«Особенность формирования у детей интересов к чтению в семейном воспитании»
материал
консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.03 КБ |
![]() | 2.75 МБ |
Предварительный просмотр:
«Особенность формирования у детей интересов к чтению в семейном воспитании»
2 слайд. Начать мне бы хотелось словами Василия Александровича Сухомлинского: «Чтение – это окошко, через которое дети видят мир и познают себя». Какое окошко будет у наших детей, зависит только от нас и от каждого родителя в первую очередь, так как воспитание начинается в семье.
Каждый родитель мечтает о том, чтобы его дети выросли достойными и уважаемыми людьми, нашли своё место в обществе. Но что является той волшебной палочкой, которая способна претворить эту мечту в жизнь и сделать ребёнка счастливым? Ответ прост: этой палочкой является умение и желание ребёнка читать. Детское чтение – интеллектуальный ресурс страны, главный резерв развития человеческого потенциала нации! Оно занимает одно из важных мест в развитии ребёнка, в формировании его личности наряду с развивающими играми, общением с природой, музыкальным и художественным образованием. Книги расширяют кругозор детей, учат их мыслить, развивают воображение, речь, память, то есть выполняют познавательную и развивающую функции. И это аксиома! Книга не имеет себе равных среди источников информации ни по полноте содержащихся сведений, ни по достоверности информации, ни по способности проникновения во внутренний мир человека, а также не имеет равных и по способности устанавливать взаимопонимание между поколениями. Во время чтения книги (самостоятельного или чтения ему взрослым) ребёнок активно думает, сопереживает и сочувствует героям, учится анализировать, предвосхищает события, сравнивает себя с героями книги, проводит аналогии своего опыта с опытом других. Во время совместного чтения происходит сближение взрослых и детей, минуты духовного общения наполняются содержанием, так в ребёнке воспитывается доброе и любящее сердце.
3 слайд. Почему современным детям не интересно чтение?
Основным фактором отношения ребенка к книге и критерием ее оценки является наличие или отсутствие интереса к чтению. Главной задачей знакомства детей раннего возраста с художественной литературой является воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умения слушать и понимать художественный текст, развитие художественной культуры. Все это является фундаментом для воспитания будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.
- Ребенка притягивают телефоны, компьютеры тем, что они легкодоступны и несложны в использовании. Всего за несколько минут можно занять себя чем-нибудь в сети.
- Над книгой же нужно посидеть и потрудиться. Это далеко не легкое занятие.
4 слайд. Как замотивировать ребенка на чтение??
- Важно дать ребенку понять, что чтение - это удовольствие.
- Взрослые должны понять для себя, зачем ребенку читать.
- Нельзя заставлять ребенка читать.
- Читать ребенку вслух.
- Показать на собственном примере.
- Стимулировать чтение.
5слайд. «Значение совместного с детьми чтения»
Какое значение имеет совместное чтение с детьми:
Совместное чтение – прекрасный способ дать ребёнку возможность почувствовать себя любимым. Воспоминания об этих счастливых моментах остаются с нами на всю жизнь.
6 слайд. Совместное чтение, разговор о прочитанном не только сближает родителей и детей, но и оказывает большое влияние на характер ребенка, его нравственные качества.
Читающий ребенок быстрее развивается, легче устанавливает контакты, находит свое место в жизни.
Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении.
В процессе чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное.
7 слайд. «Необходимость семейного чтения».
Для чего необходимо семейное чтение:
- Семейное чтение – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги.
- Самый простой из них – наладить работу с каждым ребенком, чтобы с самых малых лет он получал радость общения с книгой дома, в детском саду, в школе, в библиотеке.
Изменить сложившуюся ситуацию поможет организация взаимодействия в этом направлении педагогов и родителей. Основная цель этого взаимодействия: помочь родителям осознать ценность чтения детям книг как средства образования и воспитания дошкольников. Задачи в организации семейного чтения следующие: 1.‒ познакомить родителей с возрастными особенностями дошкольников в плане восприятия произведений детской художественной и познавательной литературы . 2. ‒ вовлекать семьи в атмосферу чтения. 3. ‒ расширять их представления о детской литературе . 4.‒ знакомить родителей с разными видами домашнего чтения с учётом интересов и потребностей дошкольников. 5. ‒ научить родителей руководить воспитанием детей как будущих читателей, привлечь их к взаимодействию с ДОУ.6. ‒ дать рекомендации по обсуждению, обыгрыванию воспринятых художественных произведений, организации книжного уголка в домашних условиях.
