Занятия в службе ранней помощи с использованием элементов сенсорной интеграции
консультация (младшая группа)
Одна из распространенных проблем – задержка речевого развития – может уже в раннем возрасте сигнализировать о нарушении работы мозга. Некоторые дети не слышат собеседника, хотя со слухом у них все в порядке, другие дети знают что сказать, однако не справляются с артикуляцией. Не получая ясных сообщений от рук и глаз, ребенок не может раскрашивать фигуры, складывать мозаику, аккуратно резать ножницами, совмещать края двух листов бумаги и т.д. таким детям задачи всегда кажутся непонятнее и труднее. У некоторых детей отсутствует тактильная организация ощущений, они могут тревожиться, когда до них дотрагиваются, или избегать всяких контактов, держась в стороне от детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatiya_v_sluzhbe_ranney_pomoshchi_s_ispolzovaniem_elementov_sensornoy_integratsii.docx | 23.64 КБ |
Предварительный просмотр:
В дошкольном возрасте у детей с нарушениями сенсорной интеграции бывают плохо развиты игровые навыки. Ребенок не может интегрировать информацию, поступающую от глаз и ушей, рук и тела. Он пропускает детали или не понимает действия других детей. Игрушки, требующие манипуляции представляют для него проблему. Он гораздо чаще сверстников ломает предметы, чаще получает повреждения.
Одна из распространенных проблем – задержка речевого развития – может уже в раннем возрасте сигнализировать о нарушении работы мозга. Некоторые дети не слышат собеседника, хотя со слухом у них все в порядке, другие дети знают что сказать, однако не справляются с артикуляцией. Не получая ясных сообщений от рук и глаз, ребенок не может раскрашивать фигуры, складывать мозаику, аккуратно резать ножницами, совмещать края двух листов бумаги и т.д. таким детям задачи всегда кажутся непонятнее и труднее. У некоторых детей отсутствует тактильная организация ощущений, они могут тревожиться, когда до них дотрагиваются, или избегать всяких контактов, держась в стороне от детей.
Слабая сенсорная интеграция у многих детей является причиной гиперактивности. Сегодня, мы хотели бы поделиться своим опытом работы по применению элементов сенсорной интеграции в работе с «особенными» детьми.
Дети разного возраста и с разными нарушениями, но можно выделить ряд общих черт.
- у детей наблюдаются недостатки речевого развития (большинство детей страдают дефектами звукопроизношения; имеют ограниченный словарный запас; слабо владеют грамматическими обобщениями);
- двигательные нарушения (неловкие, нарушена координация),
- особенности поведения (неумение контролировать себя, стереотипии в деятельности),
- гиперактивность,
- утомляемость;
- трудности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
- трудности в удерживание внимания на задачах обучения, часто отсутствует мотивация к развитию.
- недостаточно сформированы пространственно-временные представления (в связи с неполноценностью зрительного и слухового восприятия);
- медленно запоминают и быстро забывают материал.
У данной категории детей отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации, зачастую они не могут целостно воспринять наблюдаемые объекты, воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. Всё это затрудняет процесс коррекции и социализации.
Эти дети нуждаются в особых образовательных условиях и индивидуальных формах работы. Одним из возможных путей решения является включение элементов сенсорной интеграции в общую систему коррекционной работы. Данный метод предполагает стимуляцию работы всех органов чувств, направлен на активизацию познания, всех сторон речи, коррекцию поведения через сенсорику.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, положений в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.д.
Для того чтобы в памяти ребенка закрепилось любое понятие, его название, он должен его увидеть, услышать, попробовать и потрогать. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. И только в этом случае в головном мозге формируется целостная картина о предметах окружающего мира.
Цель сенсорных игр: дать ребенку новые чувственные ощущения. Эти ощущения очень разнообразны:
- зрительные (например, ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание);
- слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршания бумаги до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);
- тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений: различные по фактуре материалы, различные по величине и форме предметы);
- двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений — ходьба, бег, прыжки, ползание, танцы);
- обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира);
- вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус различные продукты питания).
Мы хотели бы поделиться теми видами сенсорных игр, которые применяем в своей работе, и которые дают хороший результат и отклик у детей.
- Игры с крупами – направлены на развитие тактильных ощущений. Пересыпаем крупы с помощью баночек, формочек, ложек; зарываем в тазик с крупой и ищем мелкие предметы и игрушки; рисуем на подносе манкой или мукой.
