Кружковая работа "Волшебные клеточки"
материал (подготовительная группа)

Хасанова Рамиля Зинуровна

Пояснительная записка

Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.

Подготовка детей 6-7 летнего возраста  к обучению в школе в настоящее  время - одна из актуальных проблем  современной педагогики. Одной из важных задач  современной школы  является работа по формированию каллиграфически правильного письма, так как сам процесс такого   письма  служит  важным  средством  воспитания эстетических  вкусов, волевых интеллектуальных  качеств  младших школьников.  Для того чтобы правильно  и  красиво писать, необходимо тренировать   руку  ребенка еще   в дошкольном возрасте.   Рисование  графических  фигур – отличный  способ  разработки  мелких  мышц  руки ребенка, интересное  и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически  мыслить.   Кроме  этого, при рисовании, штриховке, раскрашивании, дети, как правильно,  испытывают  удовольствие  и радость, что непосредственно влияет на эмоциональное состояние ребенка.

Перед  началом  выполнения  задания педагог предлагает детям  проговорить чистоговорки, отгадать загадку, дополнительную беседу, стихотворений, словесное пояснение в занимательной форме.  В начале кружка, изображение фигур простые и с каждым заданием  более сложные, что позволит  дифференцированно подходить  к каждому ребенку. Также детям было предложено  дополнительное  задание заштриховывать рисунок косыми линиями, прямыми линиями  или  просто  раскрасить. 

При частом  выполнении таких упражнений  ребенок  начинает  хорошо владеть  карандашом, у него  появляется  устойчивое, сосредоточенное внимание,  воспитывается   трудолюбие,  усидчивость. В  процессе  работы формируются  внимание, глазомер  ребенка, зрительная  память, аккуратность,  фантазия, образное мышление. В конце задания с детьми обсудить результаты и качество  выполнения. Это  будет приучать ребенка к самооценке  и  самоконтролю, что является  важным  компонентом учебной деятельности и   пригодится в школе.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение к нему. Поэтому в старшем дошкольном возрасте детям предлагаются такие занятия, как рисование по клеточкам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12

 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Утверждаю:

Заведующий МАДОУ №12

Хакимова И.М.__________

Приказ № 82 от 30.08.2021г.

Программа кружковой работы

«Волшебные клеточки»

Направление «Социально-педагогическое»

Возраст 6-7лет

Подготовительная к школе группа

на 2021-2022 год

Составил: Хасанова Р.З.

Должность: воспитатель

Образование: средне-специальное

Стаж работы в ДОУ: 2 года

Категория: не имеется

Туймазы 2021г.

Пояснительная записка

Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.

Подготовка детей 6-7 летнего возраста  к обучению в школе в настоящее  время - одна из актуальных проблем  современной педагогики. Одной из важных задач  современной школы  является работа по формированию каллиграфически правильного письма, так как сам процесс такого   письма  служит  важным  средством  воспитания эстетических  вкусов, волевых интеллектуальных  качеств  младших школьников.  Для того чтобы правильно  и  красиво писать, необходимо тренировать   руку  ребенка еще   в дошкольном возрасте.   Рисование  графических  фигур – отличный  способ  разработки  мелких  мышц  руки ребенка, интересное  и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически  мыслить.   Кроме  этого, при рисовании, штриховке, раскрашивании, дети, как правильно,  испытывают  удовольствие  и радость, что непосредственно влияет на эмоциональное состояние ребенка.

Перед  началом  выполнения  задания педагог предлагает детям  проговорить чистоговорки, отгадать загадку, дополнительную беседу, стихотворений, словесное пояснение в занимательной форме.  В начале кружка, изображение фигур простые и с каждым заданием  более сложные, что позволит  дифференцированно подходить  к каждому ребенку. Также детям было предложено  дополнительное  задание заштриховывать рисунок косыми линиями, прямыми линиями  или  просто  раскрасить.  

