Практика наставничества педагога
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №7 «Ромашка»
Кейс –чемпионат по наставничеству в «Нижегородской области»
«Ступени профессионализма»
Номинация кейс –чемпионата:
Практика наставничества педагога
Форма наставничества педагог-педагог
Ролевая модель: педагог – молодой специалист (портрет
Краенкова Наталья Викторовна, воспитатель старшей группы. Ей необходима профессиональная помощь в дальнейшем овладении педагогическим мастерством, в освоении воспитательно-образовательного процесса в ДОУ со старшими дошкольниками.
Составила воспитатель высшей квалификационной категории:
Пуговкина Любовь Леонидовна
2024 г.
Форма наставничества педагог-педагог
Я убедился, что как бы человек успешно
Не закончил педагогический вуз, как бы
он не был талантлив, а если не будет учиться
на опыте, никогда не будет хорошим педагогом,
я сам учился у более старых педагогов…»
А. С. Макаренко
В настоящее время особенно остро стоит вопрос подготовки молодых педа-гогов дошкольного учреждения к реализации ФГОС дошкольного образова-ния. Особенностью труда молодых педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же функции и несут ту же ответственность, что и опыт-ные педагоги, а администрация, родители, воспитатели ожидают от них безу-пречного профессионализма. Такому сотруднику сложно проявить свои тво-рческие способности и под воздействием стресса он может начать сомнева-ться, подходит ли ему эта работа.
Это достаточно сложный период, и если не оказать молодому специалисту своевременную помощь, то адаптация может привести к стрессу и даже к увольнению. Исправить ситуацию помогает наставничество.
В современном мире весьма значимая проблема , потому что в педа-гогической деятельностью молодой воспитатель, хотя и имеет достаточные знания, но не обладает нужными умениями, ведь у него еще не сформированы профессиональные компетенции. Наставничество является одной из наиболее эфективных форм профессиональной адаптации начинающих педагогов. Оно способствует развитию и становлению профессионализма молодого спе-циалиста.
Главная задача педагога- личностные качества умения и в результате со-трудничества увидеть положительный результат совместной деятельности.
Начинающему педагогу нужно общение на профессиональные темы. Поэтому важно поддержать молодого сразу, чтобы с первых недель работы не начались трудности в профессиональном становлении, иначе могут появиться сомнения в собственной состоятельности в профессиональной и даже в личностной. Желание поделиться опытом помогло стать педагогомнаста-вником. Для меня быть- это стимул к профессиональному росту, постоянному поиску инновационных форм и методов деятельности с молодым специали-стом.
Существуют различные виды наставничества, прямое индивидуальное и открытое наставничество, для меня является наиболее результативным, имеющее непосредственный контакт с педагогом, общение в различной обстановке, двустороннее взаимодействие, как на рабочем месте, так через социальные сети.
Цель: оказание помощи молодому специалисту в его профессиональном становлении.
Задачи:
- прививать молодому педагогу интерес к педагогической деятельности;
-способствовать успешной адаптации молодого специалиста к культуре, правилам поведения в ДОУ;
-выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
- развивать умения теоретически обоснованно выбирать средства, методы и организационные формы образовательной работы;
- оказывать помощь во внедрение технологий и педагогического опыта;
Теперь поговорим о коучинге .
Коучинг (англ. Coaching) в сфере образования рассматривается как продолжительное сотрудничество субъектов воспитательно-образовательного процесса, которое помогает достигать высоких результатов во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в сфере обучения (Е. А. Цыбина, Н. М. Зырянова).
Внедряя этот инновационной метод в работу, считаем что коучинг педаго-гов дошкольного учреждения является одной из самых эффективных форм подготовки воспитателей к педагогической деятельности образования детей. Коучинг означает – тренировать, наставлять, воодушевлять. Цель коучинга в наставничестве состоит в формировании системы поддержки и раскрытия потенциала педагога.
Педагог –коуч направляет, но не дает советов, не учит и не оценивает. Он стимулирует процесс профессионального развития молодого специалиста через самостоятельное приобретение им знаний и педагогического опыта.
