Конспект занятия по реализации образовательной области «Речевое развитие» для детей младшего дошкольного возраста на тему «Осень. Признаки осени. Деревья»
план-конспект занятия (младшая группа)
Цель: активизация речевой деятельности детей.
Задачи:
- образовательные:
Формировать представления об осени на основе ознакомления с существенными признаками сезона. Уточнять и расширять словарь по теме «Осень» (осень, погода, лист, дерево, береза, кора, корзина, расти, идти, дуть, теплый, солнечный, дождливый).
-развивающие:
Совершенствовать диалогическую речь, речевой слух, зрительное восприятие и внимание. Формировать длительный плавный выдох. Развивать артикуляционную и общую моторику.
-воспитательные:
Формировать положительную установку на участие в занятии. Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.
Индивидуальная работа: продолжать развивать длительный направленный плавный выдох, способствовать формированию положительной установки на заняти
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 676.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к конспекту занятия «Осень. Признаки осени. Деревья» Поповой Е.В. воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Кургана «Детский сад общеразвивающего вида №129 «Антошка».
Занятие представлено в рамках институционального этапа городского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок».
Номинация «Моё лучшее занятие».
Направление: общеразвивающая направленность
Количество часов неделю –1
Образовательная область: «Речевое развитие»
Данное занятие организовано в рамках систематической работы по речевому развитию детей 2 младшей группы, с общей наполняемостью 22 человека. Возраст детей: 3-4 года. Группа общеразвивающей направленности.
Конспект занятия составлен в соответствии с требованиями ФГОС ДО, основной образовательной программой дошкольного образования, на основе примерного перспективного планирования.
Форма проведения занятия: активизирующее общение, длительность 15 мин.
Конспект оформлен в виде технологической карты, что позволяет увидеть пошаговую, поэтапную последовательность действий, с указанием средств, задач и предполагаемых результатов, целесообразность распределения времени.
Используемая литература:
1. Нищева Н.В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада.
2. Круглый год. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями для обучения дошкольников рассказыванию, художника М.Г.Пишванова — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
Конспект занятия
по реализации образовательной области «Речевое развитие»
для детей младшего дошкольного возраста
на тему «Осень. Признаки осени. Деревья»
Цель: активизация речевой деятельности детей.
Задачи:
- образовательные:
Формировать представления об осени на основе ознакомления с существенными признаками сезона. Уточнять и расширять словарь по теме «Осень» (осень, погода, лист, дерево, береза, кора, корзина, расти, идти, дуть, теплый, солнечный, дождливый).
-развивающие:
Совершенствовать диалогическую речь, речевой слух, зрительное восприятие и внимание. Формировать длительный плавный выдох. Развивать артикуляционную и общую моторику.
-воспитательные:
Формировать положительную установку на участие в занятии. Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.
Индивидуальная работа: продолжать развивать длительный направленный плавный выдох, способствовать формированию положительной установки на занятие (Настя, Марк).
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие
Речевое развитие
Физическое развитие
Форма проведения: фронтальная, активизирующее общение.
Методические приёмы: прослушивание аудио, наблюдение, рассказ, беседа, подвижная игра, рассматривание картин, практические упражнения.
Словарная работа: расширять активный словарь (осень, погода, лист, дерево, береза, кора, корзина, расти, идти, дуть, теплый, солнечный, дождливый); вводить в речь слова: белоствольная, стройная, ранняя осень, листопад; четко проговаривать текст подвижной игры «Дождик».
Материалы и оборудование: колонка, аудиозапись «Осенней песни» П.И.Чайковского, тренажеры для дыхательной гимнастики «Осенние листочки», картина с изображением березы, картина «Ранняя осень».
Предварительная работа: прогулка с детьми в осенний парк, наблюдения за осенними изменениями в природе, сбор осенних листьев и плодов деревьев, разучивание подвижной игры «Дождик».
