Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золушка» г.Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области Дидактические игры как средство социализации детей раннего возраста Воспи
методическая разработка на тему

Нестерова Наталья Владимировна

 Одна из важных задач воспитания детей раннего возраста - их своевременное умственное и речевое развитие.

Большая заслуга ученых Н.М. Щелованова и Н.М. Аксариной заключается в том, что они обосновали теоретическое положение советской/российской педагогики и психологии о ведущей роли воспитания и обучения в развитии ребенка применительно к раннему возрасту.

Множе­ство исследований свидетельствует о непреходящей ценности этого периода, важности качества раннего образования для развития личности, становления инициативности, познавательной активности, компетентно­сти — основы успешности, готовности решать жизненные за­дачи в современном быстро меняющемся мире. На дошкольное образование возлагаются большие надежды, так как успех «на выходе» во многом зависит от «правильного старта».

Человек формируется как личность и субъект деятельности в процессе социализации. Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом социальных норм и освоения социальных ролей, принятых в данном обществе. Этот процесс начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой старости человека.

 Связь образования и социализации акцентируется в концеп­циях устойчивого развития общества (Э.В. Гирусов, Г.В. Платонов, А.Д. Ур­сул), непрерывного развития индивида (В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев, Д.И. Фельдштейн), непрерывного и многоуровневого образования (А.А. Вер­бицкий, Б.С. Гершунский, Г.Г. Кравцов, Ю.Г. Татур).

Малоизученной областью в науке остается социализация детей дошколь­ного и младшего школьного возраста.

Данные науки и практики свидетельствуют о том, что в результате повторяющихся игр с четко выделенным содержанием при условии планомерного педагогического руководства все дети могут овладеть предусмотренными программой сведениями и умениями, несмотря на колебания в темпах индивидуального развития (довольно значительные в раннем детстве).

Актуальность проблемы обусловили выбор темы (на слайде)

Цели и задачи вы можете видеть на слайде.

Практическая значимость работы заключается в разработке картотеки дидактических игр, которые можно использовать в работе с детьми раннего возраста.

В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности».  Социализация – это процесс формирования и развития личности, происходящий под воздействием вос­питательной и обучающей деятельности.
Процессы воспитания и социализации протекают параллельно и в то же время независимо друг от друга. Различие между этими процессами заключается в том, что воспитание, которое осуществляется в семье, в детском саду, в школе, может прерываться, а вот социализация идет непрерывно.

Игра – это особый вид предметной деятельности, в основе которого лежит осознание ребенком мира предметов и человеческих отношений. Если ребенок двух лет и более не любит, не умеет играть, это важный симптом, свидетельствующий о неблагополучии в развитии малыша, о его болезненном состоянии или плохом контакте с окружающим миром.

Среди игр дошкольников особое место занимают дидактические игры.

Дидактическая игра - это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность.

         Основная цель игр – воспитывать у детей с помощью взрослого качества, которые не могут быть сформированы в процессе самостоятельной игры.

Работа проводилась с воспитанниками 1-й младшей группы «Ладушки» МБДОУ «Золушка» с сентября 2012 по май 2013 год.

Так как к двум-трем годам у детей складывается условное предметное действие, посредством которого ребенок развертыва­ет самостоятельную игру, игра является основным средством социализации детей младшего возраста.

При поступлении в детский сад в адаптационный период неоценимое значение имеют совместные игры, игры-забавы: «Найди игрушку», «Назови соседа», «Иди ко мне», «Пришел Петрушка», «Поезд», «Хоровод с куклой». Эти игры способствуют формированию психических качеств. В первом полугодии особое внимание уделяем формированию понимания речи взрослого. В этот период малыш пополняет словарь названиями окружающих предметов и действий с ними, овладевая смысловой стороной речи. Особую роль играет чувственный опыт, получаемый при непосредственном контакте с предметами быта, игрушками, в совместных действиях со взрослыми и т.п. Цель игр «Принеси игрушку», «Найди и принеси», «Поручения»: продолжать развивать понимаемую речь, учить выполнять несложные поручения.

     В своей работе стараемся подбирать игры с учетом необходимой последовательности этапов – от самых простых и доступных каждому ребенку к более сложным.

 Дети любят игры с куклами. Мы знакомит малышей с куклой, называет ее по имени, вместе с детьми рассматривает одежду, обувь, приглашаем куклу в гости, показываем кукольный уголок, рассказываем о себе. В процессе дети учатся общаться между собой, приобретают навыки игры с куклой. Такие игры используются для закрепления, уточнения и расширения бытового словаря и развития связной речи.

Изучив названия строительного материала, переходим к сооружению небольших построек, включив в игру дидактические игрушки «Построим для курочки башню» и т.д.