Коучинг, как форма подготовки педагогов к организации педагогической деятельности.
- позволяет развить способности педагогов в области эффективного взаимодействия с детьми, родителями и коллегами;
- оказывает эффективную помощь по достижению поставленных целей в их профессиональной деятельности;
- позволяет подвести педагогов к адекватному решению возникших проблем в организации педагогической деятельности;
o помогает принять педагогам ответственность за сделанный выбор и действия в общении с родителями и детьми.
Под коучингом понимается форма подготовки педагогов и способ создания условий повышения их результативности в педагогической деятельности.
1 этап - Я расскажу, а ты послушай.
Я как педагог-наставник хочу повысить интерес Натальи Викторовны к профессии воспитателя, помогаю развивать коммуникативные умения, способность управлять детским коллективом педагогическую базу.
Стараюсь донести до молодого воспитателя такие истины:
Смысл жизни каждого человека непрерывное самосовершенствование и развитие.
От мудрости терпения, заботливого внимания, творческого потенциала и профессионального мастерства воспитателя – во многом зависит, благопо-лучное детство и судьба ребенка.
• Воспитание успешной личности – одна из главных задач.
• Надо полюбить ребенка таким, какой он есть, увидеть в каждом воспитаннике что-то особенное, свое.
• Учиться быть педагогом – значит учиться любить и уважать самого себя, ведь именно от тебя будет зависеть, какие качества будут заложены в ребенке.
• Если человек полюбит свою работу, то сможет успешно работать, творить, добиваться хороших результатов и профессионально расти.
Важно руководствоваться принципом: «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться – бойтесь повторять ошибки».
«Учить и учиться» – наш девиз. Учим слушать и слышать, смотреть и видеть, думать и высказывать, а главное – чувствовать. Учимся у детей открытости, светлому взгляду на жизнь.
Вначале крайне важно заинтересовать молодого специалиста, вселить уверенность в себя, и помочь ему реализовать себя в педагогической деятельности. Для реализации данной задачи разработала индивидуальный маршрут работы молодого специалиста и педагога-наставника. В первую очередь я уделяла особое внимание на изучение нормативно- ведение групповой документации: (плана воспитательно- образовательной работы, табеля посещаемости, тетрадь работы с родителями, журнала здоровья, тетрадь утренний фильтр и др). На требования организации учебного процесса, на формы и методы организации игровой деятельности, механизмы использова-ния наглядного дидактического и других материалов. Помощь в подборе ли-тературы и ресурсов итернета.
Провела консультации: Как выбрать и спланировать работу по теме самообразования; формы проведения родительского собрания, беседы о важном, консультаций в работе по теме самообразования.
В своей работе использую классическое наставничество, так как считаю, что не важно, какую методику применять, важно, чтобы она создавала ситуацию успеха у молодого специалиста.
2 этап - Я покажу – ты учись.
Данный этап включал в себя оказание помощи профессиональной коррекции затруднений и совершенствовании. В работе с молодым педагогом я применяю наиболее эффективные формы взаимодействия, способствующие повышению его профессиональной компе-тенции.
Традиционные формы работы :
Методические консультации: составление плана познавательно- исследо-вательского проекта, и самообразования; организация и формы проведения родительского собрания; «Беседы о важном».
Беседы: «Проведение мониторинга дошкольников по образовательным областям»; «Проведение занятий ОД с использованием нетрадиционных методов».
Тренинговые занятия -«Будем ближе друг к другу».
Посещение занятий ОД, ФЕМП , Двигательной деятельности детей на прогулке. Взаимопосещение: просмотр центра читательской грамотности в группе, ОД по ИЗО и аппликация; занятие – викторина по ознакомлению окружающего «Осень в лесу».
Проходит курсы повышения квалификации.Различные деловые игры: «Народная мудрость», «Упражнялки». Мастер- классы: «Утренняя гимнастика», «Утренний круг, «Гимнастика пробуждения».
