Практика наставничества педагога
проект (подготовительная группа)

Пуговкина Любовь Леонидовна

Практика наставничества педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagog_-pedagog.docx284.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №7 «Ромашка»

Кейс –чемпионат по наставничеству в «Нижегородской области»

«Ступени профессионализма»

Номинация кейс –чемпионата:

Практика наставничества педагога

Форма наставничества педагог-педагог

Ролевая модель: педагог – молодой специалист (портрет  

Краенкова Наталья Викторовна, воспитатель старшей группы. Ей необходима профессиональная помощь в дальнейшем овладении педагогическим мастерством, в освоении воспитательно-образовательного процесса в ДОУ со старшими дошкольниками.

Составила воспитатель высшей квалификационной категории:

Пуговкина Любовь Леонидовна

2024 г.

 Форма наставничества педагог-педагог

Я убедился, что как бы человек успешно

Не закончил педагогический вуз, как бы

он не был талантлив, а если не будет учиться

на опыте, никогда не будет хорошим педагогом,

я сам учился у более старых педагогов…»

А. С. Макаренко

        

В настоящее время особенно остро стоит вопрос подготовки молодых педа-гогов дошкольного учреждения к реализации ФГОС дошкольного образова-ния. Особенностью труда молодых педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же функции и несут ту же ответственность, что и опыт-ные педагоги, а администрация, родители, воспитатели ожидают от них безу-пречного профессионализма. Такому сотруднику сложно проявить свои тво-рческие способности и под воздействием стресса он может начать сомнева-ться, подходит ли ему эта работа.

Это достаточно сложный период, и если не оказать молодому специалисту своевременную помощь, то адаптация может привести к стрессу и даже к увольнению. Исправить ситуацию помогает наставничество.

В современном мире весьма значимая  проблема , потому что в педа-гогической деятельностью молодой воспитатель, хотя и имеет достаточные знания, но не обладает нужными умениями, ведь у него  еще не сформированы  профессиональные компетенции. Наставничество является одной из наиболее эфективных форм профессиональной адаптации начинающих педагогов. Оно способствует развитию и становлению профессионализма молодого спе-циалиста.

 Главная задача педагога- личностные качества умения и в результате со-трудничества увидеть положительный результат совместной деятельности.

Начинающему педагогу нужно общение на профессиональные темы. Поэтому важно поддержать молодого сразу, чтобы с первых недель работы не начались трудности в профессиональном становлении, иначе могут появиться сомнения в собственной состоятельности в профессиональной и даже в личностной. Желание поделиться опытом помогло стать педагогомнаста-вником. Для меня быть- это стимул к профессиональному росту, постоянному поиску инновационных форм и методов деятельности с молодым специали-стом.

Существуют различные виды наставничества, прямое индивидуальное и открытое наставничество, для меня является наиболее результативным, имеющее непосредственный контакт с педагогом, общение в различной обстановке, двустороннее взаимодействие, как на рабочем месте, так через социальные сети.

Цель: оказание помощи молодому специалисту в его профессиональном становлении.

Задачи:

- прививать молодому педагогу интерес к педагогической деятельности;

-способствовать успешной адаптации молодого специалиста к культуре, правилам поведения в ДОУ;

 -выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;

- развивать умения теоретически обоснованно выбирать средства, методы и организационные формы образовательной работы;

- оказывать помощь во внедрение технологий и педагогического опыта;

Теперь поговорим о коучинге .                                                    

Коучинг (англ. Coaching) в сфере образования рассматривается как продолжительное сотрудничество субъектов воспитательно-образовательного процесса, которое помогает достигать высоких результатов во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в сфере обучения (Е. А. Цыбина, Н. М. Зырянова).

Внедряя этот инновационной метод в работу, считаем что коучинг педаго-гов дошкольного учреждения является одной из самых эффективных форм подготовки воспитателей к педагогической деятельности образования детей.      Коучинг означает – тренировать, наставлять, воодушевлять. Цель коучинга в наставничестве состоит в формировании системы поддержки и раскрытия потенциала педагога.

