Занятия в службе ранней помощи с использованием элементов сенсорной интеграции
консультация (младшая группа)

Марченко Оксана Юрьевна

       Одна из распространенных проблем – задержка речевого развития – может уже в раннем возрасте сигнализировать о нарушении работы мозга. Некоторые дети не слышат собеседника, хотя со слухом у них все в порядке, другие дети знают что сказать, однако не справляются с артикуляцией. Не получая ясных сообщений от рук и глаз, ребенок не может раскрашивать фигуры, складывать мозаику, аккуратно резать ножницами, совмещать края двух листов бумаги и т.д. таким детям задачи всегда кажутся непонятнее и труднее. У некоторых детей отсутствует тактильная организация ощущений, они могут тревожиться, когда до них дотрагиваются, или избегать всяких контактов, держась в стороне от детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        В дошкольном возрасте у детей с нарушениями сенсорной интеграции бывают плохо развиты игровые навыки. Ребенок не может интегрировать информацию, поступающую от глаз и ушей, рук и тела. Он пропускает детали или не понимает действия других детей. Игрушки, требующие манипуляции представляют для него проблему. Он гораздо чаще сверстников ломает предметы, чаще получает повреждения.

       Одна из распространенных проблем – задержка речевого развития – может уже в раннем возрасте сигнализировать о нарушении работы мозга. Некоторые дети не слышат собеседника, хотя со слухом у них все в порядке, другие дети знают что сказать, однако не справляются с артикуляцией. Не получая ясных сообщений от рук и глаз, ребенок не может раскрашивать фигуры, складывать мозаику, аккуратно резать ножницами, совмещать края двух листов бумаги и т.д. таким детям задачи всегда кажутся непонятнее и труднее. У некоторых детей отсутствует тактильная организация ощущений, они могут тревожиться, когда до них дотрагиваются, или избегать всяких контактов, держась в стороне от детей.

        Слабая сенсорная интеграция у многих детей является причиной гиперактивности. Сегодня, мы хотели бы поделиться своим опытом работы по применению элементов сенсорной интеграции в работе с «особенными» детьми.

Дети разного возраста и с разными нарушениями, но можно выделить ряд общих черт.

  • у детей наблюдаются недостатки речевого развития (большинство детей страдают дефектами звукопроизношения; имеют ограниченный словарный запас; слабо владеют грамматическими обобщениями);
  • двигательные нарушения (неловкие, нарушена координация),
  • особенности поведения (неумение контролировать себя, стереотипии в деятельности),
  • гиперактивность,
  • утомляемость;
  • трудности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
  • трудности в удерживание внимания на задачах обучения, часто отсутствует мотивация к развитию.
  • недостаточно сформированы пространственно-временные представления (в связи с неполноценностью зрительного и слухового восприятия);
  • медленно запоминают и быстро забывают материал.

        У данной категории детей отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации,   зачастую они не могут целостно воспринять наблюдаемые объекты, воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки.  Всё это затрудняет процесс коррекции и социализации.

        Эти дети нуждаются  в особых образовательных условиях и индивидуальных формах работы. Одним из возможных путей решения является включение элементов сенсорной интеграции в общую систему коррекционной работы. Данный метод предполагает стимуляцию работы всех органов чувств, направлен на активизацию познания, всех сторон речи, коррекцию поведения через сенсорику.

        Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, положений в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.д.          

        Для того чтобы в памяти ребенка закрепилось любое понятие, его название, он должен его увидеть, услышать, попробовать и потрогать.  Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. И только в этом случае в головном мозге формируется целостная картина о предметах окружающего мира.

     Цель сенсорных игр: дать ребенку новые чувственные ощущения. Эти ощущения очень разнообразны:

  • зрительные (например, ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание);
  • слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршания бумаги до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);
  • тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений: различные по фактуре материалы, различные по величине и форме предметы);
  • двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений — ходьба, бег, прыжки, ползание, танцы);
  • обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира);
  • вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус различные продукты питания).

        Мы хотели бы поделиться теми видами сенсорных игр, которые применяем в своей работе, и которые дают хороший результат и отклик у детей.

  1. Игры с крупами – направлены на развитие тактильных ощущений. Пересыпаем крупы с помощью баночек, формочек, ложек; зарываем в тазик с крупой и ищем мелкие предметы и игрушки; рисуем на подносе манкой или мукой.