Инновационные формы работы : технология планирования», «Тематическая азбука», пальчиковая гимнастика с применением Су- джок мячиков,
Развивающее консультирование - коучинг, у которого форма обучения, направленная на личностную поддержку профессиональной деятельности, в основном интерактивное общение, дискуссия (вопрос-ответ, где молодой педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задают, и сам н.аходит резервы и пути для решения своих про-блем.Технология сотрудничества – обучение в малых группах работа в паре (наставник + молодой педагог, так и обучение в команде). Главная идея обучения в сотрудничестве – не просто помогать друг другу, а обучаться вместе, осознавать свои успехи и коллег.
Технология открытого пространства – предусматривает активное участие каждого педагога, создание демократической атмосферы, равенство возмож-ностей, открытость и сотрудничество, взаимодействие, общение, развитие и обмен идеями.
Важно перед выступлением на педсовете или любыми другими открытыми мероприятиями для настроя воспитателя на успешную работу использую квик-настройку :
Все будет хорошо!
У тебя все получится!
Если ты хочешь нравиться людям – улыбайся!
Улыбка, солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное при-родой от неприятностей.
Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем дороже ценятся. Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа : не стареет, и стареть не дает. Трудности закаляют на пути к счастью.
Эти формы и методы работы с молодым педагогом способствуют развитию
познавательного интереса к профессии, оказывают положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности, активному усвоению приемов работы с детьми и родителями.
Молодому педагогу в самом начале профессиональной деятельности очень важно помочь почувствовать уверенность в собственных силах, наладить коммуникацию с коллегами, помощь в этом может оказать посещение меро-приятий, проводимых коллегами наставниками.
В нашем детском саду проводились открытые показы образовательной деяте-льности наставниками, где педагоги наставники делились с молодым специа-листами своим богатым опытом традиционных и форм и методов работы. Так молодые педагоги накапливают свою методическую базу, совершенству-ясь в профессиональном развитии.Молодые воспитатели посещают педагоги-ческие советы, семинары практикумы, мастер-классы и другие мероприятия, которые проводятся в ДОУ.
3 этап - Мы вместе сделаем, так лучше.
Древний китайский мыслитель и философ Конфуций говорил: «Учитель и ученик растут вместе». Организовываем учебно-воспитательный процесс часто вместе.
После просмотров открытых показов образовательной деятельности совме-стно с Натальей Викторовной подготовили конспекты открытого занятия к «Дню матери» Она проводила ОД по изобразительной деятельности (аппли-кация) на тему: «Синичка».
Особое внимание уделяем инновационным технологиям: игровым, здоро-вьесберегающих технологий. Организовали взаимопосещение утренней гимнастики и режимных моментов. Мы вместе подобрали дидактические игры, оформили картотеку «Физминутки для детей 6-7 лет по лексическим темам» пальчиковых и подвижных игр.
Провели краткосрочный проект «Маленькие финансисты».
Анкетирование родителей «Детский сад глазами родителей»
Совместно составляли перспективный план работы для проекта : «Маленькие финансисты».
Мастер-класс «Открытка для мамы» .
Наблюдая за общением Натальи Викторовны с родителями, мы установи-ли психологические основы установления контактов с семьями воспитан-ников. Совместно провели родительское собрание «Возрастные особенности детей». «Итоговое-наши успехи». Совместно с молодым педагогом и с музыкальным руководителем для родителей подготовили и проводили мероприятия и праздники для детей: «Осенний бал», «День народного единства», «Новогодние приключения», «Мамин день», «Веснянка», «День Земли», где Наталья Викторовна активно участвует или как ведущий, или как герой мероприятия.
4 этап - Затем один ты сотвори, а я тебе лишь подскажу: советом, делом помогу.
Выбранные мной формы методического сопровождения помогли начинаю-щему педагогу раскрыть свои творческие и организаторские способности.
Наталья Викторовна начала участвовать в разных очных и заочных конкурсах различного уровня, а также конкурах ДОУ. Она стала собирать материал для составления «Портфолио».