В группе оборудован сенсорный уголок. Родители изготовили сенсорный коврик, с помощью которого дети учатся управляться с разнообразными застежками. Сенсорное развитие – это удивительный источник обогащения детского словаря, развития интереса к разнообразию мира, совершенствованию мышления и других психических процессов. В дидактической игре «Чудесный мешочек» для того чтобы научить детей различать величину, в одной игре используем большие и маленькие шарики, в другой – большие и маленькие матрешки или кубики  и т.п.

Для закрепления и уточнения пространственной ориентировки используем игры: «Найди игрушку»; «Нахождение предмета по слову»; «Найди такую же». Игровое действие в данном случае – найти игрушку или предмет. Малыши приучаются слышать слово и соотносить его с конкретной игрушкой, предметом, действием.

Дидактические игры природоведческого содержания создают благоприятные условия для овладения более глубокими знаниями о природе вообще, о характерных особенностях домашних и диких животных, о различных растениях. Дети полнее осознают характерные особенности времен года и изменения, которые происходят в природе. При ознакомлении детей с окружающими предметами мы побуждаем их к активному восприятию и организует практические действия с ними, т.е. осуществляет зрительно-моторное обследование предметов и дает им название, для этого используем игры: «Кто как кричит?», «Чей детеныш» и т.д.

Игры типа: «Кто что услышит?», «Кто внимательный?» и т.п. помогают развить у детей слуховое внимание, остроту слуха, пополнить активный словарь, развить фразовую речь, развивают, умение правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.

      Серия игр, таких как: «Угадай, что делать?», «Солнце или дождик?» развивают умение переключать слуховое внимание, координацию движений, умение соотносить свои действия со звучанием бубна.

Опыт работы показывает, что малыши овладевают новыми умениями и навыками, если этот процесс вызывает у них положительное отношение, чувства радости, удовольствия.

В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет. Показатели правильно организованной игры детей:

  • настроение,
  •  разнообразное использование основных навыков,
  • положительных взаимоотношений,
  • частые обращения ребенка к взрослому по поводу игры,
  • достаточное количество речевых реакций, сопровождающих самостоятельную деятельность ребенка.

Список использованной литературы

  1. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. - Ярославль: Академия, 2006. - 320 с.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.
  3. Болотная Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольное педагогика: учебное пособие. - М., 1997.
  4. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного до трех лет. - М., 2005.
  5. Галигузова Л,Н., Мещерякова С.Ю. Педагогика детей раннего возраста. - М.: Владос, 2007.
  6. Дети раннего возраста в детском саду / С.Н. Теплюк, Г.М. Лямина, М.Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  7. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 2005. - 424 с.
  8. Дошкольная педагогика: в 2-х ч. / Под ред. В.И.Логиновой, И.Г.Саморуковой. - М., 1986.
  9. Клименов Л.Н. Мониторинг нервно-психического развития детей раннего возраста: Пособие для студентов, интернов и клин. ординаторов / Л.Н. Клименов, В.В. Гордеев; Алт. гос. мед. ун-т. - Барнаул, 2005 (РА «Параграф»). - 56 с.
  10. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2006. - 434 с.
  11. Кроха. Программа воспитания, обучения и развития детей до трех лет в условиях семьи. Г.Г.Григорьева, Д.В.Сергеев, Н.П.Кочетова и др. - М., 2005.
  12. Макарова, Н.В. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений. - Ростов н/Д, 2004.
  13. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя детского сада. - СПб.: Акцент, 1996. - 128 с.
  14. Монина Г.Б., Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка. - СПб.: Речь, 2002. - 192 с.
  15. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М.: Педагогика, 2005. - 276 с.
  16. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 2006. - 203 с.
  17. Павлова Л.Н. Развивающие игры - занятия с детьми от рождения до трех лет: Пособие для воспитателей, родителей. - М.: Мозаика-Синтез, 2003.
  18. Петровский А.В., Кларина Л.М., Смывина Л.А. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 1993.
  19. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой. - М., 2007.
  20. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. - М.: МГППУ, 2003. - 128 с.
  21. Усова А.П. Обучение в детском саду. - М., 1994.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Золушка» г.Холмска

муниципального образования «Холмский городской округ»

Сахалинской области

Дидактические игры

как средство социализации детей раннего возраста

Воспитатель: Нестерова Наталья Владимировна

первая квалификационная категория

Холмск

2013

 Одна из важных задач воспитания детей раннего возраста - их своевременное умственное и речевое развитие.

Большая заслуга ученых Н.М. Щелованова и Н.М. Аксариной заключается в том, что они обосновали теоретическое положение советской/российской педагогики и психологии о ведущей роли воспитания и обучения в развитии ребенка применительно к раннему возрасту.

Множество исследований свидетельствует о непреходящей ценности этого периода, важности качества раннего образования для развития личности, становления инициативности, познавательной активности, компетентности — основы успешности, готовности решать жизненные задачи в современном быстро меняющемся мире. На дошкольное образование возлагаются большие надежды, так как успех «на выходе» во многом зависит от «правильного старта».

Человек формируется как личность и субъект деятельности в процессе социализации. Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом социальных норм и освоения социальных ролей, принятых в данном обществе. Этот процесс начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой старости человека.

 Связь образования и социализации акцентируется в концепциях устойчивого развития общества (Э.В. Гирусов, Г.В. Платонов, А.Д. Урсул), непрерывного развития индивида (В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев, Д.И. Фельдштейн), непрерывного и многоуровневого образования (А.А. Вербицкий, Б.С. Гершунский, Г.Г. Кравцов, Ю.Г. Татур).

Малоизученной областью в науке остается социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Данные науки и практики свидетельствуют о том, что в результате повторяющихся игр с четко выделенным содержанием при условии планомерного педагогического руководства все дети могут овладеть предусмотренными программой сведениями и умениями, несмотря на колебания в темпах индивидуального развития (довольно значительные в раннем детстве).

Актуальность проблемы обусловили выбор темы (на слайде)

Цели и задачи вы можете видеть на слайде.

Практическая значимость работы заключается в разработке картотеки дидактических игр, которые можно использовать в работе с детьми раннего возраста.

В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности».  Социализация – это процесс формирования и развития личности, происходящий под воздействием воспитательной и обучающей деятельности.

Процессы воспитания и социализации протекают параллельно и в то же время независимо друг от друга. Различие между этими процессами заключается в том, что воспитание, которое осуществляется в семье, в детском саду, в школе, может прерываться, а вот социализация идет непрерывно.

Игра – это особый вид предметной деятельности, в основе которого лежит осознание ребенком мира предметов и человеческих отношений. Если ребенок двух лет и более не любит, не умеет играть, это важный симптом, свидетельствующий о неблагополучии в развитии малыша, о его болезненном состоянии или плохом контакте с окружающим миром.

Среди игр дошкольников особое место занимают дидактические игры.

Дидактическая игра - это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность.

        Основная цель игр – воспитывать у детей с помощью взрослого качества, которые не могут быть сформированы в процессе самостоятельной игры.

Работа проводилась с воспитанниками 1-й младшей группы «Ладушки» МБДОУ «Золушка» с сентября 2012 по май 2013 год.

Так как к двум-трем годам у детей складывается условное предметное действие, посредством которого ребенок развертывает самостоятельную игру, игра является основным средством социализации детей младшего возраста.

При поступлении в детский сад в адаптационный период неоценимое значение имеют совместные игры, игры-забавы: «Найди игрушку», «Назови соседа», «Иди ко мне», «Пришел Петрушка», «Поезд», «Хоровод с куклой». Эти игры способствуют формированию психических качеств. В первом полугодии особое внимание уделяем формированию понимания речи взрослого. В этот период малыш пополняет словарь названиями окружающих предметов и действий с ними, овладевая смысловой стороной речи. Особую роль играет чувственный опыт, получаемый при непосредственном контакте с предметами быта, игрушками, в совместных действиях со взрослыми и т.п. Цель игр «Принеси игрушку», «Найди и принеси», «Поручения»: продолжать развивать понимаемую речь, учить выполнять несложные поручения.

     В своей работе стараемся подбирать игры с учетом необходимой последовательности этапов – от самых простых и доступных каждому ребенку к более сложным.

 Дети любят игры с куклами. Мы знакомит малышей с куклой, называет ее по имени, вместе с детьми рассматривает одежду, обувь, приглашаем куклу в гости, показываем кукольный уголок, рассказываем о себе. В процессе дети учатся общаться между собой, приобретают навыки игры с куклой. Такие игры используются для закрепления, уточнения и расширения бытового словаря и развития связной речи.

Изучив названия строительного материала, переходим к сооружению небольших построек, включив в игру дидактические игрушки «Построим для курочки башню» и т.д.

В группе оборудован сенсорный уголок. Родители изготовили сенсорный коврик, с помощью которого дети учатся управляться с разнообразными застежками. Сенсорное развитие – это удивительный источник обогащения детского словаря, развития интереса к разнообразию мира, совершенствованию мышления и других психических процессов. В дидактической игре «Чудесный мешочек» для того чтобы научить детей различать величину, в одной игре используем большие и маленькие шарики, в другой – большие и маленькие матрешки или кубики  и т.п.

Для закрепления и уточнения пространственной ориентировки используем игры: «Найди игрушку»; «Нахождение предмета по слову»; «Найди такую же». Игровое действие в данном случае – найти игрушку или предмет. Малыши приучаются слышать слово и соотносить его с конкретной игрушкой, предметом, действием.

Дидактические игры природоведческого содержания создают благоприятные условия для овладения более глубокими знаниями о природе вообще, о характерных особенностях домашних и диких животных, о различных растениях. Дети полнее осознают характерные особенности времен года и изменения, которые происходят в природе. При ознакомлении детей с окружающими предметами мы побуждаем их к активному восприятию и организует практические действия с ними, т.е. осуществляет зрительно-моторное обследование предметов и дает им название, для этого используем игры: «Кто как кричит?», «Чей детеныш» и т.д.

Игры типа: «Кто что услышит?», «Кто внимательный?» и т.п. помогают развить у детей слуховое внимание, остроту слуха, пополнить активный словарь, развить фразовую речь, развивают, умение правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.

      Серия игр, таких как: «Угадай, что делать?», «Солнце или дождик?» развивают умение переключать слуховое внимание, координацию движений, умение соотносить свои действия со звучанием бубна.

Опыт работы показывает, что малыши овладевают новыми умениями и навыками, если этот процесс вызывает у них положительное отношение, чувства радости, удовольствия.

В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет. Показатели правильно организованной игры детей:

  • настроение,
  •  разнообразное использование основных навыков,
  • положительных взаимоотношений,
  • частые обращения ребенка к взрослому по поводу игры,
  • достаточное количество речевых реакций, сопровождающих самостоятельную деятельность ребенка.

Список использованной литературы

  1. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. - Ярославль: Академия, 2006. - 320 с.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.
  3. Болотная Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольное педагогика: учебное пособие. - М., 1997.
  4. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного до трех лет. - М., 2005.
  5. Галигузова Л,Н., Мещерякова С.Ю. Педагогика детей раннего возраста. - М.: Владос, 2007.
  6. Дети раннего возраста в детском саду / С.Н. Теплюк, Г.М. Лямина, М.Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  7. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 2005. - 424 с.
  8. Дошкольная педагогика: в 2-х ч. / Под ред. В.И.Логиновой, И.Г.Саморуковой. - М., 1986.
  9. Клименов Л.Н. Мониторинг нервно-психического развития детей раннего возраста: Пособие для студентов, интернов и клин. ординаторов / Л.Н. Клименов, В.В. Гордеев; Алт. гос. мед. ун-т. - Барнаул, 2005 (РА «Параграф»). - 56 с.
  10. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2006. - 434 с.
  11. Кроха. Программа воспитания, обучения и развития детей до трех лет в условиях семьи. Г.Г.Григорьева, Д.В.Сергеев, Н.П.Кочетова и др. - М., 2005.
  12. Макарова, Н.В. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений. - Ростов н/Д, 2004.
  13. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя детского сада. - СПб.: Акцент, 1996. - 128 с.
  14. Монина Г.Б., Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка. - СПб.: Речь, 2002. - 192 с.
  15. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М.: Педагогика, 2005. - 276 с.
  16. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 2006. - 203 с.
  17. Павлова Л.Н. Развивающие игры - занятия с детьми от рождения до трех лет: Пособие для воспитателей, родителей. - М.: Мозаика-Синтез, 2003.
  18. Петровский А.В., Кларина Л.М., Смывина Л.А. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 1993.
  19. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой. - М., 2007.
  20. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. - М.: МГППУ, 2003. - 128 с.
  21. Усова А.П. Обучение в детском саду. - М., 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золушка» г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области Конспект занятия-экспериментирования в 1 младшей группе «Песок. Свойства песка. Ди

Конспект занятия-экспериментирования в 1 младшей группе «Песок. Свойства песка. Дидактическая игра: Изготовление куличиков» Образовательные области: Социализация, коммуникация, познан...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золушка» г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области Сценарий развлечения в 1-й младшей группе «Колобок для Сережи» - день рож

Сценарий развлечения в 1-й младшей группе «Колобок для Сережи» - день рождения Сережи по сказке «Колобок».Оборудование:Письмо, ширма, игрушки для показа кукольного театра &nda...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Муниципального бюджетного образовательного учреждения детский сад «Золушка» г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАМуниципального бюджетного образовательного учреждениядетский сад «Золушка» г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской о...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39 поселка городского типа Ильского муниципального образования Северский район Консультация для воспитателей « Сенсорная развивающая среда в детском са

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39 поселка городского типа Ильского муниципального образования Северский  район...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золушка» г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской областиСоставитель: Нестерова Наталья Владимировна

Тема: «Путешествие в деревню «Сказкино»Задачи:Познакомить детей с историей создания сказок.Уточнить знания детей о русских народных сказках.Уточнить знания детей о разнообразии русск...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золушка» г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области

Консультации для родителей"Здоровый образ жизни ваших детей" Воспитатель: Нестерова Наталья Владимировна.Рекомендации....