ОПЫТ РАБОТЫ "ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ"
методическая разработка (подготовительная группа)
ОПЫТ РАБОТЫ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ОПЫТ РАБОТЫ | 84.28 КБ |
АКЦИЯ "ПИСЬМО СОЛДАТУ" | 2.5 МБ |
АКЦИЯ "ДЕНЬ БЕЛЫХ ЖУРАВЛЕЙ" | 2.31 МБ |
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ | 175.21 КБ |
ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ "В ПОИСКАХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ"" | 177.33 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 «Красная шапочка» 356056 Ставропольский край Красногвардейский район село Новомихайловское пер.Школьный,2 тел.8(86541)4-12-06
с.Новомихайловское
2024г
Я, Нефедова Наталия Владимировна, работаю в должности воспитателя в МКДОУ «Детский сад №4 «Красная шапочка», хочу поделиться с вами опытом своей работы по теме «Духовно-нравственное воспитание дошкольников».
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов и самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, в разрушении личности.
ВВЕДЕНИЕ
«Каждое мгновение той работы,
которая называется воспитанием –
это творение будущего и взгляд в будущее»
В.А. Сухомлинский
Социально-экономические и политические изменения в нашей стране повлекли за собой изменения и в сфере духовно-нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте. В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребѐнка, развитием нравственных и духовных качеств маленького человека. Не всегда родители понимают, что без этих качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого – эмоциональная, волевая и духовная незрелость взрослой личности.
В последнее время в российском обществе стал очень остро ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров.
Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России.
Без сомнения, существование любого народа на земле основано на приоритете духовно - нравственных и культурных ценностях, определяющие будущее любой цивилизации.
Ключевая задача современной государственной политики Российской Федерации - обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России.
Нормативно – правовая база по духовно-нравственному воспитанию и образованию:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2): «Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно-значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
- Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, созидательно-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России»;
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025г., утвержденная Постановлением Правительства РФ от 25.05.2015 № 996-р: «Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности… Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ № 1155 от 17.10.2013 г.): объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» определяет главные базовые национальные духовно-нравственные ценности:
- патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
- социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
- семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших;
- труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
- наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
- искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
- природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
- человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни осуществляется на основе следующих условий:
- нравственного примера педагога;
- социально-педагогического партнёрства;
- индивидуально-личностного развития;
- интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
- социальной востребованности воспитания.
В методологическую основу разработки и реализации ФОП дошкольного образования также заложена «Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Программа выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Она направлена на решение ряда задач, в том числе:
- Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- Формирование первичных представлений о малой Родине: воспитание любви, привязанности к своей местности, к своей семье, воспитание бережного отношения к природе и ко всему живому;
- Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей: здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка.
В детстве всё оставляет след! Дети – это начало. Будущее непрерывно связано с настоящим! У каждого педагога свои методы, свои приёмы, свои секреты.
В процессе духовно-нравственного воспитания личности каждый использует то, что ему ближе. Опираясь на принцип концепции, «нравственный облик педагога», я могу сказать, что главной целью всей моей педагогической деятельности является дети и будущее, которое я стараюсь улучшить вместе с ними!
Мы живём в интересное и сложное время, когда многое заново открываем и переоцениваем. Проводимая ранее работа показала, что дети проявляют живой интерес к историческому прошлому России, с удовольствием рассказывают «Историю Отечества в картинках». Но среднему ребёнку эта информация трудна и не всегда понятна, «не близка для зоны его развития». Поэтому, я пришла к выводу, что прививать необходимо в первую очередь любовь к ближнему и понятному окружению – к малой Родине. Маленькими шагами в большой мир! В данном опыте я опираюсь на воспитание у старших дошкольников духовно - нравственных базовых ценностей, близких и понятных детям: семья, детский сад, родной город
Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Растет агрессивность и жестокость в обществе, что впоследствии приводит к возникновению таких катастрофических ситуаций, как террористические акты.
Вот почему сегодня необходимо воспитывать духовно-нравственное самосознание, возрождая многовековые традиции духовно-нравственного воспитания ребенка в единстве семья-ребенок-детский сад.
В настоящее время задачи духовно-нравственного воспитания ориентированы на семью. Семья - источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный, интимный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача духовно-нравственного воспитания – воспитание любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине.
Решение задач духовно-нравственного воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Современным подходом взаимодействия детского сада и семьи является то, что - нужно относиться к родителям как партнерам и вовлекать их в жизнь детского сада.
Воспитание ребенка, в первую очередь, должно нести в себе духовно-нравственную направленность, привитие моральных, этических и эстетических ценностей!
Целью моей работы по духовно-нравственному воспитанию является гармоничное духовное развитие личности дошкольника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе патриотических и культурно-исторических традиций России, опираясь на взаимодействие с семьей.
Кроме традиционных родительских собраний, групповых и индивидуальных консультаций я использую разнообразные формы работы. Стараюсь ориентировать родителей на совместную работу в данном направлении, на осознание того, как важно, чтобы после пребывания в детском саду, ребенок окунулся в тепло и уют семейного очага, а рядом были мама и папа, бабушка и дедушка, которые одарят его вниманием и любовью, а не отмахнутся в очередной раз.
Применяю в данном направлении следующие принципы: системность, учет опыта родителей, целенаправленность, учет специфики каждой семьи, доброжелательность, открытость.
Я вам предлагаю познакомиться с проводимой работой с родителями по воспитанию у детей духовно- нравственных чувств.
Акцент во взаимодействии с родителями ставился на проведении развлечений, досугов, консультаций, издании семейных газет, альбомов, родительских собраний, бесед, выставок семейных творческих работ к праздникам (поделки, макеты), изготовление папок-передвижек.
Наиболее интересными и значимыми считаю следующие мероприятия.
Акция «Герб моей семьи». В ней приняли участие 8 семей. Сколько радости и гордости испытали дети, участвуя с родителями в данном мероприятии! Каждая семья трудилась над созданием своего личного, необыкновенного, неповторимого Герба, с учетом национальных традиций, семейных особенностей. Ни один герб не был похож на другой, каждый отражал особенности своей семьи.
Информативно наполненные и вызвавшие душевные отклики надолго останутся в памяти детей и родителей о проведенной акции: «Герб моей семьи».
Очень увлекательным и полезным в духовно-нравственном воспитании оказался проект «Моя семья». Каждая семья подошла к этому вопросу по-особенному. Дети …….
Родительские собрания. Это одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей и формирования родительского коллектива. Мною было проведено родительское собрание «Семейные традиции». Данное собрание было проведено в нетрадиционной форме с участием семей воспитанников. Каждая семья продемонстрировала национальные обычаи и традиции своей семьи. Дети читали стихи о семье, пели песни. Родители вспоминали пословицы о семье. При подготовке к собранию была оформлена выставка совместного творчества детей и родителей рисунки «Моя семья».
Праздник «Ай, да, папы!» состоял из соревнований, пропагандирующих армейскую доблесть), который помог пробудить в детях чувство национальной гордости за силу, мужество российских мужчин, стремление стать такими же и служить в рядах вооруженных сил. Уважение к защитникам Отечества также воспитывает акция «Письмо солдату» (дети с родителями собирают посылку и пишут письмо для служащих в рядах армии).
Праздники для мам «День Матери», «Международный женский день 8 марта» воспитывает в детях любовь и уважение к женщине-матери, умение выразить благодарность и любовь по отношению к продолжательницам человеческого рода, стремление походить на мам и бабушек.
Патриотическому празднику 9 мая в нашем детском саду посвящается ряд мероприятий: акция «Голос Победы», «Окна Победы», «Спасибо деду за Победу!». Участвуя в данных мероприятиях, дети с гордостью рассказывали о героическом прошлом своих дедов прадедов. Родители подключались к рассказам детей. Задача проводимых мероприятий – проследить связь поколений.
Нетрадиционная форма работы с семьей «Родительская почта» так же помогает мне наладить более тесный контакт с семьями, любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, подсказать каким бы ему хотелось видеть воспитательно-образовательный процесс в группе, обратиться за помощью.
Досуги, праздники - самые привлекательные, востребованные формы работы. Их организация способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.
И конечно же в современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей и их помощи – это участие в ремонте, в создании развивающей среды в группах, в изготовлении различных пособий, атрибутов и т.д.
Конечно, организация всех мероприятий требует от нас и времени, и труда, и душевных сил. Но такую радость они нам приносят, когда мы видим счастливые глаза детей и слышим слова благодарности родителей!
Все что я представила, лишь капля всей работы, но и она позволяет сделать вывод: работа, проводимая по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, на основе сотрудничества семьи и детского сада, постоянно, дает положительный результат.
Но мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас общая цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя.
В конце своего выступления хотелось бы обратиться ко всем взрослым словами поэтессы Елены Потехиной.
Взрослые! Не учите детей своих подлости.
Властные! Не учите их злобе и зависти.
Сильные! Не учите звериной жестокости.
Мудрые! Не толкайте детей к пропасти.
Грешные! Научите детей состраданию!
Слабые! Научите любви и вниманию!
Старые! Научите терпенью и кротости!
Слышите?! Оттащите детей от пропасти!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ»
«Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания,
без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности,
без духовности нет личности, без личности нет народа!
Подготовила:
Нефедова Наталия Владимировна
воспитатель
МКДОУ «Детский сад № 4 «Красная шапочка»
2024год
Консультация для родителей.
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
«Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания,
без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности,
без духовности нет личности, без личности нет народа!»
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения.
Мы, педагоги и родители, должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души – создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Но, очевидно, рациональное воспитание нравственности, не затрагивающее эмоции ребенка, никогда не приведет к желаемому результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях – человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры – праздники и обряды.
Корни духовно-нравственного воспитания лежат в православии. Все наши нравственные ценности родом из Нового Завета: уважение к родителям и старшим, любовь к ближнему и Родине, бескорыстность, жертвенность, скромность, честность, терпеть, уступать, прощать и т.д.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, встречающиеся в фольклорных произведениях. Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были и остаются отрывочны и поверхностны.
Задача взрослых – соединить обучение и воспитание через изучение традиций нашей культуры, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков.
Целью духовно-нравственного воспитания дошкольника является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера.
Большое место в приобщении детей к традиционным ценностям народной культуры должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.
В результате освоения народных традиций дети узнают историю своей семьи, страны, культурные традиции своего края: песни, игры, считалки, небылицы, промыслы, народные праздники.
Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры способствует развитию у них интереса к народной культуре, её духовным ценностям, гуманизму. Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в народных обрядовых праздниках Рождество, Пасха, Масленица, Праздник полевых цветов, Праздник сенокоса. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Народные игры являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.
Экскурсии в музей помогают пробудить в детях любовь к родной земле, формируя такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей Родины.
Итак, народные традиции в наше время должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурно образованной личности. Благодаря им в доступных формах, на близком и понятном материале дети усваивают нравы, обычаи русского народа – весь комплекс духовных ценностей.
Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры – это радость, это труд, приносящий бесценные плоды.
Притчи о воспитании детей
Урок бабочки
Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья. Она так и не смогла летать.
А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
Также и в воспитании детей. Если родители будут делать за ребенка его работу, они будут лишать его духовного развития. Ребенок должен научится прикладывать усилия, которые помогут ему преодолевать все трудности, которые помогут быть ему сильным.
Предварительный просмотр:
ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ДУХОВНО – НРАВСТВЕНОМУ ВОСПИТАНИЮ
«В ПОИСКАХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ»
Подготовила:
Нефедова Наталия Владимировна
воспитатель
МКДОУ «Детский сад № 4 «Красная шапочка»
2024год
Цель: Систематизировать представления детей о семье и семейных ценностях .
Задачи –
Обучающие:
Закреплять представление детей о семье как о совокупности людей разного возраста и пола, объединенных родовым началом.
Формировать умение моделировать схему родственных отношений.
Закрепить знания детей пословиц о семье.
Развивающие:
Развивать представления детей о родословной своей семьи.
Развивать связную речь, умение составлять рассказ о родословной своей семье развивать логическое мышление
Развивать познавательные способности детей.
Воспитательные:
– воспитывать чувство уважения и любви к членам своей семье, родным.
– воспитывать умение проявлять заботу о близких людях и оказывать им посильную
помощь
Материал: проектор, слайды с репродукциями картин плакат с нарисованным желтым кругом, лучики с названием семейных ценностей (Добро, уважение, любовь, забота, дружба); мягкая игрушка сердце; мяч; игра «Составь семейное дерево» (ребенка липучки с изображением дерева с пустыми кружочками , фотографии членов семьи); Игра «Ёлка добрых поступков» (маленькие сувениры (на каждого ребенка).
Ход занятия
Воспитатель: (звенит колокольчик)
Колокольчик озорной
Ты ребят в кружок построй.
-Здравствуйте, ребята! Каждый новый день нужно начинать с хорошим настроением. И чтобы наше настроение было хорошим и весёлым, встанем в круг. Покажите ваши ладошки, потрите их ладошка об ладошку. Что вы чувствуете (тепло).
Это тепло ваших добрых рук и сердец. Давайте поделимся друг с другом своим теплом. Возьмёмся за руки.
-Меня зовут Наталия Владимировна. Мне очень приятно с вами познакомиться.
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас на выставку картин. Рассмотрите внимательно эти картины. Они написаны разными художниками.
(На экране демонстрируются слайды с репродукциями картин )
Воспитатель : Как вы думаете, что объединяет все эти картины? Кто изображен на них?
Вариант ответа детей: На этих картинах изображены семьи.
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Вариант ответа детей: Потому что на картинах нарисованы мамы, папы, дети, бабушки, дедушки.
Воспитатель: А как, вы понимаете, что такое семья?
Варианты ответов детей: семья – это мужчина и женщина, у которых есть дети, это близкие люди, родные, любимые люди, готовые тебе помочь в любую минуту, это опора и защита и др.
Воспитатель: Верно, семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга.
Воспитатель: Скажите, как художникам удалось передать их любовь, нежность, заботу?
Варианты ответов детей: родители ласково обнимают детей, у всех очень добрые лица, они вместе отдыхают, вместе делают домашние дела.(Отвечать полными предложениями).
Воспитатель: В семье все любят друг друга, а это значит делают так, чтобы другому человеку было хорошо, помогают друг другу, вместе переживают успехи и неудачи.
Воспитатель: Дети , расскажите, какая ваша семья.
Игра с мячом «Продолжи предложение «Моя семья самая…»
(Воспитатель бросает мяч одному из детей и задает вопрос: Маша, какая у тебя семья? Ребенок отвечает полным предложением: «Моя семья самая крепкая» (ласковая, трудолюбивая, весёлая, дружная, добрая и т. д.)
Воспитатель: Ребята, чтобы семья была крепкой и счастливой она должна быть наполнена «Семейными ценностями». А вы знаете, что такое семейные ценности? Хотите узнать? Тогда я предлагаю вам отправиться в удивительную страну под названием «Семья», и найти их там. Вы согласны?
Воспитатель: Раз, два, три вокруг себя повернитесь и в стране «Семья» окажитесь.
(на мольберте большой желтый круг с картинкой семьи)
Мы с вами в стране «Семья». Давайте прогуляемся по улицам этой страны и поищем семейные ценности. Чтобы найти семейные ценности, на каждой остановке вам нужно выполнить задание. А вот и первая остановка.
1.Остановка «Моя родословная»
Воспитатель: Ребята, семья похожа на огромное дерево, корнями этого дерева являются родители ваших дедушек и бабушек (ваши прабабушки и прадедушки). Толстые ветки дерева это бабушки и дедушки (родители папы и мамы). Ветви по тоньше – это ваши папы и мамы, а самые тонкие веточки – это вы, дети.
Постарайтесь составить свое семейное дерево. Возьмите конверты с картинками членов своей семьи и разложите их на модели древа. В самом верху ваша фотография; рядом, братик или сестренка, если они у вас есть; ниже – папа и мама; еще ниже – бабушка и дедушка.
(Дети под музыку выполняют задание)
Игра «Составь семейное дерево»
Воспитатель: Расскажите о семьях,которыe у вас получились.
(2-3 ребенка составляют рассказ, глядя на семейное дерево. Например, Это моя веточка. Это я, меня зовут Ваня. Это мой брат. Его зовут Саша. Ему 5 лет. Это моя мама Анна Петровна. Моего папу зовут Петр Иванович. Бабушка Надя , дедушка Миша.)
Воспитатель: А теперь давайте узнаем, кто кем приходится в семье.
Ребята, я предлагаю вам немного поиграть. Я буду
вам и задавать вопрос, а вы называть члена семьи.
Словесная игра «Назови членов семьи»
− девочка для мамы и папы кто? (дочка)
− мальчик для мамы и папы кто? (сын)
− девочка для бабушки и дедушки кто? (внучка)
− мальчики для бабушки и дедушки кто? (внук)
− бабушка для мамы кто? (мама)
− дедушка для папы кто? (папа)
− для бабушки мама кто? (дочка)
− для дедушки папа кто? (сын)
− мальчик для девочки в семье кто? (брат)
− девочка для мальчика в семье кто? (сестра)
В: Молодцы, ребята, правильно назвали всех членов семьи
Воспитатель: Да, ребята, в семье много бывает родственников и ко всем, особенно к родителям, бабушкам и дедушкам , нужно относиться с уважением. Как мы можем показать своё уважение к старшим? ( помогать, заботиться, дарить подарки).
Вот мы и нашли первую семейную ценность – это «Уважение».
(лучик с надписью «Уважение» закрепляем на плакате рядом с кругом)
- Остановка «Ласковые слова»
Воспитатель: В семье все друг к другу относятся нежно, любя. Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Назови ласково». Назовите всех своих членов семьи ласково.
Дидактическая игра «Назови ласково»
(Дети передают мягкую игрушку – сердце и говорят ласковые слова)
- Бабушка – бабуля, бабулечка, бабусенька;
- Дедушка – дедуля, дедулечка, дедусенька;
- Мама –мамуля, мамочка, мамуленька ;
- Папа – папуля, папулечка, папочка, батюшка;
- Сын – сыночек, сынулечка, сынок;
- Дочь – доченька, дочурочка;
- Сестра –сестричка, сестреночка;
- Брат – братик, братишка.
Воспитатель: вот мы нашли ещё одну семейную ценность – это любовь.
(лучик с надписью «Любовь» закрепляем на плакате рядом с кругом)
3 .Остановка «Заботливая»
Воспитатель: Любовь родителей к своим детям проявляется в их заботе. Расскажите, как заботятся родители о вас? (Ответы детей: мама покупает игрушки, готовит обед, стирает, убирает, читает книжки, шьет, лечит нас. Папа учит ездить на велосипеде, играть в футбол, покупает игрушки, ремонтирует игрушки, защищает нас)
Динамическая пауза «Мамины и папины дела».
Дети встают в круг, звучит музыка, воспитатель называет мамины и папины дела. Мальчики изображают папины, а девочки мамины дела.
Мама стирает, папа пошел за продуктами; мама укладывает малыша спать, папа пылесосит; мама варит борщ, папа забивает гвозди.
Воспитатель: Вы догадались, какая ещё семейная ценность есть в семье? (Забота)
Воспитатель: Верно, пока вы маленькие ваши родные заботятся о вас. Когда вырастете, и будете самостоятельными, вы будете о них заботиться.
(Лучик с надписью «Забота» закрепляем на плакате рядом с кругом)
Воспитатель: Давайте отдохнем немного.
Зрительная гимнастика
Превращаюсь в солнце я
Свет дарю и согреваю
Слева папу
Справа маму
Потому что мы семья
А Россия родина моя!
- Остановка «Пословицы»
Воспитатель: О семье сложено много пословиц, давайте их вспомним. Вам нужно закончить пословицу, выбрав из нескольких вариантов правильный.
- Вся семья вместе… и душа на месте; и дети на месте
- Когда нет семьи, так и дома … пусто; нет
- Кто родителей почитает, тот вовек… счастлив; не погибает
4.Дерево держится корнями, а человек… семьёй; друзьями
5.В своем доме… и стены помогают; и окна помогают
- В дружной семье… и в жару холодно; и в холод тепло
Воспитатель: Молодцы, дружба – это семейная ценность, которая тоже должна быть в семье.
(лучик с надписью «Дружба» закрепляем на плакате рядом с кругом)
5 .Остановка «Добрые дела»
Воспитатель: Скажите, а вы заботитесь о своих близких? (Ответы). Ребята, как мы можем показать заботу о своих близких? (Ответы: Хорошими поступками и добрыми делами). Нам нужно сделать «Дерево добрых поступков». Вам нужно взять листочек, с изображением того, как вы помогаете дома своим близким, сказать, что вы делаете и повесить его на дерево. (Например, Я помогаю маме мыть посуду. Я помогаю поливать цветы. Я помогаю заботиться о малыше. Я заправляю свою кровать.
Я убираю свои игрушки. Я помогаю накрывать на стол. и т. д.)
Игра «Ёлка добрых поступков»
Воспитатель. Вот какая красивая ёлкау нас получилось. Молодцы, ребята. Совершая добрые дела, мы заботимся о наших близких и сами становимся добрее.
Воспитатель: вот мы нашли ещё одну семейную ценность – это доброта.
(лучик с надписью «Доброта» закрепляем на плакате рядом с кругом)
Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько семейных ценностей мы нашли, что же у нас получилось? (солнце).
Правильно, и это не случайно, потому что семья как солнышко может согреть своим теплом и лаской каждого кто в ней находится. Ну, а нам пора возвращаться в детский сад и я предлагаю забрать семейные ценности с собой. Ведь наша группа это тоже большая семья и нам они очень нужны.
Воспитатель: Раз, два, три вокруг себя повернитесь и в детском саду окажитесь.
Воспитатель: вот и закончилось наше путешествие по стране «Семья».
1.Скажите для чего же человеку нужна семья? (Ответы детей)
2.Какие семейные ценности делают семью крепкой, дружной? (Ответы детей)
3.Что бы вы пожелали своей семье? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, вы сегодня были молодцы. Благодаря вашим знаниям и стараниям мы узнали что такое семейные ценности. И на память о нашей, я хочу подарить вам маленькие солнышки с семейными ценностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки"
Данный опыт работы содержит информацию о том, как воспитывать и прививать лучшие человеческие качества на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях. ...
Опыт работы по теме: « Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством устного народного творчества».
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников посредством устного народного творчества.В детском саду впервые усваивается первые моральные нормы и сужде...
"Опыт работы педагога по духовно - нравственному воспитанию дошкольников"
С чего начинается родина?С картинки в твоём букваре.С хороших и верных товарищей,Живущих в соседнем дворе.А может, она начинаетсяС той песни, что пела нам мать,С того, что в любых испытанияхУ нас нико...
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
«Программа воспитания и обучения в детском саду» рассматривает духовно – нравственное воспитание как «воспитание у ребёнка гуманного отношения к окружающему миру, любви к своей семье, родному до...
Опыт духовно-нравственного воспитания дошкольников в православных семьях
Опыт духовно-нравственного воспитания дошкольников в православных семьяхстатья написана в рамках научно-практической конференции "Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи:традиции и новац...
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе православной культуры.
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе православной культуры....
Опыт работы по нравственному воспитанию дошкольников
Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого человека, связана с поведенческими правилами, и от правильности поведения зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми. Этикет являетс...