Технологическая карта занятия
Структурная часть формы, методы, приемы | Задачи | Время | Содержание | |||||||||||||||
Деятельность педагога (организационно - методические указания) | Деятельность детей. Результат. | |||||||||||||||||
Вводная часть | Формирование положительной установки детей на участие в занятии Развитие длительного направленного плавного выдоха | 2 мин. | В группе тихо звучит «Осенняя песня» из альбома «Времена года» П. И. Чайковского. Воспитатель приглашает ребят к окну. Воспитатель: Давайте посмотрим в окно и поговорим о том, что мы там видим. Какая сегодня погода: солнечная или дождливая? Действительно, солнечная. Посмотрите, какое чистое синее небо, по нему плывут легкие белые облака, светит солнце. Когда вы шли в детский сад, вам было холодно? Правильно. Воздух еще теплый. На улице тепло. Сегодня почти нет ветра. Солнышко пригревает. А теперь посмотрите, что за дерево изображено на картине. Вы знаете, как оно называется? Верно. Это береза. А по каким признакам ее можно узнать? Что ее отличает от других деревьев? Конечно же, у березы белая кора, белый ствол. Про нее говорят: белоствольная. Она стройная. У нее длинные тонкие ветви. А какие листья мы видим на березе? На березе уже много желтых листьев. Почему? Верно. Пришла осень, и листья на деревьях начали желтеть и краснеть. Скоро начнется листопад. Когда ветер подует, листья оторвутся от своих веточек и закружатся в воздухе. Давайте мы с вами покажем, как ветер будет дуть на листочки. Воспитатель приглашает детей к столу, на котором находятся тренажеры с прикрепленными бумажными желтыми листьями березы. Возьмите, пожалуйста, каждый по одному листочку в руки. С какого дерева опали эти листья? Правильно. Какого они цвета? Давайте возьмем тренажер в руки и подуем на листочки, чтобы они закружились в воздухе. Посмотрите, как сделаю это я. Воспитатель медленно набирает воздух через рот, вытягивает губы трубочкой и дует на листок, не раздувая щек. Далее упражнение выполняют дети. Воспитатель следит, чтобы дети не поднимали плечи на вдохе и не раздували щеки на выдохе (повторяется 3-5 раз). У вас получилось упражнение. Молодцы. А теперь пройдите к мольберту и сядьте на стульчики. | Дети наблюдают за изменениями в природе через окно, отвечают на вопросы воспитателя, делают выводы. Происходит актуализация знаний детей об осенних изменениях в природе, о внешнем виде березы и ее отличительных особенностях от других деревьев. Дети подходят к столу и берут тренажеры в руки. Дети выполняют упражнение на развитие воздушной струи. Дети проходят и садятся на стульчики перед мольбертом. | ||||||||||||||
Основная часть | Развитие диалогической речи. Уточнение и расширение словаря по теме. Развитие общей моторики, чувства ритма. Координация речи с движением. Закрепление умения выполнять прыжки на носках, держа руки на поясе, и приземляться на полусогнутые ноги. Развитие речевого слуха. | 11 мин. | Вчера мы с вами ходили на прогулку в осенний парк, собирали там разноцветные листья, набрали шишек для поделок, понаблюдали за птицами. А сегодня давайте рассмотрим картину «Ранняя осень». Воспитатель организует беседу по картине, привлекая внимание детей, используя указку, к той ее части, о которой идет речь. Кого вы видите на картинке? На картине нарисованы мальчики и девочки. Куда они пришли? Правильно. Дети пришли в осенний лес. Кого увидел мальчик, который стоит в центре? Мальчик стоит около пенька и рассматривает ежика. А на кого смотрит другой мальчик? Резвая белочка бежит по стволу дерева. Мальчику интересно наблюдать за ней. А что вы видите в руках у девочек? Ночью в лесу дул сильный ветер, он сорвал с деревьев листья, обломал ветки. Девочки собрали красивый осенний букет. Мы вчера тоже принесли осенний букет с прогулки. Помните, мы говорили о том, что обламывать ветки с деревьев нельзя? Можно собрать ветки, которые упали, или набрать опавших листьев. Посмотрите, что стоит рядом с девочками? Что в корзинке? В осеннем лесу много грибов. Вот дети и собрали их в корзинку. Осенью часто неожиданно начинается дождик. Давайте представим, что пошел дождик, и сделаем упражнение, которое называется «Дождик». Вставайте вокруг меня. Вот так (помогает детям встать полукругом). И делайте как я, повторяя слова. Воспитатель делает упражнение вместе с детьми, показывает, как правильно надо выполнять движения, произносить текст.
