«Развивающие игры как основа математических представлений и сенсорного развития детей дошкольного возраста»
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему

Максимова  Валентина Викторовна

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорные процессы неразрывно связанны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его твердость (или мягкость), шероховатость и т.д; звуки издаваемые каким либо предметом, воспринимает наше ухо. Таким образом, ощущение и восприятие – непосредственное, чувственное познание действительности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchie_igry.docx31.05 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорные процессы неразрывно связанны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его твердость (или мягкость), шероховатость и т.д; звуки издаваемые каким либо предметом, воспринимает наше ухо. Таким образом, ощущение и восприятие – непосредственное, чувственное познание действительности.

В дошкольном возрасте развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно. При этом правильные представления о предметах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами.

Развитие процессов ощущения и восприятия у детей значительно обгоняет развития мышления. Обычно все стороны предмета или явления не воспринимаются с одинаковым интересом и вниманием. И надо развивать у детей  умение направлять свое внимание на те или иные стороны предмета, явления и воспринимать их с особой тщательностью.

Дошкольный возраст период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребенка. Ребенок познает предметный мир, а так же явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдения. Кроме того он получает от взрослого сведения словесным путем; ему рассказывают, объясняют, читают. Оба эти пути познания тесно связанны между собой.

 Хорошо известно, что знания, полученные словесным путем и не подкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны.

Предметы и явления окружающей действительности обладают комплексом свойств (величина, цвет, форма, конструкция, звучание, запах и т.п). Чтобы познакомиться с предметом, необходимо заметить характеризующие его свойства, как бы выделить их из предмета.

Ребенок, воспринимая, выделяет отдельные признаки и свойства, но обычно это не те признаки, которые ему невольно бросаются в глаза; далеко не всегда они являются наиболее важными, характерными, определяющими облик предмета и помогающими составить о нем правильное представление.

Необходимо учить детей выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерное. С давних пор педагоги пользовались в сенсорном воспитании способом сравнения предметов по тем или иным признакам

 Если предметы одинаковы по форме и величине и отличаются по цвету (шарики например, то можно по ним учить различать цвета). Так же подобрать предметы, одинаковые по форме, но и отличающиеся по величине (набор кукол - матрешек и тд) могут быть наборы игрушек, отличающихся по величине и цвету, но одинаковые по форме. Подобранные таким образом предметы, игрушки становятся дидактическими пособиями на различение цвета, величины, формы и тд. Задача определения того или иного свойства облегчена. Более того, все внимание направляется на сравнение по данному свойству, а сам предмет с комплексом свойств как бы отступает на задний план. В этом случае познаются не предметы, а свойства присущие и данным и многим другим предметам.

Другой путь от общего, целостного восприятия предметов к вычленению их отдельных свойств и признаков.

Особый характер приобретает познание  предметов и явлений, когда наблюдение имеет определенную роль.

Восприятие людьми окружающего всегда определяется теми или иными интересами, потребностями, замыслами. Разнообразную направленность восприятия следует развивать и у детей, используя и совершенствуя их интересы и потребности.

В процессе всей жизни детей происходит накопление сенсорного опыта, обогащение их мироощущения, повышения эмоционального тонуса, активизация положительных эмоций связанных с восприятием явлений окружающего; возбуждение интересов, формирование потребностей.

Сенсорное воспитание в процессе обучения и в повседневной жизни требует разных путей и методов.

Сенсорное воспитание на занятиях является основой организации чувственного опыта детей.

Умение рассматривать, воспринимать предметы и явления формируются успешно лишь тогда, когда дети ясно понимают, зачем нужно рассматривать тот или иной предмет, слушать те или иные звуки. Потому, обучая восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять детям смысл их действий. Основная задача сенсорного воспитания заключается  в том, чтобы формировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе тд.

Наибольший эффект для сенсорного воспитания дает продуктивная деятельность, содержания и организация которой подчинены задачам умственного воспитания.

Совершенствование сенсорных процессов на занятиях должно  быть  в основном осуществлено до начала практических действий.

Специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности мы называем обследованием. Обследование - основной метод сенсорного воспитания детей. В процессе его дети овладевают умениями воспринимать такие свойства предметов и явлений, как величина, форма, пространственное отношение, цвет, особенности звуков человеческой речи и музыкальных звуков. Основные формы, основные цвета выступают как эталоны, образцы, которые помогают детям разобраться во всем многообразии свойств предметов. Эталоны входят как составная часть в содержание сенсорного воспитания.

Основные моменты, которые характерны для многих видов обследования:

  1. Восприятие целостного облика предмета
  2. Вычленение основных частей этого предмета и определение их свойств (форма, величина и т.д)
  3. Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева, справа)
  4. Вычленение более мелких частей предмета и установление их пространственного отношения по отношению к основным частям.
  5. Повторное целостное восприятие предмета

Такой способ обследования может быть применен для анализа любой формы самых различных предметов, поэтому он может быть назван обобщенным.