Педагог –коуч направляет, но не дает советов, не учит и не оценивает. Он  стимулирует процесс профессионального развития молодого специалиста через самостоятельное приобретение им знаний и педагогического опыта.

Коучинг, как форма подготовки педагогов к организации педагогической деятельности.

- позволяет развить способности педагогов в области эффективного взаимодействия с детьми, родителями и коллегами;

     - оказывает эффективную помощь по достижению поставленных целей в их профессиональной деятельности;

- позволяет подвести педагогов к адекватному решению возникших проблем в организации педагогической деятельности;

o помогает принять педагогам ответственность за сделанный выбор и действия в общении с родителями и детьми.

Под коучингом понимается форма подготовки педагогов и способ создания условий повышения их результативности в педагогической деятельности. 

 1 этап - Я расскажу, а ты послушай.

Я как педагог-наставник хочу повысить интерес Натальи Викторовны к профессии воспитателя, помогаю развивать коммуникативные умения, способность управлять        детским коллективом педагогическую базу.

Стараюсь донести до молодого воспитателя такие истины:

 Смысл жизни каждого человека непрерывное самосовершенствование и развитие.

 От мудрости терпения, заботливого внимания, творческого потенциала и профессионального мастерства воспитателя – во многом зависит, благопо-лучное детство и судьба ребенка.

• Воспитание успешной личности – одна из главных задач.

• Надо полюбить ребенка таким, какой он есть, увидеть в каждом воспитаннике что-то особенное, свое.

• Учиться быть педагогом – значит учиться любить и уважать самого себя, ведь именно от тебя будет зависеть, какие качества будут заложены в ребенке.

• Если человек полюбит свою работу, то сможет успешно работать, творить, добиваться хороших результатов и профессионально расти.

Важно руководствоваться принципом: «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться – бойтесь повторять ошибки».

«Учить и учиться» – наш девиз. Учим слушать и слышать, смотреть и видеть, думать и высказывать, а главное – чувствовать. Учимся у детей открытости, светлому взгляду на жизнь.

Вначале крайне важно заинтересовать молодого специалиста, вселить уверенность в себя, и помочь ему реализовать себя в педагогической деятельности. Для реализации данной задачи разработала индивидуальный маршрут работы молодого специалиста и педагога-наставника. В первую очередь я уделяла особое внимание на изучение нормативно-   ведение групповой документации: (плана воспитательно- образовательной работы, табеля посещаемости, тетрадь работы с родителями, журнала здоровья, тетрадь утренний фильтр и др). На требования организации учебного процесса, на формы и методы организации игровой деятельности, механизмы использова-ния наглядного дидактического и других материалов. Помощь в подборе ли-тературы и ресурсов итернета.

 Провела консультации: Как выбрать и спланировать работу по теме самообразования; формы проведения родительского собрания, беседы о важном, консультаций в работе по теме самообразования.

В своей работе использую классическое наставничество, так как считаю, что не важно, какую методику применять, важно, чтобы она создавала ситуацию успеха у молодого специалиста.

2 этап - Я покажу – ты учись.

Данный этап включал в себя оказание помощи  профессиональной коррекции затруднений и совершенствовании. В работе с молодым педагогом я  применяю наиболее эффективные формы взаимодействия, способствующие повышению его профессиональной  компе-тенции.

Традиционные формы работы :

Методические консультации: составление плана познавательно- исследо-вательского проекта, и самообразования; организация и формы проведения родительского собрания; «Беседы о важном».

Беседы: «Проведение мониторинга дошкольников по образовательным областям»; «Проведение занятий ОД с использованием нетрадиционных методов».

Тренинговые занятия -«Будем ближе друг к другу».

Посещение занятий ОД, ФЕМП , Двигательной деятельности детей на прогулке. Взаимопосещение: просмотр центра читательской грамотности в группе, ОД по ИЗО и аппликация; занятие – викторина по ознакомлению окружающего «Осень в лесу».

Проходит курсы повышения  квалификации.Различные деловые игры: «Народная мудрость», «Упражнялки». Мастер- классы: «Утренняя гимнастика», «Утренний круг, «Гимнастика пробуждения».

Инновационные формы работы :  технология планирования», «Тематическая азбука», пальчиковая гимнастика с применением Су- джок  мячиков,

Развивающее консультирование - коучинг, у которого форма обучения, направленная на личностную поддержку профессиональной деятельности, в основном интерактивное общение, дискуссия (вопрос-ответ, где молодой педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задают, и сам н.аходит резервы и пути для решения своих про-блем.Технология сотрудничества – обучение в малых группах работа в паре (наставник + молодой педагог, так и обучение в команде). Главная идея обучения в сотрудничестве – не просто помогать друг другу, а обучаться вместе, осознавать свои успехи и коллег.

Технология открытого пространства – предусматривает активное участие каждого педагога, создание демократической атмосферы, равенство возмож-ностей, открытость и сотрудничество, взаимодействие, общение, развитие и обмен идеями.

Важно перед выступлением на педсовете или любыми другими открытыми мероприятиями для настроя воспитателя на успешную работу использую квик-настройку :

Все будет хорошо!

У тебя все получится!

Если ты хочешь нравиться людям – улыбайся!

Улыбка, солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное при-родой от неприятностей.

Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем дороже ценятся. Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа : не стареет, и стареть не дает. Трудности закаляют на пути к счастью.     

Эти формы и методы работы с молодым педагогом способствуют развитию

познавательного интереса к профессии, оказывают положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности, активному усвоению приемов работы с детьми и родителями.

Молодому педагогу в самом начале профессиональной деятельности очень важно помочь почувствовать уверенность в собственных силах, наладить коммуникацию с коллегами, помощь в этом может оказать посещение меро-приятий, проводимых коллегами наставниками.

В нашем детском саду проводились открытые показы образовательной деяте-льности наставниками, где педагоги наставники делились с молодым специа-листами своим богатым опытом традиционных и форм и методов работы. Так молодые педагоги накапливают свою методическую базу, совершенству-ясь в профессиональном развитии.Молодые воспитатели посещают педагоги-ческие советы, семинары практикумы, мастер-классы и другие мероприятия, которые проводятся в ДОУ.

3 этап - Мы вместе сделаем, так лучше.

Древний китайский мыслитель и философ Конфуций говорил: «Учитель и ученик растут вместе». Организовываем учебно-воспитательный процесс часто вместе.

После просмотров открытых показов образовательной деятельности совме-стно с Натальей Викторовной подготовили конспекты открытого занятия к «Дню матери» Она проводила ОД по изобразительной деятельности (аппли-кация) на тему: «Синичка»

Особое внимание уделяем инновационным технологиям: игровым, здоро-вьесберегающих технологий. Организовали взаимопосещение утренней         гимнастики и режимных моментов. Мы вместе подобрали дидактические игры, оформили картотеку «Физминутки для детей 6-7 лет по лексическим темам» пальчиковых и подвижных игр.

Провели краткосрочный проект «Маленькие финансисты».

Анкетирование родителей «Детский сад глазами родителей»

Совместно составляли перспективный план работы для проекта : «Маленькие финансисты».

Мастер-класс «Открытка для мамы» .

Наблюдая за общением Натальи Викторовны с родителями, мы установи-ли психологические основы установления контактов с семьями  воспитан-ников. Совместно провели родительское собрание «Возрастные особенности детей». «Итоговое-наши успехи». Совместно с молодым педагогом и с музыкальным руководителем для родителей подготовили и проводили мероприятия и праздники для детей: «Осенний бал», «День народного единства», «Новогодние приключения», «Мамин день», «Веснянка», «День Земли», где Наталья Викторовна активно участвует или как ведущий, или как герой мероприятия.

4 этап - Затем один ты сотвори, а я тебе лишь подскажу: советом, делом помогу.

Выбранные мной формы методического сопровождения помогли  начинаю-щему педагогу раскрыть свои творческие и организаторские способности.

Наталья Викторовна начала участвовать в разных очных и заочных конкурсах различного уровня, а также конкурах ДОУ. Она стала собирать материал для составления «Портфолио».

Самые значимые детские конкурсы – это Диплом 1 место в конкурсе детского творчества ДОУ «Щедрая осень», Конкурс «День Добрых дел» - Грамота первое место. Участвовала в конкурсе центров развития ДОУ :

«Центра «Финансовой грамотности» и «Читательского центра» (детской библиотеки) оформление и дополнение уголков необходимой литературой, наглядно-иллюстрационным и авто дидактическим материалом. Пополнение центра.

5 этап - Сделай сам и расскажи, коллегам опыт покажи.

Молодой воспитатель активно включается в методические мероприятия ДОУ.

Наталья Викторовна участвовала в этом году на  педсовете ДОУ, выступала с отчетом и демонстрацией презентации на тему: «Финансовая грамотность для детей. Таким образом, можно сделать вывод: получила  теоретические знания и практические навыки организации деятельности детей.

Сплоченная работа способствовала повышению профессиональной компе-тентности и мастерства молодого специалиста. Наталья Викторовна успешно адаптировалась, к правилам поведения в ДОУ и корпоративной культуре, что вызывает желание работать в дружном и сплоченном коллективе.

Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, поэтому наставник, обязан быть целеустремленным и терпеливым. Он еще - творческий педагог, энтузиаст своей профессии, друг и учитель и, тот, кто всегда рядом.

Важно, что работа наставничества ведется планомерно, системно и система-тически. Сотрудничество с молодым педагогом помогает мне повысить  свою профессиональную компетенцию; приобрести новые взгляды на воспитание и развитие дошкольников.

Список Литературы:

  1. Микляева. – М.: Айрис – пресс, 2006.
  2. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М.: Сфера, 2005.
  3. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. - С – Пб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008.
  4. Беляева И. В. Педагогический совет с использованием методов активизации // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2008. - №11. – С. 41-44.
  5. Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе: методология разработки и практика проведения. – М.: МАНИПТ, 2002.
  6. Гаворина Л.С. Повышение профессионального мастерства педагогов через вовлеченность в управление ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2009. - №1.
  7. Смолкин А.М. Методы активного обучения. – М.: Высшая школа, 1999.
  8. Ландсберг М. Коучинг. Повышайте собственную эффективность, мотивируя и развивая тех, с кем вы работаете. М.: Издательство: Эксмо, 2006.

9 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва [Электронный ресурс]: // https://pravobraz.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа наставничества "Реверсивное наставничество педагогов ДОУ как средство внедрения инновационных технологий"

В данной Программе наставничества описана система работы по  реверсивному наставничеству. Реверсивное наставничество – нетрадиционная форма развития профессиональных отношений между субъект...

Практика наставничества. «Методическая платформа «Ступени мастерства», как условие для развития внутренней мотивации молодого педагога к эффективному способу овладения проектированием воспитательно-образовательного процесса»

Практика представляет опыт работы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №1 «Сказка» по организации наставничества профессиональной деятельности молодых педагог...

Наставничество в образовании: современная теория и инновационная практика. Наставничество как повышение качества образования.

Выступление на педагогическом совете«Педагогическое наставничество – перспективное направление образовательного процесса»...

Профессиональное становление педагогов через практику наставничества

Современная система дошкольного образования характеризуется постоянным повышением его качества, она требует максимальной организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. При этом большое...

Презентация эффективных практик наставничества во взаимодействии «педагог-ученик»

Наставническая практика «Формирование основ профессионального самоопределения через ознакомление дошкольников с миром профессий»...

Презентация эффективных практик наставничества во взаимодействии «педагог-ученик»

Презентация эффективных практик наставничества во взаимодействии  «педагог-ученик» «Наставничество в  профессиональной ориентации ребенка»...

Образовательный проект наставничества «Наставничество педагогов в образовательном пространстве по методу проектов»

Образовательный проект наставничества, в том числе реверсивного, разработан воспитателем-наставником с целью становления наставляемого педагога, как личности владеющего умением теоретически обос...