Авторская статья. Формирование основ здорового образа жизни дошкольников через взаимодействие детского сада с семьями воспитанников
статья

Петрова Инна Васильевна

Формирование основ здорового образа жизни дошкольников через взаимодействие детского сада с семьями воспитанников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zozh_4.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование основ здорового образа жизни дошкольников через взаимодействие детского сада с семьями воспитанников

И. В. Петрова, старший воспитатель

Л.А. Кузора, воспитатель

Н.В. Сулейманова, воспитатель

МАДОУ «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик»

пгт.Тяжинский, Кемеровская область - Кузбасс

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников с целью формирования здорового образа жизни. Авторы полагают, что процесс взаимодействия детского сада и семьи по вопросу формирования здорового образа жизни будет эффективным при правильно организованных психолого-педагогических условиях, при обеспечении сотрудничества педагогов с родителями, при обогащении знаний по сохранению и укреплению здоровья детей.

Ключевые слова: здоровьесбережение, дошкольный возраст, семья, культура, взаимодействие с родителями, ЗОЖ, ДОУ.

Воспитание здорового образа жизни детей дошкольного возраста относится к одной из главных и актуальных проблем дошкольного образования. Здоровьесберегающий характер обучения и воспитания особенно важен в дошкольных образовательных учреждениях, где ребенок получает основные знания из многих наук, в том числе и о строении человека и его организме. На этом этапе происходит понимание и принятие ребенком важности здорового образа жизни. [2]

Актуальность проблемы здоровьесбережения дошкольников обусловлена усилением действия на человека провоцирующих общественно- политических, техногенных, экологических, психологических, политических и военных факторов. Поэтому взрослым необходимо приобщать детей к здоровому образу жизни, пропагандировать безопасный образ жизни, формировать ценностное отношение к своему здоровью с младшего дошкольного возраста. [1]

Важность этого обозначена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Там же выделена образовательная область «Физическое развитие». Реализация этой образовательной области направлена на формирование у детей ценностей здорового образа жизни, правильном питании, двигательном режиме, закаливании, полезных привычках, пропагандирование и укрепление физического и психического здоровья детей, создание условий для участия родителей в образовательной деятельности, поддержание семей воспитанников в воспитании детей, охране и укреплении здоровья семьи.

Систематическая целенаправленная воспитательно-образовательная работа в детском саду и семье влияет на успешное формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста. Поэтому педагоги интенсивно применяют здоровьесберегающие технологии, ежедневно проводят утреннюю гимнастику дома и в детском саду. Зарядка воспитывает привычку у дошкольников к ежедневным занятиям физическими упражнениями и способствует развитию ЗОЖ. [3].

В режимные моменты включают подвижные и спортивные игры, пальчиковую и дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, различные физкультминутки с целью укрепления здоровья дошкольников и улучшения их эмоционального состояния. Ежедневно создаются благоприятные условия для того, чтобы дети могли спокойно и вовремя заснуть, а после тихого часа выполнять комплекс необходимых закаливающих процедур. С помощью применения дидактических и сюжетно-ролевых игр воспитателям удается привить детям культурно-гигиенические навыки, они являются одним из главных компонентов ЗОЖ.

        В процессе взаимодействия детского сада и семьи важно организовать проведение консультаций и бесед, родительских собраний, наглядной агитации ЗОЖ, а так же установить доверительные деловые отношения. Еще одним из важнейших факторов для формирования основ здоровьесбережения, является решение следующих задач:

  1. разработать и внедрять различные формы сотрудничества детского сада и семьи;
  2. сделать приоритетным приобщение к здоровому образу жизни в детском саду и семье;
  3. выработать систему взаимодействия детского сада и семьи по здоровьесбережению дошкольников.

        В зависимости от задачи каждого педагогического воздействия можно использовать определенные формы сотрудничества с семьями воспитанников:

- индивидуальные и совместные;

- наглядные и информационные;

- познавательные;

- информационно-аналитические;

    - досуговые.

Совместно с использованием инновационных технологий считаем, что важно учитывать сегмент воздействия на личность ребенка посредством родственных эмоциональных связей.

Семья является авторитетом и играет важную роль в формировании основ здорового образа жизни детей. Здоровье ребенка во многом определяется отношением родителей к его физическому воспитанию. Большинство родителей рассматривают понятие здоровья как отсутствие заболеваний, не учитывают всех компонентов понятия здоровье. Также родители видят решение всех проблем со здоровьем – поход в поликлинику. В ходе работы стало заметно, что воспитанники усваивают образ жизни взрослых, их привычки и их отношение к жизни, к физической культуре.

 Совместная работа воспитателей и родителей строиться на принципах добровольности, дружеских отношений, индивидуального подхода к семьям воспитанников. Пример родителей и их авторитет влияет на формирование у детей стремления заниматься спортом в свободное время всей семьей.

На основании интересов семей воспитанников разработаны методические рекомендации по формированию основ здорового образа жизни дошкольников в семье. Эти рекомендации направлены на разнообразие методов, которые родители могут использовать в повседневной жизни. Родителям предлагается  применять занимательные беседы на темы укрепления и сохранения ЗОЖ, рассказы, сказки, чтение и обсуждение литературы по данной теме и многое другое.

Воспитателями  активно применяются традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями, проводятся родительские собрания, консультации, коллективные, индивидуальные беседы и совместные развлечения. Эти мероприятия пробуждают у родителей интерес и помогут развить двигательные навыки воспитанников. С помощью навыков здорового образа жизни у детей активно проводят совместные физкультурные досуги и спортивные праздники. Множественные развлечения и совместные спортивные мероприятия позволяют продемонстрировать привычки ЗОЖ.

Проанализировав проделанную работу, можно сделать вывод о том, что разнообразие форм сотрудничества с семьей по проблеме формирования основ здорового образа жизни, помогает развивать у детей чувство ответственности за свое здоровье, прививает у них желание поддерживать спортивную форму и стремиться к достижению новых знаний и умений. Каждый раз убеждаемся, что, активизируя роль родителей через организацию совместной деятельности детей и взрослых, можно достичь наилучших результатов в физическом развитии и оздоровлении дошкольников. Хочется выделить, что ни одна, программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается во взаимодействии с семьей. Совместные занятия ребенка с родителями спортом и личный пример взрослых являются одним из основных аспектов воспитания.

Также необходимо выработать следующую стратегию педагогов и родителей по здоровьесбережению дошкольников:

  1. педагоги пропагандируют опыт по воспитанию привычек здорового образа жизни, родители поддерживают это дома;
  1. педагоги уделяют внимание приобретению детьми опыта ведения здорового образа жизни, родители создают условия для здоровьесбережения дошкольников дома;
  1. педагоги просвещают родителей об играх и игрушках, являющихся педагогически ценными для укрепления здоровья, разъясняют негативное воздействие отдельных видов игрушек на психику и здоровье детей, родители приобретают (изготавливают) настольные игры и инвентарь для формирования привычки к здоровому образу жизни;

  1. педагоги создают условия для рациональной двигательной деятельности детей в ДОУ, родители по мере возможности заботятся о создании условий для ведения детьми здорового образа жизни дома.

Таким образом, процесс взаимодействия детского сада и семьи по данному вопросу будет эффективным при правильно организованных психолого-педагогических условиях, при обеспечении сотрудничества педагогов с родителями, при обогащении знаний сохранения и укрепления здоровья детей, а также при правильно организованном процессе управления деятельностью коллектива.

Список литературы

  1. Воробьева М.И. Воспитание здорового жизни у дошкольников / М.И. Воробьева. // Дошкольное воспитание. – 2012. – №7. - Текст : непосредственный

  1. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы / Т.Г. Карепова.– Волгоград: Учитель, 2010. - Текст : непосредственный

  1. Касьянова Л.Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста: дисс. канд. пед. наук / Л.Г. Касьянова. – Шадринск, 2004. Текст : непосредственный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ здорового образа жизни дошкольников через организацию образовательной деятельности

Правильная организация образовательной деятельности, пример взрослого, систематическая работа способствует интеллектуальному, нравственному развитию и активизации познавательной деятельности ребёнка -...

Формирование основ здорового образа жизни дошкольника через физкультурно - экологическое воспитание.

laquo;Здоровье зависит от того, какой мы оставим природную среду обитания своим потомкам», -  отметило правительство РФ и заявило что, «решающую роль в охране окружающей среды должно...

Конспект НОД по формированию основ здорового образа жизни в старшей группе детского сада

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по формированию основ здорового образа жизни «Быть здоровым – здорово!»...

Семинар – практикум «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях детского сада и семьи»

Цель: учить воспитателей ДОУ формировать у детей дошкольного возраста потребность в здоровом образе жизни"...

Семинар-практикум для педагогов "Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях детского сада и семьи"

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, формируются необходимые привычки, приобретаются физические качества, без которых невозможен здоровый образ жизни....