Одно из основных условий успешной деятельности детей – обучение их умению действовать в зависимости от тех или иных свойств почвы, растений и т.д

Способы обследования, применяемые в сенсорном воспитании, разнообразны и  зависят, во-первых, от обследуемых свойств, а во-вторых от целей обследования. Обучение обследованию должно проводиться с учетом возрастных различий детей. Включенное в дидактическую систему занятий, сенсорное восприятие является неотъемлемой частью умственного развития.

Получаемые детьми впечатления воспитатель использует не только в целях сенсорного, но обязательно в целях нравственного и эстетического воспитания.

В задачи воспитания всех сторон личности ребенка входит и математическое развитие. Во всех группах детского сада соответствующая работа должна стать неотъемлемым элементом воспитательной работы.

Что же является конкретным содержанием математического развития ребенка?

Сюда включается довольно обширный круг знаний, умений и навыков, которые могут быть сформулированы следующим образом:

  1. Овладение счетом: умение применять счет до определенного количества
  2. Распознание детьми величины предметов и сравнение этих величин (большой – маленький, больше – меньше и тд)
  3. Развитие представлений о пространственных отношениях (вверх – вниз, вперед – назад, направо – налево и тд)
  4. Знакомство с геометрическими формами (куб, шар, четырехугольник, треугольник, квадрат и тд) умение эти формы  правильно называть, распознавать в окружающих предметах.
  5. Развитие представлений о времени (сегодня, вчера, завтра, утро, день, вечер, ночь), узнавание времени на часах с точностью до часа;  последовательность времен года; пользование календарем.
  6. Измерение и некоторые меры (измерение путем наложения одного предмета на другой, измерение шагами, чашками) в дальнейшем возможно также применение некоторых мер(метр, килограмм, сантиметр)

Указанное содержание состоит из отдельных, последовательно связанных друг с другом разделов. В самом деле, ребенок сначала научается определять величину предметов на глаз, усваивает соответствующие словесные обозначения: длиннее – короче, старше – моложе. Когда же он знакомиться с числами и приступит к решению задач, он будет производить сравнение величин более точно и результаты сравнения выражать в числе.

Работа детского сада над математическими развитием ребенка является одним из средств умственного воспитания ребенка и подготовки его к школе.

Ребенок различает предметы по определенным признакам и сравнивает их. Выделение, сравнение, сопоставления связанны с развитием наблюдательности. Это есть процессы умственного порядка, процессы сознательной, умственной деятельности. Понимание числа, овладение счетом представляют собой сложную умственную операцию.

Ни цвет, ни размер, ни форма предметов, ни прямое назначение не входят в понятие числа: наоборот, для того чтобы дать количественную характеристику какой-нибудь группы предметов, как раз требуется отвлечение от конкретных свойств, составляющих ту или иную группу предметов. Процесс  отвлечения при усвоении числа есть, конечно, процесс умственный и, следовательно, ведет к умственному развитию ребенка.

Понимание  состава знакомых чисел, а именно что 3 есть 2 и 1; 4 есть 2 и 2, 3 и 1; умение складывать и вычитать сначала на конкретном материале, а затем без него, в уме, заключают в себе элементы простейшего анализа и синтеза. Решение самых простых, но разнообразных задач, самостоятельное придумывание задач ведут к развитию мышления, памяти, воображения и речи.

Совершенно понятно, что, если детский сад умственно воспитывает ребенка, дает ему некоторую сумму знаний и навыков, уточняет его язык, он тем самым прямо и непосредственно выполняет задачу подготовки ребенка к школе, облегчает ему усвоение в школе «основ наук». Детский сад предоставляет ребенку много возможностей для развития математических представлений: купили несколько кукол, надо знать сколько им достать кроваток; во время игры потребовалось взять флажок в правую руку; вынесли на участок лопаты, при возвращении в группу надо проверить, все ли лопаты подобранны.

Если при поступлении в детский сад малыш имел  в своем лексиконе для определения любой величины лишь два слова – большой и маленький, т.е. определял этими двумя словами не только большие и маленькие  предметы, но также длинные и короткие, высокие и низкие, то в детском саду при соответствующем внимании воспитателя он учиться различать величины и правильно их обозначать. Он скажет: высокое дерево, низкий куст, длинный поезд и тд.

Эффективным средством формирования математических представлений и сенсорного развития детей дошкольного возраста являются развивающие игры.

