Конспект занятия по реализации образовательной области «Речевое развитие» для детей младшего дошкольного возраста на тему «Осень. Признаки осени. Деревья»
план-конспект занятия (младшая группа)

        Цель: активизация речевой деятельности детей.

Задачи:

- образовательные:

Формировать представления об осени на основе ознакомления с существенными признаками сезона. Уточнять и расширять словарь по теме «Осень» (осень, погода, лист, дерево, береза, кора, корзина, расти, идти, дуть, теплый, солнечный, дождливый).

-развивающие:

Совершенствовать диалогическую речь, речевой слух, зрительное восприятие и внимание. Формировать длительный плавный выдох. Развивать артикуляционную и общую моторику.

-воспитательные:

Формировать положительную установку на участие в занятии. Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

 

         Индивидуальная работа: продолжать развивать длительный направленный плавный выдох, способствовать формированию положительной установки на заняти

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_luchshee_zanyatie.docx676.51 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к конспекту занятия «Осень. Признаки осени. Деревья» Поповой Е.В. воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Кургана «Детский сад общеразвивающего вида №129 «Антошка».

Занятие представлено в рамках институционального этапа городского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок».

Номинация «Моё лучшее занятие».

Направление: общеразвивающая направленность

Количество часов неделю –1

Образовательная область: «Речевое развитие»

Данное занятие организовано в рамках систематической работы по речевому развитию детей 2 младшей группы, с общей наполняемостью 22 человека. Возраст детей: 3-4 года. Группа общеразвивающей направленности.

Конспект занятия составлен в соответствии с требованиями ФГОС ДО, основной образовательной программой дошкольного образования, на основе примерного перспективного планирования.

Форма проведения занятия: активизирующее общение, длительность 15 мин.

Конспект оформлен в виде технологической карты, что позволяет увидеть пошаговую, поэтапную последовательность действий, с указанием средств, задач и предполагаемых результатов, целесообразность распределения времени.

Используемая литература:

1. Нищева Н.В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада.

2. Круглый год. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями для обучения дошкольников рассказыванию, художника М.Г.Пишванова — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

Конспект занятия

по реализации образовательной области «Речевое развитие»

для детей младшего дошкольного возраста

на тему «Осень. Признаки осени. Деревья»

Цель: активизация речевой деятельности детей.

Задачи:

- образовательные:

Формировать представления об осени на основе ознакомления с существенными признаками сезона. Уточнять и расширять словарь по теме «Осень» (осень, погода, лист, дерево, береза, кора, корзина, расти, идти, дуть, теплый, солнечный, дождливый).

-развивающие:

Совершенствовать диалогическую речь, речевой слух, зрительное восприятие и внимание. Формировать длительный плавный выдох. Развивать артикуляционную и общую моторику.

-воспитательные:

Формировать положительную установку на участие в занятии. Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

Индивидуальная работа: продолжать развивать длительный направленный плавный выдох, способствовать формированию положительной установки на занятие (Настя, Марк).

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие

Речевое развитие

 Физическое развитие

Форма проведения: фронтальная, активизирующее общение.

Методические приёмы: прослушивание аудио, наблюдение, рассказ, беседа, подвижная игра, рассматривание картин, практические упражнения.

Словарная работа: расширять активный словарь (осень, погода, лист, дерево, береза, кора, корзина, расти, идти, дуть, теплый, солнечный, дождливый); вводить в речь слова: белоствольная, стройная, ранняя осень, листопад; четко проговаривать текст подвижной игры «Дождик».

Материалы и оборудование: колонка, аудиозапись «Осенней песни» П.И.Чайковского, тренажеры для дыхательной гимнастики «Осенние листочки», картина с изображением березы, картина «Ранняя осень».

Предварительная работа: прогулка с детьми в осенний парк, наблюдения за осенними изменениями в природе, сбор осенних листьев и плодов деревьев, разучивание подвижной игры «Дождик».

Технологическая карта занятия

Структурная часть

формы, методы, приемы

Задачи

Время

Содержание

Деятельность педагога

(организационно - методические указания)

Деятельность детей. Результат.

Вводная часть

Формирование положительной установки детей на участие в занятии

Развитие длительного направленного плавного выдоха

2 мин.

В группе тихо звучит «Осенняя песня» из альбома «Времена года» П. И. Чайковского. Воспитатель приглашает ребят к окну.

Воспитатель: Давайте посмотрим в окно и поговорим о том, что мы там видим. Какая сегодня погода: солнечная или дождливая?

Действительно, солнечная. Посмотрите, какое чистое синее небо, по нему плывут легкие белые облака, светит солнце. Когда вы шли в детский сад, вам было холодно?

Правильно. Воздух еще теплый. На улице тепло. Сегодня почти нет ветра. Солнышко пригревает. А теперь посмотрите, что за дерево изображено на картине. Вы знаете, как оно называется?

Верно. Это береза. А по каким признакам ее можно узнать? Что ее отличает от других деревьев?

Конечно же, у березы белая кора, белый ствол. Про нее говорят: белоствольная. Она стройная. У нее длинные тонкие ветви. А какие листья мы видим на березе?

На березе уже много желтых листьев. Почему?

Верно. Пришла осень, и листья на деревьях начали желтеть и краснеть. Скоро начнется листопад. Когда ветер подует, листья оторвутся от своих веточек и закружатся в воздухе. Давайте мы с вами покажем, как ветер будет дуть на листочки.

Воспитатель приглашает детей к столу, на котором находятся тренажеры с прикрепленными бумажными желтыми листьями березы. Возьмите, пожалуйста, каждый по одному листочку в руки.

С какого дерева опали эти листья?

Правильно. Какого они цвета?

Давайте возьмем тренажер в руки и подуем на листочки, чтобы они закружились в воздухе. Посмотрите, как сделаю это я.

Воспитатель медленно набирает воздух через рот, вытягивает губы трубочкой и дует на листок, не раздувая щек. Далее упражнение выполняют дети. Воспитатель следит, чтобы дети не поднимали плечи на вдохе и не раздували щеки на выдохе (повторяется 3-5 раз). У вас получилось упражнение. Молодцы. А теперь пройдите к мольберту и сядьте на стульчики.

Дети наблюдают за изменениями в природе через окно, отвечают на вопросы воспитателя, делают выводы. Происходит актуализация знаний детей об осенних изменениях в природе, о внешнем виде березы и ее отличительных особенностях от других деревьев.

Дети подходят к столу и берут тренажеры в руки.

Дети выполняют упражнение на развитие воздушной струи.

Дети проходят и садятся на стульчики перед мольбертом.

Основная часть

Развитие диалогической речи. Уточнение и расширение словаря по теме.

Развитие общей моторики, чувства ритма. Координация речи с движением. Закрепление умения выполнять прыжки на носках, держа руки на поясе, и приземляться на полусогнутые ноги.

Развитие речевого слуха.

11 мин.

Вчера мы с вами ходили на прогулку в осенний парк, собирали там разноцветные листья, набрали шишек для поделок, понаблюдали за птицами. А сегодня давайте рассмотрим картину «Ранняя осень».

Воспитатель организует беседу по картине, привлекая внимание детей, используя указку, к той ее части, о которой идет речь.

Кого вы видите на картинке?

На картине нарисованы мальчики и девочки. Куда они пришли?

Правильно. Дети пришли в осенний лес. Кого увидел мальчик, который стоит в центре?

Мальчик стоит около пенька и рассматривает ежика. А на кого смотрит другой мальчик?

Резвая белочка бежит по стволу дерева. Мальчику интересно наблюдать за ней. А что вы видите в руках у девочек?

Ночью в лесу дул сильный ветер, он сорвал с деревьев листья, обломал ветки. Девочки собрали красивый осенний букет. Мы вчера тоже принесли осенний букет с прогулки. Помните, мы говорили о том, что обламывать ветки с деревьев нельзя? Можно собрать ветки, которые упали, или набрать опавших листьев. Посмотрите, что стоит рядом с девочками?

Что в корзинке? В осеннем лесу много грибов. Вот дети и собрали их в корзинку. Осенью часто неожиданно начинается дождик. Давайте представим, что пошел дождик, и сделаем упражнение, которое называется «Дождик».

Вставайте вокруг меня. Вот так (помогает детям встать полукругом). И делайте как я, повторяя слова.

Воспитатель делает упражнение вместе с детьми, показывает, как правильно надо выполнять движения, произносить текст.

Капля раз,

прыжок на носочках, руки на поясе.

Капля два,

прыжок на носочках, руки на поясе.

Очень медленно сперва.

4 прыжка на носочках, руки на поясе.

А потом, потом, потом

8 прыжков на носочках, руки на поясе.

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли,

Развести руки в стороны.

От дождя себя укрыли.

Сомкнуть руки над головой.

Воспитатель предлагает детям вернуться на стульчики и выразительно рассказывает: Наступила осень. Листья на деревьях стали красными и желтыми. В лесу появилось много грибов, созрела рябина, желуди стали коричневыми.

Дети пришли на прогулку в лес. Один мальчик увидел возле пенька ежа и стал его рассматривать. Другой мальчик наблюдает за белкой. Девочки подняли с земли ветки и листья. Ночью дул сильный ветер и обломал ветки. Около пенька стоит корзина с грибами. Дети набрали много грибов. Им очень понравилось в осеннем лесу.

Дети рассматривают картину и отвечают на вопросы воспитателя.

Дети пытаются договаривать слова за воспитателем и выполняют движения.

Дети слушают рассказ воспитателя по картине

Заключительная часть

Совершенствование диалогической речи

2 мин.

Мы сегодня с вами тоже вспомнили прогулку в осенний парк. Вам интересно было в парке?

Что вам особенно понравилось?

Как здорово, что в парке вы увидели много нового и интересного. А как вам кажется, детям на картине понравилась их прогулка в лес?

Почему вы так думаете?

Видите, как интересно бывает гулять в осеннем лесу или парке.

Дети по очереди отвечают на вопросы, происходит диалог воспитателя с каждым ребенком.

Дети отвечают на вопросы воспитателя, вспоминают всё, что увидели на картине. Размышляют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредсвенно – образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» (для детей младшего дошкольного возраста) по теме:«Как лисичка с бычком поссорились»

Конспект непосредсвенно – образовательной  деятельности  по образовательной области  «Речевое развитие»  (для детей младшего дошкольного возраста)...

Конспект НОД по реализации образовательной области «Речевое развитие» с детьми младшего дошкольного возраста на тему «Чтение и драматизация русской народной песни «Курочка-Рябушечка»»

Конспект непосредственно образовательной  деятельности на тему «Чтение и драматизация русской народной песни «Курочка-Рябушечка»»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по реализации образовательной области "Познавательное развитие" для детей старшего дошкольного возраста по теме "Александровск-Сахалинский-моя малая Родина"

Игра-путешествие, где использована интерактивная технология, ИКТ, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая технологии, технология личностно-ориентированного взаимодействия, что служит осново...

Методическая разработка НОД по образовательной области « Речевое развитие» для детей младшего дошкольного возраста по теме: «Сердитая Тучка»

Интерактивное чтение сказки Елены Серебрянной "Сердитая Тучка"  для детей 3-4 лет  Во время чтения сказки дети  играют в игры для развития  речи,  дых...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей младшего дошкольного возраста на тему «Одежда для куклы»

Дидактическое обоснование непрерывной образовательной деятельностиТема «Одежда для куклы»Содержание образовательной деятельности определено в соответствии с основной образовательной п...

Конспект занятия по реализации образовательной области «Речевое развитие.» для детей младшего дошкольного возраста на тему «Зима. Зимние забавы»

Цель: активизация речевой деятельности детей.Задачи: -образовательные: расширить и конкретизировать представления о зиме, явлениях живой и неживой природы зимой, зимних забавах. Закрепление в речи сущ...