Самые значимые детские конкурсы – это Диплом 1 место в конкурсе детского творчества ДОУ «Щедрая осень», Конкурс «День Добрых дел» - Грамота первое место. Участвовала в конкурсе центров развития ДОУ :
«Центра «Финансовой грамотности» и «Читательского центра» (детской библиотеки) оформление и дополнение уголков необходимой литературой, наглядно-иллюстрационным и авто дидактическим материалом. Пополнение центра.
5 этап - Сделай сам и расскажи, коллегам опыт покажи.
Молодой воспитатель активно включается в методические мероприятия ДОУ.
Наталья Викторовна участвовала в этом году на педсовете ДОУ, выступала с отчетом и демонстрацией презентации на тему: «Финансовая грамотность для детей. Таким образом, можно сделать вывод: получила теоретические знания и практические навыки организации деятельности детей.
Сплоченная работа способствовала повышению профессиональной компе-тентности и мастерства молодого специалиста. Наталья Викторовна успешно адаптировалась, к правилам поведения в ДОУ и корпоративной культуре, что вызывает желание работать в дружном и сплоченном коллективе.
Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, поэтому наставник, обязан быть целеустремленным и терпеливым. Он еще - творческий педагог, энтузиаст своей профессии, друг и учитель и, тот, кто всегда рядом.
Важно, что работа наставничества ведется планомерно, системно и система-тически. Сотрудничество с молодым педагогом помогает мне повысить свою профессиональную компетенцию; приобрести новые взгляды на воспитание и развитие дошкольников.
Список Литературы:
- Микляева. – М.: Айрис – пресс, 2006.
- Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М.: Сфера, 2005.
- Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. - С – Пб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008.
- Беляева И. В. Педагогический совет с использованием методов активизации // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2008. - №11. – С. 41-44.
- Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе: методология разработки и практика проведения. – М.: МАНИПТ, 2002.
- Гаворина Л.С. Повышение профессионального мастерства педагогов через вовлеченность в управление ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2009. - №1.
- Смолкин А.М. Методы активного обучения. – М.: Высшая школа, 1999.
- Ландсберг М. Коучинг. Повышайте собственную эффективность, мотивируя и развивая тех, с кем вы работаете. М.: Издательство: Эксмо, 2006.
9 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва [Электронный ресурс]: // https://pravobraz.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа наставничества "Реверсивное наставничество педагогов ДОУ как средство внедрения инновационных технологий"
В данной Программе наставничества описана система работы по реверсивному наставничеству. Реверсивное наставничество – нетрадиционная форма развития профессиональных отношений между субъект...

Практика наставничества. «Методическая платформа «Ступени мастерства», как условие для развития внутренней мотивации молодого педагога к эффективному способу овладения проектированием воспитательно-образовательного процесса»
Практика представляет опыт работы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №1 «Сказка» по организации наставничества профессиональной деятельности молодых педагог...

Наставничество в образовании: современная теория и инновационная практика. Наставничество как повышение качества образования.
Выступление на педагогическом совете«Педагогическое наставничество – перспективное направление образовательного процесса»...

Профессиональное становление педагогов через практику наставничества
Современная система дошкольного образования характеризуется постоянным повышением его качества, она требует максимальной организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. При этом большое...

Презентация эффективных практик наставничества во взаимодействии «педагог-ученик»
Наставническая практика «Формирование основ профессионального самоопределения через ознакомление дошкольников с миром профессий»...

Презентация эффективных практик наставничества во взаимодействии «педагог-ученик»
Презентация эффективных практик наставничества во взаимодействии «педагог-ученик» «Наставничество в профессиональной ориентации ребенка»...

Образовательный проект наставничества «Наставничество педагогов в образовательном пространстве по методу проектов»
Образовательный проект наставничества, в том числе реверсивного, разработан воспитателем-наставником с целью становления наставляемого педагога, как личности владеющего умением теоретически обос...