Формирование у детей интереса к труду через семейное воспитание и музыкальную культуру
статья

Наталья Германовна Борникова

 Современная дошкольная педагогика в задачах воспитания и образования

детей указывает на то, что труд должен помочь ребенку в его всестороннем

развитии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_formirovanie_interesa_k_trudu.docx17.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формирование  у детей интереса к труду через семейное воспитание и музыкальную культуру

                                                               

Борникова Наталья Германовна, музыкальный руководитель ГБДОУ

Детский сад №56 Колпинского района  города Санкт-Петербурга

                                                                « В горе и радости, в труде и на отдыхе      

                                                                 - музыка всегда с человеком…»

                                                                          Д.Д. Шостакович

 Исторически сложилось, что культура нашей страны уважительно относилась к теме труда.

Труженику – почет и уважение, лентяю и лодырю – стыд и общественное порицание. Произведения художественной литературы, народный фольклор, театрализованные постановки положительно оценивали нравственную значимость труда в жизни человека.

Современная дошкольная педагогика в задачах воспитания и образования

детей указывает на то, что труд должен помочь ребенку в его всестороннем

развитии. Детство для ребенка – это период радостных открытий. Он не только взрослеет, он открывает для себя новые возможности, он интересуется предметным миром и миром духовным, пробует и примеряет на себя различные роли из ближайшего окружения семьи и социума. С радостью осваивает он и трудовые навыки и умения.

Условия, в которых ребенок растет и развивается, создаются при помощи двух основных составляющих: семьи и детского сада. Учитывая это, важно не просто координировать работу дошкольной организации и семьи, но и наладить тесное сотрудничество. Взаимодействие на равно уважительных началах поможет разработать единую концепцию развития и воспитания детей, тем более что цель у нас одна – всестороннее развитие ребенка, учет его индивидуальных возможностей и устремлений. Тесная связь с окружением, систематичность обучающих мероприятий, интегрирование различных видов деятельности, повышают результативность задуманного.

Изучая результаты анкетирования, мы обратили внимание на то, что родители отмечают в числе приоритетных человеческих ценностей такие качества

личности как честность, уважение, трудолюбие. Трудолюбие в мир ребенка

приходит не сторонней чертой, первые учителя для него, первые носители

нравственных ценностей – это родители и ближайшие родственники. Если у

членов семьи есть понимание важности такого примера, тогда найдется ивремя и желание. В семье ребенок видит пример материальной и моральной значимости труда, знакомится с профессиональными праздниками, ориентируется на семейные династические предпочтения: «Буду как папа, или мама».

Повысить родительскую компетентность в вопросах развития музыкальных и творчесеких способностей детей помогают совместные мероприятия. Это не только праздники и концерты, это тематические консультации, обзорные виртуальные экскурсии, рекомендации по развитию творческих способностей у детей, а также проведение мастер-классов., где родители и дети приобщаются к совместной продуктивной деятельности. Музыкальный руководитель разъясняет, направляет, создает общий эмоциональный настрой мероприятиям, осуществляемым в рамках календарно-тематического планирования.

Во время подготовки к музыкальным занятиям дети, начиная со средней

группы, могут расставлять стульчики, по поручению музыкального руководи-

теля подготавливать и убирать после занятия детские музыкальные инструменты и атрибуты для игр, все это навыки хозяйственно-бытового труда. Навыки самообслуживания прослеживаются в умении быстро переодеваться в форму для занятий, в костюмы для музыкальных

номеров, театрализованных постановок.

Труд в природе, забота о животных, птицах и растениях хорошо мотивируются в музыкальных произведениях. Особого внимания заслуживают темы,

связанные с людьми трудовых профессий. Музыкальные произведения помогают наиболее полно и доступно помочь осознать ребенку важность труда, его общественно-полезную значимость и личностную ценность.

Развивается эстетический вкус, желание помочь, стремление к самосовершенствованию – музыкальные произведения, изучаемые в детском саду, формируют интерес к труду, раскрывают эмоциональное состояние и моральное

удовлетворение от сопричастности к происходящему вокруг. Ребенок видит перед собой образцы поведения, своеобразные эталоны, на которые он стремится стать похожим.

Дружелюбие и взаимовыручка, гуманные чувства и уважение к результатам труда способствуют стремлению к творческому самовыражению.

Воспитывая детей на примере высокохудожественных музыкальных произведений, мы открываем для ребенка мир взрослых, где труд в почете. Личный пример родителей и педагогов побуждает ребенка стать добрее и отзывчивее, прививает навыки организованного поведения и умения трудиться дружно вместе. В результате целенаправленной работы в семье и в детском саду ребенок

начинает осознавать общественную значимость труда.

При планировании различных итоговых календарно-тематических мероприятий мы стараемся вовлечь в их реализацию не только родителей воспитанников, но и их бабушек и дедушек, сохраняя тем самым связь и преемственность поколений.

Для повышения компетентности родителей в музыкальном развитии детей мы ежемесячно размещаем рекомендации по подбору музыкальных произведений для прослушивания дома с детьми, для совместного элементарного музицировали.

Ежегодно в нашем детском саду проходят такие значимые мероприятия,

как «Праздник урожая»,», «В гости в школу», «Библиотека -наш друг», «Птичья столовая», «Мы – будущие защитники», «Мамин праздник», «Космические приключения», «9 Мая-День Победы», и т. д. Музыка объединяет в одном едином эмоциональном устремлении и детей, и взрослых, помогает прочувствовать то, что не всегда можно выразить словами.

Дети вместе с родителями и воспитателями готовят сувениры, открытки,

разучивают песни к профессиональным праздникам. Собирая информацию по темам недели, дети расширяют свой кругозор, а делая это вместе с родителями, они получают дополнительный заряд бодрости и энергии.

Доброй традицией нашего сада стал ежегодный смотр-конкурс групповых

музыкальных уголков, особое внимание в котором уделяется музыкальным инструментам и атрибутам, сделанным руками детей и родителей во время мастер-классов. Это и трещотки, и группа ударных инструментов, маракасы, бубны, различные гремелки ишумелки, ободки на голову, маски, и т. д.

Для постановки музыкальной сказки «Крошечка-Хаврошечка» вместе с

детьми и родителями мы изготавливали платочные куклы, мастерили атрибуты, детали интерьера, шили костюмы, подбирали предметы домашнего обихода. Необыкновенная радость светилась в глазах ребят, когда они увидели результат своего совместного труда.

Итогом стало участие родителей воспитанников в музыкальной сказке с использованием платочных кукол. Представление оставило массу положительных эмоций в сердцах зрителей.

 Все это является большим вкладом в  развитие творческих способностей и становление  личности  ребенка.

Список литературы,

1. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду / М.Б. Зацепина,

Г.Е. Жукова. – М.: Мозаика-Синтез, 2018. – 192 с.

2. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с деть-

ми 3–7 лет / Л.В. Куцакова. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края.

Нравственно-патриотическое воспитание одно из важных направлений в дошкольном образование, предлагаю перспективное планирование для старшего дошкольного возраста. План составлен с учетом того, ч...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ воспитателя МБДОУ «Солнышко» с.Голубинка Науменко Светланы Васильевны по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой народов населяющих КРЫМ »

Актуальность темы. Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из важных задач дошкольного образовательного учреждения. К концу дошкольного периода ребенок должен усвоить следующее: наш...

"Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через семейные традиции"

Консультация для родителей "Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через семейные традиции"...

«Особенности формирования у детей интересов к чтению в семейном воспитании»

Семейное чтение – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги....