект занятия приложение 5)
2. Рисование «Плывет кораблик»
Задачи:
- Учить детей создавать композицию, используя игровые приемы. Закреплять у детей умение рисовать горизонтальные линии. Закреплять умения рисовать краской пальчиками. Закрепить названия цвета, формы, величины. Развитие у детей восприятие, воображение, ощущение, радость творчества. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. (Приложение 6)
3. Рисование «Ягодки и яблочки на тарелке»
Цель: Развитие представлений о сенсорных эталонах в рисовании детей младшего дошкольного возраста. Продолжать учить детей передавать форму предмета на рисунке. Закрепить представления детей младшего дошкольного возраста о величине, форме, цвете. Закреплять новые приемы выполнения задания. (Приложение 7)
4. Рисование « Желтый одуванчик»
Цель: Развивать представление о сенсорных эталонах в рисовании у детей младшего дошкольного возраста; учить передавать образ цветка, его строение и форму используя пальчики. (Приложение 8)
5. Рисование «Щенок»
Цель: Развивать представление о сенсорных эталонах в рисовании у детей младшего дошкольного возраста; познакомить с новым методом рисования жесткой кистью; продолжать учить держать кисть во время рисования; совершенствовать умение подбирать необходимые цвета; продолжать учить рисовать кончиком кисти. (Приложение 9)
На итоговом этапе задания максимально стимулируют применение полученных умений.
Итоговая специально – организованная деятельность «Спасение солнышка»
Цель: Развитие представлений о сенсорных эталонах в рисовании детей младшего дошкольного возраста
Задачи: Познакомить с понятиями «широкий», «узкий»; «длинный»; «много», «один», «маленький, большой»; закрепить представление детей о цвете; геометрических фигурах, учить выкладывать из двух треугольников разного размера елочку; (Конспект занятия в приложении 10)
Рисование «Платья матрешкам» (коллективная работа)
Задачи: Познакомить детей с дымковской игрушкой, отметить ее нарядность и яркость росписи. Упражнять в рисовании простых элементов росписи: круги, кольца, точки, линии; использовать «тычок» для выразительности узора.
- Развивать интерес к народному творчеству.
- Воспитывать у детей отзывчивость на красоту игрушки, разнообразие форм и цвета, развивать эстетическое восприятие. (Конспект занятия приложение 11)
Таким образом, экспериментальный материал может реализоваться как во время специально-организованной деятельности, так и в совместной (игры, исследования, практической деятельности). При этом используются различные средства и методы: наблюдение, беседы, показ, опытно-экспериментальная работа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Тема: «Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возраста в процессе организации предметно – развивающей среды.»
Содержание. 1. Введение с обоснованием актуальности темы, определение цели и задач. 2. Основные аспекты поэтапной работы, разработка цикла интегрированной совместной деятельности...
Методическая разработка Тема: «Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возраста в процессе организации предметно – развивающей среды.»
Содержание. 1. Введение с обоснованием актуальности темы, определение цели и задач. 2. Основные аспекты поэтапной работы, разработка цикла интегрированной совместной деятельности...
методическая разработка на тему"Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возрастав процессе организации предметно развивающей среды
Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возраста в процессе организации предметно развивающей среды...
Консультация . Развитие мелкой моторики через нетрадиционные средства рисования у детей младшего дошкольного возраста
Актуальность проблемы. Развитие мелкой моторики, тонких движений кистей и пальцев рук, имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического созревания ребенка. Учеными установле...
Самообразование воспитателя "Развитие мелкой моторики через нетрадиционные средства рисования у детей младшего дошкольного возраста"
Развитие мелкой моторики, тонких движений кистей и пальцев рук, имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического созревания ребенка. Учеными установлено, что в головном мозг...
Доклад на тему: РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ ФОРМЫ ПРЕДМЕТОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Сенсорное развитие предполагает становление процессов восприятия и различных представлений ребенка о предметах или явлениях окружающего мира. Успешное развитие ребенка напрямую зависит от раннего нача...
Формирование сенсорных эталонов и познавательных действий детей младшего дошкольного возраста
Формирование у детей представлений о сенсорных эталонах(формы, цвета и размера предметов)в процессе осязательно- двигательных действий с ними...