Значительная часть игр посвящена актуальному для дошкольного возраста сенсорному воспитанию. Особенно важно такое воспитание в младшем дошкольном возрасте, когда ребенок еще не выделяет и не осознает отличительные качества окружающих предметов. Играя  ребенок учиться различным приемам зрительного, слухового и осязательного обследования, помогающим различать и выделять качества предметов, сравнивая их по этим качествам и обозначать соответствующим словом. Так возникают сенсорные эталоны, т.е общепринятые представления о внешних качествах предметов. Развитие сенсорики является чувствительной основой для всех способностей ребенка (познавательных, эстетических, творческих и пр), для полноценного осознанного восприятия окружающей действительности.

В каждой игре есть два начала: одно несет развлекательность, другое требует серьезности, мобилизации усилий. Разработаны четыре вида развивающих игр:

  1. Игры – забавы
  2. Игры с ролью
  3. Игры – задачи
  4. Игры – соревнования

Радостные переживания приносят ребенку игры – забавы, в которых полностью отсутствует сухой дидактизм и назидательность. Обучающая задача такой игры обычно увлекает ребенка и не требует особых усилий. Например, малышу предлагают поплясать с куклой, а потом выбрать, кому ее предать.

Вторым видом игр, в которых также преобладает развлекательное начало, являются игры с ролью. Психологические исследования показали, что ребенок, действуя в соответствии с ролью, полнее  использует свои возможности и значительно легче справляться со многими задачами. Действуя от имени осторожных воробушков, смелых мышек, ребята учатся незаметно для себя. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят к творческой самостоятельной игре.

В играх – забавах и в играх с ролью обучающая задача является лишь условием реализации игрового замысла. В следующем виде игр – играх задачах она составляет саму суть игры, ее смысл. Игровой замысел здесь опирается на интерес ребенка к умственной деятельности. Решение предложенной задачи становится условием игрового общения детей и средством, с помощью которого можно завоевать признание и уважение сверстников. Игровые ситуации здесь разнообразны: это и различные поручения, и загадывание и разгадывание загадок. Игры задачи требуют от ребенка целенаправленной активной умственной деятельности, умение мобилизоваться, сосредоточится, чтобы найти верное решение.

Четвертый вид игр – это соревнования. Побудительным мотивом здесь является сравнение себя с другими. Элементы соревнования используются во многих играх. Они подготавливают детей к правильной оценке своих возможностей и достижений.

Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Только взрослые могут помочь детям увидеть мир красок, уловить все разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета. Предполагаемые игры помогут научить детей различать и называть те цветовые тона, которые наиболее часто встречаются в их окружении. Эти игры содержат два типа обучающих задач:

  1. Задачи на целенаправленное различение цветовых тонов
  2. Задачи на правильное называние цветов.

Решение задач первого типа связанно с тем, что окраска предметов выполняет роль сигнала к действию или его запрету. Ребенок сравнивает и выбирает предметы по их окраске.

Задачи второго тапа отличаются тем что, решая их, дети находят нужные предметы по цвету и учатся правильно обозначать словом цветовые тона.

Очень важно, чтобы различение цветовых тонов было значимо для самого ребенка. Поэтому знакомство с цветом следует связывать с активными действиями детей и с привлекательными для них предметами. В одних случаях цвет может выполнять роль сигнала, побуждающего к определенным игровым действиям, в других различение цветов может стать условием получения привлекательного предмета.

Чтобы малыши успешно различали цветовые тона, необходимо соблюдать следующие требования к материалам и игрушкам:

  • Предметы должны быть привлекательными для ребенка, вызывать эстетическое отношение.
  • Они должны быть окрашены в чистые цветовые тона средней светлоты и яркости.

Восприятие формы предметов является сенсорной основой любой практической деятельности. Без выделения формы нельзя правильно увидеть, а значит, и изобразить окружающие предметы. Восприятие и выделение формы не происходит само собой. Этому надо учить ребенка, начиная с младшей группы детского сада. Одним из наиболее эффективных способов  такого обучения являются игры. В игре создается такая ситуация, в которой целенаправленное восприятие и различения формы предмета становятся важными для ребенка, на этом строится его общение с другими детьми. Играя, малыш легко и с удовольствием осваивает рациональные приемы обследования формы глазами и руками, причем не только осваивает, но и активно применяет эти приемы, совершенствуется в самостоятельном их использовании, что , конечно, имеет большое значение для умственного и эстетического развития.

Действуя с предметами разной формы, малыши учатся обследовать их одновременно рукой и глазами – зрительным и осязательным способом. Эти способы неразрывно связанны и взаимодополняют друг друга. Их сочетание необходимо для целостного представления о предмете, без которого трудно решать различные игровые, изобразительные и конструктивные задачи, различать предметы по форме.

В предлагаемых играх преследуется еще одна важная цель – учить детей согласованным действиям обеими руками и развивать координацию руки и глаза.

Зрительное восприятие формы и маленьких детей фрагментарно несовершенно и неосознанно. Неосознанность воспринимаемого является серьезным препятствием для построения отчетливых зрительных образов формы объекта. Непонимание строения и пропорций формы задерживает развитие ребенка. Не выделяя форму предметов как существенный признак, ребенок с трудом овладевает действиями с этими предметами, бытовыми  и практическими навыками. Его руки действуют неловко, плохо приспосабливаются к форме предметов, часто роняют их, а если удерживают, то неудобным способом.

Задача воспитателя – помочь детям овладеть рациональными признаками зрительного обследования формы предметов. Научить их целенаправленному рассматриванию, успешнее всего эта задача достигается с помощью интересных для малышей обучающих игр. В предлагаемых играх следующие условия, необходимо для успешного формирования целенаправленного зрительного восприятия формы предметов.

Во-первых, в них создается ситуация, в которой возникает необходимость внимательно рассмотреть предмет и выделить его форму.

Во-вторых, в этих играх дети обучаются рациональным приемам зрительного обследования формы. Предлагая ребенку рассмотреть предмет со всех сторон, взрослый побуждает его  к согласованному движению глаз и руки по контору формы. Своеобразие этого приема в  том, что рука ребенка, обводя контур предмета, как бы ведет за собой его взор.

Другой прием, который предлагается детям в играх этого раздела, заключается в накладывании фигуры на контур той же фигуры, прорисованный на образце.

Эффективным приемом развития зрительного восприятия формы имеет использование, т.е воспроизведение контуров фигуры путем выкладывания ее формы с помощью однотипных деталей..

Большое значение для развития зрительного восприятия формы имеет использование слова, как средства фиксации целостного образа формы (круг, квадрат, треугольник и пр) В некоторых играх данного раздела («геометрическое лото») дети учатся правильно называть геометрические фигуры.

Третьим важным условием, содержащимся в данных играх, является связь познавательной задачи с эстетической. Эстетическое отношение ребенка к окружающей действительности невозможно без отчетливого восприятия формы предметов. В некоторых играх («чей коврик лучше») делается акцент на эстетической оценке результата конструирования детей. Это развивает не только зрительное восприятие формы, но и художественный вкус.

Уже в младшем дошкольном возрасте необходимо развивать у детей умение воспринимать величину предметов путем сравнения их по длине, ширине, высоте.

В педагогической практике знакомство с качествами величины, как правило, осуществляется на занятиях с использованием распространенных игровых замыслов.

В большинстве предлагаемых игр используются народные игрушки – пирамидки, матрешки и другие деревянные игрушки, отдельные детали и части которых отличаются только размером. Эти игрушки как будто специально созданы для детей, чтобы научить их различать величину предметов, с помощью взрослого в предлагаемых играх ребенок осваивает рациональный приемы сравнительно оценки величины (накладывание и прикладывание предметов).

Игры приведены в определенной последовательности, которую необходимо соблюдать. Первая игра «Что делают матрешки?» привлекает внимание детей к общим размерам предметов, делает их величину значимым признаком. В дальнейших играх дети осваивают прием различения величины путем накладывания «Разберем и соберем», благодаря чему у них формируется поисковый образ величины. Дети учатся сравнивать и различать разные параметры величины и обозначать их словами.

Целью поведения всех этих игр в младшей группе является выделение величины как значимого признака предмета и развитие способности устанавливать ярко выраженные различия в высоте, длине и ширине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для воспитателей "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Игры, направленные на сенсорное развитие"

В презентации педагоги детского сада смогут освежить свои знания о сенсорном развитии детей дошкольного возраста. Мы, педагоги, знаем, насколько важно сенсорное воспитание на протяжении всего дошкольн...

Представление опыта работы по теме: «Использование ИКТ при ФЭМП и сенсорного развития детей дошкольного возраста»

Современный этап развития российского образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Они позволяют выйти на новый уровень обучения, открывают ранее недопусти...

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (в том числе развитие мелкой моторики как части сенсорного развития)

В консультации рассмотрены теоретические аспекты проблемы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, его важность для последующего развития познавательных процессов у детей. Отдельно подчеркива...

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Задачи сенсорного развития детей в детском саду.

В статье рассматривается значение сенсорного развития дошкольников и его задачи для разных возрастов....

Доклад к педсовету «Индивидуальная работа по развитию математического представления и способностей у детей дошкольного возраста»

Доклад к педсовету«Индивидуальная работа по развитию математического представления и способностей у детей дошкольного возраста»...

Презентация «Индивидуальная работа по развитию математического представления и способностей у детей дошкольного возраста»

Презентация «Индивидуальная работа по развитию математического представления и способностей у детей дошкольного возраста»...