8 слайд. И в нашем детском саду мы с педагогами используем следующие формы работы с детьми и родителями. Одна из форм - это оформление уголка чтения в группах. Уголок чтения, является одной из обязательной зон ,для организации в группе. знакомство с книгами в дошкольном возрасте способствует активному развитию образного мышления, восприятия звучащего слова, речевых навыков.
- слайд. В группе оформляем тематические выставки, посвященные творчеству писателей, с которыми дети знакомятся на занятиях по ознакомлению с художественной литературой.
10 слайд. «Книжкина больница» для ребят - это и игра, и труд, и новые знания. А немного занятие – ремонт книг – превращается в интереснейшее дело! При организации книжкиной больницы ребята знакомятся с основными элементами книги, учатся находить основные элементы книги, формируется бережное отношение к книгам, учатся их ремонтировать. И также ребята в ходе работы прочувствуют важность своей работы, самостоятельно придут к выводу: что книги надо беречь!.
11 слайд.-12 слайд Оформляем тематические выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений
13 слайд. Создание книг-самоделок это один из способов сделать книгу ближе к ребенку - предоставить ему максимум свободы для творчества и разнообразной деятельности, при этом углубляем интерес детей к книге, расширяем читательские интересы, развиваем творческие способности детей.
14 слайд «Моя любимая книга» - это традиция группы, « Выставка книг», которые дети приносят из дома», детки рассказывают о книге, о том, что им в ней нравится, с какой целью принести книгу в сад. Эта традиция позволяет максимально обогатить знания и представления о книге, ее значимость, развивать связную речь, творческие способности детей. И также в традицию группы ввели утреннюю беседу « рассказ о прочитанной дома книге»
15 слайд организация сюжетно-ролевых игр, где расширяются и углубляются знания и представления детей о профессии «библиотекарь»
16 слайд Интересной формой работы является работа над проектом. Дети вместе с родителями работают над определенной темой, например, «Книги А. С. Пушкина». В результате работы над проектами узнают много нового о творчестве Пушкина, его биографии, рисуют иллюстрации к его стихам, изготовляют книжки — малышки по его сказкам, и т.д. и изготовление лэпбука . С помощью данного лэпбука развивается познавательный интерес к сказкам, дети учатся узнавать произведения по иллюстрациям, развивается речь, память , любовь к книгам.
17 -18-19слайд преемственность с гимназией. Мы регулярно посещаем библиотеку гимназии, также в рамках данной работы было организованно театрализованное представление по сказке
С. Я. Маршака «Лодырь», где героями были ученики гимназии.
20- 21 слайд проект «Читающая семья» в своей группе я разработала краткосрочный проект «Читающая семья», где целью проекта было помочь родителям осознать ценность детского чтения, как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье.
В работе с родителями используем такие формы работы как: наглядное информирование, практические (познавательные) консультации.
К информационным относятся ‒ Проведение анкетирования, опросов «О чтении в семье»; «Любимая книга детства», «Воспитание у ребенка интереса и любви к книге». Они позволяют педагогам изучить состояние приобщения ребенка к книге в семье, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами. Также даем информацию в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будет читаться в совместной деятельности в детском саду и что рекомендуется для домашнего чтения. На стендах для родителей помещаем советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими, например, рубриками: «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда, рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после чтения книги». Также для наглядной информации предлагаем родителям памятки, рекомендации, папки-передвижки.
Познавательные формы работы призваны знакомить родителей с рациональными методами и приемами ознакомления дошкольников с детской литературой, формируют практические навыки взаимодействия с детьми. Воспитатель проводит индивидуальные консультации и беседы с родителями на конкретные, важные для той или иной семьи темы (как привлечь ребенка к слушанию книг, какие литературные места можно показать детям в выходной день, как использовать книгу для развития связной речи. ). На родительских собраниях педагог знакомит родителей с читательскими интересами группы, выявленными в ходе беседы с детьми, освящает имеющиеся проблемы, рассказывает о вреде раннего приучения ребенка к телевизору, видео, компьютерным играм, о недопустимости замены ими непосредственного общения ребенка с родителями. И самое главное условие для приобщения детей к чтению — собственный пример. Только читающие родители становятся образцом для подражания .
И в заключении отметим, что если ребенок растёт и развивается в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, то он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг, из него вырастет увлеченный и естественно сформировавшийся читатель.
22 слайд. И в завершение своего выступления хочу вам прочитать слова Михаила Шолохова «Любите книгу всей душой! Она не только ваш лучший друг, но и до конца верный спутник»
Литература
- Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения - М.: Просвещение, 2000г.
- Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. – М.: Просвещение, 199
- Доронова Т.Н. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. «Из детства – в отрочество».- М.: Просвещение, 2002 г.
- Жукова Г.Д. Семейное чтение в год семьи.- М: Русская школьная ассоциация, 2007
- Международный день детской книги.- Ж.: Дошкольное образование, 2010. - №6.
- Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М.: Просвещение, 1996 г.
- Пименова И. П., Сластникова Л. А. Семейное чтение: Целевая программа на 2008-2010 г.
- Руденко Т., Мелик – Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. Ж.: Дошкольное образование. 2010. - №6.
- Рубан Н., Семёнова В., Смоляк АС днем рождения, писатель! Составители: сотрудники российской государственной детской библиотеки. Ж.: Дошкольное образование. 2010. - №1
- Пушкин А.С. Сказки.-М.: Детская литература, 2007г.
- Ушакова О.С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» -М.: -2010 г
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слова В асилия Александровича Сухомлинского : « Чтение – это окошко, через которое дети видят мир и познают себя». Какое окошко будет у наших детей, зависит только от нас и от каждого родителя в первую очередь, так как воспитание начинается в семье.
Почему современным детям не интересно чтение? Ребенка притягивают телефоны, компьютеры тем, что они легкодоступны и несложны в использовании. Всего за несколько минут можно занять себя чем-нибудь в сети. Над книгой же нужно посидеть и потрудиться. Это далеко не легкое занятие.
КАК ЗАМОТИВИРОВАТЬ РЕБЕНКА НА ЧТЕНИЕ? Важно дать ребенку понять, что чтение - это удовольствие. Взрослые должны понять для себя, зачем ребенку читать. Нельзя заставлять ребенка читать. Читать ребенку вслух. Показать на собственном примере. Стимулировать чтение.
Какое значение имеет совместное чтение с детьми: Совместное чтение – прекрасный способ дать ребёнку возможность почувствовать себя любимым. Воспоминания об этих счастливых моментах остаются с нами на всю жизнь .
Совместное чтение, разговор о прочитанном не только сближает родителей и детей, но и оказывает большое влияние на характер ребенка, его нравственные качества. Читающий ребенок быстрее развивается, легче устанавливает контакты, находит свое место в жизни.
Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. В процессе чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное.
Семейное чтение – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги. Самый простой из них – наладить работу с каждым ребенком, чтобы с самых малых лет он получал радость общения с книгой дома, в детском саду, в школе, в библиотеке. Для чего необходимо семейное чтение:
Задачи в организации с емейного чтения 1.‒ познакомить родителей с возрастными особенностями дошкольников в плане восприятия произведений детской художественной и познавательной литературы . 2. ‒ вовлекать семьи в атмосферу чтения. 3. ‒ расширять их представления о детской литературе . 4.‒ знакомить родителей с разными видами домашнего чтения с учётом интересов и потребностей дошкольников. 5. ‒ научить родителей руководить воспитанием детей как будущих читателей, привлечь их к взаимодействию с ДОУ. 6. ‒ дать рекомендации по обсуждению, обыгрыванию воспринятых художественных произведений, организации книжного уголка в домашних условиях.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме : Формирование у детей интереса к чтению художественных произведений.
Формирование у детей интереса к чтению художественных произведений, перечень литературы для детей....

Консультация для родителей "Формирование у детей интереса к чтению художественных произведений"
Материал сообщает как формировать у детей интерес к чтению художественных произведений....

Консультация для родителей "Формирование у детей интереса к чтению художественных произведений"
Формирование у детей интереса к чтению художественных произведений ...

Взаимодействие семьи и детского сада по формированию у детей интереса к чтению
В этом сообщении затронута важная во все времена тема. тема чтения детям, с детьми, о детях....

«Особенности формирования у детей интересов к чтению в семейном воспитании»
Семейное чтение – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги....

Формирование у детей интереса к труду через семейное воспитание и музыкальную культуру
Современная дошкольная педагогика в задачах воспитания и образованиядетей указывает на то, что труд должен помочь ребенку в его всестороннемразвитии....