Воспитатель предлагает детям вернуться на стульчики и выразительно рассказывает: Наступила осень. Листья на деревьях стали красными и желтыми. В лесу появилось много грибов, созрела рябина, желуди стали коричневыми. Дети пришли на прогулку в лес. Один мальчик увидел возле пенька ежа и стал его рассматривать. Другой мальчик наблюдает за белкой. Девочки подняли с земли ветки и листья. Ночью дул сильный ветер и обломал ветки. Около пенька стоит корзина с грибами. Дети набрали много грибов. Им очень понравилось в осеннем лесу. | Дети рассматривают картину и отвечают на вопросы воспитателя. Дети пытаются договаривать слова за воспитателем и выполняют движения. Дети слушают рассказ воспитателя по картине | ||||||||||||||
Заключительная часть | Совершенствование диалогической речи | 2 мин. | Мы сегодня с вами тоже вспомнили прогулку в осенний парк. Вам интересно было в парке? Что вам особенно понравилось? Как здорово, что в парке вы увидели много нового и интересного. А как вам кажется, детям на картине понравилась их прогулка в лес? Почему вы так думаете? Видите, как интересно бывает гулять в осеннем лесу или парке. | Дети по очереди отвечают на вопросы, происходит диалог воспитателя с каждым ребенком. Дети отвечают на вопросы воспитателя, вспоминают всё, что увидели на картине. Размышляют. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/13/picture-875793-1484324758.jpg)
Конспект непосредсвенно – образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» (для детей младшего дошкольного возраста) по теме:«Как лисичка с бычком поссорились»
Конспект непосредсвенно – образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» (для детей младшего дошкольного возраста)...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/21/picture-950601-1506004956.jpg)
Конспект непосредсвенно – образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» (для детей младшего дошкольного возраста) Тема:«Как лисичка с бычком поссорились»
laquo;Речевое развитие»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/09/picture-1055602-1536498768.jpg)
Конспект НОД по реализации образовательной области «Речевое развитие» с детьми младшего дошкольного возраста на тему «Чтение и драматизация русской народной песни «Курочка-Рябушечка»»
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Чтение и драматизация русской народной песни «Курочка-Рябушечка»»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/11/picture-307234-1541940845.jpg)
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по реализации образовательной области "Познавательное развитие" для детей старшего дошкольного возраста по теме "Александровск-Сахалинский-моя малая Родина"
Игра-путешествие, где использована интерактивная технология, ИКТ, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая технологии, технология личностно-ориентированного взаимодействия, что служит осново...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/07/picture-294123-1381089758.jpg)
Методическая разработка НОД по образовательной области « Речевое развитие» для детей младшего дошкольного возраста по теме: «Сердитая Тучка»
Интерактивное чтение сказки Елены Серебрянной "Сердитая Тучка" для детей 3-4 лет Во время чтения сказки дети играют в игры для развития речи, дых...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/31/picture-1540779-1730369758.jpg)
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей младшего дошкольного возраста на тему «Одежда для куклы»
Дидактическое обоснование непрерывной образовательной деятельностиТема «Одежда для куклы»Содержание образовательной деятельности определено в соответствии с основной образовательной п...
Конспект занятия по реализации образовательной области «Речевое развитие.» для детей младшего дошкольного возраста на тему «Зима. Зимние забавы»
Цель: активизация речевой деятельности детей.Задачи: -образовательные: расширить и конкретизировать представления о зиме, явлениях живой и неживой природы зимой, зимних забавах. Закрепление в речи сущ...