- Игры с кинетическим песком и массой для лепки: для ребенка рисованием песком – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, волшебных точек, линий, пятен. Создание ребенком картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает его творчество, создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Пересыпаем песок, «зарываем» руки в песок, рисуем на песке. Ребенка в песке, привлекают приятные сенсорные ощущения, которые он получает от манипулирования песком: пересыпания, сжимания в руках, разгребания, прессования. Предлагаем детям почувствовать прохладу или тепло песка, его крупинки, учим детей оставлять отпечатки ладоней, делаем самомассаж песком - перетираем его между ладонями и пальцами, глубоко зарываем руки в песок. Используем различные игры и упражнения: «Необыкновенные следы», «Волшебные превращения», «Песочные человечки» т.д. Кинетический (живой, космический) песок - это совершенно другой материал для детского творчества. Для игры с кинетическим песком не требуются инструкции и руководства. Детям с ним интересно играть, как одному, так и группой. Дети любят строить из кинетического песка различные города, песочные цветы, угощения, украшают их мелкими игрушками, камешками, ракушками.
- Игры с тканями и бумагой: позволяют ощупь разные материалы, обогащают представления и словарный запас детей. Трогаем различные виды тканей и бумаги: ситец, фланель, шерсть, картон, гофрированный картон, фольга, пекарская бумага. Шуршим, разворачиваем мелкие игрушки, завернутые в различные материалы; сравниваем материалы по тактильным ощущениям (шершавый, гладкий, колючий и т.д.)
- Игры с различными мячами и Су-Джокам: Хороший эффект дает использование массажных мячей. Разные по форме, упругости, фактуре поверхности мячи обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами самостоятельно. Использование Су– Джок шаров способствует развитию памяти и внимания, стимулирует речевую активность.
- По возможности в своей работе мы используем естественные условия природной среды: игры с мелкими камушками, шишками, плодами деревьев (жёлуди, каштаны), перьями, листьями и т.д. Перебираем, сортируем, используем как счетный материал и т.д.
- Для стимуляции развития слухового восприятия имеются различные дидактические игры, игровые развивающие пособия.
- музыкальные инструменты;
- звучащие игрушки и другие предметы, издающие звук.
- «Звучащие кубики»;
- «Погремушки» (киндер-сюрпризы)
- Организуем различные дидактические игры и игровые упражнения, например, «Что гудит?», «Где звенит колокольчик?», «Узнай звук», «Кто за дверью», «Кто, как кричит?», «Опиши словами», «Съедобное-несъедобное» и другие.
- Сенсорные коробки с различными материалами, игры в которых способствуют развитию зрительного, слухового, тактильного восприятия, обоняния, вкусовых ощущений.
Занятие с использованием элементов сенсорной интеграции вызывает у детей эмоциональный подъём, даже малоактивные дети принимают активное участие в занятии. В итоге происходит стимуляция нервной системы, улучшается сенсорная интеграция. В сочетании с традиционными методами развития происходит положительная динамика в развитии речевого и познавательного развития ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование элементов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с ООП»
Если надеть на палец кукольную головку, снабдить её речью и движениями, то получится мини-кукольный театр, артисты которого могут исполнять самые необычные роли и будут послушны каждому движению руки...
Использование элементов сенсорной интеграции в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ
Данный материал содержит опыт работы педагога психолога по использованию элементов сенсорной интеграции в работе с детьми с ОВЗ...
Использование элементов сенсорной интеграции в работе логопеда
Примерно сорок лет назад логопед и психолог Джейн Айрес в процессе практической работы пришла к созданию теории нарушения работы сенсорных систем - теория дисфункции сенсорной интеграции, которая прив...
Использование элементов сенсорной интеграции в работе с детьми ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития)
Цель работы: осуществление коррекции нарушений сенсорной интеграции детей с ОВЗ, обогащение и накопление полисенсорного опыта в ходе игр, предметно-практической деятельности, взаимодействия со в...
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребёнком старшей группы с тяжёлыми множественными нарушениями развития по теме: «Использование элементов сенсорной интеграции в работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями»
Целью занятия является: «Закрепление сенсорных эталонов (форма, цвет, величина) у детей с тяжёлыми множественными нарушениями». Данная цель была достигнута с помощью решения коррекционно-о...
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребёнком подготовительной группы, с тяжёлыми множественными нарушениями по теме: «Использование элементов сенсорной интеграции в работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями».
Целью занятия является: «Закрепление цвета, формы, величины, количественного счёта в пределах 10 у детей с тяжёлыми множественными нарушениями». Данная цель была достигнута с помощью...
Использование элементов сенсорной интеграции в работе учителя-дефектолога. Тематические сенсорные коробки.
Метод сенсорной интеграции. Сенсорная интеграция: теория и практика, берут свое начало в 90-х гг. XX в. Впервые метод начал разрабатываться калифорнийским трудотерапевтом Энн Джин Айрис в 1950 г., раб...