При частом  выполнении таких упражнений  ребенок  начинает  хорошо владеть  карандашом, у него  появляется  устойчивое, сосредоточенное внимание,  воспитывается   трудолюбие,  усидчивость. В  процессе  работы формируются  внимание, глазомер  ребенка, зрительная  память, аккуратность,  фантазия, образное мышление. В конце задания с детьми обсудить результаты и качество  выполнения. Это  будет приучать ребенка к самооценке  и  самоконтролю, что является  важным  компонентом учебной деятельности и   пригодится в школе.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение к нему. Поэтому в старшем дошкольном возрасте детям предлагаются такие занятия, как рисование по клеточкам.

Актуальность.

Современная школа предъявляет большие требования к детям,  поступающим в первый класс. К сожалению,  уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям. На первом этапе дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается зеркальное письмо, ребёнок не различает понятие «лево», «право», «лист», «строка», «страница», не укладывается в общий темп работы.

Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной с формированностью навыков зрительно –двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, слухового внимания.

Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программ первого класса и вызывает необходимость организации в детском саду специальных занятий, цель которых подготовить руку ребёнка к письму. Такие занятия сочетающие тренировку мелкой моторики пальцев руки с решением задач умственного развития, я провожу в кружке «Веселые  клеточки».

Разнообразные графические изображения, состоящие из линий, штрихов и точек, постоянно и повсеместно окружают человека в любом возрасте.

С древнейших времён графическое общение было и остается самым простым и удобным видом связи между людьми. Специалисты прогнозируют, что в недалеком будущем более 60-70% всей получаемой нами информации будет иметь графическую форму предъявления.

И конечно, каждый родитель хотел бы, чтобы его ребенок умел уверенно ориентироваться в современном мире, в море графической информации.

Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен уметь свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Исследования ученых показали, что если пространственные представления не сформированы у ребенка или неточно, это напрямую влияет на уровень его интеллектуального развития.

Поэтому так важно помнить, что именно дошкольный возраст- это период возникновения, становления и развития многообразных представлений, которые затем перерастают в понятия об окружающем мире.

Новизна опыта.

 Использование нетрадиционных современных подходов, оригинальных способов в развитии руки ребенка;- систематическая, целенаправленная работа по подготовке руки дошкольников к письму.

Цели:

- подготовка руки ребёнка к письму;

- продолжать  формировать  умение свободно  владеть карандашом при выполнении  линейного рисунка (штриховка);

- учить   осуществлять движение  всей рукой  при рисовании длинных и коротких линиий,  штрихов;

- формирование художественного вкуса и практических трудовых навыков;

-пополнять  литературный  багаж загадками, скороговорками,  стихотворениями;

- отрабатывать  интонационную  выразительность  речи;

- воспитание творческой активности;

- развитие зрительного восприятия.

Задачи:

- Способствовать  развитию  мелкой  моторики  рук:  развивать  точность  и

координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

- Совершенствовать  движения рук и развитие психических процессов:  произвольного внимания; логического мышления; зрительного и слухового восприятия; памяти, речи детей.

- Формировать и совершенствовать пространственные представления: ориентацию на листе; ориентацию в пространстве.

- Формировать навыки учебной деятельности: умение действовать по словесным инструкциям;  контроль за собственными действиями;

- развитие логики и логического мышления;

- помогать детям  осваивать выразительные средства языка;

- самостоятельно передвигаться  в   пространстве, ориентироваться на  условные обозначения;

 - закреплять понятия «вправо», «влево», «вверх», «вниз», «диагональ»;

 - развивать зрительное и слуховое восприятие.

 -воспитывать старательность, аккуратность и уверенность в своих умениях.

Возраст детей: 6-7 лет

Сроки реализации программы: 1 год.

Формы обучения:

- специально организованные занятия;

- совместная работа воспитателя с детьми вне занятий;

- совместная деятельность родителей с детьми в условиях семьи.

Формы работы:  

- игровые, показ способа действия, объяснение, совет, указание, контроль.

В работе  используются разные подходы, методы, приемы:

- диагностирование детей;

- организация работы с семьѐй;

- организация  обучения  детей  в  свободной  самостоятельной  деятельности,  индивидуальной работе.

Начинать  работу  по  подготовке  руки  к  письму  надо  с  формирования

правильного  захвата  карандаша.  Делается  это  с  помощью  специальных

пальчиковых игр, упражнений с карандашом.