  1. Игры с кинетическим песком и массой для лепки: для ребенка рисованием песком – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, волшебных точек, линий, пятен. Создание ребенком картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает его творчество, создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Пересыпаем песок, «зарываем» руки в песок, рисуем на песке. Ребенка в песке, привлекают приятные сенсорные ощущения, которые он получает от манипулирования песком: пересыпания, сжимания в руках, разгребания, прессования. Предлагаем детям почувствовать прохладу или тепло песка, его крупинки, учим детей оставлять отпечатки ладоней, делаем самомассаж песком - перетираем его между ладонями и пальцами, глубоко зарываем руки в песок. Используем различные игры и упражнения: «Необыкновенные следы», «Волшебные превращения», «Песочные человечки» т.д.   Кинетический (живой, космический) песок - это совершенно другой материал для детского творчества. Для игры с кинетическим песком не требуются инструкции и руководства. Детям с ним интересно играть, как одному, так и группой. Дети любят строить из кинетического песка различные города, песочные цветы, угощения, украшают их мелкими игрушками, камешками, ракушками.

  1. Игры с тканями и бумагой: позволяют ощупь разные материалы, обогащают представления и словарный запас детей. Трогаем различные виды тканей и бумаги: ситец, фланель, шерсть, картон, гофрированный картон, фольга, пекарская бумага. Шуршим, разворачиваем мелкие игрушки, завернутые в различные материалы; сравниваем материалы по тактильным ощущениям (шершавый, гладкий, колючий и т.д.)

  1. Игры с различными мячами и Су-Джокам: Хороший эффект дает использование массажных мячей. Разные по форме, упругости, фактуре поверхности мячи обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами самостоятельно. Использование Су– Джок шаров способствует развитию памяти и внимания, стимулирует речевую активность.

  1. По возможности в своей работе мы используем естественные условия природной среды: игры с мелкими камушками, шишками, плодами деревьев (жёлуди, каштаны), перьями, листьями и т.д. Перебираем, сортируем, используем как счетный материал и т.д.

  1. Для стимуляции развития слухового восприятия имеются различные дидактические игры, игровые развивающие пособия.
  • музыкальные инструменты;
  • звучащие игрушки и другие предметы, издающие звук.
  • «Звучащие кубики»;
  • «Погремушки» (киндер-сюрпризы)
  • Организуем различные дидактические игры и игровые упражнения, например, «Что гудит?», «Где звенит колокольчик?», «Узнай звук», «Кто за дверью», «Кто, как кричит?», «Опиши словами», «Съедобное-несъедобное» и другие.

  1. Сенсорные коробки с различными материалами, игры в которых способствуют развитию зрительного, слухового, тактильного восприятия, обоняния, вкусовых ощущений.

Занятие  с использованием элементов сенсорной интеграции  вызывает у детей эмоциональный подъём, даже малоактивные дети принимают активное участие в занятии. В итоге происходит стимуляция нервной системы, улучшается сенсорная интеграция. В сочетании с традиционными методами развития происходит положительная динамика в развитии  речевого и познавательного развития  ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование элементов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с ООП»

Если надеть на палец кукольную головку, снабдить её речью и движениями, то получится мини-кукольный театр, артисты которого могут исполнять самые необычные роли и будут послушны каждому движению руки...

Использование элементов сенсорной интеграции в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ

Данный материал содержит опыт работы педагога психолога по использованию элементов сенсорной интеграции в работе с детьми с ОВЗ...

Использование элементов сенсорной интеграции в работе логопеда

Примерно сорок лет назад логопед и психолог Джейн Айрес в процессе практической работы пришла к созданию теории нарушения работы сенсорных систем - теория дисфункции сенсорной интеграции, которая прив...

Использование элементов сенсорной интеграции в работе с детьми ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития)

Цель работы: осуществление коррекции нарушений сенсорной интеграции детей с ОВЗ, обогащение и накопление полисенсорного опыта в ходе игр, предметно-практической деятельности, взаимодействия со в...

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребёнком старшей группы с тяжёлыми множественными нарушениями развития по теме: «Использование элементов сенсорной интеграции в работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями»

Целью занятия является: «Закрепление сенсорных эталонов (форма, цвет, величина) у детей с тяжёлыми множественными нарушениями». Данная цель была достигнута с помощью решения коррекционно-о...

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребёнком подготовительной группы, с тяжёлыми множественными нарушениями по теме: «Использование элементов сенсорной интеграции в работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями».

Целью занятия является: «Закрепление цвета, формы, величины, количественного счёта в пределах 10 у детей с тяжёлыми множественными нарушениями».  Данная цель была достигнута с помощью...

Использование элементов сенсорной интеграции в работе учителя-дефектолога. Тематические сенсорные коробки.

Метод сенсорной интеграции. Сенсорная интеграция: теория и практика, берут свое начало в 90-х гг. XX в. Впервые метод начал разрабатываться калифорнийским трудотерапевтом Энн Джин Айрис в 1950 г., раб...