«Развивающие игры для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
консультация (средняя группа)
Ребёнок учится воспринимать окружающий мир и адекватно реагировать на события, которые развёртываются во время игр, поэтому приобщение ребёнка к миру игры начинаем с раннего детства. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью тех или иных предметов, окружающих его в повседневной жизни. Задачи расположены в порядке возрастания: от простого, к сложному.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Развивающие игры для формирования
элементарных математических представлений у детей
дошкольного возраста»
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать, считать и писать.
Воспитывать, развивать и обучать детей, помогут и развивающие математические игры. Участвуя в игре, дети знакомятся с окружающим их миром, во всём его многообразии, расширяя свой кругозор.
Ребёнок учится воспринимать окружающий мир и адекватно реагировать на события, которые развёртываются во время игр, поэтому приобщение ребёнка к миру игры начинаем с раннего детства. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью тех или иных предметов, окружающих его в повседневной жизни. Задачи расположены в порядке возрастания: от простого, к сложному.
Актуальность педагогического опыта обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: величина, количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий, расширять знания детей. Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала.
Так как игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, в свою работу я включила развивающие игры и упражнения.
Благодаря развивающим играм, дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, также развивающие игры оказывает большое влияние и на речевое развитие ребёнка.
Игра - это и школа обучения. Что же значит «играть в математику»? Разве можно «играть в математику»? Разве можно «играть» в науку, к тому же не в какую-нибудь, а в математику – самую сложную из всех наук? Оказывается можно. Главное, чтобы дети получали радость от игровой деятельности, которая постепенно перерастёт в радость учения.
Успех игры целиком зависит от воспитателя, его умения живо провести игру, активизировать и направить внимание одних, оказать своевременную помощь другим детям.
Развивающие игры математического содержания активизируют:
- умственную деятельность,
- мыслительные и логические способности,
- расширяют и углубляют математические представления,
- закрепляют полученные во всех видах деятельности знания и умения,
- находить закономерности, разгадывать ребусы, лабиринты и т. д.
Для детей так же характерно образное мышление. Оно используется для привлечения внимания ребёнка к развивающим играм, возбудить интерес к ним. В эти игры можно играть на полу, лёжа, стоя, кому как удобно.
Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.
«Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат не специалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ним трудно не согласиться.
Детям интересно играть в развивающие математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.
Используя различные развивающие игры и упражнения в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Обучая детей в процессе игры, стремилась к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!
Успешное развитие ребёнка осуществляется через усвоение, овладения основными формами:
- логические;
- наглядно – образные;
- наглядно – действенные.
К концу дошкольного возраста у детей начинают складываться элементы логического мышления, то есть формируется умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законом логики. Формирование и развитие логических структур, мышление должно осуществляться своевременно.
Основная форма мышления дошкольников – наглядно – образное восприятие, то есть такая организация образов, которая позволяет выделять самое существенное в предметах, а также видеть их соотношение друг с другом и соотношение их частей. Наглядно – действенное мышление – это мышление в действии с различными предметами и игрушками.
В процессе формирования математических представлений используются разнообразные методы:
- практические,
- наглядные,
- игровые,
- моделирование.
Наглядный метод не является самостоятельным в формировании элементарных математических представлений.
Наглядным методом обучения является:
- показ,
- беседа,
- рассматривание,
- дидактические игры и упражнения.
Моделирование – является наглядно практическим приёмом в процесс обучения умственных действий:
- классификация,
- обобщение,
- анализ, которое способствует повышению уровня знаний, умений и навыков дошкольников.
Игровой метод при формировании элементарных математических представлений выступает как метод обучения. В нем широко используются разнообразные развивающие игры (предметные, настольно-печатные и др.) и являются эффективным способом при формировании математических представлений во всех возрастных группах. Каждый её компонент способствует формированию у ребёнка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов, новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.
Мною была составлена картотека развивающих игр по формированию элементарных математических представлений, в неё вошли игры на внимание, на развитие логического мышления, понятия и воображения.
Математические игры и упражнения в кругу семьи: «Подбери колёса к вагончикам», «Назови похожий предмет», «Собери бусы», «Составь картинку», «Собери цветок», «Что стоит у нас в квартире». «Составление предметов по картинкам», «Преобразование фигуры», «Геометрические примеры».
Игры-головоломки: «Танграм», «Волшебный круг», «Листик», «Разложи детали по цвету», «Найди все треугольники, квадраты…», «Собери игру», «Сделай башню», «Сделай поезд или дорожку».
Игры со счётными палочками.
Логические: («Сложи узор», «Сложи квадрат», «Что лишнее», «Загадки в картинках», «Четвёртый лишний», «Цветные резиночки», «Разноцветный коврик»).
Большая ценность развивающих игр, в процессе обучения заключается в том, что они создаются в обучающих целях, служат развитию и воспитанию детей. Благодаря использованию развивающих игр на занятиях, в свободное время, в индивидуальной работе способствуют закреплению у детей памяти, внимания, мышления.
С помощью развивающих игр индивидуализируется работа на занятиях, все занятия даются посильно каждому ребёнку с учётом его умственных возможностей. В коллективных играх, формируется качество личности детей. Они учатся учитывать интересы своих товарищей, сдерживать свои желания, у них развивается чувство ответственности. Задания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, чем те, которые представлены обычными упражнениями. Занимательный материал не только увлекает детей, но и способствует совершенствованию наблюдательности, памяти, мышления и речи.
Мой опыт работы показал, что использование развивающих игр и упражнений на занятиях и в повседневной жизни благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста и способствует повышению уровня математического развития детей.
Применение на занятиях развивающих игр повысило результативность педагогического процесса, кроме того, они способствовали развитию мышления, памяти детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие дошкольника. Развивающие игры и упражнения помогли детям расширить и закрепить знания по математике, дали большой заряд положительных эмоций, материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике. Методически правильно подобранный и использованный на занятии материал способствовал развитию находчивости, наблюдательности, развитию логического мышления, интереса к математическим знаниям.
Используя различные развивающие игры и упражнения в работе с детьми можно сделать вывод, что играя, дети лучше усваивают программный материал. Именно развивающие игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики.
Результаты мониторинга показали, что высокий уровень развития увеличился и составляет 71%, средний – снизился и составляет 21%, низкий уровень развития снизился и составляет8%
Таким образом, можно сказать, что работа, которую я провожу в этом направлении, свидетельствует о том, что происходят качественные изменения в уровне математического развития детей. Результаты сравнительной педагогической диагностики математических способностей детей.
Литература:
1. Богуславская М., Е. О. Смирнова «Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста». - М. : Просвещение, 1994.
2. Давайте поиграем! / Под редакцией А. А. Столяра. – М., 2004.
3. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Под ред. Л. Г. Нисканен. – 2002.
4. Корнеева Г. А., Мусейибова Т. А. Методика формирования элементарных математических представлений у детей. – М., 1989.
5. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребёнком – М, 1990.
6. Метлина Л. С. Математика в детском саду : Пособие. - М. : Просвещение,1994. – 256с.
7. Тарунтаева Т. В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. М., 2001.
8. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду. – М., 2002.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №6 Адмиралтейского района
г. Санкт-Петербурга
«Развивающие игры для формирования
элементарных математических представлений у детей
дошкольного возраста»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль развивающей игры в развитии математических представлений»
Каждая игра — это общение ребенка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательно...
Роль развивающей игры в развитии математических представлений.
Роль развивающей игры в развитии математических представлений....
«Развивающие игры как основа математических представлений и сенсорного развития детей дошкольного возраста»
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорные процессы неразрывно связанны с деятельностью орг...
Консультация "Роль развивающей игры в развитии математических представлений дошкольников"
laquo;Поиграй со мной!» — как часто слышим мы эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы, преодолевая усталость и отодвигая домашние дела, соглашаемся хоть ...
РАЗВИВАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА»
РАЗВИВАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯРАЗВИТИЯ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА»...
РОЛЬ РАЗВИВАЮЩЕЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Игра - это не только удовольствие и радость ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать новые з...
«Роль развивающей игры в развитии математических представлений»
laquo;Роль развивающей игры в развитии математических представлений»Методические рекомендации«Роль развивающих игрв формировании элементарных математических представленийу детей дошкольно...