Необходимые материалы: тетрадь в клетку, простой карандаш.

Прогнозируемый результат:

- укрепить мышечный тонус кисти рук;

- развить чёткие движения и координацию рук ребёнка;

- снизить утомляемость и повысить работоспособность.

Диагностика готовности руки к овладению письмомпроводится с использованием методики Е.В.Колесниковой из книги«Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет» Москва, 2009г. Таблица прилагается.

Перспективное планирование:

Октябрь.

       Тема занятия.

Цели, задачи.

1

Знакомство с тетрадью.

Цель: познакомить детей с тетрадью, учить ориентироваться в тетради (обложка, листы, страницы). Познакомить с клеткой; формировать умение держать карандаш. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать бережное отношение к тетради.

2

Знакомство с клеткой.

 Клетка это домик у домика есть пол, стены, и потолок, также и у клетки есть пол, стены, потолок. а)Нарисовать одну клетку б)Нарисовать много клеток, одна за другой.

Цель: продолжать учить детей находить точку, от которой начнут рисовать. Учить проводить линии длиной в 1 клетку слева направо, сверху вниз, внизу вверх, делать интервалы длиной в 1 клетку. Учить детей рисовать простой узор под диктовку, продолжать узор до конца строки самостоятельно. Развивать моторику рук, концентрацию внимания, речь.

3

Рисование простого узора.

Цель: продолжать учить детей находить точку, от которой начнут рисовать. Учить проводить линии длиной в 1 клетку слева направо, сверху вниз, внизу вверх, делать интервалы длиной в 1 клетку. Учить детей рисовать простой узор под диктовку, продолжать узор до конца строки самостоятельно. Развивать моторику рук, концентрацию внимания, речь.

4

Рисование простого узора.

Цель: продолжать учить детей находить точку, от которой начнут рисовать. Учить детей рисовать узор под диктовку, проводить линии длиной в 2 клетки, продолжать рисование узора до конца строки самостоятельно. Развивать мелкую моторику рук, речь.

Ноябрь.

1

рисование  по клеточкам  домик.

Цель: Цель: формировать умение создавать более сложные фигуры: вести вертикальные линии вверх и вниз, соединять углы клеточек по диагонали. Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук, речь. Воспитывать желание заниматься.

2

рисование по клеточкам летящей

птицы.

Цель: развивать правильную постановку руки, 
координацию движений.Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клеточку. Воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность при работе в тетрадях.

3

рисование по клеточкам осинового листочка.

Цель: познакомить детей с правилами штриховки.
 Развивать мелкую моторику, речь. Развивать
психические процессы: внимание, память, 
мышление, воображение. Воспитывать аккуратность при работе в тетрадях.

4

рисование  по клеточкам  зайца.

Цель: формировать умение правильно держать карандаш. Ориентировать по клеточкам, вести последовательно горизонтальные и вертикальные линии.  Развивать мелкую моторику пальцев рук, речь.

Декабрь.

1

рисование по клеточкам зонта.

Цель: продолжать упражнять детей в рисовании по клеточкам. Учить детей читать изображение, нарисованное под диктовку (один читает, остальные проверяют).

Пополнять  литературный  багаж загадками, скороговорками,  стихотворениями.

2

рисование по клеточкам машины.

Цель: продолжать упражнять детей в рисовании по клеточкам, закреплять умение отсчитывать нужное количество клеток, вести линию в нужном направлении, чтобы получился рисунок машины.  Отрабатывать  интонационную  выразительность  речи.

3

   рисунок ключика.

Цель: развивать правильную постановку руки, 
координацию движений. Развивать мелкую 
моторику, речь.Развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
воспитывать аккуратность при работе в 
тетрадях.

4

рисование по клеточкам ёлки.

Цель: развивать графические навыки - развивать внимание, закрепить умение ориентироваться на листе бумаги. Пополнять  литературный  багаж загадками, скороговорками,  стихотворениями.

Январь.

1

рисование по клеточкам белочки.

Цель: совершенствовать умение изображать рисунок по клеточкам. Развивать произвольное внимание, сосредоточенность, усидчивость, речь. Воспитывать желание добиваться положительного результата.

2

  рисование по клеточкам цветка.

Цель: продолжать упражнять детей в рисовании по клеточкам. Учить детей читать изображение (один читает, остальные рисуют) Развивать слуховое восприятие, внимание, речь. Умение слушать товарища.

3

    рисунок страуса.

Цель: Учить детей, не отрывая руки, продолжать 
рисунок, не выезжая из строки. Формировать умение правильно держать карандаш. Развивать правильную постановку руки, координацию движений; мелкую моторику, речь.

4

   Рисунок кота.

Цель: продолжать учить детей находить точку, от которой начнут рисовать. Совершенствовать умение рисовать по клеточкам под диктовку. Отрабатывать  интонационную  выразительность  речи.

Февраль.

1

рисование по клеточкам

 кораблика.

Цель: развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клеточку.Развивать правильную постановку руки, координацию движений; мелкую моторику, 
речь.

2

 рисование по клеточкам слона.

Цель: Продолжать упражнять детей в рисовании по клеточкам. Учить детей читать изображение (один читает, остальные рисуют). Развивать слуховое восприятие, внимание, умение слушать товарища. Пополнять  литературный  багаж загадками, скороговорками,  стихотворениями.

3

рисунок по клеточкам уточки.

Цель: продолжать учить, не отрывая руки, 
изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки.Развивать правильную постановку руки, координацию движений; мелкую моторику, речь.

4

рисование по клеточкам рыбка.

Цель: Совершенствовать умение изображать рисунок по клеточкам. Развивать произвольное внимание, сосредоточенность, усидчивость, речь. Воспитывать желание добиваться положительного  результата.

Март.

1

рисование по клеточкам медведь.

Цель: продолжать упражнять детей в рисовании по клеточкам. Учить детей читать изображение, нарисованное под диктовку(один читает, остальные проверяют). Отрабатывать  интонационную  выразительность  речи.

2

   рисование по клеточкам гуся.

Цель: формирование интереса к выполнению 
графических упражнений.Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клеточку;
развивать правильную постановку руки, 
координацию движений; мелкую моторику, 
речь.

3

рисование по клеточкам журавля.

Цель: продолжать работать над развитием общей и
мелкой моторики, тактильной чувствительности, упражнять в координации движений с речью.
Развивать правильную постановку руки, 
координацию движений; мелкую моторику, 
речь.

4

рисование по клеточкам собачка.

Цель: Продолжать упражнять детей в рисовании по клеточкам, закреплять умение отсчитывать нужное количество клеток, вести линию в нужном направлении, чтобы получился рисунок собаки. Развивать ориентировку в тетради в клетку. Воспитывать интерес к данному виду деятельности. Отрабатывать  интонационную  выразительность  речи.

Апрель.

1

рисунок по клеточкам крокодила.

Цель: закреплять умение детей рисовать по клеткам. Учить изображать под диктовку воспитателя, воспроизводить картинку самостоятельно по образцу. Совершенствовать графические навыки. Пополнять  литературный  багаж загадками, скороговорками,  стихотворениями.

2

  рисунок по клеточкам робота.

Цель: совершенствовать умение изображать рисунок по клеточкам. Развивать произвольное внимание, сосредоточенность, усидчивость, речь. Воспитывать желание добиваться положительного результата.

3

рисунок по клеточкам гиппопотам.

Цель: формировать нажим руки, совершенствоватьграфические умения и навыки в заданиях на штриховку и рисования предметов по клеткам.Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клеточку.Развивать правильную постановку руки, координацию движений, мелкую моторику, речь.

4

 рисунок  по клеточкам кенгуру.

Цель: развивать правильную постановку руки, координацию движений; мелкую моторику, речь. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение.Воспитывать аккуратность при работе в тетрадях, усидчивость, самостоятельность в работе.

Май.

1

  рисунок по клеточкам змея.

Цель: продолжать работать над развитием общей имелкой моторики, тактильной 
чувствительности, упражнять в координации 
движений с речью.

2

   рисунок по клеточкам олень.

Цель: Продолжать упражнять детей в рисовании по клеточкам. Учить детей читать изображение, нарисованное под диктовку (один читает, остальные проверяют). Пополнять  литературный  багаж загадками, скороговорками,  стихотворениями.

3

  рисунок  по клеточкам лебедь.

Цель: совершенствовать умение изображать рисунок по клеточкам. Развивать произвольное внимание, сосредоточенность, усидчивость. Воспитывать желание добиваться положительного результата. Отрабатывать  интонационную  выразительность  речи.

4

рисунок по клеточкам

 сторожевой пес.

Цель: продолжать развивать умение ориентироваться на листе 
бумаги в клеточку.Развивать правильную постановку руки, координацию движений; мелкую моторику, речь.

Перспективное планирование работы с семьей.

  Тема

Цель

 Срок

Анкетирование дополнительное образование.

Опросить родителей, какие кружки они бы хотели посещать в детском саду.

Сентябрь - Октябрь.

На родительском собрании показ презентации- рекламы «Веселые клеточки».

Познакомить родителей о кружке «Веселая клеточка», рассказать о целях и задачах и о нетрадиционных подходах, оригинальных способов в развитие руки ребенка.

Октябрь - Ноябрь

Консультация для родителей «Методика ориентировки на листе бумаги – Волшебные листочки».

Развивать у детей зрительно - пространственную ориентацию, формировать элементарные математические представления.

  Ноябрь – Декабрь.

Консультация «Развитие мелкой моторики дошкольников».

«Рекомендации по развитию мелкой моторики»;  «Игры завлечения для развития мелких мышц рук».

Пояснить,   что   проблемы   с координацией  движений,  мелкой  моторикой необходимо  решить  до поступления в школу.

   Февраль – март.

Советы  родителям  «Готовим

руку к письму».

Буклет «Как правильно держать карандаш».

Дать  практические  советы,  которые  помогут  справляться с  учебными  заданиями.

Апрель – Май.

Для оценки качества реализации кружка  мною был разработан диагностический материал. Обследовалось 25 человек подготовительной группы на начало года  и конец года  реализации кружка.

Начало года:

Вопрос-1

Вопрос-2

Вопрос-3

Вопрос-4

Вопрос-5

Вопрос-6

итог

Выполнили

3

2

7

 -

 -

3

11%

Не выполнили

7

8

10

10

10

7

86%

Конец года:

Вопрос-1

Вопрос-2

Вопрос-3

Вопрос-4

Вопрос-5

Вопрос-6

Итог

Выполнили

10

10

7

9

6

10

89%

Не выполнили.

-

-

3

1

4

-

12%

Диагностика готовности руки к овладению письмом

проводится с использованием методики Е.В.Колесниковой

ФИО ребенка

Развитие мелкой моторики

Ориентировка в пространстве.

Развитие графических навыков.

Срисовывание образца.

Штриховка.

Графический диктант.

Пальчикова гимнастика

Правильно держать карандаш.

Общий уровень

1

Аксюкова Варвара

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Критерии оценки деятельности ребенка:

За каждое правильное задание ставится 5 баллов

Высокий уровень - задания выполнены без ошибок и самостоятельно.

Сумма баллов по заданиям -60-80 баллов

Средний уровень - есть 2-4 ошибки, ребенок использует направляющую и стимулирующую помощь, сумма баллов от 36 до 59 балла

Низкий бал - задание не выполнено, сумма баллов от 25 до 35 баллов.

В индивидуальной форме рекомендуемые задания для диагностики:

 1.Развитие мелкой моторики: -Упражнения «Кольцо», «Зайчик»-пальцы зажаты в кулак, указательные и средний пальцы выпрямлены (комбинацию из пальцев выполняет по показу); -«Сделай бусы» нанизывание мелкого и крупного бисера (оценивается быстрота, создание рисунка); -Завязывание шнурков разной величины; -Застегивание пуговиц (5шт) разного размера.

 2.Ориентировка в пространстве:  - зрительные, слуховые диктанты;

-Д\И «Найди, где спрятано?»

 3.Срисовывание образца: - задания на листе бумаги в клетку, в линейку;

 -дорисовывание второй половины рисунка (зеркальной отражение)

4.Штриховка:-выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм. Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними, сохранение направления, соблюдение контура изображения.

5.Графический диктант: -Задание по типу «Продолжи узор» - Графический диктант Д.Б.Эльконина.

6. Пальчикова гимнастика:

  • Ребенку предлагается положить перед собой руки  – одна сжата в кулак, а другая  – распрямлена, затем он должен одновременно изменять положение  обеих кистей (медленно).
  • «Шагать» пальцами (по столу поочередно указательными и средними обеих  Рук.).
  • «Загибание пальчиков» (поочередно загибают пальцы, начиная с мизинца).
  • «Щепоть -ладонь»  -«ладонь -щепоть»  (соединить  все  пальцы  левой  руки,

изображая  клюв  дятла  (щепоть),  постучать  по  правой,  вертикально  раскрытой ладони и перенести эти движения на другую руку).

  • Проделать движение – чередование кулак-ребро ладонь, повторить другой

рукой, а затем обеими руками одновременно.

  • «Поскакать» (пальцами обеих рук, начиная с мизинца).
  • Нанизывание пирамидки: ребенку дается готова я пирамидка, которую потом

разбирают и дают ребенку задание, собрать снова, как и было в образце. Если с этим возникали трудности, то на помощь приходит педагог.

  • Собирание матрешки: ребенку показывают матрешку из 3-4-х элементов, разбирают ее и просят собрать обратно.

Итоговая диагностика.

 К концу посещения кружка «Веселая клеточка» у детей будут сформированы следующие умения:  Ребенок проявляет интерес к выполнению графических заданий.

  Ориентируется в пространстве.

  Быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук.  

Выполняет задания по словесной и зрительной инструкции.

  Сформированы графические навыки.

  Могут самостоятельно оценивать правильность выполнения задания

 Диагностика готовности руки к овладению письмом проводится с использованием методики Е.В.Колесниковой из книги «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет» Москва, 2009г., теста К.Йирасика, графических диктантов Д.Б.Эльконина.

Критерии оценки деятельности ребенка:

За каждое правильное задание ставится 5 баллов

Высокий уровень- задания выполнены без ошибок и самостоятельно.

Сумма баллов по заданиям -60-80 баллов

Средний уровень- есть 2-4 ошибки, ребенок использует направляющую и стимулирующую помощь, сумма баллов от36 до 59 балла

Низкий бал-задание не выполнено, сумма баллов от 25 до 35 баллов.

                                                 Работа с родителями.

 Работа с родителями - одно из важнейших направлений в нашей работе, по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев и подготовки руки ребенка к письму.

Это индивидуальные беседы с родителями, размещение в «родительском уголке» информации о развитии мелкой моторики руки, а также памятки, рекомендации по работе с детьми в выходные дни.

        

                                           Цель работы с родителями:

-Формировать мотивационное отношение родителей к развитию мелкой моторики руки у детей.

 -Создать благоприятные условия для развития мелкой моторики руки, координации движений пальцев и подготовке руки ребёнка к письму.

 -Знакомить родителей с необходимыми для письма правилами, с играми на развитие мелкой моторики кисти, разными видами самомассажа кистей рук, видами пальчиковых гимнастик, которые способствуют развитию мелкой моторики.

-Стимулировать совместное творчество.

ля тог о, чтобы обосновать необходимость работы по развитию мелкой моторики в подготовке руки к письму, рассказываю о тех трудностях, проблемах, с которыми сталкиваются дети, о приёмах, методах работы.

Это вызывает расположение родителей, готовность выполнять рекомендации для преодоления имеющихся у ребёнка трудностей.

Заключение.

 Мною замечено, что у детей возрастает познавательная активность, желание узнавать новое, развивается интерес к чтению, письму. Вся проводимая работа повышает работоспособность детей на занятиях, снимает нагрузку. Это в свою очередь положительно сказывается на усвоении навыков, совершенствовании зрительного и слухового восприятия, развитии наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, творческого воображения, речи, мелкой моторики и координации движений руки, освоении основных графических навыков, подготовило руку ребенка к письму.

Можно утверждать, что адаптация ребенка к школьным условиям пройдет быстро, если у него достаточно развиты познавательные интересы, умение произвольно управлять своим поведением, подчинять частные цели более значимым. Ребенок способен широко использовать основные мыслительные операции, у него хорошая память, развито умение контролировать свои действия. И если к семи годам он научился в игровой форме управлять своими пальцами, руками, т.е. у него хорошо развита мелкая моторика и координация движения пальцев он овладел основными графическими навыками, то этого будет вполне достаточно для дальнейшего обучения письму в школе.

                                    К концу года дети должны знать и уметь:

Знать

Уметь

Знать гигиенические правила письма.

Уметь сохранять правильную посадку и

положение рук при письме.

Знать правильное расположение

тетради и карандаша.

Уметь правильно держать карандаш.

Знать правила штриховки.

Уметь ориентироваться на листе бумаги в  клеточку, в тетради.

Знать правила работы с тетрадью.

Уметь выполнять штриховку, соблюдая

правила.

Уметь самостоятельно рисовать простые

элементы, фигуры.

Уметь ориентироваться в тетради, на строке, на странице.

Список использованных источников

 1.Журнал «Дошкольное воспитание» №1-8 2012.

2. З.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» М. «Просвещение» 1990г.

 3.Л. Генденштейн , Е. МадышеваЭнциклопедия развивающих игр «Арифметические игры для детей 6-7 лет»

4. С.А.Козлова «Я хочу в школу»-2007г .

5.К.Утехина. "Развитие графических навыков у дошкольников" //Дошкольное воспитание №5 1998 6.Аксенова М. "Развитие тонких движений рук у детей с нарушениями речи." //Дошкольное воспитание. 1990 - № 8.

 7.Толбанова А." Пальцы помогают говорить" //Дошкольное воспитание. 1988-№9; 1989-№10.

8.Физкультурная минутка" Е.А.Каралашвили. Творческий центр Сфера Москва 2001

О.В. Бачина, Н.Ф. Коробова

«Пальчиковая гимнастика с предметами».

9.В.Т. Голубь «Графические диктанты».

10.З.А. Ефанова «Рисуем по клеточкам».

11.Г.А. Прохорова. «Подготовка руки к письму».

12.Е.Максимова, О.Рахматуллина,О. Травкина, А. Черных «Готовим пальчики к письму».

13. О.В. Узорова,  Е.А.Нефѐдова «Пальчиковая гимнастика».

14.Е.Ю. Тимофеева, Е.И. Чернова «Пальчиковая гимнастика»

15.Т.С.Голубина. Чему научит клеточка. Методическое пособие для подготовки дошкольника к письму. – Мозаика-Синтез,2001 г.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Клеточка за клеточкой"

План кружковой работы в старшей группе...

Чемпионат по играм в клеточку "Веселая клеточка" (совместное занятие родителей и детей)

Совместное занятие родителей и детей "Веселая клеточка" (чемпионат по играм в клеточку)...

Программа кружка «Клеточка за клеточкой» в подготовительной группе

Программа кружка «Клеточка за клеточкой» Автор: Закирова А.Г.СодержаниеПояснительная записка.Цели и задачи кружка.Комплектование группы.Формы организации кружка.Формы работы с детьми.Метод...

Мастер-класс для педагогов "Дидактическое пособие КЛЕТОЧКА ЗА КЛЕТОЧКОЙ"

Графический диктант – как средство формирования предпосылок овладения навыком письма. Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правил...

Отчёт по кружковой работе «В стране весёлой клеточки»

Отчёт по кружковой работе   «В стране весёлой клеточки» (Пример)...

Кружковая работа "Страна волшебной клеточки"

laquo;История письма ребенка начинается значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как надо писать буквы»,- считал известный русский пси...

Кружковая работа «Волшебные клеточки», подготовительная к школе группа

На данном этапе обучения, дети часто испытывают затруднения  с письмом:   быстро устает рука, теряется рабочая  строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается...